скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: История Таганрогского парка культуры и отдыха (XIX–XX в)

Курсовая работа: История Таганрогского парка культуры и отдыха (XIX–XX в)

«Отношение природы и человека –

это отношение двух культур,

каждая, из которых, по-своему,

«социальна» и общежительна…»

Д.С. Лихачев.

«Был в саду…Сад

великолепен…»

А.П.Чехов

Взаимодействие человека с природой, с ландшафтом не всегда длится столетиями и тысячелетиями и не всегда носит «природно-бессознательный» характер. След в природе остается не только от сельского труда человека, и труд его не только формируется природой: иногда человек сознательно стремиться преобразовать окружающий его ландшафт, сооружая сады и парки.

«Сады и парки создают своего рода «идеальное» взаимодействие человека и природы, «идеальное» для каждого типа человеческой истории, для каждого творца садово-паркового произведения».1.

Садово-парковое искусство – наиболее захватывающее и наиболее воздействующее на человека из всех искусств. Такое утверждение кажется на первый взгляд странным. С ним как бы трудно согласиться. Но вдумайтесь беспристрастно и вспомните собственные впечатления от посещения наиболее дорогих нам всем исторических парков, пусть даже и запущенных.

Вы идете в парк, чтобы отдохнуть – без сопротивления отдаться впечатлениям, подышать чистым воздухом с его ароматом весны или осени, цветов и трав. Парк окружает вас со всех сторон. Вы и парк обращены друг к другу, парк открывает вам все новые виды: поляны, боскеты, аллеи, перспективы, - и вы, гуляя, только облегчаете парку его показ самого себя. Вас окружает тишина, и в тишине с особой остротой возникает шум весенней листвы вдали или шуршание опавших осенних листьев под ногами, или слышится пение птиц, или легкий треск сучка вблизи, какие-то звуки настигают вас издали и создают особое ощущение пространства и простора. Все чувства ваши раскрыты для восприятия впечатлений, и смена этих ощущений создает особую симфонию - красок, объемов, звучаний и даже ощущений, которые приносят вам воздух, ветер, туман, роса…

«Сады и парки – это важный рубеж, на котором объединяются человек и природа. Сады и парки одинаково важны – и в городе и за пределами города».

Есть и еще одна сфера, которую человеку дарит по преимуществу парк или даже только парк. Это сфера исторического времени, сфера воспоминаний и поэтических ассоциаций.

«Исторические воспоминания и поэтические ассоциации – это и есть то, что больше всего очеловечивает природу в парках и садах, что составляет их суть и особенность. Парки ценны не только тем, что в них есть, но тем, что в них было. Временная перспектива, которая открывается в них, не менее важна, чем перспектива зрительная». 3.        

Отношение к прошлому может быть двух родов: как к некоторому зрелищу, театру, представлению, декорации и как к документу. Первое отношение стремится воспроизвести прошлое, возродить его зрительный образ.

Второе стремится сохранить прошлое хотя бы в его частичных остатках. Для первого в садово-парковом искусстве важно воссоздать внешний, зрительный образ парка ил сада таким, каким видели в тот или иной момент его жизни. Для второго важно ощутить свидетельство времени, важна документальность. Первое говорит: таким он выглядел, второе свидетельствует.

В двух отношениях к прошлому есть и еще одно существенное различие. Первое будет требовать: только одна эпоха – эпоха создания парка, или его расцвета, или чем-либо знаменательная. Второе скажет: пусть живут все эпохи, так или иначе знаменательные, ценна вся жизнь парка целиком, ценны воспоминания о различных эпохах.     

«Восприятие памятника искусства только тогда полноценно, когда он мысленно воссоздает, творит вместе с творцом, исполнено историческими ассоциациями».

Первое отношение к прошлому создают, в общем-то, учебные пособия, учебные макеты: смотрите и знайте! Второе отношение к прошлому требует правды, аналитических способностей: надо отделить возраст от объекта, надо вообразить, как тут было, надо в некоторой степени исследовать. Это второе отношение требует большей интеллектуальной дисциплины, больших знаний от самого зрителя: смотрите и воображайте. И это интеллектуальное отношение к памятникам прошлого рано или поздно возникает вновь и вновь. Нельзя убить подлинное прошлое и заменить его театрализованным, даже если театрализованные реконструкции уничтожили все документы, но место осталось: здесь, на этом месте, на этой почве, в этом географическом пункте, было – он был, оно, что-то памятное произошло.

Заметили ли вы, что самый светлый эпизод «Идиота» Достоевского – свидание князя Мышкина и Аглаи – совершается в Павловском парке утром? Это свидание нигде в ином месте и не могло произойти. Именно для этого свидания нужен Достоевскому Павловск. Вся эта сцена как бы вплетена в приветливый пейзаж Павловска.

Самый счастливый момент в жизни Обломова – его объяснение в любви – также совершается в саду.

В «Капитанской дочке» у Пушкина радостное завершение хлопот Маши Мироновой также происходит в «лорреновской» части Екатерининского парка.

Светлыми впечатлениями и воспоминаниями о таганрогском парке навеяны строки одного из самых ранних чеховских рассказов «И то, и се», в котором много местного, таганрогского колорита.

Нам, жителям чудесного уютного зеленого Таганрога, – родины А.П. Чехова, очень повезло. В нашем небольшом городе довольно много достопримечательностей, и мы к ним как-то привыкли, и, как правило, редко обращаемся к ним. Мы просто живём с ними. Мы воспринимаем многие из замечательных и достопримечательных мест Таганрога, как обычное, вечно существующее явление в городе. Именно так мы относимся и к нашему городскому парку. «Все мы родом из детства, и каждый из нас сохранил трепетное отношение к тому, что связано с ним. Для большинства таганрожцев одним из любимых мест, связанных, прежде всего с детством, вот уже более 200 лет является наш парк. Мы привыкли смотреть на наш старый парк, как на место отдыха…».1.

А если взглянуть на парк по-другому? Если посмотреть на парк, как на социальное явление в жизни в городе, как на «живой, меняющийся организм», если рассмотреть его (парк) как живое изменяющееся общественное явление?

Парк, как место, часто посещаемое и достопримечательное, а в городе, как нам кажется, во многом зависит от политики государства, областных, городских властей в области культуры, от отношения к парку тех, кто ухаживал за ним, кто посещал его, от того, как к парку относятся сами жителя города.

Согласно веянию и требованиям сиюминутной моды, наш парк, во многом или совсем мало, менял свои черты. Каждое поколение жителей нашего города находили в нем что- то свое, своё обычное, привычное и необычное, понятное и радостное только для них. Всех таганрожцев, и живших ,и покинувших город, и ныне живущих, объединяло и объединяет общее – наш парк, привязанность и любовь к нему…

Целью данной работы является изучение изменения «социального облика» таганрогского парка за более 200 летний период его существования. Для решения данной проблемы необходимо исследовать ряд следующих задач: во-первых, собрать и изучить документальный материал, позволяющий создать целостную картину становления, развития таганрогского парка. Во-вторых, выявить какие цели, задачи становились перед парком и теми, кто работал в нем в разные периоды существования парка. В-третьих, провести опрос у современных жителей Таганрога разных поколений, о роли нашего парка в их жизни и значение его для их поколения, для сравнения отношения к парку и его роли за 200 лет. В-четвертых, провести визуальный анализ фотодокументов, с целью выяснения того, как изменялся социальный облик нашего парка.

На основе проведенных исследований можно будет судить о том, как часто и почему изменялся социальный облик нашего парка, и как к этому уникальному и любимому месту жителей нашего города относились и относятся таганрожцы.

Актуальность данной работы состоит, прежде всего, в том, что она позволяет по-новому взглянуть на хорошо известные и любимые уголки родного города.

Рассмотреть парк, как часть живого города, не застывшую, конкретную, а, постоянно изменяющуюся, живущую вместе с нами – таганрожцами.

Новый подход позволяет еще раз подчеркнуть прелесть одного из любимых уголков жителей нашего города, поднять интерес к новым исследованиям и изучениям нашего парка, и напомнить всем нам, что «Каждый человек обязан знать: среди какой красоты и каких ценностей он живет».

Еще 15 – 20 лет назад слова Д.С. Лихачева: «Человек живет не только в природной среде, но и в среде культуры, созданной его предками или им самим…факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит ни малейшему сомнению».2., только обсуждались общественностью нашей страны. Тогда становилась только одна задача – сохранение социально-культурной среды обитания человека.

Сейчас мало только сохранять социально-культурную среду и обсуждать проблему ее сохранения, необходимо изучать хотя бы отдельные объекты в ретроспективе их развития. Это, как мне кажется, одно из актуальных проблем, стоящих пред краеведами. Данная работа должна привести к большому пониманию эпохи, людей, живших ранее.        

Понимание приведет к еще большей любви к своей малой и большой родине... Правильное понимание прошедших эпох, воспитание любви к родине – одна из самых актуальных проблем в нашей стране на сегодня. Именно с таких позиций была написана данная исследовательская работа.

Работа над поставленной проблемой потребовала изучения большого объёма литературы, исторических источников, документальных материалов. К сожалению, по данной теме специальной литературы практически нет. Всю используемую при работе литературу можно разделить на несколько блоков.

К первому блоку относится общая литература по истории России XVIII XX веков и связанные с ней работы по истории русской культуры XIX – XX веков, по истории развития садово-паркового искусства в России и мире XIX XX веков. Особое впечатление в этой связи заслуживают книги: «История России 1682-1861гг», «История России 1861-1991гг», Е.В. Симонова; А.Б. Каменского «Россия XVIII – XIX вв.», «История России XX века»; Ю.С. Рябцева «История русской культуры». Второй блок представлен литературой по истории русского быта, по истории культуры повседневности. Внутри данного блока можно выделить узкоспециальные темы, посвященные, во-первых, изучению быта россиян XIX – XX вв. Историческими источниками по данной теме могут служить книги: М. И. Козьяковой « История культуры повседневности»; М. В. Коротковой «История русского быта», Л.М. Лященко «История России», «Энциклопедический словарь российской жизни и истории». Во-вторых, изучение мемуарной литературы XIX – XX вв., позволяющей расширить представление о жизни россиян, в том числе и таганрожцев в XIX начале ХХ века.

Третьим, самым обширным отдельным блоком, необходимо рассмотреть краеведческие издания по истории таганрогского парка. Во-первых, документальные материалы, хранящиеся в фондах ТГЛИАМЗ, в фондах Таганрогского ГАРО, позволяющие изучить быт, культурные традиции Таганрога XIX – XX вв. Особое внимание здесь заслуживают материалы по градостроительным работам в нашем городе и его благоустройству в XIX веке, документы первых лет Советской власти.

Во-вторых, одним из главнейших источников для работы являлись дневники, мемуары жителей нашего города, письма, заметки, побывавших в Таганроге гостей. Особого внимания заслуживают: письма, заметки А.П. Чехова о родном Таганроге в целом, и таганрогском парке в частности, письма Ф.Г. Раневской, дневники первого историка в городе П.П. Филевского, воспоминания о Таганроге и его достопримечательностях обыкновенных жителей города 50-90-х годов XX века, собранные учениками нашей школы для школьного музея. Дополняет этот материал фотоархив, позволяющий расширить представление о парке и нашем городе, собранный учащимися нашей школы.

Литературные источниками XIX – XX вв., тоже дают возможность создать художественный образ таганрогского парка в разные периоды, более чем 200 летней его истории. Все эти документальные материалы позволяют воссоздать атмосферу нашего города в XIX – XX вв., выявить роль парка в жизни обитателей Таганрога.

В-третьих, важным источником является историко-краеведческая литература, дающая дополнительные справочные материалы о парке нашего города и об особенностях жизни в Таганроге XIX – XX вв. Книги О.П. Гаврюшкина: «Гуляет старый Таганрог», «Вдаль по Питерской» – помогают исследовать проблему парка, как социально-культурной среды, играющей довольно значительную роль в жизни города. Дополняют эти материалы книга М.С. Киричек «Наш парк», фотоальбом Л.И. Невговзина и Г.Н. Орлова. «Таганрогский парк на старых открытках и фотографиях».

Все эти материалы как публицистические, так и документальные, а так же анализ фотоархива позволит решить поставленную в работе проблему. Объект предполагаемого исследования является Таганрогский парк культуры и отдыха. Предметом изучения становятся:

А) Вся территория парка;

Б) Изменяющаяся социально-культурная среда Таганрогского парка жизнь Таганрога XIX – XX вв..Хронологические рамки ограничивают тему XIX – XX веками. Именно в эти века происходит становление, развитие, расцвет парка в Таганроге, невозможно ограничить тему только одним XX веком, т.к. в этом случае будет нарушена целостность восприятия и полноты изучения социально-культурной среды объекта.

Для решения поставленных задач применялись сравнительно-исторический метод, метод анализа, обобщения, метод статистических исследований, позволяющие получить полную картину изменения социально-культурной среды Таганрогского парка.

Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована на уроках истории, 8-11 класс, посвященных изучению социальной, культурной жизни нашей страны XIX – XXI вв., на уроках краеведения, обществознания. Во внеклассной работе при подготовке и проведении мероприятий, посвященных истории города, изучения его быта, культуры. Материал исследовательской работы пополнит материалы школьного музея, позволит на основе исследования продолжить дальнейшее изучение жизни и быта таганрожцев, их культурных традиций.

Знания, полученные при знакомстве учащихся с данной исследовательской работой, помогут юным жителям нашего города взглянуть на жизнь в нём, его традиции, любимые места, несколько «под иным углом». Они смогут познакомиться с иным, отличным от традиционного подхода, взглядом к любимому и известному месту в городе, который можно встретить в современной краеведческой литературе. Этот новый взгляд позволит, как нам, кажется, по-другому взглянуть на современную жизнь города, почувствовать свою сопричастность с тем, как жил и живёт наш город , необходимость родному городу, возможно, это чувство сопричастности и необходимости родному городу даст «толчок» для активной работы на благо Таганрога.

Данная работа только часть всей работы. Она охватывает период XIX в., начало XX (до 40-х годов). Не будем забывать еще одно, самое главное – для нас, парк не только объект социально-культурного исследования – был, есть и останется живым существом, важной частью нашего родного Таганрога.

Как всякое живое существо, парк имел свое рождение.… Своим рождением он обязан, правда, не на прямую, основателю нашего города – Петру I. Именно при Петре I было начато озеленение Таганрога. В инструкции на имя своего сподвижника Ф.М. Апраксина, губернатору южных территорий России, Азова и крепости Троицкой на Таган - Роге, в 1701г. Петр I распорядился: «Кругом Таганрога насеять желудей для лесу, также в городе по берегу и по морским пригожим местам посадить ивы».1. Так возникли первые искусственные лесные насаждения в степной зоне Приазовья. Можно предположить, что цель посадок вокруг города была в меньшей мере украшательская. Вероятно, Петр знал и предвидел пользу леса в крае, богатом ветрами и солнцем. Позднее, в 1708г., Петр обращается к азовскому губернатору И.А. Толстому: «В Троицком зело надобно разводить сады, а также и травы всякие, а больше майоран и розмарин».2. Появление же самого городского сада связано с именем градоначальника «...Образец энергии и понимания нужд края, где действовать он был призван» – так характеризовал этого человека П.П. Филевский

Поначалу иными мотивами, нежели заботами об отдыхе горожан, руководствовался градоначальник, когда принимал решение о создании сада. Б. Б. Кампенгаузен обратил внимание на то, что карантинная аптека покупает лекарственные травы, которые можно было бы выращивать на месте. Аптечные сады, называемые также «огородами», появились на Руси в XVI – XVIII вв. В 1706г. Петр I закладывает аптекарский огород при Генеральном военном госпитале в Москве, который позднее превратился в Ботанический сад МГУ. В 1714г. Был основан аптекарский огород в Петербурге. Высаживать в садах душистые пряные травы и цветы стало к тому времени установившейся традицией русских садоводов. Ароматные цветы были использованы в садах Измайлова (XVII век), позднее в цветниках летнего сада и Монплезира в Петербурге. В петровских садах наряду с пионами, лилиями и нарциссами росли мяты, мелисса, иссоп, шалфей, базилик.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.