скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Демографический кризис в России

Курсовая работа: Демографический кризис в России


Курсовая работа

Тема: Демографический кризис в России


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС В РОССИИ

1.1 Депопуляция и национальная безопасность

1.2 Политика российского государства в регулировании демографических процессов

2 МИГРАЦИЯ КАК ФАКТОР СТАБИЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ

3 ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Демографические процессы воспроизводство населения, смена поколений, характер и темпы роста населения, изменение уровней рождаемости, смертности, брачности, половозрастной и семейной структуры, миграции, урбанизации, национального и религиозного состава находятся во взаимодействии со всем общественным развитием. Эти процессы зависят от общественного развития и в свою очередь оказывают на него воздействие, облегчая или затрудняя социально-экономические преобразования, особенно при переходе к рынку.

В настоящее время в России сложилась крайне опасная в демографическом отношении ситуация.

Известно, что основой оздоровления демографической ситуации в регионах России, как и в целом по стране, является естественное движение населения, и в первую очередь такой важный фактор как рождаемость. Ситуация в России с этим показателем, как и с показателем смертности, более чем тревожная. По данным Федеральной службы государственной статистики (Госстата) в первом полугодии 2004 г. на каждую тысячу населения в целом по России родилось 10,5, а умерло 16,4. Иными словами, смертность значительно превышает рождаемость. То есть процесс депопуляции развивается активно. Из 89 регионов — субъектов РФ лишь в 15 наблюдался естественный прирост, причем в 10 из них он был минимальным. На этом фоне выделяются республики Юга России — Чеченская, Ингушетия и Дагестан, где естественный прирост составляет соответственно 24,8, 14,8 и 14,9 на каждую тысячу населения.

В 90-е гг. значительно активизировались миграционные процессы. И в этой связи нельзя не обратить внимания на некоторые проблемы, связанные с миграцией. После распада СССР начались трудные годы политических и экономических реформ в России. Они не прошли без серьезных негативных последствий, которые сегодня очевидны и тревожны. Утечка человеческого потенциала, принявшая в последнее десятилетие XX в. едва ли не катастрофические объемы (за 10 лет уехал почти 1 млн. человек, в основном интеллигенция), нанесла огромный вред нашей науке, нашей экономике. За 90-е гг. Россия потеряла около одной трети своего интеллектуального потенциала. Из ста наиболее квалифицированных российских ученых-естественников работают за рубежом более половины.

Причины «утечки мозгов» известны всем. Это и материально-техническое обеспечение вузов и научных учреждений, и низкая оплата труда ученых и специалистов, и падение престижа и общественного уважения к их труду и т. д.

Новое ухудшение демографической ситуации в целом, т. е. включая кроме повышения смертности продолжающую снижаться рождаемость, снижение миграционного прироста и уменьшение продолжительности жизни населения, заставило руководство страны впервые обратить на этот факт столь серьезное внимание и принять Концепцию демографической политики России на период до 2015 г.


1 ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС В РОССИИ

1.1 Депопуляция и национальная безопасность

Россия стремится к построению социального государства, в котором все подчинено улучшению благосостояния населения, каждого человека и каждой семьи в условиях повышения качества жизни в целом, и это должно определять логику действий ее исполнительной и законодательной власти в отношении демографических процессов.

В России актуальность демографической проблемы обусловлена, прежде всего, тем, что здесь протекают депопуляционные процессы. Они имеют специфические черты, которые связаны с обеспечением безопасности страны в настоящем и будущем.

1. Депопуляция имеет общегосударственный характер, поскольку обусловлена кардинальными изменениями параметров воспроизводства населения.

2. Депопуляция — явление долгосрочное, и расчеты на быстрый выход из нее по мере улучшения социально-экономических условий необоснованны.

3. Депопуляция в России вызвана не ростом жизненного уровня населения страны, что является характерным для развитых государств мира, а его резким падением.

4. Депопуляция в России вызывается одновременно и низкими показателями рождаемости и высокими показателями смертности, что характеризует современную демографическую ситуацию в стране как кризисную.

Влияние демографических процессов на безопасность государства очевидно, демографическое развитие страны все более втягивается под пресс не только внутренних, но и перспективно смертельных для Российской Федерации внешних угроз. Без преувеличения южно считать, что самым решающим для сохранения российской государственности в XXI в. становится демографический фактор. Его значимость проявляется по трем направлениям:

— укрепление геополитического статуса Российского государства;

— сохранение территориальной целостности страны;

— обеспечение национальной безопасности России [12, с. 15].

При этом демографическая безопасность является важнейшей составной частью национальной безопасности.

В соответствии с общим определением демографическая безопасность может быть представлена как такое состояние демографических процессов, которое достаточно для воспроизводимости населения без существенного воздействия внешнего фактора и обеспечения людскими ресурсами геополитических интересов государства.

Демографическая безопасность — это функционирование и развитие популяции как таковой в ее возрастно-половых и этнических параметрах, соотнесение ее с национальными интересами государства, состоящими в обеспечении его целостности, независимости, суверенитета и сохранении геополитического статуса.

Первая, внутренняя сторона безопасности выражается в таких определениях как выживание, обезлюживание, вырождение, вымирание, самосохранение, самодостаточное воспроизводство, демографическое развитие, демографический кризис, депопуляция и т. д. Главная угроза здесь возможное вымирание вследствие затяжной и глубокой депопуляции, в определение которой входят лишь характеристики естественного движения населения: рождаемость и смертность. Замещающая миграция, когда естественная убыль компенсируется иммиграцией, ведет не сохранению популяции, а к ее видоизменению со всеми его этносоциальными последствиями. И в этом случае через определенное время кардинально меняется этнический и генетический облик населения страны.

Внешняя сторона демографической безопасности состоит в формировании таких совокупностей людских (переселенческих, мобилизационных, трудовых) ресурсов, которые должны соответствовать всему кругу геополитических интересов государства: заселенности территории, охране ее границ, поддержанию оборонного потении ала, обеспечению экономики собственными трудовыми ресурсами и др. Следовательно, демографический фактор должен быть достаточным для обеспечения национальной безопасности по всем направлениям.

Таким образом, сущность демографической безопасности состоит в противодействии как внутренним, так и внешним угрозам, выражающимся в таком изменении параметров демографического развития, про котором нарушается воспроизводство населения и не обеспечивается достаточный уровень национальной безопасности.

Рассмотрение демографических процессов в их единстве представляет не только научный интерес, но важно и для разработки системы мер эффективной демографической политики.

Так, для безопасности государства имеет значение динамика следующих социально-экономических и демографических процессов: уровень рождаемости и смертности; половозрастная структура; удельный вес населения в трудоспособном возрасте и степень его занятости; образовательный и профессионально- квалификационный уровень населения в трудоспособном возрасте; мобильность, территориальная подвижность и размещение населения и трудовых ресурсов по территории страны.

Для оценки состояния национальной безопасности и ее различных сторон, в 90-е гг. стали применять пороговые значения, ниже/выше которых не могут быть показатели, характеризующие экономическое, демографическое и иное развитие. Среди них — условный коэффициент депопуляции (отношение числа умерших к родившимся), суммарный коэффициент рождаемости (среднее число рождений у одной женщины в гипотетическом поколении за всю ее жизнь при сохранении существующих уровней повозрастной рождаемости), коэффициент старения населения (доля лиц старше 65 лет во всем населении) и ожидаемая продолжительность жизни (среднее число лет, которое предстояло бы прожить лицам данного возраста при сохранении во всех следующих возрастах современного уровня смертности).

Перечень демографических и медицинских показателей, избранных для характеристики безопасности в этих сферах, достаточно эклектичен, поскольку набор индикаторов, определяющих пороговые значения, должен соответствовать природе явления, т. е. сущности безопасности, исходить из оценки состояния как внутренних, так и внешних угроз. Причем при установлении порогов этих показателей нужно иметь в виду, что у каждой страны в силу ее специфики пороговые значения могут быть присущи только ей.

Вместе с тем пороговые значения динамичны, они могут колебаться в заметных интервалах, что свойственно природе демографических явлений. Более того, сами показатели, характеризующие состояние демографической безопасности, не могут быть только демографическими. В их числе должны быть комбинированные индикаторы, учитывающие демографические, географические, этнические, экономические и другие составляющие.

Как считает Л. Рыбаковский, «слабость нынешней России — не в военно-стратегической области, а в ее противоположно направленных уровнях экономического и демографического развития. Какова экономика, такова и социальная сфера. Ее деградация в девяностые годы привела к снижению не только уровня и качества жизни, но и качества населения, ухудшению его образования, здоровья и росту смертности, а также духовному опустошению нации, ее разобщению и потере чувства здорового патриотизма» [11, с. 15].


1.2 Политика российского государства в регулировании демографических процессов

Тенденция усиления внимания правительства к проблемам демографического развития страны проявилась уже в начале 90-х гг.: была сформирована система органов государственной власти и управления, на которые возлагалась ответственность за мониторинг демографической ситуации и прогноз ее развития, разработку и реализацию комплекса мер демографической политики.

Важным этапом в развитии государственной парадигмы демографической политики стало принятие правительством России в середине 90-х гг. Концепции демографического развития РФ, в которой было отмечено резкое ухудшение демографической ситуации в стране и определена стратегия действий для решения наиболее остро стоящих проблем демографического развития, среди которых первостепенное значение отводилось проблемам смертности и здоровья населения.

Приоритетный характер задач в области снижения смертности предполагал изменение места и роли здравоохранения в экономической структуре общества. Необходимо было привести существующую систему здравоохранения в соответствие со сложившимся уровнем заболеваемости и смертности населения, а также с развитием рыночной экономики.

Исходной посылкой преобразований служило положение о необходимости наращивания финансовых ресурсов здравоохранения до 5% ВВП как минимального социального стандарта экономического обеспечения здравоохранения [12, с. 20].

Введение в России обязательного медицинского страхования (ОМС) имело принципиальное значение, поскольку тем самым затраты на охрану здоровья были включены в стоимость рабочей силы, а сам способ мобилизации ресурсов на нужды здравоохранения и сферы распределения и перераспределения был частично перенесен в сферу производства.

Однако введение ОМС не улучшило финансового обеспечения здравоохранения. Так, в 90-е гг. на нужды отрасли выделялось около 3% ВВП. Следствием трактовки ОМС как дополнительного источника финансирования явилось установление низкого норматива направляемых на обязательное медицинское страхование работающего населения начислений на заработную плату в размере 3,6 %.

Основным источником финансирования здравоохранения остается консолидированный государственный бюджет. Однако финансовое обеспечение учреждений здравоохранения за счет бюджетов всех уровней осуществляется лишь на 20—30 % от поданных заявок на финансовые ресурсы, в основном по таким статьям как заработная плата, расходы на питание, расходы на приобретение медикаментов. Одним из проявлений недофинансирования является рост задолженности учреждений системы здравоохранения за потребленные товары и услуги, в том числе за коммунальные услуги.

В решении проблемы ликвидации дисбаланса между обязательствами государства по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи и их финансовым обеспечением избран путь более эффективного использования имеющегося ресурсного потенциала.

Вместе с тем в настоящее время в российском здравоохранении не созданы социально приемлемые и экономически рациональные способы привлечения дополнительных финансовых средств, в том числе и личных средств населения.

Одной из основных форм прямой материальной поддержки семей с детьми является выплата пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием ребенка. Принципиальное положение, характеризующее развитие системы социальных выплат на детей в первой половине 90-х гг., заключается в том, что социальными гарантиями обеспечивались все семьи, имеющие несовершеннолетних детей, независимо от дохода семей.

В конце 90-х гг. подход к осуществлению социальной поддержки семей с детьми изменился. В его основу был положен сформулированный в Концепции демографического развития РФ принцип «помощи очень ограниченному, четко определенному кругу семей», получивший название «адресной социальной помощи», реализованный, в частности, в переходе на адресное предоставление ежемесячного пособия на ребенка семьям с доходами ниже прожиточного минимума.

Основным импульсом к началу процесса переориентации действующей системы социальных гарантий на организацию адресного предоставления социальной помощи явился острый дефицит бюджетных средств, следствием которого стало сокращение масштабов социальной поддержки населения.

В целом анализ работы службы социальной защиты в субъектах РФ свидетельствует о том, что на региональном и местном уровнях наблюдаются попытки самостоятельного формирования социально-демографической политики и механизмов ее осуществления.

Характеризуя дальнейшее развитие политики государства в данной сфере, необходимо учитывать общую направленность осуществляемых реформ в области социальной поддержки населения, в основу которых положен принцип адресного предоставления социальной помощи нуждающимся слоям населения. Иначе говоря, в настоящее время фактически меняется объект политики государства: им становится не семья с детьми, а семья с доходами ниже прожиточного минимума. Таким образом, приоритет отдается решению не демографических, а социальных целей. Принятие Правительством РФ Концепции демографической политики России требует внесения корректив в стратегию социально-экономической развития страны. С сиюминутных позиций дефицита финансовых ресурсов ее реализация может представляться «излишне затратной, поскольку позитивный эффект от инвестиций в демографическую политику может проявиться в весьма отдаленной перспективе.

В этой связи особое значение имеет механизм взаимодействия бюджетной системы РФ в реализации мер демографической политики.

В настоящее время особую значимость приобретает разграничение функций в проведении мер демографической политики между Федерацией, регионами и местными органами власти. Применительно к социально-демографической сфере последовательная федерализация бюджетных отношений должна способствовать формированию ресурсной базы, достаточной для ее развития и совершенствования. Однако в современных условиях не представляется возможным добиться полного решения этой задачи. Несмотря на то, что действующим в России законодательством утверждена трехуровневая бюджетная система, соответствующая характеру устройства федеративного государства, на самом деле еще сохранились принципы построения и механизмы функционирования, полностью отвечавшие характеру и методам административно-командной системы управления народным хозяйством страны[4, с. 24.].

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.