Курсовая работа: Концепция системы управления РУПП "Витязь"
Курсовая работа: Концепция системы управления РУПП "Витязь"
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «МЕНЕДЖМЕНТ»
на тему: «Разработать концепцию системы управления и обосновать ее эффективность для развития РУПП «ВИТЯЗЬ»»
Минск
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ И ОПИСАНИЕ СОСТОЯНИЯ
1.1 Вид деятельности РУПП «Витязь»
1.2 История создания и развития РУПП «Витязь»
1.3 Масштабы деятельности предприятия
1.4 Организационно-правовая форма и характер собственности, законодательная основа функционирования предприятия
1.5 Стратегия развития РУПП «Витязь»
1.6 Подразделения, их состав и полномочия
1.7 Сильные и слабые факторы внешнего окружения. Состояние
факторов внутренней среды. SWOT – анализ предприятия
2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Определение миссии РУПП «Витязь»
2.2 Определение стратегии развития
2.3 Определение главной цели и построение «дерева-целей»
2.4 Совершенствование структур и состава подразделений
2.5 Порядок взаимодействия подразделений и их информационные потоки
2.6 Разработка новой организационной структуры РУПП «Витязь»
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях перехода отечественной экономики к рыночным отношениям, ее интеграции в мировую экономическую систему проблемы теории организации и управления, изучение общих закономерностей формирования и функционирования организационных структур, приобретают особую актуальность.
На этапе становления в Республике Беларусь новых рыночных отношений для руководителей отечественных предприятий остро встает вопрос умения использовать не только экономические, коммерческие знания, но и знания в области методологии менеджмента, творчески применять его основы в зависимости от конкретной ситуации.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что грамотно разработанная концепция системы управления на предприятии способствует повышению конкурентоспособности выпускаемых изделий, удовлетворению потребностей группы потребителей и общества в целом. Это сказывается на росте белорусской экономики, ее эффективной интеграции в систему мирохозяйственных связей.
Объектом изучения является республиканское унитарное производственное предприятие «Витязь».
Основной целью деятельности любого предприятия является максимизация прибыли, которая может быть достигнута путем наращивания объемов производства с использованием высокотехнологических наукоемких технологий, освоение новых сегментов рынка сбыта производимой продукции, постоянном освоении новых высококачественных изделий, создание и поддержание престижа предприятия.
Целью данной работы является изучение имеющейся организационной структуры предприятия, анализ ее влияние на результаты деятельности предприятия, и внедрение новой организационной структуры управления, способной противостоять влиянию сильных и слабых факторов внешней и внутренней среды.
В ходе выполнения работы были решены следующие задачи:
- проанализирована производственно-хозяйственная деятельность предприятия;
- определены основные цели и направления деятельности предприятия;
- проанализированы факторы внешней и внутренней среды;
-намечены основные концепции дальнейшего развития.
В настоящей курсовой работе рассматривается комплекс вопросов, связанных с управлением производственного предприятия, его недостатки и способы их решения.
В первой главе раскрывается объект управления, деятельность РУПП «Витязь», история его создания и развития, масштабы деятельности и организационно-правовая форма, определены основные показатели социально-экономического развития на 2006 год. Рассмотрена организационная структура управления и ее состав, проведен SWOT анализ предприятия.
Во второй главе рассматриваются миссия, главные цели, концепция перспективного развития предприятия. Сформированы предложения по совершенствованию структур предприятия, их состава и определены порядок взаимодействия между ними. Предложена новая организационная структура управления.
В третьей главе курсовой работы рассчитана экономическая эффективность предложенной концепции системы управления.
Основной целью данной работы является разработка концепции системы управления и обоснование ее эффективности для развития телевизионного завода РУПП «Витязь».
1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ И ОПИСАНИЕ СОСТОЯНИЯ
В последние годы в реальном секторе белорусской экономики отмечается существенное снижение эффективности работы предприятий.
В условиях развития рыночных отношений, постоянной нехватки финансовых ресурсов для осуществления не только расширенного, но и простого воспроизводства все более остро встает вопрос не только всестороннего анализа ресурсов предприятия, как на протяжении всего производственного цикла, так и на этапе реализации продукции, но и создание сложных социотехнических систем и организационных структур управления.
Экономическая эффективность, надежность предприятий зависит не только от органа управления, организационно-правовой формы, но и от выбора структуры внутреннего управления организации (организационной структуры), от выбора ее вида.
Порядок и согласованность в организации наступают тогда, когда элементы и процессы находятся в отношениях, обеспечивающих устойчивое функционирование и развитие.
Главной проблемой руководителя любой организации является овладение искусством измерения и управления согласованностью элементов организационной системы. Это значит, что все решения и действия, касающиеся финансов, производства, административного порядка, кадров, стимулирования, целеполагания и т.п. должны быть взаимообусловлены и увязаны с представлениями о целевых результатах. Понятно, что идеальной согласованности добиться невозможно хотя бы потому, что согласовывать надо, во-первых, качественные и количественные параметры, во-вторых, критерий согласованности отражает знания, накопленные в прошлом, и,
в-третьих, согласованность – это некоторая устойчивость, а условия функционирования постоянно меняются.
Любой организации для осуществления поставленных целей необходима хорошо продуманная внутренняя организационная структура, при помощи которой в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами осуществляется ее успешная деятельность.
В Витебской области одним из крупнейших промышленных предприятий является телевизионный завод РУПП «Витязь», на котором работают свыше четырех тысяч человек.
На примере РУПП «Витязь» рассмотрим основные цели и функции, задачи предприятия и проанализируем существующую организационную структуру. Влияние внешней и внутренней среды на достижение поставленных целей, а также предложим вариант реструктуризации предприятия, который позволит снизить себестоимость выпускаемой продукции за счет увеличения объемов производства и внедрению мероприятий по снижению затрат на производство, проведению технического переоснащения предприятия, обеспечивающее использование нового современного оборудования и технологий, которое позволит повысить качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции.
1.1 Вид деятельности РУПП «Витязь»
Республиканское унитарное производственное предприятие «ВИТЯЗЬ» является крупным многопрофильным предприятием и специализируется по разработке и изготовлению:
- цветных телевизоров;
- систем спутникового телевидения;
- медицинской техники (анализаторов иммуноферментных фотоэлектрических, стерилизаторов);
- мебели;
- спецтехнологического оборудования и оснастки.
РУПП «Витязь» является изготовителем товаров народного потребления длительного пользования. Основной продукцией предприятия являются телевизионные приемники цветного изображения. Продукция предприятия ориентирована на семьи со средним, ниже среднего и выше среднего уровнем дохода.
Продукция «Витязь» создается с применением новейших разработок и технологий, комплектуется элементной базой ведущих мировых производителей в области электронной техники PHILIPS, SAMSUNG, SIEMENS, THOMSON. Производство телевизоров сертифицировано по Международной системе качества ISO 9001.
Основными рынками сбыта продукции являются рынки Республики Беларусь и Российской Федерации. Наиболее значительным внешним рынком продукции РУПП «Витязь» является рынок РФ.
Уровень и динамика основных составляющих конъектуры товарного рынка телевизоров РФ представлены в следующей таблице 1.1.
Таблица 1.1. Предложение телевизоров на рынке РФ.
Год, тыс. штук | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006* |
Выпуск предприятий РФ | 281 | 1185 | 1004 | 1500 | 2000 |
Экспорт из РБ | 313,9 | 400 | 538,1 | 410 | 550 |
Импорт в РФ | 2500 | 2600 | 2950 | 2100 | 1200 |
Емкость рынка РФ | 3300 | 3500 | 4000 | 4200 | 5000 |
* - прогноз.
Приведенные в таблице 1.1. данные отражены на рисунке 1.1.
Рис. 1.1. Предложение телевизоров на рынке РФ.
Видна разница между емкостью рынка РФ и совокупным официальным предложением телевизоров на рынке. Данный объем спроса удовлетворяет неофициальный импорт.
Последняя строка таблицы характеризует величину предложения на товарном рынке телевизоров РФ. Принимая величину товарных запасов в торговле 5-7% от величины удовлетворенного спроса (по-аналогии с рынком РБ), тенденции изменения величины предложении правомерно переносить на изменение величины удовлетворенного спроса. В 2002 году величина предложения возросла на 21,7% к уровню 2001 года, что, по всей видимости, связано с ростом спроса. Рост предложения в 2002 году происходил за счет роста импорта, как из РБ, так и из третьих стран. При этом величина экспорта из РБ и собственного производства российскими предприятиями составляла 10,0% и 10,1% от общей величины предложения, соответственно, т.е. были незначительными. Принимая во внимание увеличение производства телевизоров в РФ в 2003 году до 1 185 тыс. шт. (в 4,2 раза к 2002 году), а так же увеличение экспорта телевизоров из РБ в страны СНГ, можно предположить, что спрос на продукцию отечественного производства существенно возрос и увеличение спроса в РФ будет происходить за счет данной продукции.
На протяжении последних двух лет в сфере производства телевизоров в России наблюдается активный рост, здесь появляются новые игроки. В большинстве это производства отверточной сборки. Лидируют же на рынке производства полного цикла, то есть компании, которые самостоятельно разрабатывают схемотехнику и программное обеспечение, т.е. не просто осуществляется «отверточная» сборка, а выпускаются модели собственной разработки. Производство по полному циклу дает возможность использовать данный факт в рекламных сообщениях, поэтому бренды с отверточной сборкой не очень популярны в России и удерживают свои позиции только благодаря тому, что на них постоянно снижают цены.
Динамика развития российского рынка телевизионной продукции представлена в таблице 1.2.
Таблица 1.2. Динамика развития рынка по оценке Rolsen Electronics.
Доля, 2004 |
Доля, 2005 |
|
Импорт | 46,81% | 59% |
LG (Rolsen made) | 12% | 9% |
Rolsen | 11,20% | 3,90% |
Рубин | 11% | 8,90% |
Polar |
4% | 1,95% |
Горизонт |
3,20% | 5,30% |
ERS | 3,20% | 3% |
Другие | 3,20% | 1,70% |
Сокол | 2,50% | 2,84% |
Витязь | 2,25% | 3,20% |
AVEST | 0,64% | 1,40% |
Как видно из таблицы 1.2. первое место по объему продаж среди российских компаний принадлежит марке «LG (Rolsen made)», доля которой в 2004 году составила 12%. «Rolsen» занимает 11,2%, у марки «Рубин» – 11% рынка российских телевизоров, за тремя лидерами следуют марки «Polar» и «Горизонт» с долями 4% и 3,2% соответственно. Объем продаж телевизоров «Витязь» в 2004 году составил 2,25%, что на 30% меньше, чем в 2005 году. Это связано с тем, что использование большинством российских производителей метода отверточной сборки телевизоров из комплектующих китайских и турецких производителей позволило резко снизить цену на готовый телевизор.
Уровень и динамика составляющих конъюнктуры товарного рынка телевизоров РБ представлена в таблице 1.3. и на рисунке 1.2.
Таблица 1.3. Уровень и динамика экспорта и составляющих конъюнктуры товарного рынка телевизоров РБ.
Показатель, тыс. шт. | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
Производство | 515,8 | 535,1 | 727,3 | 700,0 |
Экспорт | 313,9 | 401,9 | 538,1 | 402 |
Удовлетворенный спрос | 183,0 | 133,2 | 189,2 | 191,1 |
(по данным статистических ежегодников «Розничная торговля» Министерства статистики и анализа РБ).
Как видно из таблицы 1.3., рост величины происходил неравномерно. Розничный объем продаж телевизоров в РБ в 2003 году составил 133,2 тыс. шт., что на 27,2% меньше, чем в 2002 году. Основной причиной снижения спроса являлось снижение покупательской способности населения. Однако рост ВВП и заложенные Программой экономического развития республики экономические показатели дают основания прогнозировать благосостояния населения и как следствие рост емкости телевизионного рынка до 240 тыс. шт. к 2007 году.