Дипломная работа: Информационные технологии при анализе бизнеса
В соответствии с проектом «Методического руководства при анализе стоимости бизнеса (предприятия) российских стандартов оценки 2001 года (проект)», согласно п.1.08 «получение данных, документация и источники информации», аналитику следует получить от клиента все возможные документы и данные, считающиеся необходимыми для завершения задания, которые, в зависимости от цели анализа будет включать материалы:
• срок владения имуществом - документы о регистрации земли, кадастровые выписки и т.п.;
• устав юридического лица, устав акционерного общества, реестр акционеров, книги протоколов и т.п.;
• балансовый отчет и отчеты о прибылях и убытках за предыдущие годы (прошедшие аудит, там, где они доступны);
• счета управленческого учета, бюджеты, балансовые отчеты, прогнозы;
• подробности, касающиеся всех постоянных и переменных затрат;
• опись фиксированных активов и ценных бумаг;
• контракты с клиентами;
• экологический аудит;
• список обязательств.
Кроме того, необходима информация о бизнесе в целом, откуда можно вычленить необходимые аналитиками информационные элементы;
• характеристики бизнеса, интерес в собственности на бизнес или ценная бумага, подлежащие анализу, в том числе права, привилегии и обязательства, факторы, влияющие на контроль и любые соглашения, ограничивающие продажу или передачу;
• характер, история и перспективы бизнеса;
• финансовая информация за прошлые периоды;
• предыдущие сделки, касающиеся бизнеса, выгодных интересов в бизнесе, преференция, конвертируемые или другие ценные бумаги;
• информация о менеджерах высшего уровня и персонале (контракты персонала, в частности пакеты переменных вознаграждений и опционы на акции);
• подробные сведения о поставщиках (включая контракты);
• производственные системы;
• коммерческие протоколы;
• патенты, изобретения, формулы, процессы, чертежи, модели, ноу-хау, товарные знаки, наименования или фирменные наименования, авторские права, базы данных и т.п.;
• подробные сведения о конкурентах.
Определение информационных элементов эффективности компании на уровне сектора включает:
• природу и динамику отраслей, которые оказывают или могут оказывать воздействие на бизнес;
• экономические факторы, влияющие на бизнес;
• информацию с рынков капитала, например, достижимая ставка отдачи по альтернативным инвестициям, сделки на фондовом рынке, слияния и поглощения;
• прогнозы фонда заработной платы;
• рыночный спрос на продукцию;
• основные соотношения (пропорции, коэффициенты) у лидеров отрасли;
• будущие конкуренты;
• мощность клиентов и поставщиков;
• влияние потенциальных изменений в государственном законодательстве или в международных конвенциях;
• другая информация.
Аналитик должен указать документы, являющиеся источниками информационных элементов для применяемого им математического аппарата и инструментальных средств, а также сохранить всю информацию и рабочие материалы, на которые он полагался при выработке свого анализа и рекомендаций.
В соответствии со стандартом Американского Общества Аналитиков BVS-ITI [75], наличие всех необходимых информационных элементов для процесса анализа должно содержаться в информации по:
• характеристике предприятия, доле акционеров в капитале предприятия или ценных бумаг, подлежащих анализу, включая права, привилегии и условия, количественных характеристиках, факторах, влияющие на контроль и соглашения, ограничивающих продажу или передачу;
• общей характеристике предприятия, его истории и перспективах развития;
• финансовой информации о предприятии за предыдущие годы;
• активы и обязательства предприятия;
• общую характеристику отраслей, которые оказывают влияние на данное предприятие; их текущее состояние;
• экономические факторы, оказывающие влияние на данное предприятие;
• состояние рынка капиталов как источника необходимой информации, например, о возможных ставках дохода по альтернативным капиталовложениям, об операциях со свободно обращающимися акциями, о слияниях и поглощениях компаний;
• данные о предыдущих сделках с участием оцениваемого предприятия, доли акционеров в капитале предприятия или его акций;
• другую информацию, которую оценщик сочтет имеющей отношение к проведению анализа.
Из содержания стандарта видно, что основой при проведении анализа бизнеса является как ретроспективная информация, зафиксированная в системе бухгалтерского и оперативного учета, гак и текущие показатели внешнеэкономического окружения. Большое значение имеет отраслевая информация. Обратим внимание на разнородность информационных элементов, необходимых в анализе.
Соответственно, на первом этапе анализа стоимости бизнеса условно информацию можно классифицировать по источникам возникновения: внешняя информация, характеризуется условиями функционирования предприятия в регионе, отрасли и экономике; внутренняя информация, характеризует деятельность предприятия.
По отношению информации ко времени: ретроспективная информация и информация о будущих ожиданиях.
По типу информация может быть юридической, финансовой, технической (и технологической), коммерческой.
По масштабам: общеэкономическая, отраслевая, внутренняя информация об отдельном предприятии и его подразделениях.
Каждая из представленных классификаций помогает определить объем и роль информации, собираемой для определения стоимости собственного капитала компании, доли в собственном капитале или пакета акций.
Важнейшим показателем качества полученной информации является ее достоверность. Аналитик не может проверить всю информацию. В этих случаях указывается ее источник. Поэтому при сборе информации важным моментом является ссылка на источник данных.
Таким образом, собираемая на этапе сбора и обработки информация должна отвечать следующим критериям: достоверности, точности, комплексности, прозрачности.
Проблема получения информации об отдельной компании возникает при поиске данных о предприятиях-аналогах. Эти данные используются в первую очередь для соотнесения различных показателей и коэффициентов с отраслевыми данными при рыночном подходе к анализу.
Следовательно, при поиске и использовании большого количества информации возникает необходимость применения программных продуктов поиска и обработки данных. Кроме того, необходимы инструменты, решающие задачи сравнения и сопоставления. Но это относится к этапу реализации методов оценки в среде информационных технологий, которые рассмотрены в п. 1.2.
Важной проблемой является обработка нормативного, правового и информационного обеспечения аналитической деятельности с последующей выработкой рекомендаций по их использованию на практике.
Таким образом, все вышесказанное говорит о необходимости создания специальных баз данных аналитической деятельности.
Так для данного этапа, по аналогии с другими видами, следует отметить возможность создания единых баз данных и инструментов обработки информации, как внутренних по предприятиям, включающим данные бухгалтерского учета и отчетности, бизнес-планы предприятия, анализ конкурентов, анализ внешнего экономического окружения, влияющего на деятельность компании, так и внешних баз данных. К последним отнесем создание баз данных по законодательным и нормативным актам, включающим международные и российские стандарты анализа, а также баз данных информационных ресурсов, терминологии, и т.д. В настоящее время они присутствуют в виде отдельных разобщенных сведений об объектах или субъектах анализа.
Таким образом, общую структуру сбора и обработки информации, необходимой для первого этапа анализа стоимости бизнеса можно
представить на рис.5:
Рис 5. Структура этапа сбора и обработки информации.
Итак, учитывая разрозненность, непостоянность и важность информации в процессе анализа бизнеса, представляется необходимым создание информационной базы аналитической деятельности. при этом для оптимизации поиска и обработки информации могут быть применены информационные технологии, позволяющих создавать внутренние и внешние базы данных, вести отбор необходимой информации по заданным направлениям и алгоритмам. Это может быть разработка и внедрение программ поиска и обработки данных. Облегчением поиска необходимой информации является также развитие сетевых технологий и электронных периодических изданий
Анализ процесса анализа (рис. 4.) и инструментальных средств, проведенный в п. 1.1 и п. 1.2, показал, что объектом исследования на этапе анализа финансово - хозяйственной деятельности предприятия является сама финансово - хозяйственная деятельность предприятия. Предметом исследования - использование систем финансового анализа предприятия для целей анализа стоимости бизнеса. Грамотно выполненный финансовый анализ является основой применения подходов и методов анализа стоимости бизнеса.
Таким образом, учитывая сложность охвата целей анализа, а также требования к оперативности и многовариативности проведения аналитических исследований в процессе анализа, можно сказать, что необходима организация анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий в среде информационных технологий.
Проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия в процессе оценки направлено на достижение следующих целей:
• нормализация бухгалтерской отчетности с построением ретроспективного баланса;
• идентификация финансового положения;
• определение изменений в финансовом состоянии в пространственно временном разрезе;
• установление основных факторов, вызвавших изменение в финансовом состоянии.
Достижение этих целей способствует пониманию процессов, происходящих на предприятии, а значит, и снижает риск при принятии решений теми, кто заинтересован в анализе стоимости бизнеса.
На данном этапе целесообразно применение инструментов, решающих задачи актуализации, нормализации, корректировки отчетности, финансового анализа данных на дату анализа и вычисления относительных показателей. Для этого проводится подготовка финансовой документации в следующих направлениях:
• корректировка всей используемой финансовой и бухгалтерской отчетности;
• нормализация бухгалтерской отчетности;
• трансформация бухгалтерской отчетности;
• вычисление относительных показателей.
При решении данных задач могут использоваться инструментальные средства комплексного анализа финансового состояния и. результатов деятельности предприятия. Из проведенного п. 1.2. анализа видно, что эти системы уже существуют. К ним относятся такие аналитические системы, как «Квант-экс», «Audit Expert», «ИНЭК: АФСГТ», «АБФИ», «АЛЬТ-Финансы».
Следует отметить, что в п. 1.2. были проанализированы функциональные возможности аналитических систем, благодаря которым их можно использовать для анализа бизнеса.
Известно, что в соответствии с принципами ведения бухгалтерского учета, от предприятий не требуется отражения реальной рыночной стоимости тех или иных активов [69]. Поэтому компании предпочитают использовать те методы ведения бухгалтерского учета, которые позволяют минимизировать налоги. В пределах существующей системы бухгалтерского учета компания всегда имеет свободу выбора методов ведения бухгалтерского учета. Этот выбор закрепляется в приказе "Об учетной политике предприятия" и не может изменяться в течение ряда лет.
Так как время учета используемых данных и момент анализа между собой не согласованы, то расхождение данных во времени создает условия для появления в них различного рода искажении. Среди них можно назвать следующие: колебания курса валют, деноминацию денежных единиц, структурные изменения цен, изменение стандартов учета исходных данных и др. Несоответствия такого рода порождают проблему корректировки всей используемой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью приведения их к общему временному знаменателю, в роли которого выступает момент анализа.
Требование сопоставимости ретроспективной информации обуславливает необходимость корректировки денежных сумм на значения инфляционных показателей.
Отметим, что существует два альтернативных пути корректировки:
• прямая корректировка активов и денежных сумм на значения инфляционных показателей;
• учет влияния инфляции на активы и денежные суммы посредством включения в процедуру дисконтирования инфляционных показателей.
При проведении оценки в Российской Федерации предпочтительнее использовать первый путь, основанный на прямой корректировке денежных сумм на значения инфляционных показателей.
Более того, как показано в различных работах [53, 74, 79], инфляция оказывает различное влияние на величины типа потока (выручка, прибыль, ввод фондов и т.п.) и на величины типа запаса (активы всех видов). Вместе с тем, искажение различных показателей связано с неодинаковостью условий их формирования в системе учета. Исследование, показало, что корректировка учетных и проектных данных различного типа, необходимых для финансово-экономических расчетов и прогнозов, должна проводиться раздельно.
Распространенным методом инфляционной корректировки является метод учета изменения общего уровня цен [20, 53];
, (1.6), где
— реальная величина статьи, скорректированной по уровню инфляции, руб.;
— номинальная величина статьи по данным бухгалтерского учета и отчетности, руб.;
i1 — индекс инфляции на момент или за период анализа;
i0 — индекс инфляции в базовом периоде или на начальную дату отслеживания статьи баланса.
В качестве значений инфляционных показателей в зависимости от области действия компании могут использоваться также: индекс цен предприятий производителей, индекс потребительских цен, значения девальвации основной валюты. Также индекс цен может быть рассчитан для конкретной компании.
В этом методе различные статьи финансовых отчетов рассчитываются в денежных единицах одинаковой покупательной силы.
Исследование систем финансового анализа позволяет сделать вывод о том, что хотя аналитические системы изначально не создавались для решения задач анализа бизнеса, тем не менее, можно выделить ряд задач по анализу бизнеса, решение которых возможно с помощью данных систем. Проанализируем эти задачи. Во первых, инструментальные средства позволяют привести данные бухгалтерской отчетности за разные периоды времени к сопоставимому виду, без чего выполнять сопоставительный анализ невозможно, так как состав показателей форм отчетности и порядок их расчета в России часто меняются. Это достигается путем выработки шаблонов, представляющих аналитические таблицы на основе Международных Стандартов Бухгалтерского Учета (IAS).
Во — вторых, корректировки статей баланса могут проводиться как с российскими формами отчетности, так и с трансформированной бухгалтерской отчетностью, то есть аналитик, при необходимости, может оперировать любыми формами отчетности.
Отметим, что, несмотря на открытость, у программы «Альт-Инвест», отсутствует возможность сопоставимости данных за разные периоды времени, что существенно влияет на проведение анализа при оценке бизнеса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17