Дипломная работа: Профессиональное и психологическое развитие личности студентов
67. Хиту М., Генин В.Е. Инновационная образовательная деятельность ВУЗа // Социол. Исслед. 2003. №10.
68. Чередниченко Г.А. Личные планы выпускников средних учебных заведений и их реализация (сравнительный анализ) // Социол. Исслед. 2001. №12.
69. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.
70. Шевченко Д.А. Проблемы социальной самоидентификации учащейся молодежи // Социол. Исслед. 2004. №1.
71. Шредер Т.А. Жизненные ценности современных выпускников общеобразовательных учреждений. Курсовая работа. Екатеринбург: 2001.
72. Щенникова Л.С. Духовные ориентиры псковских студентов // Социол.исслед. 1999. №8.
Приложение 1
Мотивация профессионального самоопределения
Таблица 1
Типы жизненных планов старшеклассников
Установки на получение высшего образования | 1998 г. | 2001 г. | ||||
Юноши | Девушки | Всего | Юноши | Девушки | Всего | |
Я точно знаю, что получу высшее образование, но где еще не решил (абстрактный тип) Я выбрал вуз, а факультет еще нет (промежуточный тип) Я уже знаю на какой факультет и в какой вуз буду поступать (конкретный тип) |
15,5 22,4 48,3 |
13,7 21,9 53,4 |
14,5 22,1 51,2 |
19,0 19,0 62,0 |
4,1 15,5 80,4 |
9,7 16,8 73,5 |
Таблица 2
Ориентация выпускников на разные типы учебных заведений
(в % к числу опрошенных)
Хотят учиться в: |
Средние школы |
ССУЗы | ПУ |
Вузах | 84,4 | 70,5 | 31,2 |
ССУЗах | 10,3 | 2,3 | 16,9 |
ПУ | 0,4 | 0 | 0 |
На курсах | 0,9 | 10,0 | 20,4 |
Нет информации | 4,0 | 17,3 | 31,5 |
Таблица 3
Личные планы выпускников разных учебных заведений
(% от числа опрошенных)
Планы |
Средние школы | Сузы | ПУ |
Работать | 1,2 | 23,2 | 35,1 |
Совмещать работу с учебой | 22,8 | 51,7 | 30,4 |
Учиться | 75,7 | 21,6 | 23,8 |
Не работать и не учиться | 0,3 | 0,7 | 0,9 |
Армия | 0 | 2,5 | 4,4 |
Другое | 0,5 | 0,2 | 4,0 |
Таблица 4
Реальные жизненные пути выпускников
(в % к числу опрошенных)
Реализация планов |
Средние школы | Сузы | ПУ |
Работают | 3,0 | 38,9 | 34,1 |
Совмещают работу с учебой | 2,4 | 13,7 | 6,1 |
Учатся | 87,8 | 29,9 | 31.5 |
Не работают и не учатся | 4,1 | 6,7 | 9,6 |
Армия | 0,3 | 5,8 | 16,2 |
Другое | 0,4 | 4,8 | 2,5 |
Приложение 2
Мотивы профессионального развития
Таблица 1
Динамика непосредственных мотивов профессионального развития
(По годам в % от кол. опрошенных)
Мотивы | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. |
Стремление к творческой исследовательской деятельности | 13 | 5 | 4 |
Процесс решения познавательных задач | 2 | 11 | 3 |
Самообразование | 13 | 18 | 16 |
Ориентация на новые знания | 11 | 13 | 21 |
Потребность в постоянном интеллектуальном и духовном росте | 16 | 16 | 4 |
Стремление расширить кругозор и эрудицию | 24 | 25 | 32 |
Стремление повысить свой культурный уровень | 21 | 12 | 10 |
Таблица 2
Динамика непосредственных мотивов профессионального развития
(по курсам в % от кол. Опрошенных)
Мотивы | 1 курс | 4 курс | Критерий разности, t | Уровень значимости, р |
Стремление к творческой исследовательской деятельности | 7 | 12 | 2,36 | р < 0,05 |
Процесс решения познавательных задач | 3 | 8 | 3,04 | р < 0,01 |
Самообразование | 19 | 25 | 2,01 | р < 0,05 |
Ориентация на новые знания | 15 | 21 | 2,17 | р < 0,05 |
Потребность в постоянном интеллектуальном и духовном росте | 21 | 23 | 0,67 | Незнач. |
Стремление расширить кругозор и эрудицию | 31 | 34 | 0,89 | Незнач. |
Стремление повысить культурный уровень | 7 | 8 | 0,53 | Незнач. |
Таблица 3
Динамика опосредованных мотивов профессионального развития
(по годам в % к числу опрошенных)
Стимулы к учебе | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. |
Сознание нужности высшего образования | 36 | 44 | 28 |
Престижность высшего образования | 5 | 3 | 3 |
Желание стать полноценным членом общества | 8 | 11 | 10 |
Долг, ответственность | 2 | 5 | 1 |
Желание занять определенное положение в группе | 0 | 0 | 0 |
Одобрение преподавателей | 0 | 0 | 0 |
Лучше подготовиться к профессиональной деятельности | 34 | 14 | 25 |
Получить высокооплачиваемую работу | 13 | 16 | 24 |
Получать стипендию | 2 | 5 | 7 |
Избежать нареканий со стороны преподавателей, родителей | 0 | 2 | 2 |
Получить место в общежитии | 0 | 0 | 0 |
Таблица 4
Динамика опосредованных мотивов профессионального развития
(по курсам в % к числу опрошенных)
Стимулы к учебе | 1 курс | 4 курс | Критерий разности, t | Уровень значимости, р |
Сознание нужности высшего образования | 41 | 51 | 2,86 | р < 0,01 |
Престижность высшего образования | 7 | 5 | 1,17 | Незнач. |
Желание стать полноценным членом общества | 6 | 9 | 1,58 | Незнач. |
Долг, ответственность | 4 | 8 | 2,33 | р < 0,05 |
Желание занять определенное положение в группе | 0 | 0 | Незнач. | |
Одобрение преподавателей | 0 | 0 | Незнач. | |
Лучше подготовиться к профессиональной деятельности | 32 | 39 | 2,03 | р < 0,05 |
Получить высокооплачиваемую работу | 38 | 46 | 2,25 | р < 0,05 |
Таблица 5
Внутренняя и внешняя мотивация профессионального развития
Показатель | 1 курс | 4 курс | Критерий разности,t | Уровень значимости, р |
Внутренняя Внеш. положительная Внеш. отрицательная |
3,8 2,6 3,1 |
4,1 3,4 2,3 |
1,43 2,31 2,28 |
Незнач. р < 0,05 р < 0,05 |
Приложение 3
Факторы социализации молодежи
Таблица 1
Комплексный анализ ценностных систем поколений
Ценностная система родительского поколения | Ценностная система молодого поколения |
Смысложизненная система ценностей | Смысложизненная система ценностей |
Смысл жизни не в том, чтобы улучшить свою собственную жизнь, а в том, чтобы обеспечить достойное продолжение своего рода. | Свобода человека то, без чего жизнь теряет смысл |
Человеку свойственно разное, но все-таки по природе он добр. | Вера в бога — это только обряды имеющие какой-то не всем понятный смысл. |
Жизнь человека — высшая ценность. Только закон может посягнуть на нее. | Бывают условия, что никакая красота не сделает человека лучше |
Свобода человека то, без чего жизнь теряет смысл. | Человеку свойственно разное, но все-таки по природе он добр |
Только содержательная работа заслуживает того, чтобы заниматься ею значительную часть своей жизни. | Смысл жизни не в том, чтобы улучшить свою собственную жизнь, а в том, чтобы обеспечить достойное продолжение своего рода. |
Вера в бога — это только обряды имеющие какой-то не всем понятный смысл. | Не всегда нужно стремиться к правде, иногда нужна ложь во спасение. |
Бывают условия, что никакая красота не сделает человека лучше. | Только содержательная работа заслуживает того, чтобы заниматься ею значительную часть своей жизни. |
Не всегда нужно стремиться к правде, иногда нужна ложь во спасение. | Жизнь человека высшая ценность. Только закон может посягнуть на нее. |
Витальная система ценностей | Витальная система ценностей |
Нравственный, совестливый человек должен помогать бедным и слабым, даже если ему приходится жертвовать своим комфортом. | Главное в жизни — это забота о своем здоровье и благополучии. |
Главное в жизни — это забота о своем здоровье и благополучии. | Нравственный, совестливый человек должен помогать бедным и слабым, даже если ему приходится жертвовать своим комфортом |
Личная безопасность человека должна обеспечиваться законом. | Личная безопасность человека должна обеспечиваться законом |
Интеракционистская система ценностей | Интеракционистская система ценностей |
В жизни максимальное внимание нужно уделить тому, чтобы установить хорошие семейные и дружеские отношения. | Взаимопомощь и поддержка в труде важнее состязания |
В своей жизни человек должен стремиться к тому, чтобы у него в первую очередь была спокойная совесть и душевный покой. | В своей жизни человек должен стремиться к тому, чтобы у него в первую очередь была спокойная совесть и душевный покой |
Взаимопомощь и поддержка в труде важнее состязания. | В жизни максимальное внимание нужно уделить тому, чтобы установить хорошие семейные и дружеские отношения |
В нашей жизни очень важно быть готовым к равноправному диалогу с теми, кто придерживается иных взглядов | В нашей жизни очень важно быть готовым к равноправному диалогу с теми, кто придерживается иных взглядов |
Социализационная система ценностей | Социализационная система ценностей |
Я отдал бы часть своих сбережений на охрану окружающей среды. | Я отдал бы часть своих сбережений на охрану окружающей среды. |
Выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем быть как все. | Главное инициатива, предприимчивость и поиск нового |
Для человека прежде всего важна оценка своей личной жизни по своим собственным индивидуальным критериям | Выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем быть как все. |
Главное — инициатива, предприимчивость и поиск нового | Человек должен жить в той стране, где ему больше нравиться |
Человек должен жить в той стране, где ему больше нравиться | Для человека прежде всего важна оценка своей личной жизни по своим собственным индивидуальным критериям |
Приложение 4
Результаты исследования
Таблица 1
Сводная таблица результатов 16-факторного теста Кеттела
(форма C)
№ | Имя | MD | A | B | C | E | F | G | H | I | L | M | N | O | Q1 | Q2 | Q3 | Q4 |
1 | Аня | 4 | 3 | 5 | 3 | 5 | 1 | 2 | 1 | 7 | 5 | 6 | 6 | 8 | 6 | 8 | 8 | 4 |
2 | Валерия | 5 | 4 | 5 | 4 | 6 | 3 | 2 | 1 | 7 | 1 | 8 | 3 | 8 | 7 | 2 | 3 | 2 |
3 | Вероника | 5 | 2 | 3 | 5 | 8 | 9 | 6 | 8 | 7 | 1 | 4 | 4 | 3 | 8 | 8 | 10 | 2 |
4 | Вита | 3 | 9 | 3 | 6 | 10 | 4 | 1 | 9 | 7 | 4 | 9 | 3 | 7 | 6 | 1 | 5 | 6 |
5 | Гена | |||||||||||||||||
6 | Даша | 5 | 7 | 5 | 2 | 10 | 3 | 8 | 7 | 9 | 7 | 7 | 5 | 6 | 8 | 6 | 4 | 8 |
7 | Дима | |||||||||||||||||
8 | Жанна | 4 | 9 | 3 | 1 | 4 | 4 | 1 | 5 | 7 | 5 | 5 | 2 | 8 | 7 | 6 | 1 | 6 |
8 | Ира | 2 | 9 | 7 | 3 | 8 | 4 | 4 | 4 | 9 | 5 | 8 | 7 | 2 | 9 | 5 | 6 | 1 |
10 | Лариса | 3 | 9 | 5 | 1 | 4 | 5 | 2 | 2 | 10 | 10 | 9 | 4 | 8 | 10 | 6 | 3 | 6 |
11 | Лена | 4 | 4 | 5 | 4 | 10 | 7 | 3 | 9 | 7 | 8 | 8 | 7 | 5 | 6 | 10 | 2 | 4 |
12 | Оксана | 4 | 7 | 1 | 1 | 10 | 5 | 6 | 6 | 7 | 2 | 8 | 5 | 7 | 7 | 2 | 5 | 8 |
13 | Света | 3 | 4 | 5 | 4 | 10 | 8 | 6 | 6 | 3 | 8 | 5 | 6 | 7 | 6 | 6 | 7 | 6 |
14 | Шамиль | 5 | 2 | 7 | 3 | 9 | 7 | 2 | 6 | 2 | 8 | 7 | 4 | 3 | 9 | 6 | 6 | 3 |
Таблица 2
Сводная таблица результатов методики «ОПП»
№ |
ПК дизайнеров Кол. выборов |
ПК медиков Кол. Выборов |
ПК психологов Кол. Выборов |
ПК юристов Кол. Выборов |
1 |
А |П |С 35|27|18 |
С |И |А 21|15|12 |
С |А |И 27|21|14 |
|
2 |
А |С |П 31|18|13 |
А |С |И 26|17|16 |
А |И |С 20|17|13 |
А |С |И 36|32|21 |
3 |
А |П |С 30|20|18 |
И |С |Р 32|18|16 |
С |А |И 24|22|15 |
|
4 |
А |С |П 31|27|22 |
Примечания:
ПК – профессиональный код испытуемого;
Кол. Выборов –общая сумма положительных выборов, сделанных респондентом по трем соответствующим буквам кода шкалам опросника.