скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Роль прямых иностранных инвестиций для экономики стран постсоветского пространства

Объем взаимной торговли за 9 месяцев 2009 г. составил 109,7 млрд. долл., что ниже уровня аналогичного периода прошлого года на 44 %. При этом экспорт снизился на 44 % и составил 54,6 млрд. долл., импорт – на 43 % и составил 55,2 млрд. долл. Падение объемов взаимной торговли произошло во всех государствах – участниках СНГ.[15]

Таблица №1.2Объем взаимной торговли товарами стран СНГ в январе-сентябре 2009 года (млн. долларов США)

Экспорт В % к январю- сентябрю 2008 Импорт В % к январю-сентябрю 2008 Сальдо торгового баланса по данным таможенной статистики
2008 2009
Азербайджан 736,1 1320,4 78 -794,2 -584,3
Армения 94,4 51 725,0 82 -700,3 -630,6
Беларусь 6555,0 56 12789,3 61 -9346,2 -6234,3
Казахстан 4947,3 56 8889,9 68 -4223,1 -3942,6
Кыргызстан 376,9 63 1239,6 76 -1038,7 -862,7
Молдова 327,8 72 811,8 64 -817,7 -484,0
Россия 32037,2 58 14773,9 50 25982,3 17263,3
Таджикистан 153,3 90 1016,2 74 -1195,2 -862,9
Украина 9343,8 51 13610,1 50 -8840,0 -4266,3
Всего по странам СНГ 54571,8 56 55176,2 57 -973,1 -604,4

Источник: www.cisstat.com

В структуре экспорта Азербайджана в государства – участники СНГ за 9 месяцев 2009 г. 28,4 % составляли продукты переработки нефти, 23 % – машины, оборудование и транспортные средства; Беларуси машины, оборудования и транспортных средств составляли 27,5 %, продукты переработки нефти – 11,3 %, мясо и пищевые субпродукты – 5,2 %, одежда и принадлежности к ней – 3 %; Казахстана – 20,8 % составлял природный газ, 9,1 % нефть сырая, 7,1 % – уголь каменный, по 6,7 % – руды и концентраты железные и черные металлы, 6,4 % – продукты переработки нефти; Кыргызстана – 28,7 % продукты переработки нефти, 13,9 % – одежда и принадлежности к ней, 11,9 % машины, оборудование и транспортные средства, 8,2 % – электроэнергия; Молдовы 7,7 % составляли медикаменты, 5,9 % – сахар белый, 5,8 % – машины, оборудование и транспортные средства, 2,8 % – масло растительное; России – 26,4 % – нефть сырая, 13 % – машины, оборудование и транспортные средства, 6,9 % – продукты переработки нефти, 4,9 % – черные металлы; Таджикистана – 35,9 % электроэнергия, 21 % – волокно хлопковое.[16] Несмотря на снижение стоимостного объема импортных закупок машин, оборудования и транспортных средств на эту группу товаров во многих государствах – участниках СНГ приходится наибольший объем импорта из стран дальнего зарубежья. Для России торговля со странами СНГ занимает ежегодно 14-15% от общего товарооборота, для стран СНГ Россия является не менее важным и выгодным торговым партнером. В докризисное время объемы торговли росли достаточно динамично. За период с 2005 по 2008 гг. объем товарооборота России с государствами Содружества увеличился более чем вдвое, экспорт вырос примерно в 2,1 раза, импорт – в 1,9 раза. Положительное сальдо торгового баланса России со странами СНГ в 2008 г. превысило 33 млрд. долл. В последнее время в страновой структуре российской внешней торговли на страны СНГ приходится 14-15%.[17]

В 2008 г. мы достигли рекордной цифры товарооборота – 106,4 млрд. долл. На Украину, Белоруссию и Казахстан – наших ведущих торговых партнеров - приходилось 88% товарооборота со странами СНГ.

Диаграмма № 1.2 Географическая структура торговли России со странами СНГ в 2008 году (2007 год)

Примечание. В % от общего объема товарооборота со странами СНГ

Источник: ФТС России и Росстат

В 2009 г. под влиянием кризиса объемы торговли резко упали.

В январе-августе 2009 г. внешнеторговый оборот со странами СНГ составил 40,8 млрд. долларов США и снизился по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 46,2%. Экспорт составил 28 млрд. долл. США, импорт – 12,8 млрд. долл. США. К настоящему времени странами СНГ выработаны согласованные взгляды на будущее сотрудничества в экономической сфере. Они отражены в Концепции дальнейшего развития СНГ и Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, одобренной главами правительств стран СНГ в 2008 году.[18] Разработаны и планы мероприятий, определяющие приоритетные направления и совместные проекты. Соответствующие документы действуют в формате Евразийского экономического сообщества и формируемого таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Оценка совместных действий по противодействию кризису должна также производиться с учетом явно непростых двусторонних отношений. Более того, число таких межстрановых конфликтов растет. Таким образом, на уровне стран СНГ в принципе повторяется та же ситуация, что и в целом в мировом сообществе. Страны СНГ пока оказываются не в состоянии совместно эффективно бороться с кризисом.

Мир борется с финансовым кризисом. Россия в этом плане не остается в стороне, доказательством чего является утвержденный 7 ноября 2008г. правительственный План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Триллионы долларов уже потратили ведущие державы, включая Россию, на борьбу с кризисом. Финансовые затраты России на преодоление кризиса пока составляют 6 трлн. руб., что равно 13,9% от объема ВВП (2008г.), что примерно в 5 раз меньше аналогичных затрат Великобритании, в 17 раз меньше – США и т.д. (см. табл. 1.3).[19]

Таблица 1.3Финансовые затраты на преодоление кризиса

Страна Финансовые затраты, млрд. долл. В % от ВВП страны (2008г.)
Россия 222 13,9
Великобритания 1020 37
США 3539 25
Германия 893 23
Япония 576 12
Китай 570 13

В таблице (см. табл. 1.4) приведены направления использования средств, выделяемых на борьбу с кризисом, из которых видно, что страны мира выделяют ресурсы на предоставление госгарантий – 52%, когда в России этот показатель равен 0%. Зато на капитализацию (прежде всего банков) выделяет 84% средств, что значительно превышает долю средств, выделяемых на эти цели в среднем по странам мира – 15%.[20]

Таблица 1.4 Направления использования средств, выделяемых на борьбу с кризисом

Страна Госгарантии Капитализация Покупка активов Другое Итого
ММлрд. долл. в % к итогу Млрд. долл. в % к итогу Млрд. долл. в % к итогу Млрд. долл. в % к итогу Млрд. долл.
Россия 0 0 185 4 11 5 25 1 222
Великобритания 93 39 79 0 0 0 549 4 1020
США 769 50 714 0 663 19 394 1 3539
Германия 39 60 177 0 0 0 176 9 893
Япония 03 53 0 0 0 0 273 7 576
Китай 0 0 0 0 0 0 570 100 570

Источник. Росстат.

То есть международное сообщество достаточно быстро и абсолютно точно установило основную болевую точку: нынешний кризис – это кризис доверия. Потому национальные антикризисные программы первостепенное внимание уделяют повышению уровня доверия. Хотя в России кризис не оценивается как кризис доверия. Нестабильность на мировых финансовых рынках заставила многих международных инвесторов выводить свои средства с рынков других стран, акции которых также стали заметно снижаться. Это в большей степени коснулось и российского рынка.

В результате российские регуляторы были вынуждены принять ряд мер по расширению ликвидности на рынке (снижение ФОР, возможность использовать бюджетные средства на покупку ряда акций, снижение экспортных пошлин на нефть и др.; см. табл. 1.5)[21].

Таблица 1.5Использование бюджетных средств

Банк России Минфин

• Предоставление субординированного кредита Сбербанку (500 млрд. руб.)

• Размещение депозита в ВЭБ для выдачи кредитов организациям (50 млрд. долл.)

• Компенсация части убытков на рынке МБК, возникших из-за отзыва лицензии у банка-контрагента

• Расширение инструментов рефинансирования

• Снижение нормативов обязательных резервов (до 0,5)

• Выдача необеспеченных кредитов

• Повышение ставок по депозитам в ЦБ РФ

• Участие в торгах на фондовом рынке

• Размещение беззалоговых кредитов из временно свободных средств федерального бюджета

• Увеличение лимита депозитных кредитов негосударственным банкам

• Рефинансирование ипотечных вкладов АИЖК

• Размещение депозита в ВЭБ из Фонда национального благосостояния для выдачи субординированных кредитов (625 млрд. руб.)

• Поддержка реального сектора через фондовый рынок (175 млрд. руб.)

• Предоставление средств АСВ для поддержки капитализации банков (200 млрд. руб.)

• Увеличение гарантий вкладов населения

(до 700 тыс. руб.)

В принятом Госдумой во втором и третьем чтениях пакете антикризисных поправок в закон о федеральном бюджете на 2008-2010 годы указаны средства, направленные на поддержку финансового рынка и различных отраслей российской экономики, которые будут выделены за счет экономии и перераспределения бюджетных расходов. В частности, депутаты предлагают увеличить взнос правительства РФ в уставный капитал Агентства ипотечного жилищного кредитования (АИЖК – Агентства ипотечного жилищного кредитования) в размере 60 миллиардов рублей.[22]

Предполагается, что АИЖК будет выдавать средства банкам, кредитовавшим покупателей квартир и застройщиков. Госкорпорация также предложит выкупить у строителей жилье, которое они не в состоянии достроить сами. АСВ (Агентство по страхованию вкладов) же будет заниматься поиском инвесторов для приобретения "проблемных" банков и выдачей кредитов покупателям на их финансовое оздоровление. Ранее предполагалось, что 75 миллиардов рублей, выданных ВЭБ (Внешэкономбанк), будут использованы именно для скупки проблемных банков. 175 миллиардов рублей пойдут на выкуп с бирж ценных бумаг российских компаний, которые подешевели из-за резкого падения российского фондового рынка, вызванного мировым финансовым кризисом и оттоком средств из РФ. Распорядителем этих средств также будет ВЭБ. Позже акции будут вновь проданы на рынок. Чтобы минимизировать риски оттока рублевых средств на валютный рынок с последующим давлением на валютный курс и увеличением курсовых колебаний Банк России с ноября 2008 г. рекомендовал коммерческим банкам поддерживать среднемесячный остаток иностранной валюты не выше уровня, сложившегося за период с 1 августа по 2 октября. Так же был разработан «список доверия» Центрального банка России, состоящий из 50 банков, которые будут иметь доступ к беззалоговым кредитам ЦБ. А в «Сбербанке» было дано письменное распоряжение за подписью президента Германа Грефа о приостановке выдачи розничных кредитов в валюте, объясняя такое решение возросшими валютными рисками.[23] Для увеличения поддержки субъектов Федерации в размере 200-400 млрд. руб. могут быть задействованы средства, накопленные в Резервном фонде (составной части Международных резервов), в котором сейчас накоплено 134,6 млрд. долл., так заявил министр финансов Алексей Кудрин 19 ноября на «парламентском часе» в Госдуме, выступая с отчетом об управлении Международными резервами России: «Всего же из Резервного фонда в 2009 г. правительство может зачерпнуть 500 млрд. руб.»[24]. Было также объявлено о возможном использовании части средств Фонда национального благосостояния и пенсионных накоплений для вложений в российские акции с целью поддержки рынка. Для снижения налогового бремени в условиях финансового кризиса, когда любое послабление для бизнеса как нельзя кстати, внесены поправки и в Налоговый кодекс. Налог на прибыль снизится на 4% за счет федеральной части налога. Фактически «федеральная» часть налога уменьшится до 2,5%.[25] Кроме этого, с 1 января 2009 г. будет оптимизирован порядок начисления НДС по авансовым платежам и увеличен размер амортизационных премий до 30%, напомнил премьер-министр. В пакете налоговых мер по стимулированию экономики, объявленном в конце сентября, самой заметной и эффективной стала мера по снижению экспортной пошлины на нефть. С января нефтяные компании начнут получать льготы по НДПИ за счет роста необлагаемой базы с $9 до $15, что позволит сэкономить $1,32 с каждого барреля добытой нефти или порядка 4,7 млрд. долл. для отрасли в целом; государство продолжит регулировать экспортные пошлины в ручном режиме; функция государства как основного кредитора также сохранится.[26] На совещание по вопросу о дополнительных мерах по стабилизации и оздоровлению ситуации в российской автомобильной промышленности, которое провел глава кабинета министров Владимир Путин, было принято решение о дополнительном выделении 12,5 млрд. руб. на госзакупки автомобилей. «Государство также поможет производителям разместить в 2009 году облигации в объеме до 60 млрд. руб. Для повышения привлекательности этих бумаг под них будут предоставлены госгарантии, а для банков, выкупивших эти облигации, открыто рефинансирование со стороны ЦБ», – сказал Премьер-министр.[27]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.