Курсовая работа: Инвестиции в здравоохранении
Существующая система инвестирования затрудняет координацию инвестиционных потоков и оценку эффективности капвложений. В качестве примеров нескоординированности инвестиционных решений можно привести:
Ø строительство и реконструкция акушерских корпусов и роддомов в рамках программы «Дети Чернобыля» (госзаказчик МЧС, объем инвестиций на 2003 г. – 25 млн. руб.), а также в рамках непрограммной части (госзаказчик – Минфин, объем инвестиций на 2003 г. – 54,4 млн. руб.) при наличии целевой программы «Безопасное материнство» (госзаказчик – Минздрав России);
Ø строительство перинатального центра в Республике Ингушетия финансируется в рамках непрограммной части, в то время как развитие сети данных учреждений является задачей программы «Безопасное материнство»
Ø реконструкция центра госсанэпиднадзора Красногвардейского района Ставропольского края осуществляется по программе «Социально-экономическое развитие Ставропольского края» (госзаказчик – Минэкономразвития России), в то время как данное учреждение относится к системе Минздрава России;
Ø в Иркутской области инвестирование в комплекс по профилактике и борьбе со СПИДом проходит вне рамок программной части, в то время как Минздрав России реализует целевую программу по борьбе со СПИДом.
С целью анализа инвестиционной политики в региональном разрезе была проведена группировка регионов в соответствии с комплексной оценкой их социально-экономического развития в 2001 г., проведенной Минэкономразвития России[3]. Распределение запланированных на 2003 год инвестиций в объекты региональной и муниципальной систем здравоохранения по субъектам Федерации представлено в табл. 1. В тройку лидеров вошли Московская область (47 млн. руб.), Ленинградская область (34,8 млн. руб.) и Оренбургская область (32,1 млн. руб.). Следует отметить, что Оренбургская область относится к группе регионов с уровнем экономического развития выше среднего. В то же время из десятки регионов, которые получили в 2003 г. наименьший объем инвестиций, пять регионов являются регионами с низким и крайне низким уровнем экономического развития.
Анализ показывает отсутствие прямой связи между уровнем экономического развития регионов и размерами инвестиций в соответствующие территориальные системы здравоохранения, осуществляемых из федерального бюджета. Так, в 2003 г. регионы с уровнем развития выше среднего получили в форме инвестиций в объекты здравоохранения из федерального бюджета 81,7 млн. руб. (9 регионов), регионы со средним уровнем развития – 113,9 млн. руб. (14 регионов), регионы с уровнем развития ниже среднего – 207,2 млн. руб. (16 регионов), регионы с низким уровнем развития – 133,7 млн. руб. (16 регионов), регионы с крайне низким уровнем развития – 87,2 млн. руб. (12 регионов).
Таблица 1[4]
Государственные инвестиции из федерального бюджета в объекты
регионального и местного подчинения, запланированные на 2003 г.[5]
Субъект РФ |
Объем инвестиций из федерального бюджета на объекты регионального и местного подчинения (тыс. руб.) |
Регионы с относительно высоким уровнем развития иуровнем развития выше среднего |
|
Оренбургская обл. |
32100 |
г.Санкт-Петербург | 16500 |
Хабаровский край | 11500 |
Ярославская обл. | 7000 |
Самарская обл. | 4000 |
г. Москва | 4000 |
Республика Татарстан | 3000 |
Липецкая обл. | 2600 |
Ямало-Ненецкий АО | 1000 |
Регионы со средним уровнем развития |
|
Белгородская обл. |
16900 |
Саратовская обл. | 13500 |
Курская обл. | 12000 |
Иркутская обл. | 11500 |
Нижегородская обл. | 9500 |
Тульская обл. | 9000 |
Краснодарский край | 8500 |
Красноярский край | 8000 |
Смоленская обл. | 7500 |
Ростовская обл. | 5000 |
Астраханская обл. | 4500 |
Тюменская обл. | 4000 |
Новгородская обл. | 2500 |
Калининградская обл. | 1000 |
Пермская обл. | 500 |
Регионы с уровнем развития ниже среднего |
|
Московская обл. |
47000 |
Ленинградская обл. |
34800 |
Ставропольский край |
25500 |
Свердловская обл. |
20000 |
Воронежская обл. |
17000 |
Приморский край | 11500 |
Орловская обл. | 8600 |
Кемеровская обл. | 7000 |
Волгоградская обл. | 7000 |
Ненецкий АО | 5900 |
Вологодская обл. | 5000 |
Калужская обл. | 5000 |
Архангельская обл. | 4500 |
Тамбовская обл. | 4400 |
Новосибирская обл. | 4000 |
Регионы с низким уровнем развития |
|
Брянская обл. |
20900 |
Республика Мордовия | 16700 |
Тверская обл. | 13500 |
Рязанская обл. | 13100 |
Чувашская Республика | 13000 |
Владимирская обл. | 11000 |
Республика Северная Осетия-Алания | 9500 |
Кабардино-Балкарская Республика | 8000 |
Республика Калмыкия | 6500 |
Республика Бурятия | 5000 |
Костромская обл. | 4000 |
Республика Адыгея | 4000 |
Кировская обл. | 4000 |
Псковская обл. | 3500 |
Ивановская обл. | 1000 |
Регионы с крайне низким уровнем развития |
|
Республика Дагестан |
23500 |
Читинская обл. |
18000 |
Республика Тыва | 11000 |
Пензенская обл. | 8700 |
Республика Марий-Эл | 5500 |
Курганская обл. | 5500 |
Республика Ингушетия | 5000 |
Еврейская АО | 5000 |
Коми-Пермяцкий АО | 3000 |
Усть-Ордынский Бурятский АО | 1000 |
Агинский Бурятский АО | 500 |
Республика Алтай | 500 |
ИТОГО | 623700 |
Аналогичная картина имела место и в 2002 г. Данные за этот год позволяют также провести анализ взаимосвязи между размерами средств федерального бюджета, инвестированных в объекты региональных и муниципальных систем здравоохранения, с показателями заболеваемости и развитости материальной базы территориальных систем здравоохранения. Более четверти от объема средств, инвестированных в объекты региональной и муниципальной систем здравоохранения (28,4%) в 2002 г., поступило в детские медицинские учреждения. В табл. 2 приведены данные об объемах инвестиций и уровне детской заболеваемости в регионах – получателях средств. Из 24 регионов только в десяти уровень детской заболеваемости превышал среднероссийский.
Таблица 2
Распределение инвестиций из федерального бюджета в детские
лечебные учреждения по субъектам Федерации в 2002 г.
Субъект РФ |
Объем выделенных инвестиций из федерального бюджета на детские медицинские учреждения (тыс. руб.) |
Детская заболеваемость на 100 тыс. детского населения в 2000 г. |
Отношение уровня заболеваемости в регионе к среднероссийскому показателю |
|
||
Российская Федерация |
182985 |
1 |
||||
Регионы с относительно высоким уровнемразвития и уровнем развития выше среднего |
||||||
Липецкая обл. | 5700* | 172504 | 0,94 |
|
||
Хабаровский край | 2500 | 187132 | 1,02 |
|
||
г. Москва | 1500 | 260996 | 1,43 |
|
||
Регионы со средним уровнем развития |
||||||
Тульская обл. | 11000 * | 170560 | 0,93 |
|
||
Курская обл. | 7000 * | 166902 | 0,91 |
|
||
Белгородская обл. | 4000 * | 186872 | 1,02 |
|
||
Саратовская обл. | 3500 | 184681 | 1,01 |
|
||
Смоленская обл. | 1200 | 196913 | 1,08 |
|
||
Томская обл. | 500 | 209452 | 1,14 |
|
||
Регионы с уровнем развития ниже среднего |
||||||
Орловская обл. | 12600 * | 188597 | 1,03 |
|
||
Тамбовская обл. | 6700 * | 187658 | 1,03 |
|
||
Калужская обл. | 6500 * | 210494 | 1,15 |
|
||
Московская обл. | 6240 * | 188769 | 1,03 |
|
||
Воронежская обл. | 5400 * | 137744 | 0,75 |
|
||
Ленинградская обл. | 3800 * | 161154 | 0,88 |
|
||
Свердловская обл. | 1500 | 171833 | 0,94 |
|
||
Регионы с низким уровнем развития |
||||||
Брянская обл. | 18970 * | 175605 | 0,96 |
|
||
Рязанская обл. | 7400 * | 174344 | 0,95 |
|
||
Республика Северная Осетия-Алания | 4000 | 107267 | 0,58 |
|
||
Республика Адыгея | 2900 | 116448 | 0,63 |
|
||
Республика Калмыкия | 1000 | 143257 | 0,78 |
|
||
Регионы с крайне низким уровнем развития |
||||||
Пензенская обл. | 10800 * | 170066 | 0,93 |
|
||
Читинская обл. | 3000 | 126539 | 0,69 |
|
||
Республика Ингушетия | 1400 | 115006 | 0,63 |
|
||
ВСЕГО | 129110 |
|
||||
Примечание: * Все средства выделены по федеральной целевой программе «Дети Чернобыля». |
|
|||||