скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Влияние миграции на развитие рынка труда города Саратова

Дипломная работа: Влияние миграции на развитие рынка труда города Саратова

ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИИ НА РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА ГОРОДА САРАТОВА


Введение

Актуальность темы Рыночные реформы, начавшиеся в России конца ХХ века, кардинальным образом изменили все сферы жизнедеятельности россиян. Происходящие трансформации всех видов социальных взаимодействий в политической, экономической сферах жизнедеятельности общества самым радикальным образом отражаются на характере трудовых отношений. Миграция сегодня является важнейшей составляющей в формировании современного российского рынка труда. В миграционном движении преобладает недобровольная миграция со всеми связанными с ней последствиями: безработицей, повышенной нагрузкой на экономику как региона, так и страны в целом, усилением социальной напряженности. Указанные обстоятельства выдвигают миграцию как важную форму социально-трудовой циркуляции в число серьезнейших социальных проблем современного российского рынка труда.

Сегодня миграционная составляющая российской политики признана одним из приоритетных направлений. Возрастание напряженности на рынке труда диктует необходимость выработки эффективной государственной программы, выгодной для страны и привлекательной для иммигрантов. Правительство уже предприняло ряд шагов, которые направлены на решение этой задачи, поставленной Президентом.

Сейчас миграционные квоты распределяются правительством по регионам. Общая квота на 2006 год – 329300 приглашений (в 2005 году – 214000). Центральный федеральный округ получил 121839 квот (100000 – Москва, 15000 – Московская область), Дальневосточный – 58652 приглашения, Сибирский – 41139, а Южный – 14111.

С 2007 года у России будет новая миграционная политика. До середины ноября президент Владимир Путин поручил правительству подготовить нормативные акты о порядке привлечения иностранных работников к трудовой деятельности, об упорядочении миграционной ситуации на оптовых и розничных рынках. Будет ужесточена ответственность торговцев за нарушение порядка торговли на рынках и миграционных правил. Правительству велено определить порядок установления квот для мигрантов – они будут выдаваться в зависимости от профессии, специальности, квалификации работников, страны их происхождения и других критериев. Региональные особенности рынков труда перестанут быть основополагающими при выдаче квот – они станут только учитываться. А срок непрерывного нахождения в России для иностранцев, въехавших по визам, будет сокращен со 180 до 90 суток в течение полугода.

Основной целью миграционной политики является управление миграционными процессами, обеспечение устойчивого демографического развития, укрепление государственной безопасности страны и создание условий для реализации прав мигрантов.

Теоретическое осмысление миграционных вопросов в современных условиях приобретает не только социально-экономическое, но и политическое значение. Поэтому миграционные потоки, способствуя активному развитию сферы бизнеса и торговли, с одной стороны, с другой – далеко не всегда могут удовлетворить потребности рынка труда в рабочей силе. В этой связи привлечение дополнительной рабочей силы в экономику за счет миграции будет по-настоящему оправданным и эффективным при условии государственного регулирования масштабов и направлений миграционных потоков.

Проблемы оценки тенденций и закономерностей процесса миграции, его последствий, социального механизма управления им принадлежат к числу важнейших в теоретическом и практическом плане. В теоретическом плане речь идет о роли миграции в движении населения и трудовых ресурсов, развитии общества в целом. Рост численности мигрантов и связанных с этим затрат времени, средств на переселение и трудоустройство требует усиления внимания к вопросам регулирования этого процесса в интересах подъема и совершенствования производства, стабилизации экономического положения. В практическом плане изучение миграции является актуальным с точки зрения создания системы и механизмов управления, действенного контроля над последствиями этого процесса, охватывающего различные стороны жизни.

Актуальность обусловлена еще и тем, что в ряде случаев миграция меняет не только количественные пропорции между спросом на рабочую силу и ее предложением на рынке труда, но и оказывает существенное влияние на качество рабочей силы. Однако в современном российском обществе отсутствуют механизмы взаимодействия федеральной политики занятости и политики на рынке труда с миграционной политикой.

Степень разработанности Исследование миграции в нашей стране было обусловлено объективным ходом динамики перемещений значительных масс людей, обусловленной процессами индустриализации, урбанизации, а в постсоциалистическом демократическом обществе – обострением социально-политической ситуации, экономическим кризисом, экологическими катастрофами, расширением зоны межнациональных конфликтов. Еще при социализме наметилась тенденция к комплексному изучению миграции представителями разных наук.

Отдельные стороны миграции населения и трудовых ресурсов, в частности вопросы миграции как способа перераспределения трудовых ресурсов, широко освещались в исследованиях В.А. Болдырева, М.В. Дарагана, О.В. Лармина, И.С. Масловой, Е.Н. Рузавиной, Е.С. Русанова, М.Я. Сонина, Е.А. Янковской, Н. Величко, В.И. Переведенцева, Л.Л. Рыбаковского, А.В. Топилина. В работах вышеуказанных авторов была предпринята попытка раскрыть специфику механизма перераспределения рабочей силы в единстве его объективных и субъективных сторон, обосновать необходимые направления его совершенствования с учетом требований развития экономики, особенностей демографической ситуации и достигнутого уровня занятости трудоспособного населения в народном хозяйстве, характерном для социалистического общества. Время выхода этих работ в свет во многом обусловило и выводы ученых, предопределенные идеологией социалистического общества России.

В последнее десятилетие был опубликован ряд статей, посвященных исследуемой проблеме. Это, прежде всего, работы Э.В. Клопова, Г.А. Монусовой, Н.А. Гуськовой, О.В. Крыштановской, В.А. Борисова, М.Ф. Черныша, В.Е. Гимпельсона, В.С. Магуна, А.Т. Конькова, Г.А. Шистера, М.М. Серни, И.К. Золотовой, А.Э. Зуева, Е.А. Хибовской, З.В. Куприяновой, Л.А. Хахутиной, С.А. Стивенсона, А.Л. Темницкого, Г.П. Бессокирной, С.Н. Оксамитной, И.И. Серегиной, Н. Орлянской, Б.А. Дегтя. Работы этих авторов раскрывают процесс социально-трудовой циркуляции как на региональном, так и федеральном уровнях, демонстрируют современные методологические подходы к исследованию социально-трудовых перемещений, которые значительно отличаются от работ предшествующего периода свободой от идеологического давления, использованием различных методологических подходов как западных, так и российских ученых.

Среди ведущих зарубежных ученых и исследователей в области миграции, рынка труда, экономики и демографии в целом выделяются работы таких авторов, как Х. Злотник, А. Марианский, Г. Симон, С. Синклер, Р.С. Смит, Р.Дж. Эренберг.

Вопросы о сложных взаимосвязях миграционных процессов и адаптации мигрантов к принимающей социальной среде, условиях приспособления, факторах, определяющих ход, степень и время приспособления в различных типах ситуаций, представлены в работах В.С. Айрапетова, Ж.А. Зайончковской, В.А. Тишкова, Н.М. Лебедевой, Г.С. Витковской, Е.А. Назаровой, Н.П. Космарской.

Различные аспекты исследования проблем миграционной подвижности рабочей силы, становления российской модели рынка труда и социального механизма адаптации на рынке труда были изучены такими саратовскими учеными, как Т.В. Черевичко, О.Ю. Голуб, Б.А. Деготь, А.Н. Кочетов, Т.И. Трубицына, В.С. Федоляк, О.И. Овсиенко, И.А. Фильчагова и многими другими.

Цель дипломной работы состоит в анализе взаимосвязи миграции как вида социально-трудовой циркуляции, обусловленного совокупностью социально-экономических и политических обстоятельств переходного периода современного российского общества, и процесса развития муниципального рынка труда (на примере Саратова).

Объектом исследования являются современный муниципальный рынок труда и миграция как один из видов трудовой мобильности, влияющий на его развитие.

Предмет исследования – анализ роли миграции в процессе становления и функционирования муниципального рынка труда.


1. Развитие муниципального рынка труда

1.1 Структура и сущность рынка труда

Функционально-организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.

На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли – продажи. Продавцы – это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели – это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

Существовавшая ранее в нашей стране административно – командная система управления, при которой государство как собственник основных средств производства централизованно планировало необходимое для полной занятости число рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы, полностью разрушило мотивацию к труду.

Международный опыт свидетельствует, что рынок труда не может существовать вне конкурентной, основанной на частной собственности экономики и демократических общественных институтов. Тоталитарное общество даже теоретически исключает возможность существования такого рынка, ибо не считает человека равноправным, юридически и экономически независимым от государства субъектом. Такому государству не столь важно, используется ли людской потенциал эффективно и согласно с личными интересами человека или нет. Для него значимо другое – иметь человека в полном и безоговорочном подчинении для любых нужд, а личные интересы удовлетворять по минимуму, что исключает экономическую и социальную независимость человека. Это обеспечивает хотя и малоэффективную, но почти полную управляемость людскими массами. Свободный рынок труда в таких условиях просто не нужен, более того, он был бы серьезной помехой, хотя его антипод – распределение рабочей силы, обслуживающее дефицитную по своей природе, принадлежащую государству экономику тоже называется рынком труда.

Национальный рынок труда охватывает все общественное производство – через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально – квалификационного состава, но и определенных культурных и этико-трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики.

На рынке труда реализуется возможность:

– свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т.д.);

– найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;

– независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально – квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей;

– свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.

В конкурентно – рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его движение вперед. Через рынок труда проходят, скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных эволюционных потока – развитие экономики (материально – технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.

Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные созидательные качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятся создать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда.

Рабочая сила – товар особого рода еще и потому, что она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности.

Преобладающая общность интересов «товара» рабочей силы и ее потребителей – экономики и государства – является важнейшей социально – экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества.

Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально – трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

1.2 Роль миграционной политики государства в формировании миграционных потоков

На протяжении весьма длительного времени в исследованиях, посвященных миграции, существенно преуменьшалась роль миграционной политики в формировании миграционных потоков, примером чего являются нередкие случаи объяснения внутренней и международной миграции по одной и той же схеме. В структурном отношении в 50–60-х годах прошлого столетия миграционные потоки в сторону западных стран регулировались прочными барьерами на выезде из стран советского блока, тогда как в принимающих странах границы были относительно открытыми. Миграционная политика была малозаметной, неконфликтной и демонстрировала свою управляемость рынком. Поскольку миграционные потоки рассматривались, главным образом, как механическое отражение макроэкономических и демографических факторов, среди интеллектуалов их размах считался далеко выходящим за пределы возможностей любой политики. Социологи сосредоточивались, прежде всего, на культурной ассимиляции и индивидуальной адаптации. Даже в тех случаях, когда рассматривалась политика, в какой-то мере предполагалось, что ее логика, в основном, определяется изменениями в отраслевой структуре экономики, а ее функционирование в значительной степени непроблематично. Показательно, что даже те немногие авторы, которые хотели подчеркнуть ключевую роль иммиграционных ограничений в сохранении глобального неравенства, не подвергали сомнению способность государств управлять иммиграцией по своему желанию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.