Дипломная работа: Психологические принципы отбора кандидатов для обучения предпринимательству
Дипломная работа: Психологические принципы отбора кандидатов для обучения предпринимательству
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ. 2
1. Психологические основы успешного предпринимательства в России и за рубежом. 5
1.1.Обзор научных разработок в психологии поведения. 5
1.2. Психология поведения предпринимателя. 7
1.3. Психологические характеристики успешного предпринимателя. 11
1.3.1. Психологические качества предпринимателя. 11
1.3.2. Специфические особенности психологии российского предпринимателя при сравнении с зарубежным. 14
2. Гипотеза психологических качеств успешного предпринимателя. 21
3. Анализ критериев отбора кандидатов для обучения предпринимательству 25
3.1. Соответствие общих целевых ориентаций требованиям предпринимательской деятельности. 25
3.2. Готовность стать стратегическим лидером. 33
3.3. Готовность к выполнению функций руководителя. 36
3.4. Умение рационально разрешать конфликты.. 39
3.5. Обладание достаточной стрессоустойчивостью.. 42
3.6. Обладание достаточной коммуникативной компетентностью.. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 58
ВВЕДЕНИЕТемой дипломной работы является выявление психологических аспектов отбора кандидатов для обучения предпринимательству
Предметом исследования дипломной работы является процесс отбора кандидатов для обучения предпринимательскому делу
Объектом исследования будут кандидаты для обучения предпринимательскому искусству на курсах «Успех».
Цель: выявить и изучить особенности личностных психологических качеств, способствующих лучшему и более продуктивному, выгодному осуществлению предпринимательской деятельности.
Постановка цели исследования определяется следующей формулировкой его гипотезы, согласно которой предпринимательская деятельность соответствует потребностям симпатотоников наличием большого количества напряженной работы и изобилием «пиковых ситуаций», стимулирующих привычный выброс в кровь катехоламинов (в частности адреналина), вызывающих состояние радостного возбуждения и подъема сил. Человек ощущает себя смелым, способным преодолеть любую преграду для достижения поставленной цели. Он чувствует надежность, уверенность в себе. Такие ощущения позволяют брать на себя ответственность, самостоятельно принимать оптимальные решения в любых опасных ситуациях, которыми изобилует предпринимательская деятельность.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы я предлагаю последовательное решение в рамках дипломной работы следующих задач:
1. Проанализировать литературные данные по проблемам психологических основ осуществления успешной предпринимательской деятельности в России и за рубежом.
2. выявить, изучить и проанализировать характеристики личности, которые являются критериями для отбора кандидатов для обучения предпринимательству.
3. Предложить некоторые практические рекомендации по усовершенствованию приемов психологического отбора кандидатов для обучения предпринимательскому делу.
Методы исследования:
Наблюдение, экспериментальный анализ, психолого-педагогическое и методическая литература, анализ проведения успешной предпринимательской деятельности и др.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что в ней на основании проведенной опытно экспериментальной работы, предлагается ряд практических псиологических рекомендаций для людей, желающих стать предпринимателем.
Решив открыть свое дело, предприниматель принимает всю ответственность за его ход и все риски, с ним связанные, на себя. Следовательно, он должен быть готов к тому, чтобы осуществлять управление своей фирмой. Эффективность управления обусловливается умением решать следующие задачи:
1. Постановка целей функционирования и развития предприятия;
2. Планирование деятельности и развития предприятия;
3. Анализ результатов работы предприятия;
4. Распределение обязанностей и ответственности между подчиненными;
5. Стимулирование продуктивной работы персонала;
6. Организация контроля работы персонала;
7. Оценка работы персонала;
8. Поддержание благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
9. Оценка целесообразности внедрения конкретных новшеств;
10. Организация внедрения новшеств;
11. Стимулирование инновационной активности персонала.
Степень эффективности, с которой решаются данные задачи, определяет уровень управленческой компетентности предпринимателя и его способностей. Сама же компетентность зависит от знаний основ и методов управления, а также от ориентированности предпринимателя. Недостаток знаний можно восполнить, пройдя соответствующий курс обучения, или посредством самообразования. Однако для того, чтобы применить полученные знания в практике деятельности своего предприятия, необходимо желание, уверенность в успехе, готовность на затраты времени и сил, стремление к обновлению, экспериментированию. Не секрет, что разные люди различным образом воспринимают новые знания. Кто-то сразу готов внедрять все, чему удалось научиться, другой постоянно сомневается в успехе, опасается навредить с трудом налаженному делу, а иной уверен, что его собственные знания и опыт стоят всех наук вместе взятых. В основе различной ориентированности предпринимателей лежат индивидуальные особенности людей. Они проявляются в выборе преимущественного способа деятельности, путей реализации этого способа и эмоциональной оценке ситуации.
Случается, что индивидуальные особенности человека препятствуют эффективному решению управленческих задач. В этой ситуации говорят о наличии у него определенных ограничений. Выявить существующие ограничения можно заранее до того, как станет очевидным, что предприниматель не справляется с функциями руководителя. Полученная при этом информация послужит для выбора направления коррекции неэффективного поведения и предупреждения возможных ошибок и проблем.
1. Психологические основы успешного предпринимательства в России и за рубежом 1.1.Обзор научных разработок в психологии поведенияПод поведением понимается совокупность совершаемых человеком поступков. Исследователь психологической теории деятельности Г. В. Суходольский, изучив подавляющее большинство отечественных трудов по теме «деятельность — поведение», пришел к выводу, что именно у С. Л. Рубинштейна впервые отражено различие между двумя видами человеческой активности.[1] Если деятельность — это ряд последовательно совершаемых действий, то поведение система поступков. Поступок как единица поведения выражает, по мнению Л. И. Анциферовой, отношение человека к другим людям и моральным нормам общества. Психологический словарь трактует поступок как социально оцениваемый акт поведения, совершение которого подчинено мотивам и целям человека.[2] В нем проявляется личность — ее ведущие потребности, отношение к окружающей действительности, характер, темперамент. В соответствии с социальными требованиями, этическими и правовыми нормами, поступок оценивается как нравственный. Или безнравственный.
Значительные успехи по выяснению природы человеческого поведения были достигнуты в начале XX в. Впервые основоположником бихевиоризма Д. Уотсоном было провозглашено, что душа человека является принципиально непознаваемой, а человеческое поведение есть проявление двухзвенной схемы: (St - R) стимул — реакция.[3] Данное заявление было закреплено открытием В. М. Бехтеревым «сочетательного рефлекса» или, в терминах экспериментальных исследований И. П. Павлова, «условного рефлекса», которые на целые десятилетия были объявлены в нашей стране фундаментальными постулатами для объяснения поведенческих реакций.
В начале 30-х гг. американский психолог Э. Толмен пришел к заключению, что направляющим началом поведения является цель человека, а связи между стимулом и реакцией являются не прямыми, а опосредованными через «промежуточные переменные»: цель, ожидание, гипотезу, знак и его значение, когнитивную картину мира.
Важный вклад в изучение поведения личности привнесла гештальтпсихология, ярким представителем которой является К. Левин. Он писал, что для объяснения поведения необходимо определить действующую целостную ситуацию, представляющую структуру поля и состояние личности. Важно выявить саму эту ситуацию и то, как она представлена в субъективном восприятии действующих в ней людей.[4]
В отечественной литературе существует значительное число синонимов понятия «установка»: личный смысл — по А. Н. Леонтьеву, отношения — по В. Н. Мясищеву. внутренняя позиция — по Л. И. Бажович, умонастроение — по Б. Д. Парыгину, мотивация по В. И. Ковалеву и т. д. Их общий смысл идентичен по своей сути установке личности, так как все они являются, во-первых, исходным моментом поведения, во-вторых, вызывают готовность действовать определенным образом.
Начиная с 70-х гг. ряд последователей школы Д. И. Узнадзе провели серию экспериментов по изучению механизмов смены установок, в том числе и социальных. Опираясь на то, что социальные установки имеют такие же свойства, как и установки более низких иерархических уровней (интенсивность, скорость формирования, прочность фиксации и т. д.), они выяснили, что смена происходит по общему закону ассимиляции и контраста.
Отечественные исследования, а тем более зарубежные, продолжали доказывать наличие несовпадений между осознанием человеком фактов, говорящих о необходимости менять поведение, и тем, что сделать это крайне трудно. Некоторые отечественные психологи, опираясь на зарубежные исследования неофрейдистских школ, придающих области бессознательного решающую роль в регуляции поведения, в том числе и социального, пытались объяснить разрыв между поведением и осознанием через бессознательные регуляторы. Это работы Б. Ф. Поршнева, В. В. Нали-мова, В. П. Трусова. Большой интерес в этой связи представляют исследования А. М. Айломазьяна, доказывающие, что социальные установки могут находиться как в области сознательного, так и бессознательного, что в то время не повлияло на ортодоксальную линию в психологии.[5]
Современными западными школами, объясняющими и исследующими регуляцию поведения человека, в частности в качестве предпринимателя, и наиболее популярными сегодня в России, являются нейролингвистическое программирование (Р. Бендлер, Дж. Гриндер и другие), трансак-ционный анализ (Э. Берн, М. Джеймс, Д. Джонгвард и др.), неогештальтпсихология (Ф. Перлз), онтопсихология (Менегетти), психоделическая школа (С. Гроф, Э. Бон- ни и другие), дианетика и саентология (Р. Хаббард), психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и др.).
Учитывая вышеизложенное, предположим, что психологическое поведение предпринимателя управляется как сознательными, так и бессознательными регуляторами. Таким образом, регуляция поведения полностью не подчинена воле человека.
1.2. Психология поведения предпринимателяПредпринимательское поведение является социально-экономическим.
Под таким поведением понимается цепь последовательно совершаемых поступков человека, направленных на получение субъективно оцениваемых преимуществ от разницы между приложенными усилиями и полученным результатом в процессе приобретения, хранения и обмена материальных и духовных ценностей. [6]
Можно предположить, что предпринимательское поведение обусловлено установками, вызывающими состояние готовности к совершению поступков предпринимательского характера в случае наличия потребности и удовлетворяющей ее ситуации.
По данным Р. Хизрича и М. Питерса, в 50-72 % случаев у основателей компаний хотя бы один из родителей имел свободную профессию. Следовательно, при воспитании будущих предпринимателей эти родители заложили в своих детях установки или готовность совершать поступки, характерные для предпринимательского типа поведения. [7]
Степень свободы выбора, которую позволяют себе успешные предприниматели, заставляет предположить, что данный тип людей обладает значительно меньшим количеством фрустрирующих[8] личность установок, чем другие. Область сознательного представлена здесь значительно в более широком диапазоне. Известно, что невозможно добиться успеха, если поведение неадекватно ситуации. Чтобы быть «везучим», необходимо четко реагировать на изменение окружающей действительности. Особенно часто такие изменения происходят при занятиях предпринимательством, где «неопределенность» является главной психологической «средой обитания». В подсознании предпринимателей может содержаться готовность быть гибким, оптимальным, успешным, творческим, обеспеченным и другие регуляторы, способствующие «победе» в этой жизни. Данные установки довольно легко можно вывести в область социального. Следовательно, есть шанс признать свое поведение или отказаться от него.
Установки, несовместимые с предпринимательскими поступками, прекрасно сформулировал М. Мольц.108 Это готовность к разочарованию, неуверенности, испытанию чувства одиночества, обиды, опустошенности и использованию агрессии по полезным каналам приложения. По мнению У. Джеймса, причина уныния предпринимателя «только отражение субъективного восприятия человека». Ибо потеря прибыли факт, а что предприниматель при этом опозорен или разорен — его личное суждение. Личность успешного предпринимателя отвергает побуждение жить предопределенным образом. Она постоянно учится сталкиваться с новыми ситуациями, открывает новые способы мышления, переживания и реагирования. В результате такое поведение устраняет противоречие, вызванное понятиями «надо» и «хочу», так как они просто сливаются. Именно сознательное решение быть свободным, несмотря на инстинкты, побуждения, наследственность и окружающее влияние, выделяет предпринимателей из общей социальной структуры.
К этим людям невозможно никак не относиться, так как их поведение вызывает у кого «зависть», у кого «прекрасное чувство свободы», а у некоторых желание изучить истоки такой нестандартности.
На поведение предпринимателей влияют не только внутренние установки, но и внешние обстоятельства, порожденные конкретной исторической обстановкой, государственной идеологией, культурой нации, а также того социального слоя, из которого формировался предпринимательский социум.
Живя в обществе, предприниматель знает, что любой его поступок в семье, офисе, на улице оценивается с позиции нравственности, что в свою очередь влияет на основную цель предпринимательства — получение прибыли. Поэтому предпринимательские поступки должны соотноситься как с национальной культурой общества, так и с предпринимательской культурой — созидаемыми и передаваемыми социальной группой предпринимателей системами ценностей, идей и символов. Именно поведение человека выявляет его отношение к социальным ценностям и определяет специфику образа жизни.[9]
Итак, людей, имеющих предпринимательское поведение, объединяет одна субкультура, являющаяся составным элементом общей национальной культуры. Эта субкультура проявляется в явных или неявных правилах поведения, спонтанно возникающих в ходе эволюции предпринимательского социума и группирующихся в определенных культурных традициях, поступках, ритуалах, обычаях, нравах или «кодексах поведения». [10]
Развитие предпринимательской культуры или «кодекса предпринимательского поведения», его смена, появление и исчезновение, выдвижение на главенство и оттеснение на второй план различных норм и правил происходит по принципу естественного отбора. Выживают культурные традиции, наилучшим образом обеспечивающие жизненные цели общества, а не прошедшие эволюционные фильтры — отсеиваются.