скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Комплексное исследование предприятий малого бизнеса

Курсовая работа: Комплексное исследование предприятий малого бизнеса

Содержание

Введение

1.  Содержание и характеристика исследования, проведенного ГУ «Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан» в октябре 2007 г.

2.  Проблемы развития МП в РТ и г. Набережные Челны

3.  Информационное обеспечение предпринимателей города

4.  Пути решения существующих проблем развития МБ в г. Набережные Челны

5.  Значение МП в обществе

6.  Оценка собственного потенциала и перспектив развития МП

7.  Ресурсное обеспечение МП

Основные выводы исследования

Основные предложения по решению существующих проблем в сфере малого предпринимательства


Введение

Необходимость активизации экономического развития страны обуславливает заинтересованность местных властей в разработке стратегических инструментов управления региональной экономикой. Огромное значение в разработке таких инструментов имеет проведение комплексных исследований социально-экономических процессов, выявление основных тенденций в развитии общества.

Вопросам регулирования и поддержки малого предпринимательства уделяется большое внимание в рамках социально-экономической политики государства. Споры о назначении и необходимости малого предпринимательства продолжаются с 1980-х до сегодняшнего дня. Необходимо отметить, что в крупных российских городах малый бизнес дает сегодня до 40% налоговых поступлений, что уже само по себе подтверждает важность развития этой отрасли экономики. Процесс развития и функционирования малого предпринимательства в целом сегодня протекает довольно противоречиво. В последнее время преобладающими становятся факторы, сдерживающие развитие предпринимательства. По мнению некоторых ученых, предпринимательство и малый бизнес возможны только в здоровой экономике. По результатам российских опросов общественного мнения, сами предприниматели в качестве главных сдерживающих факторов указали на несовершенство налоговой системы, финансовокредитные проблемы, политику государства, неадекватную потребностям экономического роста.

Анализ различных исследований по малому бизнесу показывает, что в Республике Татарстан сектор МП развивается неравномерно – реформы и кризисы, изменения законодательства, колебания микро- и макроэкономических показателей заставляют меняться статистические данные. Необходимо отметить, что за 6 лет (2000-2006 гг.) в Татарстане количество малых предприятий возросло почти на треть (рисунок 1).


Рисунок 1[1] Динамика количества МП в РТ (в период с 2000-2006 гг.)

Негативной чертой МП в России в течение последних 15 лет является ярко выраженная ориентация отраслевой структуры малого бизнеса в сферы торговли, общепита, строительства (рисунок 2). Однако этому есть вполне простое объяснение – все эти годы предприниматели четко осознают почти полную невозможность вести предпринимательскую деятельность в таких сложных (по организации, техническому, технологическому, кадровому, финансовому обеспечению) видах деятельности как промышленность, наука и научное обслуживание, сельское хозяйство.


Рисунок 2[2] Отраслевая структура МП в РТ в 2005 году

Набережные Челны – один из крупнейших городов РТ, имеющий достаточно высокие темпы развития. Выгодное географическое положение и экономический коллапс, в котором оказался город в середине 1990-х годов (в связи с кризисом на градообразующем КАМАЗе), обусловил бурный расцвет малого предпринимательства. Результаты обследований субъектов МП до сих пор выявляют основную причину занятий населения предпринимательством – обеспечение заработка, самозанятости.

Администрация г. Набережные Челны регулярно проводит исследования тенденций социально-экономического развития территории. Так, исследования сферы малого бизнеса проводились в 1999, 2001, 2002 гг..

В октябре 2007 года Центром перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан были получены результаты очередного обследования субъектов малого предпринимательства города на предмет выявления проблем развития МБ.

Анкетирование проводилось среди 40 субъектов МП (в том числе индивидуальных предпринимателей – 12 человек, руководителей малых предприятий – 28 человек). В основном это опытные бизнесмены, работающие в данной сфере от 3 (12%) до 8 лет (стаж 5 лет – 17% респондентов, 7 лет – 14%, 8 лет – 12%).

Отметим, что 32 из 40 респондентов имеют высшее образование, 3 – неполное высшее, и 5 – средне-профессиональное.

На представленных рисунках 3,4,5 и 6 представлены некоторые статистические данные, которые отражают реальную ситуацию в сфере развития малого предпринимательства.

Рисунок 3 Динамика количества МП в городах РТ, тыс.ед


Рисунок 4 Динамика количества МП в районах РТ, ед.

Как видно из рисунка 3 и 4, ярко выраженная динамика роста количества МП не наблюдается ни в одном из крупных городов и районов РТ.

Рисунок 5 Средний объем продукции, произведенный одним малым предприятием (по городам РТ), тыс.руб.


Рисунок 6 Сальдированный финансовый результат в расчете на одно малое предприятие, тыс.руб.

Несмотря на отсутствие положительной динамики роста количества МП, наблюдается ярко выраженный рост средних объемов продукции, произведенной одним малым предприятием по городам РТ.


1. Содержание и характеристика исследования, проведенного ГУ «Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан» в октябре 2007 г.

Гендерный состав респондентов вполне сбалансирован – в исследовании принимали участие 18 мужчин и 22 женщины. Возраст участников исследования находится примерно в одном диапазоне: от 30 до 55 лет (около 75% респондентов).

В отраслевом разрезе структура исследуемых субъектов МП в основном совпала со структурой МП всего г. Набережные Челны: 46% респондентов отнесли свои предприятия к сфере торговли (рисунок 7).


Рисунок 7 Отраслевая принадлежность субъектов МП, принимавших участие в исследовании


Анкета исследования включала в себя 115 вопросов, посвященных различным сторонам предпринимательской деятельности: проблемам развития сектора МП в городе и республике, его нормативно-правовому регулированию, административным барьерам, деятельности инфраструктурных организаций, государственным учреждениям (в сфере регулирования МБ), положению МП в обществе и экономике города и региона, ресурсному обеспечению предпринимательской деятельности (в том числе кадровому обеспечению МП), конкурентоспособности малых фирм.

При анализе ответов на вопросы была произведена попытка их группировки по уровню образования респондентов, половозрастному признаку. Однако немногочисленность респондентов со средним профессиональным образованием не позволяет сформулировать более или менее объективные выводы по оценке текущего положения в МП предпринимателями с различным уровнем образования.

В результате обработки ответов предпринимателей были получены следующие данные о развитии и потенциале МБ в г. Набережные Челны.

2. Проблемы развития МП в РТ и г. Набережные Челны

Условия развития МБ в г. Набережные Челны предприниматели оценивают как удовлетворительные (82%). 13% опрошенных бизнесменов не удовлетворены существующими условиями, и лишь 5% из них назвали условия хорошими. Необходимо отметить, что существуют ярко выраженные негативные явления, тормозящие развитие данного сектора.

При анализе ответов выявляется следующая закономерность: основным препятствием для развития малых фирм сегодня является отсутствие стабильности в правилах функционирования предприятий, организаций, государственных учреждений, отдельных чиновников, крупных предприятий. Реформирование системы государственного управления, ускоренная эволюция отечественных экономических, правовых, социальных, политических институтов отрицательно отражаются на стабильности развития МБ, повышают уровень риска хозяйствующих субъектов, провоцируют правовой нигилизм, уход бизнеса в теневую экономику.

Отмеченная проблема проявляется в других, взаимосвязанных с ней проблемах – поборах властей, бюрократизированности государственного аппарата, проявлениях монополизма на местных и региональных рынках, плохой организации работы различных учреждений.

По мнению предпринимателей, больше всего развитие МП сдерживают несовершенство налоговой политики (45%), бюрократические барьеры и отсутствие четких правил игры на рынке (45%), а также конкуренция с крупными предприятиями (33%), сложность финансово-кредитного обеспечения предпринимательской деятельности (20%), недостаточная поддержка МП со стороны государственной власти (20%). На рисунке 8 приведены данные о том, с какими государственными структурами чаще всего возникают проблемы у субъектов МП.


Рисунок 8 Распределение ответов на вопрос: Возникали ли у вас проблемы с органами власти? Если да, то с какими?


Выявлено, что больше всего сложностей предприниматели г. Набережные Челны испытывают при взаимодействии с налоговыми, контролирующими и правоохранительными органами (рисунки 8,9), что в целом совпадает с данными, полученными в целом по РТ. Кроме того, 77% респондентов отрицательно оценивают работу регистратора (рисунок 10).


Рисунок 9 Контролирующие и регистрационные органы, взаимодействие которых с МП необходимо совершенствовать


Рисунок 10 Оценка предпринимателями работы регистратора


Рисунок 11 Распределение ответа на вопрос: Среди ваших знакомых кто-нибудь получал помощь от Фонда финансовой поддержки предпринимательства?


Данные рисунков 11 и 12 говорят о том, что респонденты слабо информированы о деятельности Фонда финансовой поддержки предпринимательства и Торгово-промышленной палаты, функционирующих в городе, что, в свою очередь, указывает на то, что предприниматели в своем большинстве полагаются на собственные финансовые и организационные ресурсы.


Рисунок 12 Распределение ответов на вопрос: Ваша оценка деятельности территориальной торгово-промышленной палаты



Рисунок 13 Распределение ответов на вопрос: Какие направления деятельности местной ТПП заслуживают внимания?


Рисунок 14 Распределение ответов на вопрос: Каково на ваш взгляд отношение к МП со стороны администрации города?

Говоря о проблемах сектора МП, сегодня часто упоминают крупный бизнес, его нежелание делиться долей рынка, различные мероприятия по поглощению небольших, но успешных компаний. Тем не менее, опрашиваемые представители субъектов МП заявили, что крупные предприятия для них: просто участники рынка (52%), стратегические партнеры (15%), и лишь для 30% из них видят в крупном бизнесе явного конкурента и реальную угрозу для своего существования.

3. Информационное обеспечение предпринимателей города

Положительно свое знакомство с нормативно-правовыми актами РТ оценивают 57% респондентов, 40% - утверждают, что не знакомы с положениями нормативно-правовых актов и программными документами РТ в сфере регулирования и развития МБ.

Всего 52% опрошенных знакомы с положениями Государственной программы РТ по развитию МП в 2005-2010 гг., а 45% - не представляют основных положений этого документа. Усилия руководства республики по активизации инновационной деятельности предприятий и организаций предприниматели не замечают: 64% из них не знакомы с положениями государственной программы РТ «развитие инновационной деятельности в РТ до 2010 года» и только 33% из них заявили, что знают об этом документе.

На вопрос: «Что вы считаете краеугольным камнем для разрешения больших проблем малого бизнеса?» 3% предпринимателей ответили, что таким камнем для них является «незнание законов, бюрократические препоны». А на вопрос: «Участвовали ли вы в системе поставок продукции для государственных нужд? Если нет, то почему?» 23% ответили, что не участвуют в такой системе, т.к. отсутствует необходимая информация об условиях участия в системе поставок для государственных нужд.

В анкете содержались и вопросы об осведомленности МП о работе инфраструктурных организаций города и региона. Анализируя ответы, приходим к выводу: предприниматели г. Набережные Челны очень слабо информированы о возможностях использования услуг инфраструктурных организаций, более 60% респондентов не знают о действующих в Челнах организациях инфраструктуры поддержки МБ и, соответственно, не пользуются их услугами.

4. Пути решения существующих проблем развития МБ в г. Набережные Челны

В решении организационных и других проблем с государственной властью опрошенные предприниматели предпочитают использовать “нужные связи” (78% опрошенных), подкупить чиновника (10%), и только 23% опрошенных надеются на использование других методов (обращение в суд, прокуратуру – 18%; помощь кооперативных объединений, ТПП 5%.)

Для выявления возможных направлений совершенствования работы государственных органов (ГИБДД, налоговая инспекция, служба судебных приставов, прокуратура, УВД, санитарно-эпидемиологическая служба, земельный комитет, регистрационная палата) с МП респондентам было предложено определить пути решения существующих проблем. Однако, респонденты продемонстрировали отсутствие решительности в выработке таких предложений.


Рисунок 15 Предложения предпринимателей по улучшению работы ГИБДД, в процентах от числа опрошенных

Ситуация, схожая с представленной на рисунке 15, наблюдается и в отношении всех вышеназванных структур.

Гораздо более активно респонденты отвечали на вопрос о том, какие организации инфраструктуры нужно создать. Большинство отметило необходимость организации гарантийных фондов (58%), структур обеспечения социальных, пенсионных, финансовых, юридических гарантий предпринимателей (28%), отраслевых палат (25%).


Рисунок 16 Распределение ответов на вопрос: Какие организации инфраструктуры необходимо создать для поддержки МП?

Безусловно, в складывающихся условиях государство должно решать множество задач и социального, и политического, и экономического характера. Со своей стороны, представители субъектов МП показывают готовность идти на сотрудничество с государственными учреждениями и организациями инфраструктуры поддержки МП:


Рисунок 17 Согласны ли вы с тем что без взаимодействия властей, с МП невозможно разрешение соц.экон. проблем


Рисунок 18 Готовы ли вы к социальному партнерству  с властью?


5. Значение МП в обществе

Удивляет и вместе с тем настораживает оценка предпринимателями отношения к ним со стороны общества, государства. На вопрос “Как, на ваш взгляд, относятся к МП политические партии, госслужащие, общественность, международные организации?” более 60% респондентов ответили “безразлично”. Положительную оценку своей деятельности опрошенные предприниматели чувствуют лишь со стороны СМИ (58%).

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.