скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Цена и ценообразование

Курсовая работа: Цена и ценообразование

Содержание

Введение

1. Цена инструмент экономики

1.1 Понятие цены

1.2 Функции цен

1.3 Виды цен

2. Регулирование цен

3. Методы ценообразования

4. Цели ценовой политики и принципы ценообразования

5. Ценовые стратегии компании «Орифлэйм»

Заключение

Список используемой литературы


Введение

В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так то просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.

Ценообразование является одним из важнейших элементов программы маркетинга. Цена в конечном счет отражает, насколько правильно была разработана и успешно реализована эта программа. Многие руководители рассматривают сегодня ценообразование как ключевой вопрос, важнее внедрения новой продукции, сегментации рынка, издержек сбыта и т.п. При этом среди основных проблем маркетинга принципиальное значение принадлежит двум: на каком уровне следует установить цену; как и почему ее нужно изменить.

Однако в настоящее время значительная часть предпринимателей нашей страны не имеет необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма ценообразования на товары и услуги. В результате они зачастую допускают серьезные просчеты при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий. Чтобы этого не случалось, каждый экономист, каждый предприниматель должен овладеть теорией и практикой ценообразования.

О значении цены как экономического инструмента управления народным хозяйством говорит то, что она лежит в основе исчисления таких экономических показателей, как себестоимость, прибыль, объем реализации продукции, товарооборот. От уровня цен на товары первой необходимости зависит реализация заработной платы трудящихся, покупательная способность и благосостояние всех групп населения, и многое другое.


1. Цена – инструмент экономики

1.1 Понятие цены

Цена – экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена, и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей.

Цены регулируют не только отдельные покупки и продажи товаров потребителям, но и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый ценовой механизм.

В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части: с одной стороны, сами цены, а другой – сложный процесс ценообразования. Ценообразование, собственно, и предопределяет величину цены. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву.

Дать общее, единое определение понятия «цена» очень сложно. С позиции покупателя, приобретающего товары по определенным ценам, все представляется предельно ясным. Для покупателя цена – это количество денег, которое ему приходится платить за единицу товара, за вещь, за услугу. Для продавца цена – это количество денежных единиц, которое можно получить за продаваемую вещь.

Цена, как и деньги, есть историческая категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. Уже в ходе простейшего натурального обмена приходится, по сути, использовать цены как обменные пропорции, обеспечивающие эквивалентность обмена.

Появление товарных, а затем металлических и бумажных денег породило возможность выражать цену в одних и тех же единицах товарного эквивалента, используемого в качестве средства платежа. Теперь уже и продавец, и покупатель видят в цене товара количество денежных единиц, которое можно получить или приходится платить за единицу товара. «Сколько же денежных единиц того или иного вида следует платить за единицу того или другого товара?» Короче говоря, пришлось задуматься о способе определения цены. И само понятие цены, как пропорции обмена, попало под сильное влияние методов ее установления, то есть механизм.

Целесообразно разделять два подхода к формированию цен: рыночный и производственный (затратный). При первом подходе определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. При втором – в основу установления цены товара кладутся производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием, выпуском товара.

В рамках рыночного подхода приемлемо следующее определение:

Цена – форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.

В такой формулировке выделяются два основных акцента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Так что вне рынка, без купли-продажи о цене говорить не приходится, цену способен установить только рынок.

Иные позиции в отношении сути цены свойственны производственному подходу, опирающемуся на связь цен с факторами – производства в целом и с главным фактором – трудом. Для такого подхода типична следующая формулировка:

Цена есть денежное выражение стоимости товара.

В таком определении центр тяжести перенесен на понятие «стоимость». Согласно трудовой теории стоимости, берущей начало в трудах А. Смита и Д. Риккардо и развитой затем К. Марксом, стоимость

определяется затратами труда на производство товара, т.е. имеет

трудовую природу.

Практическая связь между стоимостью и ценой была проложена посредством применения затратного принципа, в рамках которого величина цены определяется посредством изменения суммарных затрат всех факторов на производство единицы товара в денежном выражении, именуемых издержками производства, то есть цена равна средним издержкам. Прибавление к издержкам определенной величины прибыли приводит к установлению искомой цены.

Приходится отмечать, что «стоимостный» подход к цене обладает естественной ограниченностью вследствие применимости только к продуктам труда. На основании этого подхода не представляется возможным устанавливать цены предметов, вещей, не являющихся результатами человеческого труда. В рамках производственного подхода считается, что они не обладают трудовой, меновой стоимостью и, следовательно, ценой. В этом отношении рыночный подход более универсален и конструктивен.

1.2 Функции цены

Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания. С достаточной степенью условности выделяют следующие функции цены:

1. Учетная, или функция учёта и изменения затрат, показывает, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд.

Однако в условиях рыночных отношений эту функцию нельзя сводить только к изменению издержек. Дело в том, что рыночная цена может под воздействием рыночных факторов значительно отклониться от издержек. Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке, при непосредственном контакте изготовителя с покупателем товара в результате столкновения их интересов. Интерес изготовителя состоит в том, чтобы получить большую выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки. Поэтому окончательная цена может существенно отличаться от цены, которую хотел бы получить изготовитель товара.

Чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляя их с затратами конкурентов, и за счет снижения своих затрат, а также улучшения качества товара, стремится обогнать конкурентов.

Цена выступает экономическим инструментом, позволяющим организовать стоимостный учет самых разнообразных хозяйственных процессов, измерение их результатов.

2. Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. С помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, различными формами собственности, регионами страны, группами населения.

Данная функция предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы товаров налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в бюджеты разных на общегосударственные нужды.

С помощью цены перераспределяется создаваемая стоимость между производителем и потребителем, между отдельными слоями общества. Особенно показательно эта функция проявляется в ценах, регулируемых государством. При установлении цены выше стоимости часть ее перераспределяется в пользу продавца, и потребитель при покупке данного товара несет повышенные расходы.

3. Сущность стимулирующей функции выражается в поощрительном или сдерживающем воздействии на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли.

Посредством цен можно реально стимулировать научно-технический прогресс, обеспечивать экономию затрат, улучшать качество продукции, изменять структуру производства и потребления.

Стимулирование осуществляется путем повышения уровня прибыли в цене, надбавок, скидок к основной цене.

4. Функция балансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производителем и потребителем, предложением и спросом. Равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, или изменением цены, или одновременным изменением того и другого. Цена объективно воздействует на производителя, заставляя его повышать качество и расширять ассортимент товаров.

Таким образом, цена стимулирует увеличение предложения при нехватке товаров и увеличивает спрос при избытке товаров, разгружает рынок от излишков, тем самым, ограничивая предложение.

Рассмотрев цену с разных точек зрения невозможно четко разграничить, где заканчивается одна функция и начинается другая, так или иначе все функции цены являются взаимосвязанными и взаимодополняющими.


1.3 Виды цен

Для стоимостной оценки результатов сделки и затрат используются различные виды цен. Несмотря на множество цен, действующих на рынке, все они взаимосвязаны. Стоит только внести изменения в уровень одной цены, как его изменения обнаруживаются в уровнях других цен.

В зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы.

1. По характеру обслуживаемого оборота различают оптовые и розничные цены.

Оптовой считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом).

К числу оптовых относятся закупочные цены, по которым производители реализуют свою продукцию организациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки.

Розничные цены – цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению.

Особой формой розничной торговли является отпускная цена – цена, по которой предприниматель-изготовитель или его сбытовая организация реализует продукцию потребителям.

2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен: свободные (рыночные) и регулируемые.

Свободные (рыночные) цены устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.

К свободным ценам относятся: Цена спроса – та, которая складывается на рынке покупателя. Цена предложения – рыночная цена, указывается в оферте (официальном предложении продавца) без скидок. Цена производства – цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал.

Регулируемые цены – цены, устанавливаемые соответствующими органами управления, или цены, в отношении которых органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их условия.

В числе регулируемых цен выделяют:

Предельные цены – такие, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуг.

Фиксированные цены – цены, устанавливаемые на определенном уровне.

3. По способу установления, фиксации различают: твердые, подвижные, скользящие цены.

Твердые цены (постоянные) – такие цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному соглашению. В таком случае делается оговорка «цена твердая, изменению не подлежит».

Подвижная цена – такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту использования договора рыночная цена изменится. В таком случае делается «оговорка о повышении и понижении цены». Обычно в договоре оговаривается, что при отклонении рыночной цены от контрактной в размере 2–5% пересмотр зафиксированной цены не производится.

Скользящая цена – цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции (например, когда имеет место инфляция).

В условиях оживленной конъюнктуры рынка при установлении цены в интересах покупателя в договор могут быть внесены некоторые ограничительные условия, так называемые лимитом скольжения.

На практике иногда применяют смешанный способ фиксации цены, когда

часть ее фиксируется твердо при заключении договора, другая часть в виде скользящей цены.

4. По способу получения информации об уровне цены различают публикуемые и расчетные цены.

Публикуемые цены – цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К публикуемым ценам относятся: справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов.

Справочные цены – цены, публикуемые в различных печатных изданиях.

Справочные цены могут быть, во-первых, номинальными (базовыми) – те которые применяются в качестве исходной базы при установлении цены на аналоговые изделия, во-вторых, ценами, отражающими прошлые сделки, совершенные за истекший период.

Прейскурантные цены – цены на товары и услуги, зафиксированные в специальных справочниках-прейскурантах без указания срока действия.

Расчетная цена применяется в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам. Цены на такое оборудование рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа.

5. В зависимости от вида рынка различают: цены товарных аукционов, цены торгов, биржевые котировки.

Цены аукционов – цены публичной продажи по максимально предложенному уровню за лот. Цены на аукционах устанавливаются в результате изменения соотношения между спросом и предложением. На аукционах продаются реальные, уникальные товары, при этом цена товара может быть многократно выше рыночной цены.

Биржевые котировки представляют собой цены специально организованного и постоянно действующего оптового рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров. Биржа выступает в роли посредника и способствует формированию оптовых рыночных цен посредством биржевых торгов. Цены устанавливаются в зависимости от реального спроса и предложения.

Цены торгов опосредуют особую форму торговли, при которой несколько конкурентов предлагают заказчику свои проекты по выполнению определенных работ, из которых он в последствии выбирает самый эффективный. Поскольку на торгах складывается высокий уровень конкуренции среди продавцов, постольку цены в этих условиях на сопоставимые виды товаров и услуг ниже, чем цены аналогичной продукции, реализуемой по обычным коммерческим контрактам.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.