скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Формирование гуманизма у подростков в условиях внешкольных занятий

Дипломная работа: Формирование гуманизма у подростков в условиях внешкольных занятий

Содержание

Введение

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме гуманизма в образовательной среде

1.1.     Возрастные особенности формирования личности подростков и юношества

1.2.     Историческое развитие гуманизма, основы современного гуманизма

1.3.     тренинг как основа внешкольных занятий по формированию гуманизма у подростков

2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию уровня гуманизма старшеклассников

2.1 Выявление уровня сформированности гуманизма у старшеклассников

2.2      Содержание работы по повышению уровня гуманистических качеств среди старшеклассников

2.3      Оценка эффективности работы повышению уровня гуманистических качеств среди старшеклассников

Список используемой литературы

Приложения


Введение

Существенные изменения социально-политических и культурных условий жизни общества привели к тому, что материальные ценности стали преобладать над духовными.

Это выражается в увлечении человечества научно-техническим прогрессом, развитием технического потенциала и, как следствие, в порождении технократического мышления, основными чертами которого являются преобладание средств над целью, цели над смыслом, техники над общечеловеческими ценностями. В нашей стране сложившаяся ситуация усложняется переходным состоянием общества, что обуславливает затруднительное положение экономики, образования и других сфер жизнедеятельности.

Люди поставлены в экстремальные условия выживания, т.е. основные их силы направлены на зарабатывание денег в ущерб психическому здоровью и моральному благополучию. Это является причиной нарастающей агрессии и равнодушия по отношению к окружающему миру.

Происходящие в нашем обществе перемены проявляются в следующем: рыночные отношения требуют таких личностных качеств, как инициативность, патриотизм, толерантность, гуманность. Отсутствие таких личностных качеств личности формирует реформы в стране.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что у современной молодежи существует проблема, связанная с отсутствием нравственных критериев оценки поступков человека по отношению к самому себе и обществу, в котором он живет.

Социальный проект направлен на формирование гуманизма, нравственных качеств.

Актуальность заключается в соответствии идеи проекта требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности.

Школьники должны играть активную роль в обществе и быть его полноправными участниками, самодостаточными и социально ориентированными.

Подтверждением этому служат многочисленные обращения ученых (Г.М. Андреевой, Ю.В. Васильевой, СВ. Дармодехина, О.Л. Зверевой, Т.А. Куликовой, Е.Н. Сорочинской, П.П. Пивненко, А.В. Мудрика) к проблемам формирования гуманизма у взрослых людей и подростков. Важным инструментом, посредством которого ученые разных стран стремятся решить данную проблему, является деятельность в образовательной среде и семейное воспитание.

Дети и подростки ещ только приобретают жизненные ориентиры, осваивают окружающую действительность, познают самого себя, и это происходит во взаимодействии с взрослыми. Взрослые, в свою очередь, навязывают подросткам уже готовые знания об окружающем мир, подростки их не принимают, так как эти знания не приобретены ими в практической деятельности.

В разное время идеи гуманизма изучали разные педагоги, философы, общественные деятели, писатели. А античное время это были Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Цицерон и другие. В эпоху возрождения идеи гуманизма развивали Т. Мор, М. Монтень, Л. Альберти, М. Фиччино, Э. Роттердамский. яркими представителями гуманизма эпохи просвещения являлись Б. Паскаль, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо, И. Кант. В XIX веке блистали К. Маркс, Ф. Ницше. В России истоки гуманизма зарождали Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. В: А.И. Герцен, М.А. Бакунин, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.

Исследованию особенностей психического развития личности подросткового и старшего юношеского возраста посвящены работы отечественных (П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.С. Лейтес, Л.И. Рувинский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Дж. Дьюи, Джерсильд, Гаррисон, Заззо, Озибелл, Пиаже, Хоррокса и др.) психологов. Влияние социальной среды на развитие ребенка обосновано в трудах А.А. Бодалева, И.С. Кона, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой,С.Т. Шацкого и др. [11;9;1]

Выявленные противоречия, актуальность и значимость рассматриваемой проблемы, недостаточность ее теоретической и практической разработанности определили тему данной работы: «Формирование гуманизма у подростков».

Цель работы заключается в создании эффективного тренинга по формированию гуманизма, адаптированного для подростков с учетом их психофизиологических особенностей.

Объект исследования – является процесс формирования ценностей современных старшеклассников.

Соответственно предметом нашей работы мы считаем формирование гуманистической позиции у подростков в условия внешкольных занятий.

Задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме гуманизма в образовательной среде,

- провести экспериментальное исследование уровня сформированности гуманистической позиции подростков,

Гипотеза исследования основана на предположении, что процесс воспитания гуманистичекой позиции у старшеклассников будет успешным, если: гуманистичекое воспитание в школьном образовании выступит как базовый компонент формирования гуманистичеких ценностей у подростков.

Предполагаемые результаты.

- обретение школьниками опыта социально активной деятельности;

- обретение опыта нравственного поведения и общения;

- овладение навыками и умениями социальной деятельности.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовалась совокупность методов: изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической отечественной и зарубежной литературы, периодической печати по исследуемой проблеме; анкетирование; опытно-экспериментальная работа.

Для доказательства гипотезы был проведен эксперимент, который состоял из 3 этапов:

1) констатирующий эксперимент

2) формирующий эксперимент

3) контрольный эксперимент

1 этап (октябрь – ноябрь 2009 гг.) - проблемно-поисковый. Велась разработка теоретических и методологических предпосылок исследования, принципов отбора и анализа первичной информации; происходило накопление эмпирического материала; изучалось состояние проблемы в первоисточниках и современной философской, социологической, психолого-педагогической литературе, касающейся вопросов формирования гуманизма у старших школьников в современных условиях. Осуществлялись выбор и формулировка проблемы исследования, определение предмета, понятийного аппарата, приоритетных задач, направлений.


1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме гуманизма в образовательной среде

1.1 Возрастные особенности формирования личности подростков и юношества

Границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением в 9-11 классах средней школы. За эти три года бывший ребёнок становится почти взрослым человеком. Трудности этого периода развития отражены в названиях «переходный», «трудный», «критический» возраст. Масштабы происходящих перестроек значительны и касаются организма, самосознания, способов социального взаимодействия, интересов, познавательной и учебной деятельности, нравственных позиций. Основным фактором развития личности подростка является его собственная социальная активность, направленная на вхождение в мир взрослых.

Пусковым механизмом этого процесса является переход к завершающему этапу созревания организма. Его перестройка начинается с активизации деятельности гипофиза, его передней доли, гормоны которой стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Эта скрытая гормональная перестройка обусловливает характерный для подростка «скачок в росте» и половое созревание. Перестройка в эндокринной системе часто является причиной общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, двигательной активности, периодической вялости и апатии. Несмотря на значительные внешние изменения, происходящие в этом возрасте, говорить об окончательном формировании взрослого организма преждевременно, т.к. наблюдается неравномерность развития отдельных органов и систем, приводящая нередко к дисгармоничному типу развития, сопровождающемуся функциональными нарушениями, плохим самочувствием и быстрой утомляемостью. Неравномерность роста и главным образом непропорциональность развития костей и мышц приводит к известной неуклюжести, угловатости, характеризующей подростков. Все происходящие изменения, их соответствие или несоответствие стандартам, принятым в данной возрастной группе и в этот период, осознаются подростком и глубоко переживаются. Это может усугубить общую неуравновешенность и даже привести к психологическим травмам. Такие переживания могут обостриться в связи с возникновением интереса к другому полу, повышающегося внимания к собственной внешности [28, с.121-140]

Серьёзные изменения претерпевают отношения подростка с взрослыми (родителями, учителями). Свои претензии на новые права подросток, прежде всего, распространяет на сферу отношений с ними. Он начинает сопротивляться категорическим требованиям взрослых, протестует против ограничения его самостоятельности, всяческой опеки, мелочного контроля, отношения к нему как к маленькому. Он требует учитывать его интересы, отношения, мнения, хотя они и не всегда достаточно разумны и зрелы, проявляет обострённое чувство собственного достоинства. Формирование личности подростка процесс сложный и неоднозначный: педагогическое воздействие, как правило, встречается с активным субъектом самовоспитания. Поэтому, строя работу с подростками, чрезвычайно важно понимать, на какие образцы и ценности они ориентируются, что считают важным и значимым[38, с.39]

Юность в возрастной психологии обычно определяется как стадия развития, начинающаяся с полового созревания и заканчивающаяся наступлением взрослости. Это весьма значительный период в жизни человека, связанный с завершением физического развития, выходом на определённую ступень индивидуального развития и приобретением социального статуса взрослого человека, расширением прав и обязанностей.

Начальный период – ранняя юность (15 – 18 лет). Многие авторы считают переломным пятнадцатилетие, сущность которого выразить в единой формуле невозможно, так как основная его особенность состоит в быстром нарастании индивидуальности. Внешняя монолитность подросткового возраста с его приверженностью норме начинает расслаиваться, идёт формирование новых общностей, объединяющих молодых людей уже не по формальным признакам (школьный класс, учебная группа, кружок и т.п.)[28, с.162]

Юность – время перехода к самостоятельности, усложнения систем отношений, расширения круга лиц, с которыми нужно сообразовывать своё поведение – всё это активизирует самопознание, самооценку и становление самосознания. Речь идёт не только о познании собственных качеств, освоении новых систем отношений, учёте оценки, которую тебе дают другие, но и о становлении определённого мироощущения, формировании мировоззрения. Однако так как в ранней юности сохраняется в целом такая же ситуация развития, что и в подростковом возрасте, остаются условия для трудностей и конфликтов. В процессе самоопределения особенно глубокую перестройку претерпевают системы отношений, и в первую очередь это касается отношений с родителями. Нарождающееся чувство взрослости ведёт к необходимости освободиться от сковывающей опеки родителей, перестроить отношения с ними на основе равенства. Возникающий при этом достаточно часто конфликт некоторыми исследователями абсолютизируется и рассматривается как неизбежный «бунт» юности, вызывающий «конфликт поколений». Взаимоотношения же отцов и детей зависят от целого ряда социальных и психологических условий, и конфликт не является неизбежным. Возникновение психологического барьера между детьми и родителями во многом зависит от того, как последние понимают смысл юношеского стремления к автономии и в какой мере понимают его [47,с.70-75]


1.2 Историческое развитие гуманизма, основы современного гуманизма

Гуманность или человечность – одно из основных жизнепроявлений человека. Это качество возникало и развивалось на самых ранних этапах человеческой истории, надо полагать, едва ли не вместе с превращением гоминид – в Homo sapiens, стада – в общество. Свидетельства его древности сохранили и языки, и памятники искусства; оно получило свое выражение в первых, стихийно слагавшихся правилах морального, социально одобряемого поведения.

В современной философии и культурологии нет однозначного понимания слова «гуманизм». Чаще всего под гуманизмом понимают комплекс идей, связанных с признанием человека высшей ценностью, с защитой его фундаментальных прав и свобод, утверждением его творческого и созидательного предназначения в мире. О гуманизме в узком смысле говорят, характеризуя эпоху Возрождения. Вновь открыв для себя античное наследие, люди в то время стали приходить к сознанию, что человек не только «раб божий», но обладает и собственной ценностью. Мерой гуманизма при таком его понимании все более становилась мера свободы человека, его самостоятельности перед лицом как естественных стихий, так и перед ликом божества. Характерной чертой западноевропейского гуманизма является освоение и отстаивание все больших и больших человеческих возможностей, все большей и большей свободы человека перед лицом природы, богов и государства.

Мировоззрение деятелей Возрождения обычно обозначают как гуманистическое, поскольку в центре их внимания был человек. Именно тогда гуманизм стали идентифицировать как идейное течение, мировоззрение и образ жизни, а гуманистами впервые стали называть любителей и ценителей античной культуры, собирателей старинных рукописей и образцов искусства. [6, с130]

Темой гуманизма были озабочены философы древнего Китая, Греции и более поздних цивилизаций. наиболее проницательными в осмыслении человечности человека оказались греческие мудрецы-философы. Те их отрывочные высказывания и поучения, что дошли до нас в цитатах из глубокой древности, вполне позволяют воссоздать ту атмосферу любви к истине и человеку, в которой они жили.

На вопрос, кого можно считать счастливым, Сократ отвечал: «Того, у кого честный образ мысли и острый ум». Он утверждал, что красота, разум и добро – человеческие качества – превыше богов («Существует только один бог – знания, и только один дьявол невежество», «Кто мудр, тот и добр»). Это подлинные сокровища человеческой души, но люди их не ценят, ибо не знают самих себя и потому слепы и беспомощны в мире, позволяют ложным ценностям связывать себя и порабощать: «Сколько же есть вещей, без которых можно жить!» («которые мне не нужны»). Искать следует лишь того, что дарует человеку свободу и независимость. Сам Сократ бежал ото всего, что может их отнять.

Все учение Сократа пронизано любовью к человеку. Способствуя пробуждению человечности в человеке, Сократ исключительно ярко сумел выразить гуманистический подход к пониманию человеческой жизни.

Платон (428 – 347 гг. до н. э.) известен как автор идеи эфемерности земных вещей, являющихся отражениями трансцендентных (идеальных и потусторонних) вещей, «идей». Для нас наибольший интерес будет представлять та часть платоновского учения, где он рассуждает о реальных земных ценностях – человеческих добродетелях и качествах, помогающих человеку в жизни («С человеком хорошим не бывает ничего плохого ни при жизни, ни после смерти»). Это «Апология Сократа» (о справедливости и долге), «Пир» (о любви), «Хармид» (о благоразумии), «Эвтифрон» (о благочестии), «Лахет» (о мужестве), «Горгий» (критика софистической морали и восхваление сократовского метода), «Гиппий Меньший» (о несправедливости и лжи). Платон предложил одну из первых классификаций добродетелей. Высшими из них он считал мудрость, достоинство, справедливость и умеренность. Выбрать верную шкалу предпочтений задача мудреца, ведущего «блаженную жизнь», то есть такую жизнь, которая вмещает в себя и духовные, и физические измерения. В связи с этим у Платона возникает понятие «смешанная блаженная жизнь». Это не приятная жизнь гедонистов, а максимальное приближение к высшей ценности – Богу как абсолютному критерию счастливой жизни. Ему принадлежат многие реалистичные и здравые афоризмы, например: «Разве человек, если он дерзок не по разуму, не несет ущерба, а если отважен с умом, не получает пользы?». Проблеме воспитания подрастающего поколения Платон также уделял внимание. Он учил, что детям нужно завещать не золото, а наибольшую совестливость.[8, с.23]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.