скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКонтрольная работа: Особенности и перспективы корпоратизации предприятий

Контрольная работа: Особенности и перспективы корпоратизации предприятий


ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

КОРПОРАТИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ


Содержание

Введение

1.  Этапы корпоратизации

2.  Корпоратизированное предприятие, акционерное общество, корпорация

3.   Предпринимательство

4.  Преимущества АО

5.  Сфера применения корпоратизации

6.  Приватизация

7.  Процедура корпоратизации

8.  Холдинговая компания

Выводы

Литература

Приложения


Введение

Одно из основных направлений экономической политики Украины - политика институциональных преобразований, нацеленная на формирование рациональной многоукладной экономической системы путем трансформации отношений собственности, разгосударствления, приватизации, государственной поддержки и защиты всех форм собственности и хозяйствования в рыночных условиях, в частности в условиях глобализации мировой экономики. Важным средством реализации этого направления является корпоратизация. Как отмечают Р. Фридман, А. Рапачинский и Дж. Эрл термин "корпоратизация" употребляется в Украине для характеристики процессов, в результате которых предприятия становятся до определенной степени независимыми от государственных органов. Начало корпоратизации в Украине было положено Указом Президента Украины "О корпоратизации предприятий" от 15 июня 1993 г. №210/93, который действует и по сегодняшний день. Указ определяет цель корпоратизации в составе трех частей:

- реформирование управления государственным сектором экономики;

- повышение ответственности государственных предприятий за результаты экономической деятельности;

- подготовка их к приватизации.

Конечным результатом корпоратизации определено открытое акционерное общество, 100% акций которого принадлежат государству. В связи со вступлением в действие с 29 апреля 2009 г. Закона Украины "Об акционерных обществах" произойдет переход от открытых и закрытых к публичным и частным акционерным обществам. Ст. 1-49 Закона Украины "О хозяйственных обществах" в частях, касающихся акционерных обществ, утратят силу через 2 года со дня вступления в действие этого Закона. Следовательно, в течение данного периода открытые и закрытые акционерные общества будут сосуществовать наряду с публичными и частными акционерными обществами. Сущность корпоратизации - реорганизация государственного предприятия или их объединение путем преобразования. Субъект хозяйствования, который прошел процесс корпоратизации, называется корпоратизированным. Поэтому, на наш взгляд, заслуживает внимания анализ специфики корпоратизированного акционерного общества, с одной стороны, по сравнению с другими государственными предприятиями, а с другой - с обычными акционерными обществами.

В работе уделено внимание акционерным обществам, созданным в процессе корпоратизации; проанализировано правовое определение терминов "корпоратизация", "корпорация", "корпоратизоване предприятие"; раскрыты мотивы, сфера применения, процедура корпоратизации, а также особенности корпоратизованого предприятия; рассмотрены особенности образования холдинговых компаний.


1.  Этапы корпоратизации

Начиная реформирование отношений собственности в 1992 г., государство ставило целью, прежде всего, проведение широкомасштабного и быстрого изменения правового статуса государственных предприятий. Однако это само по себе не могло быть достаточным средством повышения эффективности производства. По мнению В. Рыбалкина и Л. Мамичевой, объясняется это тем, что правовые отношения собственности - не реальные (экономические), а волевые (идеальные) отношения, не образующие субстанции производственных отношений и в связи с этим пребывающие вне сферы производства. Внутренним свойством реализации любой, в том числе и акционерной, собственности является управление данным процессом, без чего собственность не реализуется.

Как подчеркивал Е. Григоренко, технология первого этапа приватизации, заложенная в приватизационное законодательство 1992 г., консервативность населения, преобладание социалистических стереотипов, экономическое господство директоров государственных предприятий и председателей колхозов и совхозов толкнули практически всю сферу экономики на путь коллективизации: к колхозам на селе прибавили колхозы на предприятиях. На первом этапе приватизации (1992-1998 гг.) 96% объектов оказались в руках не просто отечественного инвестора, а, как правило, инвестора без денег и без рыночного опыта; 63% малых и средних предприятий были приватизированы трудовыми коллективами. Результатом массовой приватизации стали: во-первых, распыление собственности среди мелких акционеров, во-вторых, недополучение инвестиций, в-третьих, управление предприятиями старым менеджментом, не сумевшим улучшить их работу.

Второй этап приватизации связан с Указом Президента Украины "О неотложных мерах по ускорению приватизации в Украине" от 29 декабря 1999 г. и с изменением методологии проведения приватизации, заключающемся в отказе от дробления собственности в процессе приватизации крупных и средних предприятий, а также с продажей контроля над ними в одни руки и с началом денежной приватизации по принятым в мире схемам.

Корпоратизация развернулась еще в начале первого этапа приватизации и задумана была как этап подготовки к приватизации. Но распыление акционерной собственности на первом этапе приватизации привело к другой крайности: чтобы на предприятии был создан один акционер — государство, которое бы так и оставалось единственным акционером, без последующей приватизации. Верховная Рада Украины в 1999 г. изменила стратегию корпоратизации, узаконив существование предприятий, которые не подлежат приватизации, но могут быть корпоратизированы. 7 июля 1999 г. был принят Закон Украины "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации" № 847-XIV, содержащий два приложения, в которые периодически вносятся изменения. Если имеются намерения корпоратизировать определенное государственное предприятие, не подлежащее приватизации, нужно пройти процедуру внесения изменений в этот закон, чтобы из Приложения № 1 ("Перечень предприятий, не подлежащих приватизации") предприятие было перенесено в Приложение № 2 ("Перечень предприятий, которые не подлежат приватизации, но могут быть корпоратизированы").

В последнее время понимание термина "корпоратизация" расширяется, он означает процессы превращения не только в акционерные общества (АО), но и в другие корпоративные предприятия.

2.  Корпоратизированное предприятие, акционерное общество, корпорация

Законодательного определения этого понятия на сегодняшний день в Украине еще нет. Термин "корпоратизированное предприятие" встречается в Хозяйственном кодексе Украины (ХКУ), а термин "корпоратизация" - в Законах Украины "О приватизации государственных предприятий", "О государственной программе приватизации", "О перечне объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации", "Об управлении объектами государственной собственности" и др. В них эти термины употребляются без их законодательного определения, хотя предусмотрено, что должен быть разработан Закон Украины о корпоратизации. Документами, регулирующими процессы корпоратизации, остаются "Положение о порядке корпоратизации предприятий" и "Положение о наблюдательном совете", утвержденные постановлениями Кабинета Министров Украины, "Положение о порядке регистрации выпуска акций и информации об эмиссии акций открытых акционерных обществ, создаваемых путем учреждения органом, уполномоченным управлять объектами государственной собственности, и холдинговых компаний, создаваемых в процессе корпоратизации и приватизации", утвержденное Решением Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР), "Типовой устав открытого акционерного общества, созданного путем корпоратизации государственного предприятия, не подлежащего приватизации", утвержденный совместным Приказом Фонда государственного имущества Украины и Министерства экономики.

Термин "акционерное общество" в Украине рассматривается как синоним общепринятого термина "корпорация", которая является одной из трех основных форм организации бизнеса наряду с собственным делом и обществом. Корпорация - форма организации бизнеса, доминирующего по объемам продажи товаров и услуг. Корпорацию может организовать одно лицо или группа лиц. Собственниками корпорации являются акционеры, которые приобрели акции корпорации, но они не должны выплачивать долги кредиторам за счет личного имущества, чтобы рассчитаться с ними в случае банкротства корпорации, то есть собственники несут ограниченную ответственность. Задача корпорации приумножать благосостояние своих акционеров. Акционеры избирают совет директоров для проведения общей политики корпорации. Если корпорация довольно велика, совет нанимает менеджеров, которые разрабатывают долгосрочную стратегию, занимаются текущей деятельностью, отчитываются перед советом директоров и акционерами.

По определению М. Гольцберга, компания, корпорация - это юридическое лицо, представляющее объединение вкладчиков капитала (акционеров) для осуществления определенной деятельности. Корпорации мобилизуют инвестиционный капитал путем размещения (эмиссии) и распространения (продажи) ценных бумаг. В своих уставах корпорации могут предусматривать различные условия их приобретения первыми собственниками, а также последующей купли-продажи. В зависимости от этих условий корпорации делятся на частные (закрытые) и публичные (открытые) с ограниченной ответственностью. Как отмечает Б. Стеценко, впервые появившись в период с 1600 по 1602 г., корпорации превратились в ведущую форму организации предпринимательства. Развитие корпораций, повышение их роли в трансформационных экономических процессах, поддержка со стороны государства позволяют охарактеризовать современное состояние экономического развития как "корпоративную экономику" - явление, при котором основные производственные мощности принадлежат корпоративным объединениям.

Законодательного определения корпорации в рассмотренном значении в Украине нет. Термин "корпорация" можно найти лишь в ст. 120 ХКУ как определение одного из видов объединений предприятий, а именно: корпорацией признается договорное объединение, созданное на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов объединившихся предприятий с делегированием ими отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников органам управления корпорации.


3.  Предпринимательство

В Украине синонимом бизнеса является предпринимательство (хозяйственная коммерческая деятельность). Именно АО стало наиболее распространенной формой предпринимательства в рекордно короткий исторический срок. В Украине АО могут быть вновь созданные, созданные путем реорганизации или выделения, а также приватизации, корпоратизации, корпоратизации и последующей приватизации.

Подавляющее большинство из них создано именно тремя последними путями и связано с участием государства как собственника (акционера). Поэтому исследуются масштабы (степень охвата отраслей и предприятий государственной и коммунальной собственности) и глубина приватизации (доля негосударственной формы собственности в уставном капитале общества).

В соответствии со ст. 167 Гражданского кодекса Украины (ГКУ) государство действует в гражданских отношениях на равных правах с другими участниками этих отношений. В частности, оно может создавать предпринимательские общества в качестве юридических лиц частного права, принимать участие в их деятельности на общих основаниях, если иное не предусмотрено законом (ст. 168, 169 ГКУ). Законодательной базой для функционирования акционерных обществ в Украине являются ГКУ и ХКУ, Законы Украины " О хозяйственных обществах", "О ценных бумагах и фондовом рынке", "Об акционерных обществах".

4.  Преимущества АО

АО имеют следующие преимущества:

а) для участников - это ограниченная ответственность за деятельность общества, легкость вступления и выхода путем приобретения и отчуждения акций, возможность передачи акций по наследству, правопреемственность, наличие документов, подтверждающих право собственности на ценные бумаги; участие в управлении и возможность контроля и решающего влияния на деятельность общества; получение дивидендов, повышение рыночной стоимости акций в случае роста стоимости предприятия в целом, защита прав акционеров со стороны государства, возможность оформления залога ценных бумаг и др.;

б) для предприятия - возможность самой дешевой мобилизации инвестиционного капитала, роста стоимости бизнеса, введения управления предприятием с использованием принципов корпоративного управления и др.;

в) для государства - содействие развитию фондового рынка (рынка ценных бумаг), рост доверия внешних инвесторов, улучшение международного имиджа страны и т. д.

5.  Сфера применения корпоратизации

Сфера применения корпоратизации - предприятия государственного сектора экономики, приведенные в таблице 1.

В таблице 2 показаны отдельные классификационные признаки предприятий, важные для выяснения сути корпоратизации, в соответствии со ст. 63 ХКУ.

Превращение государственного (п. 1.4) или коммунального (п. 1.3) предприятия в частное (п. 1.1), или в предприятие со смешанной формой собственности (п. 1.5), или в предприятие с иностранными инвестициями (п. 2.1) является сущностью приватизации, то есть приватизация связана с изменением формы собственности.


Таблица 1

Сфера применения корпоратизации

Указ Президента Украины"О корпоратизации предприятий" от 15 июня 1993 г. №210/93 Корпоратизация обязательна Корпоратизация невозможна
Государственные предприятия Естественные монополии
Закрытые акционерные общества с государственной долей более 75% Предприятия, указанные в Законе Украины "Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе"
Производственные и научно-производственные объединения, правовой статус которых не соответствует действующему законодательству Предприятия в соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины "О приватизации целостных имущественных комплексов государственных предприятий и их структурных подразделений, сданных в аренду" от 20 мая 1993 г. №57
Предприятия, не подлежащие приватизации (за исключением тех, относительно которых приняты отдельные решения)
Предприятия, относительно которых приняты решения о приватизации
Корпоратизация рекомендована
Органы, уполномоченные управлять коммунальным имуществом
Корпоратизация возможна
Закон Украины "О перечне объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации", Приложение 2 Предприятия, которые не подлежат приватизации, но могут быть корпоратизированы

6.  Приватизация


Схема приватизации в соответствии с таблицей 2 показана на рис. 1.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.