скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Современное состояние и стратегические ориентиры молодежной политики в Санкт-Петербурге

Дипломная работа: Современное состояние и стратегические ориентиры молодежной политики в Санкт-Петербурге

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный Университет сервиса и экономики

ИНСТИТУТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

Тема: "Современное состояние и стратегические ориентиры молодежной политики в Санкт-Петербурге"

г.Санкт-Петербург


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Молодежная политика в современной России

1.1 Основные понятия молодёжной политики

1.2 Проблемы молодёжи в современной России

1.3 Стратегические направления государственной молодёжной политики в России

Глава 2. Анализ условий и факторов проведения молодежной политики в Санкт-Петербурге

2.1 Проблемы петербургской молодежи, требующие решения

2.1.1 Демографическая ситуация

2.1.2 Образование и воспитание

2.1.3 Формирование гражданственности и патриотизма

2.1.4 Молодежь и армия

2.1.5 Уровень жизни молодежи

2.1.6 Жилищные проблемы молодых петербуржцев

2.1.7 Досуг детей, подростков и молодежи

2.1.8 Средства массовой информации и их влияние на молодежь

2.1.9 Проблемы молодых инвалидов

2.1.10 Правонарушения, наркомания среди молодежи

2.2 Основные направления молодежной политики в Санкт-Петербурге

Глава 3. Стратегические ориентиры молодежной политики Санкт-Петербурга

3.1 Положение молодежной политики в Санкт-Петербурге

3.2 Программы молодежной политики Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями

3.2.1 Программа "Молодежные общественные организации"

3.2.2 Программа "Профилактика наркозависимости"

3.2.3 Программа "Профилактика правонарушений"

3.2.4 Программа "Занятость молодежи"

3.2.5 Программа "Летний отдых"

3.2.6 Программа "Поддержка творческих инициатив и организация досуга"

3.2.7 Программа "Воспитание гражданства и патриотизма"

3.2.8 Программа "Подростково-молодежные клубы"

3.2.9 Программа "Международное и межрегиональное молодежное сотрудничество"

3.3 Пути совершенствования молодежной политики в Санкт-Петербурге

Заключение

Литература и источники


Введение

Актуальность темы исследования.

Современная ситуация в России, характеризующаяся экономическим кризисом, снижением уровня жизни, растущей бедностью населения требует тщательного анализа всех сторон жизни людей, в том числе молодежи. Очевидно, что успешное реформирование государства возможно только при активном участии молодежи. Это требует новых подходов к разработке и осуществлению молодежной политики. В связи с этим возникает необходимость периодического исследования молодежи, сбора достоверной информации об ее жизни, потребностях и интересах. Только на основе объективных данных о положение молодежи может быть осуществлена молодежная политика.

Молодое поколение в сложившийся социально-экономической обстановке является наиболее незащищенной и подверженной различным радикальным и экстримистким идеям. Поэтому есть смысл говорить о необходимости воздействия на молодое поколение с целью формирования физически и морально развитого индивида. Данное воздействие могло бы осуществляться с помощью создания определенных границ, в рамках которых и происходило бы становление молодого человека. Под этими границами понимается, с одной стороны необходимость ограждения молодежи от влияния уличной среды (наркомании, проституции и других социальных девиации), с другой- создание первоначально равных условий для всего молодого поколения с целью получения ими необходимых знаний и других ресурсов государства для полноценного развития и возможности раскрытия своих потенциальных возможностей.

На сегодняшний день в России существует большое количество министерств и ведомств, которые в той или иной степени принимают решения о судьбе молодого поколения. Однако, не все они осуществляют свою деятельность в соответствии с единой стратегией. Отсутствие общей координации и единого центра позволяет нам рассмотреть реализацию молодежной политики в крае через анализ деятельности всех государственных органов, которые, так или иначе, участвуют в судьбе молодого поколения.

Цель исследования заключается в исследовании тенденций в развитии российской молодежной политической культуры.

Задачи работы:

1. Исследовать теоретические основы молодежной политики.

2. Исследовать современное положение молодежи в России и Санкт-Петербурге.

3. Исследовать государственную молодежную политику в Санкт-Петербурге, степень влияния проводимой политики на молодежную культуру.

4. Наметить основные пути совершенствования молодежной политики в Санкт-Петербурге.

Объектом исследования является статус молодежи в современном обществе, проблемы молодого поколения и варианты их реализации.

Предметом исследования выступает молодежная политика Санкт-Петербурга


Глава 1. Молодежная политика в современной России

1.1 Основные понятия молодёжной политики

Молодежная политика – это стратегия и тактика молодежного движения. Цель ее – все время отслеживать стремления и желания молодежи и на этой основе разрабатывать соответствующие программы, мероприятия, услуги. Такая стратегия подразумевает, что деятельность той или иной молодежной организации осуществляется на основе анализа состояния молодежных программ (проектов), учитывает нужды и потребности молодежи, дает рекомендации по эффективному удовлетворению этих нужд

Государственная молодежная политика (ГМП) в широком смысле – неотъемлемая составная часть обшей политики государства, имеющая цель создания правовых, социально-экономических, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, их наиболее полной самореализации в интересах всего общества. В силу этого государственная молодежная политика реализуется различными ведомствами и структурами – образования, спорта, обороны, внутренних дел, здравоохранения, культуры, строительства, архитектуры, органами по делам молодежи и так далее.

Государственная молодежная политика в узком смысле - деятельность органов по делам молодежи. Здесь и далее речь идет о государственной молодежной политике узком смысле значения этого понятия.

Государственная служба по делам молодежи (ГСДМ) - совокупность государственных предприятий и учреждений, осуществляющих работу с молодежью. В ее состав помимо государственных органов по делам молодежи, входят социальные службы для молодежи и молодежные службы.

Муниципальная служба по делам молодежи (МСДМ) – совокупность муниципальных предприятий и учреждений, осуществляющих работу с молодежью. В ее состав, помимо муниципальных органов по делам молодежи, входят социальные службы для молодежи и молодежные службы.

Органы по делам молодежи – структуры представительной и исполнительной власти различных уровней (Федерации, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления), к ведению которых относится реализация молодежной политики. В задачах органов по делам молодежи исполнительной власти входит координация деятельности иных органов исполнительной власти по реализации молодежной политики и собственные действия в этой области.

Социальная служба для молодежи (ССМ) предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги молодежи, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию молодежи без образования юридического лица.

Социальная работа с молодежью - услуги, учреждения, службы и мероприятия для молодых людей, поддерживающие их в том, чтобы они нашли свое место как активные и ответственные члены общества.

Социальные услуги молодежи – действия по оказанию молодому человеку помощи, предусмотренной действующим законодательством, в целях устранения социальной обделенности и нанесения ущерба отдельной личности.

Молодежная служба - предприятие, учреждение, оказывающие услуги молодежи в области образования, дополнительного образования, физкультуры и спорта, культуры, информации, туризма, трудоустройства и иных сферах жизнедеятельности.

Предприятия, учреждения органов по делам молодежи - юридические лица, учредителем (соучредителем) которых являются органы по делам молодежи или органы, осуществляющие функции вышестоящей организации.

Бюджетные учреждения органов по делам молодежи – созданные в соответствии с законодательством учреждения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов, учредителем или вышестоящей организацией которых выступают органы по делам молодежи.

Работа молодежных организаций область социализации, которая существенно отличается от классических сфер социализации добровольностью, самоорганизацией и самоопределением. Молодежные организации рассматривают себя как объединения детей, подростков и молодых взрослых и проводят свою работу самостоятельно без государственного влияния.

Проблема формирования государственной молодежной политики должна рассматриваться сегодня как проблема национальной безопасности России.

1.2 Проблемы молодёжи в современной России

По данным государственных докладов, а также докладов, которые появились в ряде субъектов Российской Федерации и существенно уточняют картину положения молодежи в стране, можно выделить следующие моменты, касающиеся современного положения молодежи в нашей стране:

1.         Стремительное падение рождаемости в стране в конце ХХ – начале ХХI вв. Подавляющая часть молодежи ориентирована на рождение в семье не более одного ребенка. Возрастает и количество разводов в молодых семьях (до 500 на 1 тысячу браков). Таким образом, следует ожидать в будущем значительное абсолютное уменьшение численности молодых россиян.

2.         Состояние здоровья молодежи – стратегическая проблема. По данным Министерства здравоохранения и социального развития России, общая заболеваемость подростков за последние годы увеличилась на 29,4%. Молодые люди имеют более низкий уровень здоровья, чем их сверстники несколько десятилетий назад. Уровень психических заболеваний каждые десять лет возрастает на 10-15%. За последние 5 лет количество молодых наркоманов возросло примерно в 3,5 раза, постоянно растет число регулярно курящих молодых людей: среди подростков их до 20%, студентов до 60%; свыше 90% подростков в возрасте до 18 лет приобщаются к спиртному.

3.         Объединенная возрастными особенностями, российская молодежь не представляет собой единой группы по базовым социальным параметрам. Доля молодых предпринимателей не превышает 2-3% численности молодого поколения. Доля лиц с доходами ниже прожиточного уровня с 1990г. возросла более чем в 15 раз. Молодые представители социальных групп с разным уровнем доходов, характером занятости, семейным положением обладают социальными признаками этих групп и, подобно их старшим представителям, различаются своими материальными возможностями, ценностными ориентациями, духовными потребностями, образу и стилям жизни.

4.         Mолодежь в возрасте 16-29 лет составляет 34% трудоспособного населения страны, далее ее доля будет увеличиваться на фоне абсолютного сокращения численности российских трудовых ресурсов. Однако реалии современного производства находятся в противоречии со знаниями и намерениями молодых людей, получаемыми в образовательном процессе. Доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных в российских регионах колеблется от 20 до 57% (в среднем – 38,8%), среди них 17,7% с общим средним образованием, 35,5% - полным средним образованием, 10% - профессиональным образованием. Свыше 15% молодых людей вообще никогда не работали.

5.         Молодежь легче, чем старшие поколения, адаптируется к новым социально-экономическим условиям. Для нее свойственна особая активность в развитии частного сектора экономики, престижных областях деятельности с высокой оплатой труда и высокими квалификационными требованиями. Молодежь имеет наилучшие шансы, но в силу особенностей экономической обстановки и правового регулирования предпринимательства и коммерческой деятельности предпринимательские качества у значительной части молодых людей формируются "диким бизнесом".

6.         Уровень и образ жизни молодежи (особенно ее младших возрастных групп) определяется прежде всего уровнем и образом жизни родительских семей. В то же время заметна ориентация молодежи на собственные силы. Неустроенность быта, скромность материальных возможностей большинства молодых людей, молодых семей на фоне обеспеченности немногих из них приобретает черты социальной проблемы.

7.         7. Число осужденных за уголовные деяния в возрасте до 29 лет возросло в 2 раза. В 2006г. более половины всех правонарушений было совершено несовершеннолетними. За последние 5 лет на четверть увеличилось число несовершеннолетних, находящихся в федеральном розыске.

8.         Происходит коммерциализация сферы молодежного досуга, туризма, спорта, которая все менее доступна для средне- и малообеспеченных молодых людей, молодых семей. Этим сокращаются возможности для освоения мира в форме игры, самодеятельного творчества, путешествия и т. д. Преодолевая эти препятствия, молодежь в значительной своей части стремится к самообеспечению. На этой основе в молодежной среде формируется положительное отношение к предпринимательству, достижению материального достатка, богатству;

9.         Проблемы духовного и нравственного развития молодежи не могут быть решены вне общего процесса духовного и нравственного развития россиян. Период широкого распространения в молодежной среде негативного отношения к своей стране, ее историческому прошлому, пренебрежения патриотическими ценностями и чувствами завершился. В целом российская молодежь высказывается за продолжение перемен в сторону повышения социально-экономического благополучия страны, создания гражданского, демократического общества, строительства правового государства;

10.        Российская молодежь в целом индифферентна по отношению к деятельности властных структур. У нее практически отсутствует стремление к общественной деятельности, навыки самоуправления. Выборные общественные институты не пользуются ее доверием. Среди молодежи отсутствует надежная идеологическая база для формирования политических движений и партий, ей свойственна ориентация на конкретных лидеров. Характерными чертами массового молодежного сознания можно считать отсутствие уважения к законам, стремление к "сильной руке", восприятие социально-экономического неравенства как способа угнетения.

Между тем, в последние годы вместе с положительными тенденциями в экономике наблюдаются и некоторые обнадеживающие изменения в положении молодежи. Усиливаются патриотические настроения, увеличивается престижность образования, возникает острая экономическая заинтересованность в сохранении своего здоровья как основы материального благополучия.

 

1.3 Стратегические направления государственной молодёжной политики в России

Стратегия государственной молодежной политики нацелена на изменения, которые происходят в жизни российского общества и государства. Важнейшее из грядущих изменений переход к самоорганизации общества. Самоорганизация граждан, негосударственных организаций, бизнеса и их взаимодействие друг с другом должны стать основой общества будущего.

В то же время традиционная система образования и воспитания, ровно как и государственная молодежная политика и общественные организации, в переходный период развития России не смогли обеспечить целенаправленного воспитания самостоятельной, идейной, ответственной молодежи и ее подготовки к жизни в самоорганизованном обществе. Именно на это и должна быть нацелена национальная молодежная политика России в XXI веке - сформировать и закрепить новые нормы поведения и ценности в общественных традициях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.