Курсовая работа: Формирование у младших школьников историко – обществоведческих знаний
Курсовая работа: Формирование у младших школьников историко – обществоведческих знаний
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования общественно – исторических знаний в начальной школе
1.1 Цели современного исторического образования
1.2 Тенденции современного исторического образования
Выводы по первой главе
Глава 2. Изучение опыта по формированию ценностного потенциала
2.1 Развитие методики преподавания истории в начальной школе.
2.2 Современные методики преподавания историко – обществоведческих знаний в начальной школе
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Глоссарий по категориальному аппарату
Глоссарий по персоналиям
Приложение
Введение
Актуальность исследования: современное состояние в преподавании истории и обществознания непосредственно связано с развитием и внедрением историко – обществоведческих знаний на начальном этапе. Из актуальности вытекает противоречия в решении такой проблемы. В современных условиях потребность введения в начальную школьную исторического потенциала, но в реальной практике в сельских общеобразовательных школах не вводится предмет история, поэтому возникшая потребность в исследовании, при таких условиях возможно изучение историко – обществоведческих знаний в начальной школе.
Цель нашего исследования является в определении, теоретическом обосновании, изучения педагогического опыта и в практическом реализации формирования историко – обществоведческих знаний в начальной школе.
Объект исследования: содержание историко – обществоведческих знаний в начальной школе.
Предмет исследования: процесс формирования у младших школьников историко обществоведческих знаний.
Гипотеза: процесс историко – обществоведческих знаний будет эффективным при введение детей в содержание обучения с III класса отдельных самостоятельных уроков истории и обществознания, где в доступной форме ученики начальной школы включены в историко – обществоведческую деятельность.
Задачи:
1) Выявить теоретические подходы к пониманию по формированию историко – обществоведческих знаний;
2) Проанализировать методику организации уроков истории и имеющийся передовой педагогический опыт в преподавании исторических знаний в начальной школе по данной проблеме;
3) Составить практические рекомендации по формированию историко – обществоведческих знаний в младшем школьном возрасте.
Теоретико - методологические основы исследования составили теоретические положения, содержащиеся в работах отечественных авторов по данной теме: таких как Данилов Д.Д., Стрелова Р.Ю., Шамигулова О.А.; сведения из периодической печати, разработки уроков и наблюдения.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, анализ педагогической, психологической, методической литературы, анкетирование, беседа; анализ данных анкетного опроса; качественная обработка полученных результатов.
Теоретическая значимость: изучение литературы по данной теме имеет глубокую направленность теоретического осмысления, имеющего потенциала применения.
Практическая значимость: практическая направленность в применении историко обществоведческих знаний в учебной деятельности в начальной школе.
База исследования: МОУ СОШ с. Новый Курмаш Кушнаренковского района Республики Башкортостан
Апробация: выступил по данной теме на методическом объединении учителей гуманитарных предметов, педсовете школы.
ГЛАВА I. ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИКО – ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
1.1. Цели современного исторического образования.
Изучение историко-обществоведческих знаний в школе - база для всего гуманитарного образования и основа для формирования собственной жизненной позиции человека. Объектом изучения истории является прошлое людей и человечества в их естественном и социальном развитии (человек, природа, общество). Предмет изучения исторической науки - прошлое в его конкретности и неповторимости. Историческое образование необходимо для социальной памяти человечества, без него нарушается историческая и культурная преемственность, связь времен и поколений. Это - средство приобщения школьников к достижениям отечественной и мировой культуры, общечеловеческим ценностям. Это - условие воспитания любви к Родине и гражданственности. Изучение истории способствует формированию у учащихся собственных ценностных ориентации и убеждений, полезных в социальном общении и гражданском поведении. Исходя из данного понимания функций исторического образования, обратим внимание на особенности освещения историко-обществоведческих знаний в начальной школе.
Психолого-педагогическими характеристиками младшего школьного возраста являются: эмоциональность, любознательность, в мышлении -формирование к 3-4 классу возможности построения оценочных суждений, основанных на анализе и синтезе, обобщении и элементарной абстракции. Младший школьный возраст - период постижения окружающего мира: природы, человеческих отношений. У ребенка вырабатываются навыки общественного поведения (ответственность за поступки, взаимопомощь и пр.), интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества.[5,27]
В этой связи необходимо выделить особую роль изучения отечественной истории в воспитании личности младшего школьника. Еще в начале XX века отмечалось, что «никакая другая область знаний и впечатлений не дает такого материала для гуманного воспитания и развития ученика. Историческое чтение воспитывает историческую мысль и чувство». В мировой образовательной практике до второй половины XX века традиционной считалось, что историю изучают для запоминания исторических фактов и извлечения из истории положительных примеров. Главное внимание в историческом образовании в этот период, как правило, уделялось формированию патриотических идей, государственных ценностей, в частности, в России традиционно считалось, что история - это «хранилище уроков». При этом извлечении из истории положительных примеров и называлось «воспитанием истории». Однако, начиная примерно с 1970-х гг. в мировой педагогике начало утверждаться мнение, что главная цель изучения истории в школе заключается в формировании гражданских качеств личности, навыков социального поведения, прежде всего навыка «критического мышления». В странах демократической ориентации этот принцип постепенно возобладал в системах исторического образования.[23,16]
До недавнего времени историческое образование начиналось в основной школе с V класса пропедевтическим курсом истории Отечества. Историческая пропедевтика обеспечивала переход от интегративной начальной ступени образования к предметной, формировала представления, связанные с основными характеристиками истории, пробуждающими интерес к предмету. В начале 90-х г.г., в связи с переходом от линейной к концентрической структуре учебных предметов, Министерство образования РФ рекомендовало перенести историческую пропедевтику из основной в начальную школу.
Сегодня образовательная область «Обществознание» включена в обязательный предмет «Окружающий мир», который призван интегрировать знания о человеке, природе и обществе.
В соответствии с базисным учебным планом образовательный компонент «Окружающий мир» может быть представлен в двух вариантах:
I - интегрированным курсом «Окружающий мир» с I по IV класс;
II - курсом «Окружающий мир» в I - II классах, природоведение и пропедевтическим курсом истории в III - IV классах.
Изучение данного предмета направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие ,задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно- нравственной культуры, патриотических чувств.
Обязательный минимум содержания начального общего образования в этой части включает разделы: «Общество» и «История Отечества».
Раздел «Общество» нацеливает на формирование у младших школьников представлений о родной стране, ее законах, государственной символике и праздниках, семье, нормах морали, культуре общения, многообразии современного мира.
Раздел «История Отечества» предусматривает предварительное (пропедевтическое) знакомство учащихся с далеким и недавним прошлым родной страны и края (исторические события, достижения культуры, быт наших предков).
Такое содержание историко-обществоведческого материала формирует социальные представления у школьников: понимание места человека в обществе, правила поведения в общественных местах. Дети подходят к освоению различных понятий: Родина, страна, город, закон, право, правительство и др., которые являются основой социального развития. Яркие события и явления истории позволяют осмыслить значимость изучаемых фактов для жизни человека, принять их как ценность, выстраивать свое поведение с ценностных позиций.
В современной ситуации, когда история Отечества в основной школе изучается только после цивилизаций Древнего мира и Средневековья, большое значение в воспитании у подрастающего поколения ценностного отношения к Родине, историческому прошлому, традициям и культуре приобретает изучение историко-обществоведческих знаний в начальной школе.
Зародыш исторического интереса, по словам Л.Н. Толстого, появляется вследствие познания современной жизни, иногда участия в ней. Интерес к прошлому проявляется очень рано. Оно привлекает новизной, своей необыкновенностью. Ребенок 6-8 лет воспринимает прошлое как нечто сказочное. В 9-10 лет дети тоже удивляются прошлому, но уже не воспринимают его как сказку, хотя интерес к нему не исчезает. Ученик III -IV классов уже хочет знать, где правда, где вымысел. Стремление и умение различать быль от сказки - одна из главных предпосылок изучения истории. Без этого изучение истории не приведет к желаемой цели. В сознании ребенка будут мирно сосуществовать сказочные и реальные сюжеты и герои.
В.А. Сухомлинский считал: «добиться того, чтобы воспитанника уже в детстве волновало настоящее и будущее Отчизны — одна из важнейших предпосылок предотвращения моральных срывов в годы отрочества. Гражданские мысли, чувства, тревоги, гражданский долг, гражданская ответственность - это основа человеческого достоинства», он также отмечал, что уже младших учащихся необходимо знакомить с широким кругом исторических событий; читать им рассказы о прошлом человечества, «когда в сознании ребёнка формируется первое понятие о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчести».[13]
Современные методисты Ворожейкина Н.И., Студеникин М.Т., Соловьев В.М. также убеждают, что события отечественной истории более близки и доступны детям, чем факты истории зарубежных стран. Подобно тому, как приобщение к языку принципиально важно начинать с родной речи, к изучению истории лучше всего приступать, знакомя детей именно с отечественной историей. Здесь школьники получают первые представления о долгом и трудном пути, пройденном нашим Отечеством, об идущих вглубь столетий корнях.
1.2 Тенденции современного исторического образования.
Современные тенденции современного исторического образования отражены непосредственно в образовательном стандарте начального общего образования по окружающему миру.
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
– освоение знаний о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения, духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Человек член общества. Взаимодействие людей в обществе (труд, общение). Трудовая деятельность людей, роль труда в жизни человека и общества. Хозяйство семьи, бюджет, деньги. Интерес и эмоционально-положительное отношение к событиям, происходящим в обществе, их оценка. Устные рассказы о своих впечатлениях по результатам наблюдений, экскурсий, чтения книг.
Родная страна – Россия. Россия — наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте.
Конституция России. Права гражданина России. Права ребенка. События, происходящие в стране.
Народы, населяющие Россию (2-3): культура, национальные обычаи, характерные особенности быта.
Москва – столица России (названия достопримечательностей, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой, герб столицы). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте.
История Отечества. Знакомство с понятиями: история, историческое время, век. Отдельные, наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни людей; картины быта, труда, традиций в разные исторические времена: Древняя Русь, Российское государство, СССР, Российская Федерация.
Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их достопримечательности, расположение на карте).
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения окружающего мира ученик должен знать:
– название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села);
государственную символику России;
государственные праздники.
В результате изучения окружающего мира ученик должен уметь:
– описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России. [17]
Историческая и обществоведческая тематика, заложенная в государственном стандарте для начального общего образования на уровне предмета «Окружающий мир» предполагает знакомство учащихся с культурно – историческим наследием России и мира. Таким образом, содержание, предусмотренное государственным стандартом по образовательной области «общество», является на наш взгляд, одним из источников освоения младшими школьниками ценностей общества и личности в истории в современном мире. Поэтому при выборе учебника целесообразно учитывать его информационную ценность и соответствие содержания обязательному минимуму по данной образовательной области.
Содержание учебников для второго варианта (самостоятельного) преподавания курса наиболее полно отражает минимум содержания государственного образовательного стандарта для начальной школы в области «Обществознание», что способствует формированию у учащихся целостных представлений об историческом прошлом страны, о событиях и явлениях, происходящих в современном государстве, мировом сообществе; осмыслению их социально-позитивной значимости. Сведения по истории структурированы в хронологической последовательности в отличие от интегрированного курса. Это позволяет формировать у учащихся ретроспективное мышление, способствующее качественной оценке значимости событий и явлений прошлого для развития государства, человечества. Внимание к биографии исторических личностей на страницах учебников «одухотворяет» картины прошлого, делает исторические события более близкими и доступными для понимания младшего школьника, позволяет «вжиться» в эпоху, осмыслить ценности других людей, установить диалог. Таким образом, перечисленные аспекты содержания историко-обществоведческих знаний являются необходимой базой для формирования ценностного отношения к окружающему миру.
Выводы по первой главе.
Исходя из вышеперечисленных целей, задач современного исторического образования и тенденций её развития внедрение в начальную школу исторического и обществоведческого материала обосновано потребностью государства и людей в области образования.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА