Курсовая работа: Использование нормативного метода при принятии управленческого решения
Анализ факторов непосредственного окружения говорит о том, что положение предприятия на рынке характеризуется устойчивостью в связи с наличием позитивного сотрудничества с потребителями, поставщиками и конкурентами. Необходимо отметить, что при правильном учете факторов непосредственного окружения все они могут оказать благоприятное воздействие на деятельность предприятия.
Выше говорилось о том, что в центре внимания при рассмотрении внешней среды предприятия находятся конкуренты. Проанализируем конкурентную среду ЗАО «Белгородский цемент».
Как уже было сказано выше, ЗАО «Белгородский цемент» входит в состав холдинга ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп», который является крупнейшим отечественным холдингом, специализирующийся на производстве и реализации цемента, мощности которого достигают 33 млн. т. в год.
В состав холдинга входят еще 14 цементных заводов:
· «Мальцовский портландцемент» (Брянская обл.),
· «Михайловцемент» (Рязанская обл.),
· «Липецкцемент» (Липецкая обл.),
· «Савинский цементный завод» (Архангельская обл.),
· «Невьянский цементник» (Свердловская обл.),
· «Катавский цемент» (Челябинская обл.),
· «Кавказцемент» (Карачаево-Черкесия),
· «Осколцемент» (Белгородская обл.),
· «Пикалевский цемент» (Ленинградская обл.),
· «Подгоренский цементник» (Воронежская обл.),
· «Ульяновскцемент» (Ульяновская обл.),
· «Жигулевские стройматериалы» (Самарская обл.),
· «Краматорский цементный завод «Пушка» (Украина, Донецкая обл.),
· «Балцем» (Украина, Харьковская обл.).
Естественно, что между продукцией этих цементных заводов идет жесткая конкуренция, которая определяется их различной технической оснащенностью, поскольку от нее зависит как качество цемента, так и цены на него.
Основными конкурентами ЗАО "Белгородский цемент" являются ОАО «Осколцемент», ОАО «Мальцовцемент» и ОАО «Себряковцемент». Проведем анализ конкуренции, результатом которого будет выявление сильных и слабых сторон предприятий – конкурентов (табл. 3.8).
Таблица 3.8
Сильные и слабые стороны предприятий – конкурентов
КОНКУРЕНТЫ | СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ | СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
ОАО «Осколцемент» Белгородская область, г. Старый Оскол |
- Более высокая производственная мощность; - Нет затрат на добычу сырья, т.к. предприятие работает на вскрыше Стойленского ГОКа; - Менее энергоемкое оборудование. |
- Неравномерный химический состав используемого сырья; - Отсутствие клинкерных складов замедляет процесс производства цемента; - Цех тарирования не отвечает требованиям; - Низкая скорость погрузки ж\д вагонов. |
ОАО «Мальцовцемент» Брянская область, Дятьковский район, г. Фокино |
- Географически ближе к строительному комплексу Москвы; - Ниже цена; - Более мощная производственная мощность. |
- В 1986 г. попал в зону Чернобыля; - Активность клинкера не позволяет выпускать цемент более высокой марки, чем ПЦ 500; - Проблемы с экспортом, т.к. цемент не соответствует европейскому стандарту (EN- 196). |
ОАО «Себряковцемент» Волгоградская область, г. Михайловка |
- Большая печь полусухого способа производства, а значит меньше затрат на энергию; - Природная влажность сырья меньше; - Более высокая производственная мощность. |
- Удален от крупных городов, и, следовательно, и от основных рынков сбыта; - Полусухой способ дает большие затраты на ремонт и эксплуатацию оборудования. |
Как было сказано выше, одним из основных конкурентов на рынке Европейской части России и основным конкурентом на рынке г. Белгорода и области является предприятие «Осколцемент». Преимуществом Оскольского завода является то, что он более новый, а, следовательно, более современный, а значит, оборудование имеет меньший износ и технология производства более современна (сухой способ). На заводе установлена финская упаковочная линия, позволяющая свести на нет потери при тарировании. Качество цемента производимого в Старом Осколе не выше Белгородского, но проигрывает в цене. Старооскольский завод в 1,5 раза мощней Белгородского.
Также наиболее близким и сильным конкурентом ЗАО «Белгородцемент» является ОАО «Липецкцемент», г. Липецк.
Таким образом, ЗАО «Белгородский цемент» довольно сильный конкурент ОАО «Осколцемент» и ОАО «Липецкцемент», это в большей степени обусловлено экспортом цемента, что, тем не менее, не опровергает сильную позицию предприятия.
В табл. 3.9 указаны доли и емкость как ЗАО «Белгородский цемент», так и его основных конкурентов.
Таблица 3. 9
Доли и емкость предприятий на цементном рынке России
Предприятие |
Производство цемента за 2004 г. (тыс. т.) |
Доля в общем объеме, % |
ЗАО «Белгородский цемент» | 1712, 7 | 4, 54 |
ОАО «Осколцемент» | 2218, 8 | 5, 88 |
ОАО «Мальцовцемент» | 3591, 3 | 9, 5 |
ОАО «Себряковцемент» | 1614, 0 | 4, 28 |
ОАО «Липецкцемент» | 1487, 0 | 3, 9 |
Другие предприятия | 27162, 5 | 72, 06 |
ВСЕГО | 37690, 1 | 100 |
Для наглядного изображения построим диаграмму.
Рис. 3. 3. Доли предприятий на цементном рынке России
Характеризуя внешнюю среду предприятия, необходимо также проанализировать сбытовую деятельность предприятия.
ЗАО «Белгородский цемент» относится к трем ведущим предприятиям-экспортерам, обеспечивающих более 70% общероссийских поставок.
Крупнейшие предприятия-экспортеры цемента:
· ОАО «Спасскцемент»
· ЗАО «Белгородский цемент»
· ОАО «Новоросцемент»
Основные страны-получатели цемента: Китай, Украина, Испания, Казахстан, Венгрия.
Выгодное географическое расположение предприятия (42 км от российско-украинской границы) позволяют успешно проводить экспортно-импортные операции. Кратчайший путь к портам Азовского и Черного морей, в Европу транзитом через Украину дает возможность экспортировать свою продукцию с наименьшими затратами по доставке партнерам. Налаженные производственные связи с экспедиторскими фирмами и портами дают нам возможность доставлять продукцию по требованию партнеров по всему миру.
Специалисты отдела маркетинга и внешнеэкономических связей и отдела сбыта оформляют все необходимые документы, связанные с отгрузкой и доставкой продукции по назначению.
Наиболее крупными потребителями цемента ЗАО «Белгородский цемент» являются белгородские предприятия, производящие строительные материалы на его основе.
Например, на ОАО «БелАЦИ» каждый год поставляются более 16% цемента. Также сбыт цемента осуществляется в Московский регион, Смоленскую, Курскую и др. области (таблица 3.10).
Таблица 3. 10
Наиболее крупные потребители цемента ЗАО «Белгородский цемент»
Предприятия | Потребление, т. | доля, % |
ОАО «БелАЦИ», г. Белгород, ул. Мичурина | 300000 | 16,5 |
ОАО «Белгородский завод ЖБК-1», ул. Коммунальная 5 | 20000 | 1,1 |
ОАО «Белгородстройдеталь», ул. Мичурина | 15000 | 0,8 |
Мостотряд – 18, г. Москва ул. Земляной вал | 10000 | 0,55 |
Мостотряд – 90, Московская область, г. Дмитров | 8000 | 0,45 |
Дмитровский ЖБК, Московская область, г. Дмитров | 9000 | 0,5 |
ЗАО «Смоленский завод ЖБИ-2», г. Смоленск | 19000 | 1,04 |
ОАО «Курский завод КПД», г. Курск | 8000 | 0,45 |
Магазин ЗАО «Белгородский цемент» | 36000 | 2 |
Прочие | 1399 800 | 76,6 |
Итого | 1824 800 | 100 |
Продажа цемента частным лицам производится посредством ДО "Родничок" и ДО "Рекорд-Центр", непосредственно на площадке завода, через торговые сети г. Белгорода и области. Еще одним каналом сбыта является магазин «Белгородский цемент». Если потребителем является предприятие, то доставка цемента производится навалом в закрытых железнодорожных вагонах.
В ЗАО "Белгородский цемент" основными формами стимулирования сбыта являются средства массовой информации (газеты, местное телевидение), наглядная агитация (рекламные щиты) и участие в международных выставках.
3. 4 SWOT – анализ
Проведем оценку внешних и внутренних факторов, оказывающих наиболее существенное воздействие на предприятие методом SWOT-анализа. В рамках этого метода выявим и оценим собственные сильные и слабые стороны, а также определим возможности и угрозы, содержащиеся во внешней среде. Для этого необходимо построить таблицу 3. 11.
Таблица 3. 11
Угрозы и возможности, сильные и слабые стороны
Возможности | Угрозы | |
1. Снижение затрат на производство; 2. Расширение рынков сбыта; 3. Инвестиции на обновление и модернизацию оборудования; 4. Внедрение новых технологий; 5. Повышение имиджа фирмы; 6. Выход на новые рынки; 7. Заинтересованность партнеров в сотрудничестве; 8. Развитие сервисных услуг. |
1. Организационно-экономические риски; 2. Экономическая нестабильность, высокая инфляция по стране; 3. Высокие налоги на результаты деятельности хозяйствующих субъектов; 4. Слабая законодательная база; 5. Ужесточение государственного регулирования; 6. Демографический спад по стране; 7. Падение потребительского спроса. |
|
Сильные стороны | ||
1. Высокий объем выпуска; 2. Большой ассортимент; 3. Высокое качество продукции; 4. Выгодное географическое расположение; 5. Устойчивые связи с потребителями; 6. Возможность производить продукцию на уровне мировых стандартов качества; 7. Имеется собственная сырьевая база. |
I | II |
Слабые стороны | ||
1. Высокая энергоемкость производства; 2. Высокие цены; 3. Моральный и физический износ оборудования; 4. Недостаточные маркетинговые исследования; 5. Текучесть кадров; 6. Отрицательное влияние производства на экологию области; 7. Не очень высокий уровень мотивации труда. |
III | IV |
Из имеющихся в SWOT-таблице данных, составим четыре блока стратегий, характеризующих взаимоувязку факторов внешней и внутренней среды предприятия:
I. Силы и возможности;
II. Силы и угрозы;
III. Слабости и возможности;
IV. Слабости и угрозы.
Силы и возможности
1. Предприятие ЗАО «Белгородский цемент» занимает большой удельный вес на цементном рынке области, кроме того, имеется возможность расширения рынков сбыта;
2. Возможность производить продукцию на уровне мировых стандартов качества, кроме того, марки цемента предприятия сертифицированы в Украине, Венгрии, Польше, Словакии, Эстонии;
3. Известность и надежность предприятия подкрепляется, кроме того, экономическим ростом в области и увеличением деловой активности;
4. Продукция завода хорошо известна строительным компаниям России, кроме того, имеется заинтересованность зарубежных партнеров в сотрудничестве;