скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Адаптация студентов к обучению в высшем учебном заведении

Курсовая работа: Адаптация студентов к обучению в высшем учебном заведении

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 5

1.1 Структура и понятие педагогической деятельности. 5

1.2 Мотивация педагогической деятельности. 9

1.3 Понятие психологической готовности. 13

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 30

2.1 Методики изучения уровня психологической готовности студента  30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 38


ВВЕДЕНИЕ

Проблема личностного и профессионального становления студентов в педагогическом вузе — одна из наиболее актуальных. Это обусловлено интенсивными изменениями, происходящими в обществе. Сегодня от будущего выпускника требуется проявлять не только профессиональные умения, но и умения рисковать, быть предприимчивым, высоко мобильным, избегать стресса, устанавливать деловые контакты и продуктивно их развивать, разрешать конфликтные ситуации. Широкий и глубокий профессионализм неотъемлемая черта личности учителя.

В связи с этим от высшей школы требуется разработка таких форм и методов обучения и воспитания студентов, которые могли бы помочь будущему учителю быстро включиться в свою профессиональную деятельность. С этими формами и методами студенты сталкиваются во время изучения психолого-педагогических дисциплин. Однако хорошее знание теории данных дисциплин не является залогом успешной деятельности будущего педагога, по этому вопрос о связи личностных особенностей субъекта деятельности и их поведенческих проявлений в сложной профессиональной ситуации остаётся открытым.

Психологическая готовность студентов к педагогической деятельности включает в себя множество аспектов: мотивационную готовность, коммуникативную, ценностно-смысловую, познавательную, волевую.    

Психологически готовый студент является субъектом своей деятельности, который сам ставит цели и определяет пути и средства их достижения, несёт ответственность за последствие их реализаций.

Таким образом, вуз должен создавать оптимальные условия для профессионального становления и личностного роста студентов.

Цель данной курсовой работы: исследовать проблему психологической готовности к педагогической деятельности.

Методы исследования: работа с литературой, интервью, наблюдение, тестирование.

Гипотеза исследования: формирование ценностно-смыслового отношения будущих педагогов к психологическому знанию будет наиболее эффективным, если проектирование психологической подготовки студентов педвуза будет осуществляться, исходя из методики преподавания дисциплины, личного опыта студентов, житейских и научных знаний, соотношения целей и средств, способов и путей самостоятельной реализации психологических знаний в профессиональной деятельности.


ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Структура и понятие педагогической деятельности

Чтобы в полной мере понять, что такое психологическая готовность студентов к педагогической деятельности, необходимо разобраться с понятием педагогическая деятельность (Что это такое? Что она включает?    В чем состоит ее суть?)

Педагогическая деятельность особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя, воспитателя на ученика или учеников, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования. Для нее характерны  педагогическое целеполагание и педагогическое руководство. Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в специально организованных образовательных учреждениях только педагогами. [14]

 Педагогическая деятельность можно представить как совокупность таких ее взаимодействующих компонентов как:

1.         Цель деятельности

2.         Субъект деятельности

3.         Объект деятельности

4.         Содержание деятельности

5.         Способы деятельности

6.         Результат деятельности

Цель педагогическая деятельности формируется в связи с реализацией цели воспитания гармонично развитой  личности. Она разрабатывается и формируется как совокупность социальных требований к каждому человеку с учетом его духовных и природных возможностей, а также основных тенденций общественного развития. Целью профессиональной педагогической деятельности является цель воспитания, которая трактуется  как «личность способная строить свою жизнь, достойную человека».

Достижение цели требует от педагога   высочайшего профессионализма и тонкого педагогического мастерства. В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация целей педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организации деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности. [7]

Содержанием преподавательской деятельности является процесс организации учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития, а процесс организации собственной деятельности.

Средствами деятельности учителя являются:

1.         Научные теоретические и эмпирические знания, при помощи и на основе которых формируется тезаурус обучающихся.

2.         В качестве носителей знаний выступают тексты учебников

3.         В качестве вспомогательных средств выступают: технические, компьютерные, графические и т.д.

Способами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются объяснение, показ, совместная работа, непосредственная практика обучающихся, тренинги.

Продуктом преподавательской деятельности выступает формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-эстетических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт педагогической деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебных контрольных действий. [4]

Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели является развитие обучающегося: его личностное, интеллектуальное совершенствование, становление его личности как личности, как субъекта учебной деятельности.

Основной функциональной единицей, с помощью которой объясняются все свойства педагогическая деятельности, является педагогическая действие понимаемое как единство цели и содержания.

 Таким образом, деятельность педагога представляет собой непрерывный процесс решения неиссякаемого множества задач различных типов, классов и уровней. Что бы педагогическая деятельность была эффективной, учителю  надо знать:

1.         Психологическую структуру деятельности, закономерности ее развития.

2.         Природу человеческих потребностей, мотивов деятельности.

3.         Ведущие виды деятельности в разные возрастные периоды.

Учителю надо уметь:

1.         Планировать деятельность, учитывая избирательный характер человеческой деятельности, определять ее объект и предмет с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и подростков, их интересов и возможностей.

2.         Формировать мотивацию и стимулировать деятельность.

3.         Обеспечивать освоение детьми основных структурных компонентов деятельности, прежде всего умения и навыков планирования, самоконтроля, самооценки, выполнение действий и операций.

Педагогическая деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. От нее на прямую зависит насколько образование способствует развитию личности ученика. Ее следует определять не просто как социальную, воспроизводящую структуру, но как структуру культурно-смысловую. Понятие педагогическая деятельность одновременно должно содержать  и позицию видения, и способ решения проблемы педагогического профессионализма.[8]

Педагогическая деятельность с современных теоретических позиций может быть объяснена следующим образом. С психологической точки зрения  педагогическая деятельность является диалогичной.   

Диалог одновременно направлен на пространство профессиональных действий и на самого себя. Он обусловлен как идеальной формой, сложившейся в культуре диалогическим способом деятельности учителя, так и наличной формой, степенью диалогичности самосознания учителя.

Диалогический способ в плане определенной психологической технологии есть последовательность коммуникативных актов учителя с разными субъектами знания (авторами текста, учеником, самим собой).

Диалогический тип педагогической деятельности обнаруживает себя как особая психологическая реальность лишь в инновационных системах образования. А сейчас во всех сферах современного образования происходит серьезная переоценка  былых ценностей, изменяется содержание общественного бытия и сознания. Поэтому такой тип педагогическая деятельность особенно актуален на сегодняшний день.[14]

Таким образом, профессиональная деятельность учителя объясняется как культурно-смысловая реальность. Она подчинена логическим, индивидуально-творческим закономерностям той формы общения, которую избирает учитель в качестве средства взаимодействия с учеником. Значит решение проблемы психологической готовности студентов к педагогической деятельности следует искать в рамках изменения типа профессионализма учителя, его позиции профессионального видения и действования. Современная реформа школы показала, что уровень подготовки вузовских преподавателей, их представления о современном образовании  не вполне отвечают реальным требованиям. Поэтому проблема изучения психологической культуры студентов стоит сейчас очень остро. Без решения этой проблемы, невозможен нравственный и духовный прогресс общества.[13]

Психологическая система деятельности включает:

1.         Мотивы деятельности, ее побудительные силы (материальные, познавательные, эстетические и т. д.)

2.      Цели деятельности, которые формируют ее содержание и выражаются в конкретных, ожидаемых результатах.

3.      Программы деятельности, которые отражают представления о реальном ее содержании и процессе.

4.      Информационная основа деятельности — совокупность информации о ее предметных и субъектных условиях реализации (в форме как реальных сигналов, так и образов, представлений этих сигналов, включая конкретные профессиональные знания.

5.      Процессы принятия решения — выявление проблемной ситуации, выдвижение гипотез, определение принципов решения, выработка суждений о вариантах решений, их оценка.

6.      Психомоторные процессы и рабочие действия, реализуют деятельность в форме процедур, моторных актов и участвуют в регуляции деятельности.

7.      Профессионально важные качества – психологические особенности субъекта труда, отражающие влияние конкретного трудового процесса на совокупности индивидуально-психологических качеств, функций.  [17]

1.2 Мотивация педагогической деятельности

Основным из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. Выделяются следующие виды мотивов:

1.         Внешние (например, мотив достижения);

2.         Внутренние мотивы (например, ориентация на процесс и результат своей деятельности).

Внешние мотивы престижности  работы в определенном образовательном учреждении, мотивы адекватности оплаты труда часто соотносятся с мотивами личностного и профессионального роста, самоактуализацией. Вместе с тем в педагогической деятельности проявляется и такая форма ориентации, как доминирование, или мотив власти. Г. А. Мюррей выделил основные признаки потребности в доминировании и соответствующие ей действия. Признаками или эффектами потребности доминирования  являются следующие желания:

1.         Контролировать свое социальное окружение.

2.         Воздействовать на поведение других людей и направлять его посредством совета, обольщения, убеждения или приказания.

3.         Побуждать других поступать в соответствии со своими потребностями и чувствами.

4.         Добиваться их сотрудничества.

5.         Убеждать других в своей правоте. [1]

Н.А.Аминов отмечает так же  соответствие этим желаниям определенных действий, которые согласно Мюррею сгруппированы следующим образом:

1.         Склонять, вести, убеждать, уговаривать, регулировать, организовывать, руководить, управлять, надзирать.

2.         Подчинять, править, властвовать, попирать, диктовать условия, судить, устанавливать законы, принимать решения.

3.         Запрещать, ограничивать, оказывать сопротивление, отговаривать, наказывать, лишать свободы.

4.         Очаровывать, покорять, заставлять прислушаться к себе, приобретать подражателей, устанавливать моду. [17]

Особую роль в объяснении теории власти играет стремление к совершенству к превосходству и социальной власти в комплексе ведущих мотивов личностного развития.  

Н.А. Аминов приводит для иллюстрации следующие виды мотивы власти, соотносимые с педагогической деятельностью учителя:

1.         Власть вознаграждения. Ее сила определяется ожиданием, в какой мере учитель может удовлетворить один из мотивов ученика и насколько учитель поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения ученика.

2.         Власть наказания. Ее сила определяется ожиданием ученика, во-первых, той меры, в какой учитель способен наказать его  за нежелательное для учителя действие, и насколько,  во-вторых, учитель сделает неудовлетворение мотива зависящим от нежелательного поведения ученика

3.         Нормативная власть. Речь идет об интеоризированных учеником формах, согласно которым учитель имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них.

4.         Власть эталона. Она основана на идентификации ученика и желание ученика быть похожим на учителя.

5.         Власти знатока. Ее сила зависит  от величины приписываемых учителю со стороны ученика особых знаний по изученному предмету, интуиции или навыков обучения в рамках предмета.

6.         Информационная власть. Она имеет место в тех случаях, когда учитель владеет информацией способной заставить ученика увидеть последствие своего поведения в школе или дома в новом свете.[6]

Для анализа мотивации педагогическая деятельность представляет интерес, стадиальность мотивирования властью по Макклелланду, а именно 4-я стадия (мне хочется выполнить свой долг). Она соответствует взрослому состоянию, т.е.  зрелому человеку, который посвящает свою жизнь служению какому-либо делу или определенной социальной группе.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.