скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКонтрольная работа: Понятие рыночного равновесия. Преобразование отношений собственности в России

Контрольная работа: Понятие рыночного равновесия. Преобразование отношений собственности в России

Федеральное агентство железнодорожного транспорта РФ

Мурманский филиал Петербургского государственного

университета путей сообщения

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Понятие рыночного равновесия

Преобразование отношений собственности в России

Выполнила: Настина В.В.

г. Мурманск, 2010 г.


Содержание

Введение

1.         Понятие рыночного равновесия

1.1      Зависимость изменения спроса и предложения от различных факторов и влияние на цену

1.2      Равновесная цена и фактор времени. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие

2.         Преобразование отношений собственности в России

2.1 Проблема собственности и ее изменений в ходе либеральных экономических реформ

2.2 Концепция государственной политики в области развития отношений собственности

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Как известно, любая система стремится к достижению равновесного состояния и его сохранению. Это характерно и для микроэкономических систем, однако, поскольку их функционирование обеспечивается посредством деятельности людей, наделенных волей, сознанием и разнонаправленными интересами, равновесие не достигается стихийно и имеет специфические законы и условия.

Рыночное равновесие проявляется в количественном соответствии спроса и предложения товаров, услуг и ресурсов и затрагивает интересы домохозяйств как поставщиков ресурсов и потребителей товаров и услуг и предприятий как потребителей ресурсов и производителей товаров и услуг. Другими словами, это оптимальная реализация совокупных экономических интересов в обществе. Здесь можно привести сравнение со здоровым "экономическим кровообращением", в котором нет явлений распада, вызываемых "болезнями" экономики - инфляцией, безработицей и т.п. Идея такого равновесия очевидна и желаема всем обществом, поскольку означает полное удовлетворение потребностей без излишне затраченных ресурсов и нереализованного продукта.

На современном этапе развития экономических отношений в среде российских экономистов установилась традиция классифицировать формы собственности как некое аморфное множество, не поддающееся жесткой формализации. Причем в ходе исторического развития происходила постоянная трансформация отношений собственности: одни формы собственности сменялись другими. Новейшая экономическая история России не является в этом смысле исключением. Смена форм собственности в России происходила революционными темпами и в условиях, когда само понятие «собственность» трактовалось по-разному. Такая тотальная смена формы собственности без одновременной глубокой рационализации отношений владения, пользования и управления объектами собственности не только не смогла решить проблемы повышения эффективности функционирования экономической системы, но и усугубила положение.

В настоящее время вопрос об экономической эффективности каждой формы собственности приобретает особую актуальность. Так как неправильный и необоснованный выбор формы собственности может снизить как эффективность функционирования каждого отдельного субъекта рынка в отдельности, так и снизить темпы экономического роста всей страны.

Цель данной работы – изложение таких понятий как равновесие и цена равновесия, условия стабильности равновесия, дефицит и излишки, влияние на рыночную цену. Также раскрыть сущность и рассмотреть многообразие форм собственности в условиях рыночного механизма ведения хозяйства, проанализировать преобразования форм собственности в России в условиях перехода к рыночным отношениям, выявить проблемы собственности и ее изменений в ходе либеральных экономических реформ, рассмотреть концепцию государственной политики в области развития отношений собственности.


1. Понятие рыночного равновесия

Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда спрос (D) и предложение (S) находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой (Pe) и равновесным объемом. Т.е. объем спроса (QD) равен объему предложения (QS) при данной равновесной цене (Pe).

.

Равновесная цена – единая цена, по которой продается и покупается равновесное количество товара.

Но состояние равновесия на рынке неустойчиво, т.к. изменения рыночного спроса и рыночного предложения вызывают изменение рыночного равновесия.

Если реальная рыночная цена (Р1) выше Ре, то объем спроса (QD) будет меньше объема предложения (QS), т.е. возникает избыток товара (DQS). Избыток предложения всегда действует в сторону понижения цены, т.к. продавцы будут стремиться избежать затоваривания.

Чтобы избежать изменения цены, производители могут сократить предложение (S,S1), что приведет к сокращению объема до QD.

Если реальная рыночная цена (P1) оказывается ниже цены равновесия Pe, то объем спроса (QD) превышает объем предложения QS, возникает дефицит товара (DQD). Дефицит товара действует в сторону повышения его цены. В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар. Давление со стороны спроса будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие, т.е. пока дефицит не станет нулевым (DQD=0).

Закон убывающей предельной полезности (последовательное увеличение потребляемого блага ведет к снижению полезности от него) объясняет отрицательный наклон кривой спроса (D). То есть каждый потребитель в соответствии со снижающейся полезностью товара покупает его большее количество только при условии снижения цены.

С помощью кривой спроса можно определить выигрыш (излишек) потребителя – это разность между максимальной ценой, которую может заплатить потребитель за товар (цена спроса), и реальной (рыночной) ценой данного товара.

Цена спроса на товар (РD) определяется предельной полезностью каждой единицы товара, а рыночная цена товара – взаимодействием спроса (D) и предложения (S). В результате этого взаимодействия товар продается по рыночной цене (Рe).

Поэтому потребитель выигрывает, покупая товар дешевле, чем он мог за него заплатить. Этот выигрыш равен площади заштрихованного треугольника РDЕРe.

Знание предельных издержек (МС) позволяет определить выигрыш производителя. Дело в том, что минимальная цена, по которой фирма может без потерь продавать единицу продукции, не должна быть ниже предельных издержек (МС) (прирост затрат, связанный с производством каждой последующей единицы продукции) (рис. 2). Любое превышение рыночной цены единицы продукции над ее МС будет означать рост прибыли фирмы. Таким образом, выигрыш производителя – это величина превышения цены реализации (рыночная цена) над предельными издержками производства. Такой излишек фирма получает от каждой продаваемой единицы товара по рыночной цене (Рe), превышающей предельные издержки (МС) производства данной единицы. Таким образом, продавая объем товара (Qe) (при разных МС на каждую единицу продукции от 0 до QЕ) по РЕ, фирма получит выигрыш, равный заштрихованной площади РeЕРS.


1.1 Зависимость изменения спроса и предложения от различных факторов и влияние на цену

Рассмотрим таблицу, показывающую условия, вызывающие общие изменения спроса и предложения.

Факторы Изменения Сдвиг графика (Л – влево, П – вправо)
Цены Спроса, предложения
А. Влияющие на спрос
1     Возрастает число покупателей Рост Увел. П
2    

Увеличиваются доходы покупателей:

а) нормальный товар;

б) низший товар

Рост

Сниж.

Увел.

Уменьш.

П

Л

3     Растет предпочтение товара покупателям Рост Увел. П
4     Рост цен замещающего товара Рост Увел. П
5     Рост цен дополняющего товара Сниж. Уменьш. Л
6     Ожидание потребителей Разное Разное Л или П
7     Инфляция и инфляционное ожидание Рост Разное П
Б. Влияющие на предложение
1     Увеличение числа поставщиков Сниж. Увел. П
2     Рост цен на ресурсы Рост Уменьш. Л
3     Появление эффективной технологии Сниж. Увел. П
4     Рост цен замещающего товара Рост Увел. ЛП
5     Рост цен дополняющего товара Сниж. Уменьш. Л
6     Увеличение налогов Увел. Уменьш. Л
7     Государственные дотации, кредит Сниж. Увел. П
8     Ожидание поставщиков Разное Разное Л или П
9     Инфляция и инфляционные ожидания Рост Разное Л или П

Из таблицы видно, что график спроса смещается вправо под воздействием изменения следующих уровней: возрастания числа покупателей, увеличение доходов покупателей, при спросе на нормальный товар, возрастания предпочтение товара покупателями, при росте цен заменяющего товара, в условиях инфляции или инфляционного ожидания. Изменение этих условий можно конкретизировать или даже дополнить применительно к исследуемому рынку и предприятию.

Влево график смещается под влиянием таких условий, как уменьшение спроса на низшие товары (хлеб, картофель и т.д.) при росте доходов покупателей, а также тогда, когда растут цены на дополняющий товар.

Сдвиг вправо графика предложения означает рост предложения при данной цене, а влево, наоборот, его уменьшение в расчете на прежний уровень цен. Сдвиг вправо графика предложения происходит под влиянием увеличения числа поставщиков, появления более эффективной технологии, роста цен на заменяющие товары, предоставления государственных дотаций, субсидий или кредитов.

Влево график предложения смещается в силу роста цен на ресурсы, повешение цен на дополняющий товар, увеличение налогов, амортизационных норм.

1.2 Равновесная цена и фактор времени. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие

Концепция цены А. Маршалла.

На рынке особое значение имеет равновесная цена (результат взаимодействия цены спроса и цены предложения). Цена спроса – цена, по которой определенное количество товара способно привлечь покупателей в течение определенного периода времени (она уменьшается по мере увеличения предложения). Цена предложения – цена, по которой товар поступает в продажу на конкретный рынок (по мере изменения ежегодного количества товара она может и возрастать , и снижаться; она зависит от цен факторов производства данного товара).

Исходная позиция Маршалла такова: на рынке представлены нормальный спрос и нормальное предложение. Силы спроса и предложения действуют свободно, не существует прочного объединения торговцев, широко развертывается свободная конкуренция. На рынке в одно и то же время есть лишь одна нормальная цена (нормальная цена определяется состоянием устойчивого равновесия нормального спроса и нормального предложения). Общая конъюнктура рынка остается неизменной на протяжении всего принятого периода. Нормальная цена определяется делением совокупных затрат производства на количество товара, это средние затраты.

Формирование рыночной цены Маршалл рассматривал в трех периодах, где параметры предложения имеют различную динамику. Соответственно различают мгновенное, кратковременное и длительное равновесие. В трех различных типах равновесия товаропроизводители могут либо не принимать никаких мер, либо приспособить переменные факторы производства к изменившимся условиям, либо приспособить к изменившейся цене все факторы производства.

Мгновенное Кратковременное Длительное
Предложение Фиксировано. Цена полностью зависит от спроса. Растет без увеличения оборудования. Различия межу предложением в долго- и краткосрочном периодах состоят в том, что в долгосрочном периоде фирма может расширить производство, новые фирмы могут войти в отрасль. Такие процессы происходят в условиях роста цен, если цены обеспечивают сверхнормальную прибыль. Сверхнормальная прибыль несовместима с равновесием в открытой индустрии. Как только общее предложение возрастет, цены упадут. Новые фирмы будут продолжать входить в эту отрасль до тех пор, пока цена не вернется в свое нормальное состояние и фирма не будет иметь нормальную прибыль
Спрос Увеличение спроса приводит к увеличению цены, его снижение – к падению. Увеличение спроса ведет к увеличению объема выпуска товаров и предложения, а снижение к сокращению.
Цена Колеблется (полностью зависит от спроса) Колеблется Постоянна
Условия равновесия

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.