скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Правовое регулирование международных поставок зерна

Размер субсидий, включая субсидии на приобретение материальных ресурсов, расходуемых в процессе производства, определяется с использованием данных о бюджетных расходах либо, когда использование данных о бюджетных расходах не отражает в полной мере размер субсидии - на основе разницы между ценой субсидируемого товара или услуги и репрезентативной рыночной ценой на аналогичный товар или услугу, умноженной на количество такого товара или на объем такой услуги;

- или годовой уровень поддержки, не связанной с каким-либо конкретным продуктом и оказываемой всем сельхозпроизводителям в целом. Такая поддержка выражается одной АМП в суммарном денежном выражении, не связанной с конкретными продуктами.

В случае если для какого-либо основного сельскохозяйственного продукта, в отношении которого оказывается поддержка в форме гарантирования рыночных цен, расчет годового уровня поддержки в соответствии с приведенной выше методикой АМП неосуществим, то для такого продукта рассчитывается эквивалентная мера по поддержке, которая означает годовой уровень поддержки, предоставляемой в отношении такого продукта путем применения одной или нескольких мер иных, чем меры "зеленой корзины". Для таких продуктов базовый уровень для выполнения обязательств по сокращению внутренней поддержки состоит из:

- компонента поддержки в форме гарантирования рыночной цены, выраженного в эквивалентных мерах по поддержке, рассчитываемых на потоварной основе для всех таких основных сельскохозяйственных продуктов путем использования применяемой управляемой цены, умноженной на соответствующее количество продукта, или, когда это невыполнимо, данных о бюджетных расходах, направленных на поддержание цены производителей; а также

- если по отношению к таким продуктам применяются такие меры, как прямые выплаты или другие субсидии на потоварной основе, которые включены в обязательства по сокращению поддержки, то из таких же расчетов, как для соответствующих компонентов АМП.

После расчета отдельных АМП определяется общая АМП, которая означает общий объем внутренней поддержки, оказываемой отечественным производителям, и рассчитывается как сумма всех АМП по каждому сельскохозяйственному продукту, всех АМП, не связанных с конкретными продуктами, и всех эквивалентных мер по поддержке. Для каждого года периода выполнения или после него рассчитывается текущая общая АМП.

Следует отметить, что в текущую общую АМП:

- не включаются меры "зеленой корзины";

- исключаются меры "голубой корзины";

- не включается внутренняя поддержка, оказываемая по какому-либо конкретному основному продукту, если ее объем не превышает 5% от общей стоимости производства этого продукта в течение соответствующего года (для развивающихся стран - 10%);

- не включается внутренняя поддержка, не связанная с конкретными основными продуктами, если ее объем не превышает 5% от стоимости произведенной в стране - члене ВТО сельскохозяйственной продукции (для развивающихся стран - 10%);

- развивающиеся страны - члены ВТО не включают меры по предоставлению государственной помощи по содействию сельскохозяйственному развитию, предусмотренные в программах развития этих стран, в форме:

• инвестиционных субсидий, которые обычно предоставляются в этих странах в области сельского хозяйства;

• субсидий на приобретение потребляемых в процессе сельскохозяйственного производства факторов, которые обычно предоставляются сельхозпроизводителям, имеющим низкий уровень доходов или не имеющим в достаточном объеме необходимых ресурсов.

Согласно статье 6 Соглашения ВТО по сельскому хозяйству из обязательств по сокращению внутренней поддержки могут быть исключены внутренние меры поддержки на основе критериев, изложенных в Приложении 2 к указанному Соглашению. Так согласно пункту 1 Приложения 2, "Меры внутренней поддержки, в отношении которых запрашивается освобождение от обязательств по сокращению, должны отвечать важнейшему требованию: не оказывать или оказывать как можно меньшее неблагоприятное воздействие на торговлю или производство. Соответственно, все меры, в отношении которых запрашивается освобождение, должны соответствовать следующим основным критериям:

(а) данная поддержка предоставляется на основе финансируемой из государственного бюджета правительственной программы, а не за счет средств потребителей; и

(b) данная поддержка не имеет следствием поддержание цен производителей";

а также конкретным критериям и условиям, изложенным в Приложении 2.

В частности, к таким условиям относятся:

- создание государственных резервов для обеспечения продовольственной безопасности;

- финансовое участие правительства в программах страхования и обеспечения безопасности доходов;

- выплаты по программам региональной помощи.

Экспортные субсидии оказывают негативное воздействие на многостороннюю систему торговли сельскохозяйственной продукцией, т.к. повышают конкурентоспособность продуктов, которые бы в противном случае было невозможно реализовать на внешних рынках. Однако, несмотря на это, страны - члены ВТО не могут пока отказаться от их использования. В связи с этим в Соглашении определено, что страны - члены ВТО могут предоставлять в области сельского хозяйства определенные категории экспортных субсидий в соответствии с положениями Соглашения и обязательствами по их сокращению, указанными в их национальных перечнях уступок.

Категории экспортных субсидий в области сельского хозяйства, которые страны - члены ВТО включают в обязательства по сокращению и могут предоставлять отечественным сельхозпроизводителям в соответствии с положениями Соглашения по сельскому хозяйству:

- прямые субсидии, условием предоставления которых является осуществление поставок для экспорта;

- продажа государством сельскохозяйственных продуктов из некоммерческих запасов по ценам более низким, чем сопоставимые цены на подобные продукты для покупателей на внутреннем рынке;

- выплаты при экспорте сельскохозяйственного продукта, которые финансируются на основании правительственного решения, независимо от того, привлекаются ли для этого государственные средства или нет, включая выплаты, которые финансируются за счет поступлений от сбора, введенного на указанный продукт или на сельскохозяйственный продукт, из которого изготовлен экспортный продукт;

- субсидии в отношении сельскохозяйственных продуктов в зависимости от их включения в экспортные продукты;

- предоставление субсидий для снижения расходов сельхозпроизводителей на услуги по продвижению сельскохозяйственных продуктов на экспорт, включая расходы на погрузочно-разгрузочные работы, повышение качества и другие расходы по обработке, расходы, связанные с международными перевозками и фрахтом;

- тарифы на внутренние перевозки и фрахтование при экспортных поставках, устанавливаемые или контролируемые государством, на условиях более благоприятных, чем при внутренних поставках.

Страны - члены ВТО не должны превышать уровни, закрепленные в их перечнях уступок. Следует отметить, что в течение периода выполнения развивающиеся страны могут без всяких ограничений предоставлять экспортные субсидии двух последних категорий из указанных выше.


3. Проблемы повышения эффективности участия России в международных поставках зерна

3.1 Современное состояние и перспективы сотрудничества России со странами СНГ в поставках зерна

Большинство стран СНГ не предоставляет прямых экспортных субсидий, поэтому правила об экспортной конкуренции повлияют на них только в том случае, если определение экспортной субсидии будет расширено для включения всех механизмов поддержки экспорта. Например, в странах СНГ широко применяется налогообложение экспорта сырья для стимулирования производства и экспорта переработанных продуктов питания. Россия, например, использует систему дифференцированных экспортных пошлин, в рамках которой экспорт масличных семян облагается большим налогом, чем экспорт масла или муки. Эта налоговая разница может попасть в категорию субсидируемого экспорта.

В целом по государствам Сообщества следует отметить отсутствие четкого механизма и критериев, определяющих меры государственной поддержки сельхоз производителей. Последние, в свою очередь, носят зачастую декларативный характер.

В Республике Беларусь государственное регулирование сельского хозяйства и, соответственно, особенности поддержки производителей зерна, регламентируется следующими законодательными актами:

- "О приоритетном социально-культурном и экономическом развитии села и агропромышленного комплекса" от 29 мая 1991 г. N 822-XII;

- "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 18 февраля 1991 г. N 611-XII.

В Республике Беларусь отсутствует специальный закон о зерне и о страховании в растениеводстве, где были бы установлены порядок и механизмы поддержки производителей зерна, в отличие от Республики Казахстан и Российской Федерации.

Таким образом, учитывая положения Государственной Программы возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь 25 марта 2005 г. № 150, требуется разработать и принять национальный закон о зерне.

В то же время следует отметить, что действующий Закон "О приоритетном социально-культурном и экономическом развитии села и агропромышленного комплекса" (1991 года) носит достаточно декларативный характер и принят без учета необходимости разработки механизмов по реализации объявленных приоритетов.

Таким образом, анализ законодательных условий функционирования рынка зерна и поддержки сельхозпроизводителей в Республике Беларусь позволяет отметить:

- отсутствие четкого законодательного оформления агропромышленного комплекса как объекта государственного регулирования и управления, а соответственно и его структурных элементов, таких как зерновой рынок;

- неурегулированность ряда экономических отношений в сфере АПК, в частности форм поддержки производителей зерна и страхования их деятельности;

- большой удельный вес временных и подзаконных правовых актов, регулирующих отношения в АПК и на зерновом рынке. Примером таких документов в части особенностей ценообразования на зерновом рынке могут быть: Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь", Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 256 "О закупочных ценах на продукцию растениеводства урожая 2004 года, реализуемую для государственных нужд".

В связи с этим в сфере субсидирования и координации ценовой политики в отношении производителей зерна в Беларуси необходимо разработать с учетом положений Соглашений ВТО законы "О зерне", "О страховании в растениеводстве", а также Закон "О государственном регулировании агропромышленного производства в Республике Беларусь".

Данные правовые акты должны согласовать юридическое и экономическое понимание "агропромышленного производства", "сельского хозяйства", "производителя сельскохозяйственной продукции", а также установить четкую регламентацию порядка и механизмов финансирования сельхоз производителей, ценообразования на зерновую продукцию, особенности кредитования и страхования их деятельности.

Законодательство Республики Казахстан закрепляет приоритетность развития сельского хозяйства Республики. Так, согласно Закону РК "O приоритетности развития аула (села) и агропромышленного комплекса в Республике Казахстан" от 13 февраля 1991 года одним из элементов государственной поддержки сельхозпроизводителей определяется "регулирование отношений товаропроизводителей агропромышленного комплекса и государства с использованием бюджетного финансирования и предоставления комплекса льгот при кредитовании и страховании".

Но в то же время ряд норм указанного выше закона недостаточно конкретизированы: так статья 11 требует конкретизации своих положений в части объемов государственной поддержки АПК на соответствие Соглашению ВТО О сельском хозяйстве, что связано с возможностью отнесения положений этой статьи, как к мерам "зеленой корзины" так и к мерам "желтой корзины".

В Республике Казахстан в настоящий момент принят и действует Закон "О зерне" от 19 января 2001 г., № 143 – II. Согласно статье 10 Закона "Формы государственной поддержки" в целях обеспечения стабильности зернового рынка государство осуществляет следующие формы поддержки производства и реализации зерна:

1) удешевление отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям стоимости элитных семян в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан;

2) организация лизинговых поставок техники и оборудования;

3) выделение средств из государственного бюджета на проведение мероприятий по защите растений;

4) закуп зерна в государственные ресурсы зерна у отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей по рыночным ценам;

5) выдача семенных ссуд отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям из государственных семенных ресурсов;

6) финансирование мероприятий по мелиорации в рамках государственных программ;

7) финансирование программ научных исследований по селекции, семеноводству и сохранению плодородия почвы;

8) содействие во внедрении новых прогрессивных технологий производства и хранения зерна;

9) выделение фуражных ссуд отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям из государственных ресурсов фуражного зерна;

10) создание условий для эффективного обращения зерновых расписок;

11) принятие необходимых мер по своевременному обеспечению потребностей внутреннего рынка в нефтепродуктах;

12) разработка и реализация программ софинансирования по кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей в размере, предусмотренном республиканским и местными бюджетами;

13) подготовка кадров для агропромышленного комплекса в соответствии с государственным образовательным заказом;

14) принятие мер для создания в регионах конкурентной среды по оказанию сертификационных услуг производителям зерна;

15) разработка антидемпинговых мер в защиту производителей зерна;

16) принятие мер по возрождению отечественного сельскохозяйственного машиностроения.

Указанные в Законе формы поддержки производителей зерна в значительной мере соответствует положениям Соглашения ВТО по сельскому хозяйству.

Следует отметить, что в настоящий момент в Республике приняты все подзаконные акты по реализации Закона Республики Казахстан "Об обязательном страховании в растениеводстве" от 10 марта 2004 года № 533-II.

Целью обязательного страхования в растениеводстве является обеспечение защиты имущественных интересов производителя продукции растениеводства от последствий неблагоприятных природных явлений, повлекших частичную или полную гибель урожая.

Законом предусмотрена государственная поддержка обязательного страхования в растениеводстве путем осуществления возмещения 50 % выплат страховым организациям агентом по управлению бюджетными средствами, выделенными для поддержки обязательного страхования в растениеводстве, которым было определено АО "Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства" постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 сентября 2004 года № 997.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 сентября 2004 года № 973 "Об утверждении правил использования денег со специального счета и размещения временно свободных средств" утверждены Правила использования денег со специального счета и размещения временно свободных средств. Данные Правила регулируют порядок использования денег со специального счета агентом по управлению бюджетными средствами для государственной поддержки обязательного страхования в растениеводстве, а также размещение временно свободных средств со специального счета на депозит в Национальный Банк Республики Казахстан.

Агент заключает договора со страховыми организациями о порядке и условиях частичного возмещения страховых выплат на основании типовой формы утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 августа 2004 № 863 "Об утверждении типовой формы договора о порядке и условиях частичного возмещения страховых выплат, заключаемого между агентом и страховщиком".

Для определения размера страховой суммы и страховой премии используются нормативы затрат на единицу площади по видам продукции растениеводства, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 ав-густа 2004 года № 839 Нормативы затрат также применяются при заключении договора обязательного страхования.

Рассмотрение Законодательства Кыргызской Республики на соответствие Соглашениям ВТО не проводилось в связи со вступлением Киргизии в эту организацию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.