скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Подарочный набор для сервировки стола к 300-летию СПб "Биржевая площадь"

Дипломная работа: Подарочный набор для сервировки стола к 300-летию СПб "Биржевая площадь"


"Подарочный набор для сервировки стола к 300-летию Санкт-Петербурга "Биржевая площадь"

Санкт-Петербург 2002


Введение

Город на Неве многослоен и многолик. Он сохранил в своем архитектурном облике памятники многих исторических эпох, начиная с первых лет XVIII века.

Шли десятилетия, сменялись поколения, возникали новые общественные потребности, развертывалось строительство новых зданий, сносились и перестраивались ранее возведенные строения. Следуя велениям времени, менялась архитектура зданий. Возникали новые кварталы, формировались архитектурные ансамбли – многие из них стали подлинными шедеврами градостроительного искусства, вошли в сокровищницу мирового зодчества.

Могущество и архитектурное великолепие города заставляет волноваться сердца многих приезжих, к которым отношу себя и я.

Произошло постепенное знакомство с историческим центром Петербурга – это, прежде всего, знакомство с «Властью» этого города – Зимним дворцом; его «Правосудием» Петропавловской крепостью; «Военным ведомством» – Адмиралтейством и, наконец, «Торговым центром» – Биржей и своеобразными маяками – Ростральными колоннами.

Свой дипломный проект я решила посвятить грядущему юбилею города, отразив в этой работе один из архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга – Биржу и Ростральные колонны. Идею я воплотила в фарфоре.

Этот материал более точно, на мой взгляд, смог отразить грациозность и в то же время могущество и силу этого великолепного ансамбля.


1. Исторический обзор

1.1 История создания фарфора

Производство керамических изделий – одно из самых древних ремесел. Термин «керамика» происходит от греческого слова «keramos» – глина, а изделия, изготовленные из нее или масс, в состав которых входит глина, называются керамическими.

Белизна и полупрозрачность фарфора, возможность придания изделию разнообразных форм, блеск глазури, глубина и яркость тонов керамических красок сделали фарфор наиболее распространенным среди материалов, применяемых в художественной промышленности.

Современное значение слова более широкое. Керамика – это все неорганические, неметаллические изделия, полученные из порошкообразных материалов (глин, каолинов, кварцевого песка и др.) и упрочненные в процессе спекания.

Археологические находки позволяют отнести начало изготовления керамических изделий к XV тыс. до н.э. Это были примитивные изделия, вылепленные вручную, обожженные на костре и имевшие низкую механическую прочность.

Быстрый рост городов приводит к повышению спроса на керамические изделия. Возникают мануфактуры сначала в Испании (XIV–XV вв.), затем в Италии (XV–XVI вв.), Франции (XVI–XVII вв.), Голландии (XVII–XVIII вв.), России (XVII–XVIII вв.) и др.

Родина фарфора – Китай. Производство фарфора в Китае, где уже 2 тыс. лет назад изготавливались фарфороподобные изделия, достигло расцвета в XV–XVII вв. Фарфоровые изделия обладали высокой прочностью, просвечивали в тонком слое и издавали чистый звон.

Рубеж XVIII–XIX веков явился переломным моментом в русской действительности. Это относится, в частности, и к русской фарфоровой промышленности. Начало XIX века было временем появления у прогрессивных слоев общества светлых надежд. Вольнолюбивые устремления лучшей части русского дворянства и интеллигенции вызвали к жизни направления сентиментализма и романтизма в литературе и искусстве. Они воздействовали самым непосредственным образом на развитие искусства фарфора.

Архитектура первой трети XIX, как и второй половины XVIII века, оставалась ведущей среди искусств. Декоративно-прикладное искусство, эта «малая архитектура», организующая интерьер современности, развивалось по тем же стилистическим законам, что и архитектура. Вместе с тем оно более тонко и трепетно отражало в себе не только все изменения господствующего стиля – его дух, идейные основы, но и нюансы всех течений в современном искусстве и культуре. И это опять-таки относится прежде всего к фарфору.

Русский художественный фарфор уже в конце XVIII и особенно в XIX веке становится в ряду других предметов декоративно-прикладного искусства неотъемлемой частью в синтезе произведений искусств, оформляющих интерьер. Правда, речь идет преимущественно об интерьерах царского двора и знати. Однако многие изделия фарфоровых заводов уже конца XVIII века адресовались и домам мелкопоместного дворянства и городского чиновничества.

Ведущим предприятием по производству художественного фарфора являлся завод имени Ломоносова. По времени своего основания (1744 г.) это первое предприятие в России и третье в Европе.

Заслуга изобретения состава русского фарфора и освоения его промышленного производства в России принадлежит выдающемуся ученому Д.И. Виноградову.

Период деятельности выдающегося ученого, посвященный созданию отечественного фарфора, вошел в историю как «виноградовский период» (1744–1758 гг.).

К работе в зарождающейся порцелиновой мануфактуре были привлечены талантливые умельцы, многие из которых создали непревзойденные произведения искусства в фарфоре.

Созданное Виноградовым фарфоровое производство вплоть до 1917 года носило характер придворного, замкнутого предприятия, основная часть его продукции шла на удовлетворение нужд царского двора.

В художественном отношении наиболее интересными были изделия, созданные в период 1748–1815 гг., базировавшиеся на глубоко национальных народных мотивах.

В более поздние годы на работы завода все большее влияние оказывали западное искусство и вкусы владельцев завода – династии Романовых.

После Великой Октябрьской революции художественное направление работы завода быстро изменилось. Не было уже вычурных и парадных сервизов, а были изделия, созвучные первым годам революции.

Модели и рисунки создавали такие художники, как А. Черный (один из первых художников), И. Командер, А. Макаров, П. Иванов, А. Канунников, которого позднее заменил А. Воронихин (1803 г.). С 1809 по 1831 гг. с заводом связана деятельность скульптора С.С. Пименова, профессора академии художеств. К середине XIX века были такие мастера, как В. Мещереков, С. Голова, П. Нестеров, А. Новиков, а в дальнейшем А. Миронов, К. Красовский, А. Васильев. К началу XX века: С.В. Чехонин, А.В. Щекотихина-Потоцкая, З.В. Кобылецкая, Н.М. Суетинин.

С историей советского художественного фарфора связаны имена таких художников, как Н.Н. Мох, И.И. Ризнич, А.А. Скворцов, Л.К. Блак и др.

1.2 Архитектор Тома де Томон

Архитектор Тома де Томон (1754–1813 гг.), приехавший в Россию в 1799 году, вошел в историю русской архитектуры как автор монументального здания Биржи на стрелке Васильевского острова (1804–1810 гг.). Биржа приобрела в проекте Томона облик, приближающийся к античному храму. Основной прямоугольный объем сооружения, поднятый на высокий гранитный цоколь, окружен со всех четырех сторон массивными дорическими колоннами; на парапете – скульптурная группа с фигурой бога морей Нептуна. Одновременно с постройкой здания Биржи перед ней была создана полукруглая площадь с гранитной набережной и спусками к воде. По сторонам площади поставлены две ростральные колонны, игравшие роль маяков; стволы их украшены рострами – изображениями носовых частей кораблей. У подножья колонн расположены вытесанные из камня аллегорические фигуры. Ансамбль стрелки Васильевского острова, находящийся в самом центре Петербурга занимает основное положение в архитектурной системе города. Через десять лет после приезда в Россию Томон был избран профессором Академии художеств, а еще через год профессором незадолго перед тем возникшего Института инженеров путей сообщения. Зодчий вошел в русскую жизнь, в русскую архитектурную среду.

Однако творческая деятельность Томона вскоре прервалась. В августе 1813 года архитектора не стало. Он умер далеко еще не старым – в возрасте пятидесяти трех лет. И на первом же после его кончины собрании Академии художеств в памятной речи говорилось о Томоне: «Особливая способность сего отличного художника состояла в богатстве идеи, скорости сочинения и красоте рисунка, и к сим приятным качествам присоединялась еще любезность характера, делающая потерю его столь же чувствительною и для друзей его, сколь важную для художеств».

1.3 Историческое и культурное значение Стрелки Васильевского острова

Петербург – молодой город; почти три столетия минуло со дня его основания. За этот незначительный в истории градостроительства период город превратился в один из крупнейших мировых центров технического прогресса, культуры, науки и искусства.

Ярко выраженный городской центр Петербурга, являющийся одновременно и архитектурным центром города, находится у разветвления Невы. Он представляет собой огромный по размерам комплекс, состоящий в известной мере из самостоятельных архитектурных ансамблей. Ансамбли эти – Петропавловская крепость, Стрелка Васильевского острова, Дворцовая набережная, Дворцовая площадь, площадь Декабристов, Исаакиевская площадь и частично Невский проспект. Всех их объединяет одна планировочная идея, но вместе с тем они имеют свои композиционные оси, стилистические особенности и особый, присущий каждому ансамблю облик.

Первые монументальные здания Петербурга положили начало образованию архитектурных ансамблей, в системе которых Стрелка Васильевского острова занимает особое место, выделяясь своеобразием географического положения, интересной и самобытной планировочной композицией и архитектурной значимостью зданий.

В ансамбле Стрелки центральное место (по своей роли в нем и по расположению) занимает здание Центрального военно-морского музея (Биржа). Со стороны Невы эта группа с фланкирующими Ростральными колоннами, которые подчеркивают симметричность всей композиции, имеет торжественный и вместе с тем строгий и спокойный вид. Она производит особо сильное воздействие на зрителя, и ее по праву можно назвать «главным фасадом» Стрелки.

Велико историческое и культурное значение Стрелки. Эта маленькая часть территории Васильевского острова в различные периоды жизни Петербурга играла различную роль в зависимости от тех или иных исторических событий и социально-экономических условий. Район Стрелки и отдельные ее здания связаны с революционными выступлениями передового студенчества, с памятными днями жизни и деятельности В.И. Ленина. С петровских времен и до наших дней Стрелка Васильевского острова является территорией, где сосредоточены учреждения Академии наук.

Ансамбль Стрелки создавался на протяжении более двухсот лет. В результате продолжительной деятельности архитекторов облик ее последовательно претерпевал ряд значительных изменений: одно за другим строились новые здания, реконструировались и приспосабливались для новых функций старые, а некоторые объекты совсем исчезали, уступая свое место более значительным и более монументальным зданиям.

Первая четверть XIX в. является одним из знаменательных этапов в формировании ансамбля Стрелки. Именно тогда на ее территории создавался неповторимый по своей выразительности архитектурный комплекс, воздвигались здания неизмеримо большего масштаба на месте тех, которые уже не могли ни своими объемами, ни архитектурой соответствовать вкусам и требованиям эпохи. В решении этой большой задачи принимали участие талантливые зодчие того времени. Ими была понята идейная направленность в области архитектуры, и ею они руководствовались в своей практической деятельности. Заметим, что застройка Стрелки рассматривалась как частная градостроительная задача, однако осуществление этого замысла явилось крупнейшим архитектурным событием.

С момента основания Петербурга и до настоящего времени Стрелка является главной частью Васильевского острова, и поэтому планировке ее территории и архитектуре зданий всегда придавалось большое значение. Этим объясняется большое количество проектов планировки Стрелки и проектов отдельных зданий в течение каждого из периодов; однако далеко не всем из них суждено было осуществиться.

1.4 Строительство здания Биржи

Начало строительства Биржи относится к 1805 г. Закладка состоялась 23 июня 1805 г. в торжественной обстановке; все строительные работы были окончены в 1810 г., а в 1812 г. здание было передано в ведение Таможни, однако открытие Биржи состоялось только 15 июля 1816 г.

Представление о здании Биржи дают следующие данные: наружные размеры основного массива в плане равны 69,20х44,59 м; высота здания до конька – 30,00 м; высота колонны – 11,16 м; ширина наружных лестниц – 39,64 м; общая площадь и объем соответственно равны 8609,00 м2. и 86184,00 м3. Далее на рисунках можно увидеть макеты здания Биржи Т. Томона, 1803 год.

Расположение на Стрелке здания Биржи, призванного замыкать перспективу водного треугольника и участвовать в создававшейся архитектурной композиции в качестве основного объекта, представляло собой весьма сложную и ответственную задачу, решению которой посвящено много творческих усилий и исканий не только Т. Томона, но и А.Д. Захарова.

Для здания Биржи Томон применил наиболее строгий тип колонн с характерной обуженной шейкой капители, с минимальным количеством архитектурных форм и деталей. Для этих простых колонн характерны крайний лаконизм и большая выразительность. Оконные проемы в небольших нишах увенчаны тяжелыми перемычками, состоящими из рустованных камней.

В общем облике здания Биржи большую роль играют скульптуры (см. рис.), установленные на аттиках выступающей впереди колоннады. В создании этих колоссальных аллегорических групп принимала участие плеяда талантливых скульпторов, запечатлевших в них сказочные образы, созданные народной фантазией, аллегорический смысл которых заключается в неотъемлемой связи Биржи с Балтийским морем и рекой Невой. На аттике колоннады главного фасада эффектно выглядит на фоне огромного полукруглого окна большая аллегорическая группа: Нептун на колеснице, выезжающий из морских волн в сопровождении двух фигур, олицетворяющих реки Неву и Волхов. Вторая аллегорическая группа на аттике противоположного фасада изображает молодую женщину с короной на голове в виде башни с зубчатыми стенами, олицетворяющую Богиню города, в окружении Меркурия (бога торговли) и двух рек.

Проектируя Биржу, Томон стремился не только придать этому зданию классические формы, но и создать композицию, построенную на художественном противопоставлении энергично устремленных вертикалей и спокойных горизонталей; создать контрастную систему противопоставлением спокойных форм Биржи – устремленной ввысь колокольне Петропавловского собора; высокого и монументального здания Биржи, приподнятого на стилобат, – спокойным, более пониженным и архитектурно менее обогащенным будущим пакгаузам. Большой рельеф рустов в углах и над оконными проемами контрастно выделяется на фоне относительно гладких стен.

Здание привлекает мощностью своей колоннады и сдержанной простотой своих архитектурных форм вблизи, легкостью и воздушностью издали. Этому впечатлению способствуют колоннада, крупные архитектурные детали и контрасты света и тени. Ритм больших дорических колонн создает контраст между освещенным верхом здания и затемненными портиками, а огромное полукруглое окно издали кажется темным пятном на фоне глади стены.

В Бирже нашло отражение стремление автора связать здание с окружающим природным ландшафтом. Вместо единого замкнутого прямоугольника Томон в проекте Биржи, используя архитектурный прием – ступенчатость расположения отдельных частей и объемов здания, создает композицию, в которой основной, центральный массив окружен пониженной колоннадой, а за ней следуют стилобат со спускающимися от него лестницами и далее Ростральные колонны и сливающаяся с природным ансамблем набережная с пандусами к воде. Здесь имеем один из примеров нарастания «открытости» по мере удаления от внутреннего замкнутого объема к свободному речному простору.

В ансамбле Биржи, так же как и в Адмиралтействе и Казанском соборе, архитектура и скульптура в художественном отношении неразрывно связаны между собой; они образуют подлинное единство, подлинный синтез искусств.

Прекрасное здание Биржи вошло как центральное звено в величественную панораму невских берегов. Откуда бы ни посмотрели на него – с Петропавловской крепости, от Зимнего ли дворца, отовсюду оно кажется одинаково гармоничным, монументальным, органически слившимся со своим окружением. В этом заслуга Томона, но не только его одного, а и тех, кто совершенствовал его замысел, – русских строителей, художников и среди них прежде всего архитектора Захарова.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.