скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Казахская диаспора в Китайской Народной Республике

Дипломная работа: Казахская диаспора в Китайской Народной Республике

План

Введение.

Гл. 1 История формирования казахской диаспоры в Китае.

1.1  Причины переселения.

1.2  Адаптация и сфера занятости.

1.3  Диаспоральная политика КНР.

Гл. 2 Социально-политическое положение оралманов (репатриантов) в Казахстане

2.1 Политика Республики Казахстан в отношении соотечественников за рубежом и репатриантов.

2.2 Специфика и трудности адаптации оралманов.

Заключение.

Список использованных источников и литературы.


Введение

Актуальность исследования. Диспоралогия очень молодая наука несмотря даже на то, что само слово «диаспора» известно еще с 586 г. до н.э. Многие работы ведутся по изучению китайской, немецкой, русской, корейской, японской и других диаспор, но по изучению казахской диаспоры написано и издано очень мало работ, особенно казахстанских авторов, одной из причиной этому является не финансирование государством программ по изучению казахской диаспоры в стране проживания. Теоретически многие из них опираются на исследования российских авторов, а практически политика Республики Казахстан в отношении диаспоры опирается на опыт Израиля и Германии в этой области. Но известны, что казахская диаспора изучалась зарубежными исследователями как в годы Советского Союза, так и на современном этапе. Но к сожалению многие вопросы так и остались малоизученными, так как переселение казахов велось во время войн или же насильственно, то многие документы и другие письменные источники не сохранились, некоторые вопросы прояснились благодаря только воспоминаниям очевидцев. Так как изучение казахской диаспоры в Республике Казахстан ведется только последние десять лет, в связи с приобретением независимости, эта тема до сих пор остается малоизученной и имеет много нерешенных проблем, как теоретического характера, так и практического. Остается плохо изученным влияние казахской диаспоры на международные отношения и отношения внутри страны-проживания.

Также в контексте темы есть ряд ключевых понятий, неопределенность которых создает сложность при определении тенденций по причине постоянного изменения границ Республики Казахстан. К этим понятиям относятся: “этнос”, “нация”, “этническая группа”, “национальное меньшинство”. Кроме того, в современной научной литературе отсутствует четкая дефиниция понятия “диаспора”. Важной методологической частью работы является и эмпирическая интерпретация используемых понятий, таких как “соотечественники”, оралманы”, “репатрианты”, “иммигранты” и “мигранты”.

“Диаспора” - слово греческого происхождения, означающее “рассеяние” и определяющее совокупность древних евреев, расселившихся вне Палестины со времени Вавилонского плена в 586 г. до н.э., вследствие насильственного переселения их в Вавилонию после взятия Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором II. Постепенно термин стал применяться к другим этническим и религиозным группам.

Традиционно под диаспорой понимают часть народа (этнической общности), проживающую вне страны его происхождения, имеющую общие этнические корни и духовные ценности. Для диаспоры характерно осознание себя частью народа, проживающей в ином государстве; наличие собственной стратегии взаимоотношений с государством проживания и исторической родиной (или ее символом); формирование институтов и организаций, деятельность которых направлена на сохранение и развитие этнической идентичности. Диаспоры становятся неотъемлемым фактором современных международных отношений в силу углубления взаимодействия и взаимозависимости государств и, как следствие, нарастание миграционных процессов. В основе образования диаспор могут лежать и такие причины, как передел границ, распад государственных образований, миграционные потоки, вызванные угрозой насильственного выселения либо геноцида.

В современной политической науке понятие диаспора” относится к одной из шести категорий этнической политики и характеризует этническую группу, проживающую в новых условиях, часто в нетрадиционной среде обитания. Диаспора создается миграциями, которые, в свою очередь, зависят от исторических событий, породивших, сформировавших и развивших ее.

Рассматривая понятие “диаспора”, прежде всего, следует ее определять как вид отношений из трех составляющих: а) собственно этнических групп в их различных лингвистических, религиозных, исторических формах; б) родины, т.е. географической области, к которой этнические группы имеют привязанность; в) страны пребывания, т.е. той страны, где на сегодняшний день проживает диаспора.

Казахская диаспора обладает некоторыми особенными чертами, представляющие исторический и теоретический интерес. Во-первых, диаспоральные казахи никогда не составляли большинства в тех областях, где они проживали, тем самым являясь этническим меньшинством, не имели и не имеют значительного политического веса в политической структуре Китая, практически не обладая политической автономией, чтобы доминировать над остальным населением.

Диаспора, являясь этническим меньшинством старается поддерживать материальные и духовные связи со страной своего происхождения. Джон А. Армстронг предложил следующую дифференциацию диаспор: мобильная и пролетарская. Представители пролетарской диаспоры осознают свою принадлежность к передовой цивилизации, их профессиональные, коммуникативные и организационные способности позволяют им занять значительные (чаще всего экономические) позиции в стране проживания. Благодаря космополитической ориентации, языковым навыкам и коммерческим связям мобильные диаспоры играли и играют влиятельную роль во внешних сношениях с принявшей их страной.

Пролетарская диаспора является продуктом трудовой миграции, в большей степени из сельскохозяйственных районов стран второго и третьего мира в имперские государства. Практически у этих трудовых иммигрантов нет ни профессиональных, ни коммуникативных, ни организационных навыков для эффективного действия в своих коллективных интересах. Занимаясь непрофессиональным трудом, представители пролетарских диаспор не имеют возможности оказывать влияние на политику правительства.

Вышесказанное дает возможность отнести некоторую (незначительную) часть казахской диаспоры, к мобильной диаспоре., хотя и не обладающей политическим влиянием в станах-реципиентах, но благодаря высокой коммуникативной, организационной способностям и использованию традиционных знаний, сумевшей выжить в инокультурной среде обитания, без средств к существованию и мобильно приспособиться к новой экономической системе, создать путем развития этнического бизнеса новые рынки труда и товара.

Под термином “ирредента или невоссоединенная нация” в современной политической науке подразумеваются этнические меньшинства, населяющие территорию, смежную с государством, где большинство проживающих их соотечественники. За пределами своей страны ирредента оказалась вследствие войн, аннексии и спорных границ.

Исследованиями в данном направлении, и ирредентизмом”, занимают одно из приоритетных направлений конфликтологии, истории международных отношений, этнической политике. Однако, в бывшем Советском Союзе, республики которого были созданы на основе комплекса колониальных моделей территориальных захватов Российской империи, а также большевистских национально-территориальных разграничений в Казахстане и Средней Азии в 1924 г. и 1950-1960-е гг., данная отрасль в общественных науках отсутствовала.

По определению Л.Н. Гумилева, этнос” – коллектив особей, выделяющих себя из прочих коллективов, а также система различных по вкусам и способностям личностей, продуктов их деятельности, традиций, вмещающей географической среды, этнического окружения, а также определенных тенденций, господствующих в развитии системы. Академик Ю.В. Бромлей считает, что этнос – это “исторически сложившаяся общность людей, обладающая общим, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований” [48,11]

Но наряду с термином “этнос” широко используется такая категория как “нация”. В энциклопедическом словаре по политологии авторы определяют нацию как тип этноса, исторически возникшая социально-экономическая и духовная общность людей с определенной психологией и самосознанием.

Но при этом в политологии, социологии, этнологии существует другое понятие согласно которому нация – это искусственная конструкция, которая не имеет собственной субстанции.

Как этническая группа, по мнению Т.В. Полосковой, диаспора определяется как общность людей одной этнической принадлежности, оторванная от своего этноса (народа, нации) и живущая в иноэтнической среде, но сохранившая особенности языка, культуры, этнического самосознания, обычаев и уклада жизни.

В некотором роде правовой аспект работы раскрывает термин “национальные меньшинства”. По определению Верховного комиссара ОБСЕ по национальным меньшинствам Ван дер Стула – “... это группа, которая обладает языковой, этнической и культурной особенностью, стремится ее сохранить и выразить свою самобытность”.

В Законе РК “О миграции населения” понятие оралман” определяется как “иностранцы и лица без гражданства казахской национальности, постоянно проживающие на момент приобретения суверенитета Республикой Казахстан за ее пределами и прибывшие в Казахстан с целью постоянного проживания”. Понятие “репатриант” в том же законе определен как “гражданин Республики Казахстан добровольно или вынужденно возвращенный на свою родину”.

Там же, термин “иммигрант” определен следующим образом, “иностранцы или лица без гражданства, прибывшие в Республику Казахстан для временного или постоянного проживания”, а “мигрант” – это лицо, въехавшее в Республику Казахстан и выехавшее из Республики Казахстан, а также переселяющееся внутри Республики Казахстан вне зависимости от причин и длительности”.

Рассматривая различные определения понятий мы пришли к выводу, что к казахам, проживающих в Китайской Народной Республике, больше соответствует определение «диаспора», так как эта часть казахов проживает вне страны своего происхождения и имеет общие этнические корни и духовные ценности.

Анализируя и систематизируя труды по проблемам истории возникновения и современного развития казахской диаспоры предлагается следующая периодизация мировой историографии, разделенная на шесть этапов.

К первому этапу относятся материалы русских и зарубежных географов, ученых, путешественников, в чьих трудах можно найти сведения о казахах, проживавших в странах Востока до 1950-х гг.

Второй этап характеризуется работами советских ученых, в которых рассматривались лишь отдельные вопросы истории казахов, проживавших за рубежом. Одной из причин отсутствия в советской истории комплексных трудов, посвященных казахской диаспоре и ирреденте являлся идеологический запрет на научную разработку проблематики в СССР. Другой важной причиной практически отсутствия научных исследований по теме являлась малочисленность источников в архивах СССР, проблематичность научных командировок советских ученых в зарубежные страны, где сосредоточены документы истории казахской диаспоры из-за “Железного занавеса”.

К третьему этапу относятся научные изыскания западных ученых в 1950-1960-е гг., материалы социологических исследований ученых, проводившихся в лагерях и первых поселениях политических беженцев из Восточного Туркестана (Синьцзяна) в данный период, а также исследования казахских поселений турецкими учеными в 1960-х гг.

Четвертый этап характеризуется выходом монографических исследований западных историков, этнологов, изучавших историю и современное развитие казахских обществ в Китае, Турции, Швеции в 1970-1990-х гг.

К пятому этапу можно отнести монографии и различные другие публикации с 1951 года до 2002 года китайских историков, публицистов, статистов и других.

Шестой этап характеризуется трудами казахстанских ученых – историков, философов, демографов, социологов и других, получивших возможность исследовать данную проблему только в период независимости Республики Казахстан.

К работе была привлечена монография Г.М. Мендикуловой “Исторические судьбы казахской диаспоры. Происхождение и развитие.” является единственным комплексным исследованием казахстанского автора о казахской диаспоре, в которой исследуются вопросы исторического процесса возникновения и формирования, а также современное состояние казахской диаспоры. Различные аспекты этой проблемы были рассмотрены в работах К.С. Султанова “Перекресток интересов” и “Реформы в Казахстане и Китае” положение казахов в Китае, как национальных меньшинств и казахов в Казахстане, как оралманов (репатриантов).

Положение казахов является темой многочисленных статей в периодической печати, таких авторов как, Сыроежкина К., Бижанова Б., Балакирева, Каллиолакызы Б., Карина Е., Доброта Л., Касымова Е. и др.

Тема казахской диаспоры затрагивается на научных конференциях и симпозиумах, примеров этому может служить симпозиум, проходивший в г. Туркестане в 1995 г. “Казахская диаспора: проблемы и перспективы”, конференция “Государственность Казахстана: истоки и развитие”, проходивший в г. Алматы в 1996 г. и др. Интерес к этой теме проявлен не только в Казахстане, но и за рубежом, примером тому может служить научная международная конференция “Идентичность и роль женщины во время перемен: Центральная Азия, Восточная и Центральная Европа и Терция” в г. Анкаре в 1996 г. и конференция “Постсоветский мир: переходный период”, проходившая в Великобритании в Редингском университете.

Однако еще до распада СССР проблемы казахской диаспоры были предметом научных исследований и газетных публикаций в различных странах мира. Можно сослаться на работы Ингвара Сванберга “Последние кочевники Китая” (1998) и “Современные казахи” (1999), Милтона Кларка “Побег казахов на свободу” (1954), Лоренса Крейдера и Айвора Уйена “Казахи” (1955) и Анреа Зингера “Казахи Синьцзяна” (1989). В работе же были использованы материалы из монографий Линды Бенсон и Ингвара Сванберга “Казахи Китая”, а также китайские источники, такие как (“Краткая история мусульманских народов Северо-Западного Китая”) и (“Краткая история народов Китая”). Также был привлечен к работе художественно-исторический роман Зуруна Шабиду (“Атамекен”) на казахском языке, арабской вязью.

В работе была использованы монографии Shvartz Henry “The Minorities of Northen China: a survey”. (Генри Шварц “Национальности Северного Китая: исследование”) и Lias Godfrey “Kazak exodus” (Готфри Лиас “Исход казахов”)

Теоретическая часть работы опирается на исследования Полосковой Т.В., Акимбекова С., Забировой А.Т. и др. авторов.

К подготовке работы были привлечены документы и материалы МИД РК Отдела по работе с соотечественниками за рубежом. Использованы речи, выступления Президента РК Назарбаева Н.А., интервью вице-министра иностранных дел РК Кайрата Абусеитова, Председателя Агентства по миграции и демографии Джагановой Алтыншаш, а также Советника председателя Агентства РК по миграции и демографии Ансатова Садвакаса.

Помимо официальных документов в данной работе были использованы материалы информационных изданий и сведения, размещенные в Интернете.

Важную группу источников составили статистические сведения о численности казахского населения, указанные во Всесоюзной переписи населения 1926 г.” и “Об основных показателях Всесоюзной переписи населения 1939, 1959, 1970, 1979 и 1989 гг.”

Методологические принципы исследования. Теоретико-методологической основой работы являются труды политологов и специалистов – международников различных направлений и школ. При подготовке были использованы различные методологические возможности системного подход в различных его проявлениях.

Комплексность и системность изучения проблем казахской диаспоры как фактора международных отношений требует сравнительного рассмотрения интересов, целей государства проживания, в данном случае Китая, исторической родины, т.е. Казахстана и самой диаспоры, ее организации и институтов.

Комплексный подход предполагает изучение проблем на уровне социально-психологическом (взгляды, идеи, ценности, ориентации, носителями которых выступают представители казахской диаспоры), так и на институциональном, общегосударственном и международном. Институциональный уровень предусматривает анализ системы общественно-политических, национально-культурных объединений, возникающих в среде казахской диаспоры, а также деятельность государственных учреждений в стране проживания, в обязанности которых входит решение проблем национальных меньшинств.

Общегосударственный анализ проблем означает изучение базовых направлений государственной политики страны проживания по отношению к национальным меньшинствам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.