Дипломная работа: Роль прямых иностранных инвестиций для экономики стран постсоветского пространства
Объем взаимной торговли за 9 месяцев 2009 г. составил 109,7 млрд. долл., что ниже уровня аналогичного периода прошлого года на 44 %. При этом экспорт снизился на 44 % и составил 54,6 млрд. долл., импорт – на 43 % и составил 55,2 млрд. долл. Падение объемов взаимной торговли произошло во всех государствах – участниках СНГ.[15]
Таблица №1.2Объем взаимной торговли товарами стран СНГ в январе-сентябре 2009 года (млн. долларов США)
Экспорт | В % к январю- сентябрю 2008 | Импорт | В % к январю-сентябрю 2008 | Сальдо торгового баланса по данным таможенной статистики | ||
2008 | 2009 | |||||
Азербайджан | 736,1 | … | 1320,4 | 78 | -794,2 | -584,3 |
Армения | 94,4 | 51 | 725,0 | 82 | -700,3 | -630,6 |
Беларусь | 6555,0 | 56 | 12789,3 | 61 | -9346,2 | -6234,3 |
Казахстан | 4947,3 | 56 | 8889,9 | 68 | -4223,1 | -3942,6 |
Кыргызстан | 376,9 | 63 | 1239,6 | 76 | -1038,7 | -862,7 |
Молдова | 327,8 | 72 | 811,8 | 64 | -817,7 | -484,0 |
Россия | 32037,2 | 58 | 14773,9 | 50 | 25982,3 | 17263,3 |
Таджикистан | 153,3 | 90 | 1016,2 | 74 | -1195,2 | -862,9 |
Украина | 9343,8 | 51 | 13610,1 | 50 | -8840,0 | -4266,3 |
Всего по странам СНГ | 54571,8 | 56 | 55176,2 | 57 | -973,1 | -604,4 |
Источник: www.cisstat.com
В структуре экспорта Азербайджана в государства – участники СНГ за 9 месяцев 2009 г. 28,4 % составляли продукты переработки нефти, 23 % – машины, оборудование и транспортные средства; Беларуси машины, оборудования и транспортных средств составляли 27,5 %, продукты переработки нефти – 11,3 %, мясо и пищевые субпродукты – 5,2 %, одежда и принадлежности к ней – 3 %; Казахстана – 20,8 % составлял природный газ, 9,1 % нефть сырая, 7,1 % – уголь каменный, по 6,7 % – руды и концентраты железные и черные металлы, 6,4 % – продукты переработки нефти; Кыргызстана – 28,7 % продукты переработки нефти, 13,9 % – одежда и принадлежности к ней, 11,9 % машины, оборудование и транспортные средства, 8,2 % – электроэнергия; Молдовы 7,7 % составляли медикаменты, 5,9 % – сахар белый, 5,8 % – машины, оборудование и транспортные средства, 2,8 % – масло растительное; России – 26,4 % – нефть сырая, 13 % – машины, оборудование и транспортные средства, 6,9 % – продукты переработки нефти, 4,9 % – черные металлы; Таджикистана – 35,9 % электроэнергия, 21 % – волокно хлопковое.[16] Несмотря на снижение стоимостного объема импортных закупок машин, оборудования и транспортных средств на эту группу товаров во многих государствах – участниках СНГ приходится наибольший объем импорта из стран дальнего зарубежья. Для России торговля со странами СНГ занимает ежегодно 14-15% от общего товарооборота, для стран СНГ Россия является не менее важным и выгодным торговым партнером. В докризисное время объемы торговли росли достаточно динамично. За период с 2005 по 2008 гг. объем товарооборота России с государствами Содружества увеличился более чем вдвое, экспорт вырос примерно в 2,1 раза, импорт – в 1,9 раза. Положительное сальдо торгового баланса России со странами СНГ в 2008 г. превысило 33 млрд. долл. В последнее время в страновой структуре российской внешней торговли на страны СНГ приходится 14-15%.[17]
В 2008 г. мы достигли рекордной цифры товарооборота – 106,4 млрд. долл. На Украину, Белоруссию и Казахстан – наших ведущих торговых партнеров - приходилось 88% товарооборота со странами СНГ.
Диаграмма № 1.2 Географическая структура торговли России со странами СНГ в 2008 году (2007 год)
Примечание. В % от общего объема товарооборота со странами СНГ
Источник: ФТС России и Росстат
В 2009 г. под влиянием кризиса объемы торговли резко упали.
В январе-августе 2009 г. внешнеторговый оборот со странами СНГ составил 40,8 млрд. долларов США и снизился по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 46,2%. Экспорт составил 28 млрд. долл. США, импорт – 12,8 млрд. долл. США. К настоящему времени странами СНГ выработаны согласованные взгляды на будущее сотрудничества в экономической сфере. Они отражены в Концепции дальнейшего развития СНГ и Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, одобренной главами правительств стран СНГ в 2008 году.[18] Разработаны и планы мероприятий, определяющие приоритетные направления и совместные проекты. Соответствующие документы действуют в формате Евразийского экономического сообщества и формируемого таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Оценка совместных действий по противодействию кризису должна также производиться с учетом явно непростых двусторонних отношений. Более того, число таких межстрановых конфликтов растет. Таким образом, на уровне стран СНГ в принципе повторяется та же ситуация, что и в целом в мировом сообществе. Страны СНГ пока оказываются не в состоянии совместно эффективно бороться с кризисом.
Мир борется с финансовым кризисом. Россия в этом плане не остается в стороне, доказательством чего является утвержденный 7 ноября 2008г. правительственный План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Триллионы долларов уже потратили ведущие державы, включая Россию, на борьбу с кризисом. Финансовые затраты России на преодоление кризиса пока составляют 6 трлн. руб., что равно 13,9% от объема ВВП (2008г.), что примерно в 5 раз меньше аналогичных затрат Великобритании, в 17 раз меньше – США и т.д. (см. табл. 1.3).[19]
Таблица 1.3Финансовые затраты на преодоление кризиса
Страна | Финансовые затраты, млрд. долл. | В % от ВВП страны (2008г.) |
Россия | 222 | 13,9 |
Великобритания | 1020 | 37 |
США | 3539 | 25 |
Германия | 893 | 23 |
Япония | 576 | 12 |
Китай | 570 | 13 |
В таблице (см. табл. 1.4) приведены направления использования средств, выделяемых на борьбу с кризисом, из которых видно, что страны мира выделяют ресурсы на предоставление госгарантий – 52%, когда в России этот показатель равен 0%. Зато на капитализацию (прежде всего банков) выделяет 84% средств, что значительно превышает долю средств, выделяемых на эти цели в среднем по странам мира – 15%.[20]
Таблица 1.4 Направления использования средств, выделяемых на борьбу с кризисом
Страна | Госгарантии | Капитализация | Покупка активов | Другое | Итого | ||||
ММлрд. долл. | в % к итогу | Млрд. долл. | в % к итогу | Млрд. долл. | в % к итогу | Млрд. долл. | в % к итогу | Млрд. долл. | |
Россия | 0 | 0 | 185 | 4 | 11 | 5 | 25 | 1 | 222 |
Великобритания | 93 | 39 | 79 | 0 | 0 | 0 | 549 | 4 | 1020 |
США | 769 | 50 | 714 | 0 | 663 | 19 | 394 | 1 | 3539 |
Германия | 39 | 60 | 177 | 0 | 0 | 0 | 176 | 9 | 893 |
Япония | 03 | 53 | 0 | 0 | 0 | 0 | 273 | 7 | 576 |
Китай | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 570 | 100 | 570 |
Источник. Росстат.
То есть международное сообщество достаточно быстро и абсолютно точно установило основную болевую точку: нынешний кризис – это кризис доверия. Потому национальные антикризисные программы первостепенное внимание уделяют повышению уровня доверия. Хотя в России кризис не оценивается как кризис доверия. Нестабильность на мировых финансовых рынках заставила многих международных инвесторов выводить свои средства с рынков других стран, акции которых также стали заметно снижаться. Это в большей степени коснулось и российского рынка.
В результате российские регуляторы были вынуждены принять ряд мер по расширению ликвидности на рынке (снижение ФОР, возможность использовать бюджетные средства на покупку ряда акций, снижение экспортных пошлин на нефть и др.; см. табл. 1.5)[21].
Таблица 1.5Использование бюджетных средств
Банк России | Минфин |
• Предоставление субординированного кредита Сбербанку (500 млрд. руб.) • Размещение депозита в ВЭБ для выдачи кредитов организациям (50 млрд. долл.) • Компенсация части убытков на рынке МБК, возникших из-за отзыва лицензии у банка-контрагента • Расширение инструментов рефинансирования • Снижение нормативов обязательных резервов (до 0,5) • Выдача необеспеченных кредитов • Повышение ставок по депозитам в ЦБ РФ • Участие в торгах на фондовом рынке |
• Размещение беззалоговых кредитов из временно свободных средств федерального бюджета • Увеличение лимита депозитных кредитов негосударственным банкам • Рефинансирование ипотечных вкладов АИЖК • Размещение депозита в ВЭБ из Фонда национального благосостояния для выдачи субординированных кредитов (625 млрд. руб.) • Поддержка реального сектора через фондовый рынок (175 млрд. руб.) • Предоставление средств АСВ для поддержки капитализации банков (200 млрд. руб.) • Увеличение гарантий вкладов населения (до 700 тыс. руб.) |
В принятом Госдумой во втором и третьем чтениях пакете антикризисных поправок в закон о федеральном бюджете на 2008-2010 годы указаны средства, направленные на поддержку финансового рынка и различных отраслей российской экономики, которые будут выделены за счет экономии и перераспределения бюджетных расходов. В частности, депутаты предлагают увеличить взнос правительства РФ в уставный капитал Агентства ипотечного жилищного кредитования (АИЖК – Агентства ипотечного жилищного кредитования) в размере 60 миллиардов рублей.[22]
Предполагается, что АИЖК будет выдавать средства банкам, кредитовавшим покупателей квартир и застройщиков. Госкорпорация также предложит выкупить у строителей жилье, которое они не в состоянии достроить сами. АСВ (Агентство по страхованию вкладов) же будет заниматься поиском инвесторов для приобретения "проблемных" банков и выдачей кредитов покупателям на их финансовое оздоровление. Ранее предполагалось, что 75 миллиардов рублей, выданных ВЭБ (Внешэкономбанк), будут использованы именно для скупки проблемных банков. 175 миллиардов рублей пойдут на выкуп с бирж ценных бумаг российских компаний, которые подешевели из-за резкого падения российского фондового рынка, вызванного мировым финансовым кризисом и оттоком средств из РФ. Распорядителем этих средств также будет ВЭБ. Позже акции будут вновь проданы на рынок. Чтобы минимизировать риски оттока рублевых средств на валютный рынок с последующим давлением на валютный курс и увеличением курсовых колебаний Банк России с ноября 2008 г. рекомендовал коммерческим банкам поддерживать среднемесячный остаток иностранной валюты не выше уровня, сложившегося за период с 1 августа по 2 октября. Так же был разработан «список доверия» Центрального банка России, состоящий из 50 банков, которые будут иметь доступ к беззалоговым кредитам ЦБ. А в «Сбербанке» было дано письменное распоряжение за подписью президента Германа Грефа о приостановке выдачи розничных кредитов в валюте, объясняя такое решение возросшими валютными рисками.[23] Для увеличения поддержки субъектов Федерации в размере 200-400 млрд. руб. могут быть задействованы средства, накопленные в Резервном фонде (составной части Международных резервов), в котором сейчас накоплено 134,6 млрд. долл., так заявил министр финансов Алексей Кудрин 19 ноября на «парламентском часе» в Госдуме, выступая с отчетом об управлении Международными резервами России: «Всего же из Резервного фонда в 2009 г. правительство может зачерпнуть 500 млрд. руб.»[24]. Было также объявлено о возможном использовании части средств Фонда национального благосостояния и пенсионных накоплений для вложений в российские акции с целью поддержки рынка. Для снижения налогового бремени в условиях финансового кризиса, когда любое послабление для бизнеса как нельзя кстати, внесены поправки и в Налоговый кодекс. Налог на прибыль снизится на 4% за счет федеральной части налога. Фактически «федеральная» часть налога уменьшится до 2,5%.[25] Кроме этого, с 1 января 2009 г. будет оптимизирован порядок начисления НДС по авансовым платежам и увеличен размер амортизационных премий до 30%, напомнил премьер-министр. В пакете налоговых мер по стимулированию экономики, объявленном в конце сентября, самой заметной и эффективной стала мера по снижению экспортной пошлины на нефть. С января нефтяные компании начнут получать льготы по НДПИ за счет роста необлагаемой базы с $9 до $15, что позволит сэкономить $1,32 с каждого барреля добытой нефти или порядка 4,7 млрд. долл. для отрасли в целом; государство продолжит регулировать экспортные пошлины в ручном режиме; функция государства как основного кредитора также сохранится.[26] На совещание по вопросу о дополнительных мерах по стабилизации и оздоровлению ситуации в российской автомобильной промышленности, которое провел глава кабинета министров Владимир Путин, было принято решение о дополнительном выделении 12,5 млрд. руб. на госзакупки автомобилей. «Государство также поможет производителям разместить в 2009 году облигации в объеме до 60 млрд. руб. Для повышения привлекательности этих бумаг под них будут предоставлены госгарантии, а для банков, выкупивших эти облигации, открыто рефинансирование со стороны ЦБ», – сказал Премьер-министр.[27]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11