скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Музыкальные жанры в современном радиовещании

Таким образом, музыка играет огромную роль в жизни человека. Она может успокаивать, воспитывать музыкальную культуру, служить фоном, раздражать, заставлять совершать добрые или злые поступки. Но в любом случае люди слушают радио, выбирая те радиостанции, в которых звучат их любимые мелодии.

Подводя итог главе, отметим, что благотворное влияние музыки на человека всем хорошо известно. Использование музыки для создания оптимальных условий жизнедеятельности людей - одна из важных проблем эстетической организации окружающей нас среды.

Музыка - это не только разрядка эмоций, она пробуждает добрые чувства и «высекает огонь из сердца», снимает вялость, усталость, просветляет гнетущую печаль, доставляет душевную радость, активно способствует нормализации всех физиологических функций. Люди слушают радио в машине, дома, на работе и на отдыхе.

На современном рынке радиовещания г. Москвы присутствует восемь радиостанций, которые по своему музыкальному репертуару, направленности, обращенности к аудитории занимают различные рейтинговые позиции. Это «Европа плюс», «Русское радио», «Русская Медиа – Группа», «Радио Монте – Карло», «Динамит», «Максимум», «Серебряный дождь» и «Радио 7 на семи холмах».

Каждая из радиостанций имеет своих слушателей. Поэтому далее проанализируем саму слушательскую аудиторию, которая выбирает FM- радиостанцию в зависимости от полюбившегося музыкального жанра.


Глава 2 Исследование слушательской аудитории современных музыкальных радиостанций Москвы

2.1 Инструментарий исследования

В настоящее время в Москве существует восемь негосударственных станций, вещающих в московском FM- диапозоне. Это «Европа плюс», входящая в «Русскую медиа группу» станции – «Русское радио», «Динамит» и «Радио Монте-Карло»; «Максимум», «Серебряный дождь» и «Радио 7 на семи холмах». Все они имеют своих слушателей, которые выбирают «свою» радиостанцию в зависимости от полюбившего музыкального жанра.

Для анализа слушательской аудитории этих радиостанций были использованы данные КОМКОН-Медиа по опросу радиослушателей. расшифровки текстов информационных программ, выходивших в эфир 8-и музыкальных FM-радиостанций Москвы в течение 2009 – начала 2010 годов; сведения Интернет-сайтов указанных радиоканалов, а также сайты, освещающие условия и проблемы развития современного FM-вещания. Важную группу источников информации составили специализированные журналы: «Radio to radio» ,«Журналист» , «Среда» за 2009-2010 гг., уделяющие внимание проблемам востребованности радиостанций слушателями.

2.2 Аудитория радиостанции «Европа плюс» (106,2 FM; 69,8 УКВ)

«Европа плюс» (106,2 FM; 69,8 УКВ) существует с 1990 года. Первая независимая отечественная музыкальная радиостанция. По ее инициативе 6 ноября 1990 г. в Москве создана «Российская ассоциация независимого вещания».

«Европа плюс» четырежды становилась лауреатом Национальной Премии «Овация» и обладательницей Первой российской профессиональной премии «Звезда» в области поп-музыки как лучшая музыкальная радиостанция страны, в 1999 г. Получила профессиональную премию Попова, в 2000 г. Была награждена особой премией «За выдающийся вклад в развитие музыкальных СМИ в уходящем тысячелетии»[10].

Формат: музыкально-развлекательная радиостанция.

Самоопределение.

Независимая музыкальная радиостанция формата современного хит-радио. Коммерческая радиостанция.

Задача: развлекать, не давать низкопробной попсы.

Аудитория.

По данным редакции. Радио ориентировано на молодежь от 20 до 30 лет, со сложившимися жизненными и ценностными ориентирами, образованную, с хорошими доходами. (Таков же и возраст ведущих.)

Подробные данные о составе аудитории (портрет аудитории) приведены ниже. (Представляя расширенный портрет аудитории той или иной станции, автор понимает, что: любое социологическое исследование, как и сравнение, «хромает», то есть дает лишь приблизительно объективную картину, выявляя скорее общую тенденцию; сами результаты социологических исследований могут быть по-разному поданы; проведение таких исследований может носить «заказной» либо тенденциозный характер; наконец, нельзя сбрасывать со счетов, что любые социологические опросы и исследования - один из инструментов манипуляции общественным сознанием. Вместе с тем, говоря о том, кто, как и в каком объеме слушает ту или иную радиостанцию, невозможно не учитывать и не анализировать или хотя бы не иметь в виду данные социологических опросов. Сам анализ деятельности и действенности той или иной станции малоэффективен без учета данных о ее аудитории.)

Такая радиостанция реально может претендовать на вовлечение своих слушателей в общемировое, или глобальное музыкальное пространство. Присутствие русскоязычных песен лишь дает «адресность» радиостанции - то есть то, что она работает в России. Слушая эту радиостанцию, не всегда понимаешь, в какое время живешь - какое сегодня число, как давно наступил новый год и т.п.; ведение маловыразительное, ни о чем - набор пустых, ничего не говорящих фраз о праздниках, о слушателях; музыка, как и ведение. Она - легкая, приятная, но «не держит», то и дело отвлекаешься, отстраняешься. Это - хорошее «фоновое» радио - оно работает само по себе, не мешает, не вовлекает (в отличие, скажем, от шокирующих пошлостей «Русского радио», типа: «Моя жена не француженка, это ее хулиганы научили»). Настроиться на эту волну может любой слушатель.

Радиостанция «Европа плюс» определяет себя как «крупнейшую сеть коммерческих радиостанций России с потенциальной аудиторией более 100 млн. человек». Сеть этого радио охватывает территорию России, Украины, Армении, Киргизии, Казахстана, Молдавии, Азербайджана; она включает 136 городов, в которых установлены передатчики. Благодаря спутникам «Экспресс 6» и "Интеллект 6 № 604» программы «Европы плюс» могут приниматься на всей территории СНГ.

Высокий рейтинг этой радиостанции (согласно приведенным ниже данным) во многом объясняется многолетней стойкой привычкой аудитории, начавший слушать «Европу плюс» с момента возникновения последней, когда она стала пионером независимого музыкального вещания, заполнив эфир (еще в последний год существования СССР) хорошей западной музыкой. Немаловажное значение имеет и сложившаяся сеть «Европы плюс», и привлекательная для слушателей музыка, и четко выстроенная рекламно-пиаровская деятельность станции.

Портрет аудитории.

По данным КОМКОН-Медиа (среди опрошенных методом телефонной выборки в Москве в возрасте от 12 лет и старше).

Ежедневная аудитория: (ноябрь-декабрь 2009 г.) - 70% из числа опрошенных слушают радио, из них - 9,6% слушают «Европу плюс»; (апрель 2010 г.) - 72,1% из числа опрошенных слушают радио, из них - 11,4% слушают «Европу плюс». Еженедельная аудитория: (ноябрь-декабрь 2009 г.) - 88,6%) из числа опрошенных слушают радио, из них - 20,9% слушают «Европу плюс»; (апрель 2010 г.) - 89,8%о из числа опрошенных слушают радио, из них -22.5% слушают «Европу плюс». Это четвертая позиция в списке (после «Радио России», «Русского радио» и «Маяка» в целом (с учетом трансляции), реально же - второе место по слушаемости (после «Русского радио»).

Состав аудитории:

ноябрь-декабрь 2009 г.

мужчины- 43,9%

женщины- 56,1%

по возрасту -

12-19лет- 24,7%

20-24 лет- 15,3%

25-39 лет- 38,2%

40-54 лет- 18,7%

55 лет и старше - 3,2%

по материальному положению -

низкое- 4,9% 4,1%

(слушатели, которые не в состоянии обеспечить себя даже продуктами питания)

ниже среднего -14,9% 13,8%

(слушатели, которые в состоянии обеспечить себя продуктами питания, но испытывают материальные затруднения при покупке одежды)

среднее-27,1% 25,1%

(слушатели, которые в состоянии обеспечить себя продуктами питания и одеждой, но не могут делать более крупные покупки - такие, как крупная бытовая техника)

выше среднего - 24,7% 20,0%;

(слушатели, которые при необходимости могли бы сделать крупные покупки)

по занятости -

работающие - 58,2% 56,7%

Полученные данные сведем в таблицу.

Таблица 1

Аудитория радиостанции «Европа плюс» 2009 г. 2010г.

учащаяся молодежь - 25,8% 27,4%
неработающие
среднего возраста - 6,6% 13,1%
пенсионеры - 7,6% 1,6%;
по образованию -
ниже среднего - 14,8% 16,5%
среднее - 52,9% 48,4%
высшее - 31,9% 33,8%.

Приведенные данные, а также «индекс соответствия» (безразмерная величина, равная умноженному на 100 отношению рейтинга радиостанции в определенной целевой группе к ее рейтингу в населении в целом) показывают, что основу аудитории радио «Европа плюс» составляют слушатели в возрасте 12-39 лет, со средним и выше среднего материальным положением, учащаяся молодежь, неработающие среднего возраста и работающие, с образованием ниже среднего и средним.

Место прослушивания «Европы плюс»:

Дома - 61 %; на работе -13%; в машине - 27%.[11]

По данным пересечения аудитории радиостанций (ноябрь-декабрь 2009г.), 45,9% слушателей «Европы плюс» слушают «Русское радио»; 29,9% - «Хит-FM»; 27,3% - радио «Максимум»; 23,2% - «Лав радио»; 21,8% - «Радио 7 на семи холмах».

По данным ГЭЛЛОП Медиа. Еженедельная аудитория: «Европу плюс» среди опрошенных в возрасте 16 лет и старше, проживающих в городах с населением более 100 000 человек (октябрь 2000 г.) слушают в России 28,3% - это лидирующая позиция (затем следуют «Русское радио» - 26,7%; «Радио России» - 26,6%; «Маяк» -25,5%).

Среди опрошенных в возрасте 12 лет и старше в Москве «Европу плюс» слушают 25,8% - это третья позиция после «Русского радио» (33,1%) и «Маяка» (30,9%). Место прослушивания радио «Европы плюс» в Москве: дома - 75,1 %; на работе -28,1%; в машине-37,5%.

Анализ данных опросов по целевым группам показывает, что в Москве «Европу плюс» слушают около 50% среди обеспеченных, ведущих активный образ жизни людей, молодых специалистов, обеспеченных студентов. Еженедельно эту радиостанцию слушают:

обеспеченные люди в возрасте 20-40 лет - 31,9%;

топ менеджеры, владельцы компаний с высокими доходами -29,9%;

руководители коммерческих организаций - 27,2%;

обеспеченные молодые люди в возрасте 16-24 лет -37,8%;

обеспеченные люди, занимающиеся спортом почти каждый день-34,8%.

В % от еженедельной аудитории радиостанции -

По возрасту:

12-19 лет-22,4%; 20-30 лет-28,7%; 31-40 лет-19,5%; 41-50 лет-17,0%; 51 и старше-12,4%. Мужчины: 12-19лет- 21,8%; 20-30 лет-31,9%; 31-40 лет-20,5%; 41-50 лет-13,2%; 51 и старше-12,6%;

По материальному положению: высокообеспеченные - 7,3%; обеспеченные - 39,6%; со средним уровнем доходов - 39,5%; малоимущие-13,6%.

Женщины:

22,8%; 26,2%; 18,8%; 19,9%; 12,3%.[12]

2.3 Аудитория радиостанции «Русское радио» (105,7 FM)

«Русское радио» (105,7 FM) существует со 2 августа 1995 года.

Дебютный проект «Русской Медиа-Группы», первый проект в FM диапазоне, который делался без участия иностранного капитала (по данным редакции). Эта радиостанция стартовала с рейтингом 6,3%, заняв третье место в FM эфире, к осени 1997 года вышла на первое место (по данным КОМКОН-Медиа).

Формат: музыкально-развлекательная радиостанция.

Самоопределение.

«Радио национальных хитов». (Здесь и далее, все фразы в кавычках - мнение Главного редактора (Сергей Архипов) данной станции.) Станция стала первой, воплотившей новый принцип вещания, - в эфире звучат музыкальные произведения только на русском языке (идея "народного радио"). Чисто коммерческая радиостанция. Радио массовой культуры.

Задача: развлечь, «выпустить пар из народа», «успокоить социум»; «создать такое настроение, чтобы человек забыл об окружающем, о проблемах, смотрел на жизнь проще, с улыбкой». Девиз станции: «Нас слушает вся планета».

Аудитория.

По данным редакции. Радио ориентировано на самую широкую аудиторию, на среднестатистического слушателя. Основа аудитории - слушатели 25-49 лет; также - школьники, студенты; примерно 60% - работающие, 2% - пенсионеры. Ежедневная аудитория в Москве - около миллиона человек.

По определению Главного редактора станции Сергея Кожевникова, «новости - вне политики, сообщают лишь факты без комментариев», «отбор новостей - объективная информационная картина дня», «подача новостей - стремление «встать над схваткой», сообщить о главном». Новости в основном являются, что называется, вторичным продуктом - результатом использования и обработки сообщений информационных агентств (в редакции два московских корреспондента). «Мы музыкальное, развлекательное, а не информационное радио, и наши новости обусловлены форматом»[13].

Подача новостей является хорошо выстроенной и профессиональной, однако выявлена тенденция к кризисной информации. Такой подход свидетельствует о формировании картины мира как, во-первых, хаотичной, во-вторых, нестабильной, в-третьих, мало предсказуемой.

Антитезой жизни общества выступает жизнь отдельного человека, которая выдвигается на главную позицию. При таком порядке вещей человек интуитивно, подсознательно концентрируется на своей частной жизни, которая становится высшей ценностью в общественном хаосе. Человек в ментальном плане выпадает из контекста «своего» государства, т.е. из конкретного социума (автоматически отказываясь и от его поддержки) и приобщается к общемировым ценностям: жизнь, благоденствие, успех, удовольствия, не понимая при этом, как всего достичь - такова общая цена «бесплатного сыра». Принимая во внимание самый высокий по слушаемости рейтинг «Русского радио» (согласно приведенным ниже данным) - мы видим выбор аудитории - ее стремление к обособлению, разделению частной жизни и общественной с приоритетом первой.

По определению Главного редактора в течение вещательного часа 60% музыки, 40% - информации (сюда входят реклама, новости, конферанс ведущих, интерактив и т.п.). По проведенному мониторингу это соотношение выглядит немного иначе - 66% музыки, 34% т.н. «информации». В зависимости от времени суток это соотношение меняется.

Музыкальные программы «Русского радио».

«Золотой граммофон» выходит в эфир по субботам с 11.05 до 13.00. Это хит-парад, в котором представляются лучшие двадцать песен недели, а по результатам программы определяются номинанты (30 исполнителей) очередной церемонии вручения одноименной премии. Она учреждена «Русским радио» в 1997 году и проводится ежегодно.

«Золотой унитаз» выходит в эфир по пятницам в 20.05 и по воскресеньям в 12.05. Это своеобразный антихит-парад, составленный по письмам возмущенных слушателей, которых не устраивают конкретные песни в эфире станции.

«Стол заказов» выходит в эфир ежедневно с 14.05 до 15.00, с 22.05 до 23.00, с 02.00 до 03.00, а по выходным еще с 19.00 до 20.00. Это интерактивная программа по заявкам слушателей[14].

Музыка на «Русском радио» - исключительно отечественная, (русскоязычные песни почти исключительно примитивного содержания), около 90% т.н. «попсы», немного эстрадной или рок музыки. Главный редактор определяет музыкальную составляющую «отечественными хитами, поп-музыкой, которая не раздражает, развлекает, поднимает настроение»[15], также отрицает наличие попсы, мотивируя "размытостью" ее типологических и жанровых характеристик!). Каждый час и даже 15 минут программируются отдельно.

Ведущий Сергей Кожевников отмечает: «Мы даем в эфир песни, которые востребованы нашей аудиторией... Мы выставляем на сайт названия 100 песен, и любой пользователь сети или обладатель пейджера может проголосовать, то есть выбрать полюбившуюся песню. Понятно, что аудитория Интернета и пейджера различны по социальному составу, но первые 5 позиций, как правило, совпадают, так что мы сориентированы на реальную отдачу от слушателей.» [16]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.