скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Развитие грамматических навыков при использовании игр на уроках немецкого языка в шестом классе

Продуктивный навык – это способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и формировать ее состав нормами данного языка. В результате он должен быть автоматическим, устойчивым. Целесообразно выделять три основных этапа формирования грамматического навыка в продуктивной речи:

1) ознакомление и первичное закрепление;

2) тренировка;

3) применение [25, c.360].

Целью ознакомления и первичного закрепления грамматического материала является создание ориентировочной основы грамматического действия для последующего формирования навыка в различных ситуациях общения. На этом этапе необходимо раскрыть значение, формообразование и употребление грамматической структуры, обеспечить контроль ее понимания учащимися и первичное закрепление. Формирование речевого грамматического материала предполагает развитие навыка точного воспроизведения изучаемого явления в типичных для его функционирования речевых ситуациях и развитие его гибкости за счет варьирования условий общения, требующих адекватного грамматического оформления высказывания. С этой целью используются имитационные, подстановочные, трансформационные упражнения. В отдельную группу выделяются упражнения игрового характера. Переход от навыков к умениям обеспечивается упражнениями, где грамматическое явление надо употребить без языковой подсказки в соответствии с речевыми обстоятельствами. Упражнения этапа могут проводится на материале устных тем, домашнего чтения, диафильмов. Контроль грамматических навыков может быть следящим или выделяться в отдельный этап. Преподаватель может осуществлять его в процессе самой речевой деятельности (слушания, говорения, чтения или письма) [13, с.59].

Рецептивный грамматический навык - способность читающего узнавать грамматические формы, соотносить с их значением. Рецептивное усвоение связано с узнаванием. Здесь также требуется запоминание и сохранение в памяти грамматических форм и моделей; для узнавания не нужно той механической работы, которая требуется для воспроизведения. Рецептивное усвоение грамматического материала включает три этапа:

1) ознакомление с новым грамматическим явлением;

2) тренировка и автоматизация данного явления в чтении и слушании;

3) применение [26, c.374].

Ознакомление обучаемых с новым грамматическим явлением должно отвечать следующим методическим требованиям:

- объяснения следует проводить от введения признаков грамматической формы к раскрытию ее содержания, все необходимые значения грамматической формы сообщаются сразу;

- все объяснения следует строить с опорой на текст;

- основным приемом ознакомления с новым материалом, должен быть анализ формы для определения содержания.

Таким образом, выделяют три этапа в становлении грамматического навыка:

- ознакомление и первичное закрепление,

- тренировка,

- применение и свободное использование в речи.

1.4 Применение игр в формировании грамматического навыка

Эффективным приемом работы в становлении грамматического навыка являются игры, которые одновременно способствуют развитию речевой деятельности обучающихся. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности. Существует множество методических пособий, предлагающих большое разнообразие грамматических игр для уроков иностранного языка [10, c.97].

Грамматические игры преследуют следующие цели:

- научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;

- создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;

- развить речевую активность и самостоятельность учащихся [10, c.87].

Таким образом, игры – это эффективный прием работы в становлении грамматического навыка, где грамматический материал применяется в различных ситуациях.

1.5 Возрастные особенности учащихся 6 класса

В период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет) идет подростковый возраст, отрочество.

В подростковом возрасте внимание, память, воображение уже приобрели самостоятельность - подросток настолько овладел этими функциями, что теперь в состоянии управлять ими по своей воле. В этот период начинает выявляться индивидуально доминирующая ведущая функция: каждый подросток может сам отрефлексировать, какая из функций является для него наиболее значимой.

Рассмотрим особенности развития обсуждаемых функций.

Внимание. Если у младшего школьника преобладает непроизвольное внимание и это определяет работу учителя с классом, то подросток вполне может управлять своим вниманием. Нарушения дисциплины в классе носят скорее социальный характер, а не определяются особенностями внимания.

Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности: в спорте, где он может добиться высоких результатов, в трудовой деятельности, где он зачастую проявляет чудо в умении сосредоточиться и выполнить тонкую работу, в общении, где его наблюдательность может соревноваться с наблюдательностью взрослых, у которых она является профессиональным качеством. Внимание подростка становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью.

В школе на уроках внимание подростков нуждается в поддержке со стороны учителя - долгая учебная деятельность вдохновляет подростка на поддержание произвольного внимания. В педагогическом процессе отработаны приемы поддержания непроизвольного внимания и организации произвольного. Учитель может использовать эмоциональные факторы, познавательные интересы, а также постоянную готовность подростка воспользоваться случаем и утвердить себя среди сверстников в удобной для этого ситуации.

Конечно, здесь речь идет о потенциальных возможностях и об апофеозе внимания в отдельные, значимые для самолюбия подростка моменты его жизни. В то же время те же отроки могут впасть в состояние глубокого утомления, когда внимание, кажется, вовсе исчезает из состава познавательных процессов. Он сидит, если можно - лежит с полузакрытыми глазами и находится в состоянии полной прострации, в состоянии легкого угнетения, сопровождающегося упадком сил, безразличием к окружающему. Здесь исчезает не только произвольное, но и, кажется, непроизвольное внимание.

Именно в подростковом возрасте кривая утомляемости резко повышается, особенно в 13-14 лет.

Судя по проявлениям внимания, подростковый возраст - период парадоксов в достижениях возможностей и в потерях.

Память. Подросток уже способен управлять своим произвольным запоминанием. Способность к запоминанию (заучиванию) постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13 до 15-16 лет наблюдается более быстрый рост памяти. В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память - она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого; становится более доступным запоминание абстрактного материала. Память работает на опосредованных уже присвоенных знаковых системах, прежде всего речи.

Воображение. В подростковом возрасте воображение может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Подросток может проигрывать мыслительные задачи с математическими знаками, может оперировать значениями и смыслами языка, соединяя две высшие психические функции: воображение и мышление. В то же время подросток может строить свой воображаемый мир особых отношений с людьми, мир, в котором он проигрывает одни и те же сюжеты и переживает одни и те же чувства до тех пор, пока не изживет свои внутренние проблемы.

Реальность воображаемого мира субъективна - это только его реальность. События, происходящие здесь, опосредованы образами и знаками из реальности общечеловеческой культуры. Конечно, они воздействуют на личность подростка со всей определенностью. Но подросток субъективно по своей воле управляет обустройством своего внутреннего мира. Мир воображения - особый мир. Подросток уже владеет действиями воображения, которые приносят ему удовлетворение: он властвует над временем, имеет свободную обратимость в пространстве, свободен от причинно-следственных связей существующих в реальном пространстве социальных отношений людей. Свобода проживания во внутреннем, психологическом пространстве продвигает подростка в развитии. Воображение в отрочестве может обогатить внутреннюю жизнь подростка, может, соединяясь с рациональными знаниями, преобразоваться и стать подлинной творческой силой, но может и прийти в упадок после поры детства, лишить подростка полета фантазии и творчества [14, с.301].

Таким образом, у подростков память приобретает логический характер, внимание подростков необходимо все время поддерживать, способность фантазировать хорошо отражается на творчестве, а абстрактное мышление начинает развиваться. Вследствие этого применение развивающих игр в изучении грамматики на уроках иностранного языка вполне уместно, т.к. именно игры поддерживают внимание и интерес на уроке, развивают абстрактное мышление, творческие способности учащихся.

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГР НА УСПЕШНОЕ УСВОЕНИЕ ГРАММАТИКИ В ШЕСТОМ КЛАССЕ ТАРНОГСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Преддипломная практика по дополнительной подготовке в области иностранного языка (немецкий язык) проходила на базе МОУ «Тарногская СОШ» с 5 по 12 февраля 2009 года. Мы провели исследование в двух классах: 6 «б» и 6 «в». Исследование заключалось в изучении успешности усвоения грамматики с использованием развивающих игр. Оба класса активны, приветствуют уроки в нетрадиционной форме и всегда работают с интересом.

Согласно гипотезе, мы поставили эксперимент: в 6 «б» классе применяли игры в ходе изучения грамматического материала, а в 6 «в» классе придерживались традиционных упражнений, предложенных в учебнике. Грамматический материал, который изучался в период прохождения преддипломной практики простое прошедшее время (Präteritum) сильных и слабых глаголов и употребление их в речи.

Эмпирическое исследование проходило в три этапа: на подготовительном этапе мы спланировали исследование, выбрали два класса, на одном из которых мы применяли игры в изучении грамматического материала, и подобрали игровой материал для проведения исследования. На основном этапе мы провели наше исследование. На заключительном этапе мы обработали и проанализировали полученные результаты, сделали соответствующие выводы.

Игры были проведены с целью выявить уровень сформированности грамматического навыка. Они ведут к хорошему усвоению, запоминанию и повторению ранее изученного грамматического материала. Поэтому согласно цели эксперимента, в 6 «б» классе игры были применены, а в 6 «в» классе нет. Игры, которые мы применяли в тренировке грамматического материала, представлены в Приложении 1.

В конце преддипломной практики мы осуществили контроль с целью изучения степени усвоения данного грамматического материала. Тестовые задания, которые мы применили в качестве контроля степени освоенности грамматического материала Präteritum, представлены в Приложении 2.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что ребята из экспериментального класса усвоили изученный грамматический материал в игровой форме лучше, чем ребята из неэкспериментального класса.

В Таблице 1 представлены результаты контрольной работы по теме „Präteritum , проведенной в экспериментальном 6 «б» классе.

Таблица 1. Результаты контрольного среза в 6 «б» классе

Класс

Список учащихся

Результаты

6 « б»

1. Виктория А. 4 балла
1.       Александр Г. 4 балла
2.       Илья М. 4 балла
3.       Виктор М. 4 балла
4.       Мария П. 4 балла
5.       Сергей П. 3 балла
6.       Татьяна Р. 4 балла
7.       Дмитрий С. 5 баллов
8.       Александр С. 4 балла
9.       Вадим Т. 5 балла

Средний балл

4,1 балл

Мы видим, что ученики 6 «б» класса справились лучше с заданиями контрольной работы. Средний балл – 4,2. Наивысший балл у Дмитрия С. («5») и Вадима Т. («5»), что подтверждает наличие способностей в изучении иностранного языка и высокого интереса к предмету у данных учеников. Наименьший балл имеет Сергей П. («3»), который не справился с заданием № 3 («Запишите необходимую форму глагола»).

Ниже представлена таблица 2, где приведены результаты контрольной работы по теме „Präteritum“ в 6 «в» классе.


Таблица 2. Результаты контрольного среза в 6 «в» классе

Класс

Список учащихся

Результаты

6 «в»

1. Дарина И. 3 балла
2. Галина Н. 3 балла
3. Диана П. 4 балла
4. Ксения П. 4 балла
5. Дмитрий С. 4 балла
6. Мария Т. 4 балла
7. Ирина Ф. 4 балла

Средний балл

3.7 балла

Из таблицы № 2 мы видим, что ученики 6 «в» класса справились немного хуже с заданиями контрольной работы. Средний балл – 3,7. Наивысший балл («4») у 5 человек (Таблица 2), что говорит о наличии ошибок в контрольной работе по предмету у данных учеников. Наименьший балл («3») имеют Дарина И. и Галина Н. Практически у всех учеников встречаются ошибки во всех трех заданиях. Ошибки, которые допустили ученики в данном классе, предполагают неполное понимание темы.

Сравнительный результат проведенного эксперимента в двух классах представлен в следующей диаграмме.

Диаграмма 1. Результаты контрольного среза в 6 «б» и 6 «в» классах

Из данной диаграммы мы видим, что в 6 «б» классе освоенность грамматического материала выше, т.к в данном классе проводились соответствующие игры, следовательно, формирование грамматического навыка у ребят происходило успешнее. В 6 «в» классе игры не применялись, поэтому уровень сформированности навыка по данному материалу ниже, чем в 6 «б» классе.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что применение учебных игр в изучении грамматического материала в 6 классе средней школы уместно и просто необходимо в целях формирования грамматического навыка в целом и повышения уровня владения данным грамматическим материалом.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, анализ литературы показал, что все без исключения методисты считают, что применение игры на уроках немецкого языка полезно и имеет много положительных сторон, так как именно игра, по мнению психологов (Рубинштейн), является ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте, а применительно к иностранному языку на начальном этапе изучения игровая мотивация – ведущая в изучении грамматического материала [21, c.48].

Предпочтения к играм у детей налицо: усвоение нового материала при использовании игр на уроках иностранного языка быстро, и от игр учащиеся менее всего устают.

Игра - это особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, представляющее собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами.

Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих, где на дальнейших этапах развития общества игры получили широкое распространение, увеличилось разнообразие их форм. Сейчас игры прочно вошли в методическую науку и стали надежными помощниками учителей начальных классов.

Игры – это эффективный прием работы в становлении грамматического навыка, где грамматический материал применяется в различных ситуациях.

В подростковом возрасте внимание, память, воображение уже приобрели самостоятельность - подросток настолько овладел этими функциями, что теперь в состоянии управлять ими по своей воле. В виду того, что память приобретает логический характер, внимание подростков необходимо все время поддерживать, способность фантазировать хорошо отражается на творчестве, а абстрактное мышление начинает развиваться. Вследствие этого применения развивающих игр в изучении грамматики на уроках иностранного языка вполне уместно, т.к. именно игры поддерживают внимание и интерес на уроке, развивают абстрактное мышление, творческие способности учащихся.

Все авторы методических пособий рекомендуют использовать игры на уроках иностранного языка. Основной целью учебных игр является развитие навыков (грамматических, лексических, речевых) и умений (монологического и диалогического высказываний).

Отобранный нами игровой материал мы проверили экспериментально, где выяснили, что экспериментальный класс усвоил материал лучше и быстрее, а уроки, проведенные с детьми в игровой форме были наиболее интересными.

Мы считаем, что наша гипотеза целиком подтверждена на практике.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что применение учебных игр в изучении грамматического материала в 6 классе средней школы уместно и просто необходимо в целях формирования грамматического навыка в целом и повышения уровня владения данным грамматическим материалом. Данную практическую часть, т.е. исследование, мы рекомендуем использовать учителям немецкого языка для определения степени усвоения материала теме „Präteritum“и уровня сформированности грамматического навыка у учеников 6 класса.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Алексомова Л.А., Кремер И.Ю. Разрешите спросить? Нем. – рус. Разговорник. – М.: «Просвещение», 1996. - 127с.

2.       Бим И.Л. Немецкий язык. Шаги 1:Уч.6кл. - М.: «Просвещение», 2007. - 318c.

3.       Бим И.Л., Пассов Е.И. Книга для чтения. - М.: «Просвещение», 1991. - 223с.

4.       Вайсман М.C. Wir lesen Deutsch. - М.: «Просвещение», 2000.

5.       Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. – 1966. - №6.

6.       Герстенберг З.С., Иванова А.И. Raten, Scherzen, Singen. - М.: «Просвещение», 1962. - 80с.

7.       Глебова А.Н., Глущенко Л.А. Мы читаем по-немецки. - М.: Изд-во «Высшая школа», 1969. - 112с.

8.       Завьялова В.М., Ильина Л.В. Практический курс немецкого языка. Начальный этап. - М.: Изд-во «Юрайт», 2004. - 384с.

9.       Запорожец А.В. Избранные психологические труды, в 2-х т. - М., 1986.

10.    Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб.: КАРО, 2006. – 192с.

11.    Любимова Э.М., Пиранкова М.П. Пособие по немецкому языку. - М.: «Высшая лига», 1968. - 239с.

12.    Макаренко А.С. Педагогическая поэма. - М.: Педагогика, 1981.

13. Маслыко Е.А., Бабинская Т.К. Настольная книга преподавания иностранного языка.- Минск: «Высшая школа», 2000.- 347с.

14. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.- М.: Изд–й центр «Академия», 1999. – 456с.

15. Наер М.Н., Кузьмина Н.Б. Немецкий язык. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. - 224с.

16. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969.

17. Попов А.А. Немецкий для всех. - М.: Изд-во «Айрис-пресс», 2004. - 28с.

18. Путинина Г.Б., Орловская Т.И. Школа. Пособие по практике. - М.: «Просвещение», 1970. - 123с.

19. Райх Б.Я. Немецкий язык. Тесты. 5-6 кл.- М.: Дрофа, 2001.- 160с.

20. Розен Е.В. Новое в лексике немецкого языка. - М.: «Просвещение», 1971.

21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989.

22. Рыбалко Е.Ф., Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии. - СПб.: Речь, 2006.

23. Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе. - М.: «Просвещение», 1991. - 160с.

24. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. - М.: «Просвещение», 1984.

25. Филатов В.М. Методика обучения иностранного языка в начальной основной общеобразовательной школе. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.- 416с.

26.Чикунова И.А. Проектные уроки в 1-3 классе при подходе РИвИС. – СПб.: ЛГПУ, 2006.

27.Чирикова А.А. Развитие логической и механической памяти при обучении говорению на младшей ступени обучения. - СПб.: ЛГПУ, 2005.

28.      Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.


Приложение 1

Игры, применяемые на уроках, для изучения грамматической темы „Präteritum

Игра 1. Цель: автоматизация управления глаголов в устной речи.

Ход игры: играющие образуют пары. Один играющий изображает действие (мимическое или пантомическое), другой должен прокомментировать его, употребляя глаголы в Präteritum.

Игра 2 . Цель: автоматизация употребления форм глагола в устной речи.

Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды придумывает предложение с изученным глаголом в Präteritum. Он бросает мяч партнеру из второй команды и называет предложение, пропуская глагол. Поймавший мяч повторяет предложение, вставляя правильную форму глагола, бросает мяч партнеру из первой команды и называет свое предложение, опуская глагол.

За каждую ошибку начисляется штрафное очко. Побеждает команда, набравшая наименьшее количество штрафных очков.

Игра 3. Учащиеся делятся на две команды, каждая команда предлагает другой команде глагол в форме инфинитива. Задача каждой команды образовать форму Präteritum, проспрягать его и придумать предложение с данным глаголом в форме Präteritum.

Игра 4. Ученики делятся на две команды, каждой из которой дается список глаголов в форме инфинитива.

Задание: кто быстрее преобразует глагол в форму Präteritum.

Игра 5. Произносятся глаголы в форме Präteritum. Учитель кидает мяч ученику, называя личное местоимение. Учащийся должен поставить глагол в правильную форму Präteritum.

Игра 6. Класс делится на две команды, обеим командам дается ситуация. Например: утренняя гимнастика - одной команде, другой - выполнение домашнего задания.

Задание: опишите ход предложенной ситуации, используя глаголы в Präteritum. Кто быстрее справится - тот выиграл. Затем наглядно продемонстрируйте действия, проговаривая все предложения.

Игра 7. Учащиеся делятся на две команды. Каждая команда по очереди предлагает соперникам по предложению, где глагол употребляется в Prateritum правильно или не правильно. Противная сторона должна исправить ошибку, если она есть.

Игра 8. Две команды участников становятся лицом друг к другу. Каждая команда выбирает актера. Он выходит вперед и выполняет какое-либо действие, а члены противоположной команды должны ответить на вопрос, например:

- Was machte er?

-Er wusch sichи т. п.


Приложение 2

Контрольная работа по теме «Präteritum»

1.Укажите форму Prateritum соответствующего глагола.

1.haben a)hatte b)habe c)hatte
2.sein a)seid b)war c)ware
3.werden a)worden b)wird c)wurde

2.Укажите, какую глагольную форму нужно употребить, чтобы эти предложения были написаны в Prateritum.

1. Ich…meinem Bruder ein Marchen. a)erzahle b)erzachlte c)erzachltest
2. Du…heute am besten. a)sprungst b)springst c)sprangst
3. Er…auf und…weg.

a)steht

d)gingt

b)stand

e)geht

c)standet

f)ging

4. Sie…ihrer Freundin einen Brief. a)schreibt b)schrieb c)schreibte
5. Wir…am Sonntag zu meiner Oma. a)fuhren b)gefuhren c)fahren
6. Ihr…immer ihren Eltern. a)halft b)halfen c)helfen
7. Sie…oft Bucher aus Deutschland. a)bekommen b)bekamm c)bekommen
8. Wir alle…schone Blumen. a)malteten b)malen c)malten

3.Запишите необходимую форму глагола.

Из исходных элементов образуйте в Prateritum предложения, отвечающие на вопрос: Wer machte was am Sonntag?

1. Ich … (ein Brief schreiben)

2. Du … (zur Tierhandlung fahren)

3. Er … (seine Hausaufgaben machen)

4. Sie … (ins Museum gehen)

5. Wir … (Sport im Stadion treiben)

6. Ihr … (viele schone Bilder malen)

7. Sie … (Tiere im Zoo futtern)

8. Einige … (zu Hause bleiben).


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.