скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКонтрольная работа: Античная культура

Контрольная работа: Античная культура


АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА


Вопрос 1. Древнегреческая мифология и религия

Греческая религия была тесно связана с мифотворчеством, но не отождествлялась с ним. Мифы были антропоморфными: проекцией человеческой жизни на мир богов, в связи, с чем у людей не возникало моральных обязательств перед богами, существование которых ни к чему не обязывало. Богам усвоялись все телесные и духовные свойства человеческой природы, не исключая слабостей и нравственных недостатков. Различие между людьми и богами заключалось только в степени величия. Даже бессмертие богов было не абсолютным: как и люди, они нуждались в пище и питие; без нектара и амброзии они не могли существовать.

К особенностям древнегреческой религии можно отнести:

·          Обоготворение природы и ее явлений.

Например, у греков божественное значение приписывалось рекам и источникам, которые олицетворялись в образе нимф; из нимф впоследствии выродились музы, которые у греков первоначально считались покровительницами пения. Особенно почитались у греков древесные нимфы, жилищем которых признавались некоторые священные деревья, поэтому они тщательно охранялись от порубок. Считается, что культ Деметры и Диониса возник из почитания священных растений.

·          Фетишизм.

Фетишизм проявлялся, например, в поклонении камням. С течением времени священные камни стали подвергаться обработке: отсюда возникли гермы (гермены) – четырехугольные столбики с вырезанной человеческой головой наверху, ставившиеся в честь бога Гермеса при дорогах и домах. А также – почитание ксоанов – деревянных чурбанов, обделанных под человеческую фигуру, которые также символизировали бога границ.

·          Культ животных.

Например, почитание священных змей в Олимпии, Саламине и Афинах. Символом Афины считалась сова; Дионис изображался в виде быка или с бычьими рогами; Пан представлялся в образе козы. Зевс при своих любовных похождениях превращался то в быка, то в лебедя, то в муравья.

·          Хтонический культ - почитание богов земли и тех благодетельных и зловредных сил, которые сокрыты в ней.

В основе этого культа лежала мысль, что, с одной стороны, довольство и изобилие имеют своим источником присущие земле силы, от которых зависит земледелие и скотоводство, а с другой – в недрах земли скрыты страшные чудовища, вроде, Танатоса – бога смерти, Гадеса, пожирающего вместе со своими товарищами трупы умерших, мстительных Эринний, обвитых змеями и мстящих людям за тяжелые преступления и т.д.

·          Вера в духов (демонов), через которых боги оказывают свое воздействие на мир и человека.

Греки верили, что у каждого человека существует свой демон, который определяет общий характер человека и созидает его счастье или несчастье. В народе верили, что зловредное влияние демонов может быть парализовано магическими действиями и заклинаниями.

·          Под богами греки понимали сущность вещи или явления.

Например, бог моря Посейдон символизировал собой сущность морской стихии. Каждый из богов несет ответственность лишь за то, что соответствует его сущности. Гелиос руководит движением солнца, Афина отвечает за практическую мудрость и справедливое суждение, Аполлон – за пророческое видение и музыкальное мастерство.

В VII в. главным богом становится Зевс Громовержец. Ему подчиняются все другие божества. Место пребывания богов – гора Олимп. Другие боги: Артемида – богиня охоты, Афина Паллада богиня законной войны и мудрости, Арес – бог войны ради войны, Афродита – богиня любви и красоты, Гефест – бог огня и кузнечного дела, Гермес – вестник богов и покровитель предпринимателей, Деметра – богиня земледелия, Гестия – богиня домашнего очага, Дионис – бог сил природы;

·          Культ предков.

По мнению греков, жизнь души не прекращается со смертью тела; человек в существенных чертах оставался в том же состоянии, в котором он находился в момент смерти, вследствие чего он нуждался в условиях земного существования. Так как умерший мог по-прежнему охотиться, есть и спать, то в древности вместе с ним отправлялись в неведомый мир его повар и жена; так как и после смерти он одевался, для него сжигались одежды. В честь умерших устраивались особые празднества, в такие дни, когда покойники оставляют свое подземное жилище и бродят по земле, причиняя вред живущим; чтобы обезопасить себя от зловредного влияния этих теней, греки смазывали смолою дверные косяки и умилостивляли умерших жертвами, иногда человеческими. Впрочем, умершие начальники родов и племен часто изображались в образах благодетельных существ, продолжающих и после смерти заботиться о своих соплеменниках. Так возникнет культ героев в Древней Греции.

·          Для древнегреческой мифологии характерен культ героев, которые творят волю Зевса на земле. Таковы Геракл, Ахиллес, Персей и др.

·          Фатализм.

Греки верили в Мойру, судьбу (лат. fatum), которая царит не только над людьми, но и над богами. Олицетворенными проявлениями Мойры в человеческой жизни у греков были три богини: Клато, прядущая нити человеческой жизни, Лахеза, распределяющая эти нити, и Атропа, перерезающая их.

Культовая сторона древнегреческой религии.

Отсутствие на начальных этапах строго определенной системы культа. Сначала каждая семья, а потом род и колено, город имели свою собственную религию, свою мифологию, свой сонм богов. Само благочестие грек понимал только в смысле внешнего служения богам. Не возникло представления об индивидуальных отношениях человека с Богом, религия носила общественный формалистический характер. Древние греки не различали религиозную и политическую сферы жизни, поскольку государственные и личные интересы совпадали. Самая целость государства поставлялась в зависимость от сохранения религиозного культа, поэтому тратились огромные средства на общественное служение богам. В древнее время богослужебные действия у греков совершались под открытым небом (священные рощи, особые участки, где ставились алтари). С появлением изображений богов, сначала они ставились под простыми навесами, а потом – в специальных храмах.

Различают три типа греческих храмов:

1. как место для совершения богослужебных действий;

2. как место собрания для посвященных в таинства и мистерии;

3. как помещение, где хранились предметы, употреблявшиеся при различных процессиях, и где раздавались награды победителям на играх, например, храм Зевса в Олимпии предназначался для проведения олимпийских игр.

Храм служил не столько для собрания молящихся, сколько для жилища божества; даже жрец читал свои молитвы большею частью в портике или преддверии храма, а алтарь для жертвы всегда стоял вне храма. Преследуемые рабы и убийцы считались неприкосновенными, если они успели убежать в ограду храма. Как внутри, так и снаружи храмы украшались статуями и другими произведениями. Богатство храмов зависело от количества приношений: драгоценности, поношенная одежда, военная добыча и проч. Наибольшими сокровищами владел храм дельфийского оракула.

Назначение жрецов состояло исключительно в совершении обрядов в честь того божества, при храме которого они состояли. По существу, жрецы были государственными чиновниками: они должны были совершать священные действия по указанию правительственной власти и представлять отчет о своем служении. Они имели первые места в театре. Но приносить жертву имели право и частные лица: главы семейств и рода, полководцы и высшие должностные лица.

Характер приносимых жертв зависел от типа божества. Небесным богам жертвы приносились утром и из животных белого цвета, а земным – вечером и из животных черного цвета; жертва в честь подземного бога сжигалась вся и не вкушалась участниками приношения, так как общение людей с этими богами считалось не только греховным, но и опасным. Кровавая жертва состояла из овец, быков и свиней, приносилась лошадь, собака или дикое животное. В особенно торжественных случаях приносилась гекатомба, т.е. жертва из ста животных. Практиковались и человеческие жертвоприношения. Бескровные жертвы состояли из овощей, плодов, хлеба. Так, в честь Артемиды приносились пирожки, в честь Зевса – хлебы в форме палки, в честь Геры – ячменная каша. К числу бескровных жертв относились и возлияния, которые состояли из вина, но иногда употреблялось и молоко, смешанное с медом. Участники при жертвоприношении подвергались очищению через окропление водой и прикосновение углем с жертвенника; видимым выражением чистоты служили белые одежды жреца. Жертвоприношение сопровождалось молитвами, в конце – просьба молящегося или благодарение божеству.

Кроме того, в состав греческого богослужения входили пение, музыка и религиозные танцы. Совершались религиозные процессии с воспроизведением мифологических сказаний, иногда в диалогической форме, что стало зародышем греческой драмы. В мире богов время циклично, оно священно, поскольку в нем происходит одно и то же повторяющееся событие (смена времен года, рождение дня и ночи и т.д.), связанное мифологическим качеством того или иного бога. Религиозные праздники представляли собой не просто имитации, спектакли событий священного времени - они понимались как культовые события, в которых прошлое воспроизводится в настоящем, в самом что ни на есть реальном виде.

Греки украшали статуями богов не только храмы, общественные места, но и частные дома; в качестве покровителей дома они ставились при входных дверях, во дворе, и в самом доме. Наиболее чтимой богиней в домашнем культе была богиня семейного очага Гестия. Все важнейшие события в семейной жизни сопровождались религиозными обрядами: новорожденное дитя обносилось в пятый день вокруг домашнего очага; в случае смерти кого-либо в доме у дверей ставился стакан с водою для омовения вышедшей души, в рот умершему клали монету. Поминовения умерших совершались на 3, 9 и 30-й дни, а также в годовщину их рождения и смерти. Трупы умерших в древнейшее время сжигались, а потом их погребали в земле.

К основным религиозным празднествам древних греков можно отнести:

·          Олимпийские игры. Проводились в Олимпии в честь Зевса. Они были учреждены в 776 г. до Р. Х. (с 1896 г. возобновлены в Европе как международные спортивные состязания, не имеющие религиозного характера). На время игр, проводившихся раз в 4 года, и длившихся 5 дней, заключался мир между воюющими государствами. В играх участвовали только полноправные граждане, не виновные в пролитии крови. Они состязались в кулачном бое, пятиборье и беге на колесницах. Победитель-олимпионик получал венок из лавра, посаженного, по преданию, самим Гераклом у храма Зевса в Олимпии, и мог выбить в свою честь монету, поставить статую.

·          Истмийские игры в честь Посейдона.

·          Немейские - в честь Зевса. Их участники состязались не только в физических упражнениях, но и в чтении стихов, игре на музыкальных инструментах.

·          Великие Панафинеи важные празднества, посвященные Афине Палладе, на которых отправлялся культ богини-девы, считавшейся покровительницей Афин. Статуя Афины украшалась особыми покрывалами, сшитыми девушками под руководством жрецов. На Панафинеях устраивались также гимнастические состязания, ночной бег юношей-атлетов с факелами и театральные представления.

·          Элевсинские мистерии – праздники, связанные с тайным служением, доступные изначально немногим. Элевсинские мистерии посвящались Деметре и ее дочери Коре, почитавшимися богинями земли и плодородия. По мифу, Кора была похищена царем преисподней Аидом. Там она стала его супругой под другим именем – Персефоны. По просьбе Деметры дочь иногда возвращалась на землю с разрешения мужа, и тогда прорастали злаки. В Греции этот период наступал осенью-зимой, поэтому поля засевали весной, а урожай собирали осенью. Организовывалась священная процессия из Афин в Элевсин (ок.22 км), достигнув которого, участники участвовали в мимических представлениях, иллюстрировавших легенду о Коре. Ни одного слова не произносилось. Во время мистерии они могли наблюдать за странствием души в загробном мире и внутренне пережить ее состояние в знак обещания счастливой вечной жизни после смерти.

·          Дионисии аттический праздник в честь бога Диониса. В Греции празднества в его честь не доходили до крайностей, а сам Дионис почитался как бог виноградства и виноделия, особенно в сельской местности.

Мантика (пророчество) у древних греков.

Греки издавна обнаруживали склонность предугадывать будущее по некоторым явлениям и имели прорицателей. Прорицания делались по полету птиц, появлению внезапных звуков, сновидениям, шелесту листьев священного дуба и проч. В древнейшую эпоху появляются у них общечтимые оракулы: оракулы Зевса и Дианы в Додоне, Аполлона около Милета и в Фокиде, Геракла в Ахайе и проч. Оракулом называлось святилище, место, где обитал бог, и где человек мог получить ответ божества на любой вопрос. Ответы богов давались чаще всего посредством гадания. Наиболее значение не только в религиозной, но и в государственной жизни греков имел оракул Аполлона в Дельфах. Предсказания здесь давались пифиями девственницами. Позже – не моложе 50 лет (когда одну увез молодой человек). Оракул мог давать предсказания 9 раз в году. Пифия совершала священное омовение, брала масличную ветвь и отправлялась в пещеру, где садилась на треножник, вдыхала испарения и начинала бормотать заклинания – толкования. При оракуле находился большой штат жрецов, которые и сообщали известный смысл бессвязным изречениям Пифии. Дельфийский оракул всегда преследовал общегосударственные интересы.

Ответы богов, данные на запросы целых городов, хранились в специальных архивах в общественных, административных и религиозных центрах городов – акрополях.

Эсхатологическое учение древних греков.

Греки различали в человеке две части: тело, подлежащее смерти и тлению, и душу, высшую сущность, которая является высшим началом в человеке. Смерть есть отделение души от тела; последнее подлежит разрушению, а душа нисходит в Аид, который помещался греками внутри земли, на западе, где господствуют вечный мрак и нескончаемая ночь. Все в Аиде страшно, мрачно и тоскливо; текущие там реки Стикс, Коцит, Ахерон, Перифлегетон сообщают области еще более мрачный характер. Освободившись от тела, но сохраняя человеческий облик в форме неуловимого призрака, тени или облачного дыма, сюда приходят души умерших. Жизнь души в Аиде – жизнь безотрадная, сонная, бессознательная; только напившись крови, тень возвращается к кратковременному сознанию. Гомер приводит примеры страшных мук в Аиде: у Тития коршуны постоянно терзают печень, Тантал, стоя в воде, не может утолить своей мучительной жажды; Сизиф напрасно старается поднять на гору тяжелый камень. В то же время у греков была и вера в существование блаженной страны, золотых островов на пурпурном море, где достойные люди после смерти наслаждаются полным блаженством.

Секта орфиков

Секта орфиков (VI в. до Р.Х.) названа в честь Орфея, спустившегося в преисподнюю за своей неожиданно умершей женой Эвридикой. Свои религиозно-мифологические воззрения орфики основывали на истории о Дионисе, сыне Зевса и Персефоны, который был некогда растерзан титанами, подосланными ревнивой женой Зевса Герой. Зевс проглотил сердце сына, возродившегося вновь, а титанов поразил молнией. Из пепла титанов и крови Диониса произошел человеческий род. Так, все люди имеют двойственную природу: наследство титанов и частицу божества. Орфики делали вывод: если душа составляет высшее, божественное и дионисово начало, то телесная природа есть начало злое, неразумное, титаническое. Душа – пленница тела. Орфики придерживались учения о переселении душ. Они считали, что душа после смерти тела для полного очищения переселяется в различные существа, чтобы, в конце концов, освободиться от уз телесности и возвратиться к своему истинному, чисто духовному бытию. С большею подробностью это учение было раскрыто у Платона, который определенно говорил о бессмертии человека, понимая его в смысле возвращения души в свое первоначальное жилище – в мир идей.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.