скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Конкуренция и корпорации в современной экономике Республики Беларусь

Курсовая работа: Конкуренция и корпорации в современной экономике Республики Беларусь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра Экономической теории и истории экономических учений

Курсовая работа

На тему: ”Конкуренция и корпорации в современной экономике РБ”

Выполнил студент II курса

ФМЭО ЭП И.Ф.Феткевич

Проверила

к.э.н, доцент А.В. Коломиец


Содержание

1. Конкуренция и монополия

1.1 Конкуренция. Ее виды и функции

1.1.1 Функции конкуренции

1.1.2 Виды конкуренции

1.2 Монополия. Виды монопольной власти. Функции монополий

1.2.1 Виды монополий

1.2.2 Способы определения степени монополизации рынков

1.2.3 Регулирование монополий

1.2.4 Монополизация за и против

2. Анализ развития монополизма в Великобритании

2.1 Регулирование деятельности корпораций

2.2 Контроль за деятельностью корпораций

2.3 Обзор газового рынка в Великобритании

3. Антимонопольная политика и конкуренция в РБ

3.1 Анализ рынка телекоммуникаций в РБ

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Реформирование экономических отношений ставит проблемы монополизации и демонополизации, антимонопольного регулирования в число ведущих проблем, определяющих будущее экономики, обеспечивающих сохранение ее ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов.

В западной экономической теории монополизм рассматривался и рассматривается с позиции функционального подхода к монополии. Монополия, как экономическое явление в условиях управления, положительные функции монополии и конкуренции, проблемы антимонопольного законодательства вообще не рассматривались. В советской экономической литературе трактовка монополии и конкуренции основывались на формационном подходе и рассматривались как типичные и существенные признаки монополистической системы. Причем подчеркивались негативные стороны и последствия указанных явлений. Существование монополий в советской экономике вовсе отрицалось, а конкуренция была заменена термином соц. соревнование.

В республике Беларусь проблема монополизации является относительно новой и малоисследованной. Разработка этой темы получила свое начало в работах Воробьевой В.А., Санько Г.Г. и т.д.

В республике в нерыночной среде возник и существует монополизм особого рода, значительно отличающийся от рыночного. За годы перестройки здесь не преодолена тотальная монопольная зависимость хозяйствующих субъектов от государства и не устранено отрицательное влияние государственного монополизма на экономику, не созданы механизмы возникающих противоречий.

Сохранение монополизированной экономики, создание псевдопредпринимательских монопольных структур в виде акционерных обществ, концернов, корпораций затрудняют становление и развитие в республике многообразных социально-экономических форм предпринимательства и конкуренции.

В работе были использованы актуальные материалы из монографии Санько Г.Г., а также таких известных авторов как Фишер, Макконнелл и Портер. Для отражение современных тенденций в развитии монополизма были проанализированы статьи Санько Г.Г. и Гольденберга. Для получения сведений также были использованы материалы сайтов.


1. Конкуренция и монополия

1.1 Конкуренция. Ее виды и функции

В 1776 году Адам Смит, один из основоположников экономической теории, установил, что конкурирующие индивидуумы, действуя ради собственной выгоды, в тоже время направляются как бы невидимой рукой, содействуя интересам общества. Вслед за Смитом многие экономисты развивали положения, согласно которому конкуренция есть благо для общества [9 c. 314].

Конкуренция (от лат. соncurrencia-сталкиваться) – состязательная борьба, соперничество между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источника сырья; механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства [9]. Существуют и другие определения конкуренции. Ф.Перру определяет конкуренцию как “действие постоянной угрозы подрыва господства и постоянного его пересмотра в рамках таких правил игры, которые обеспечивают творчество и отбор”. А. Маршалл понимал конкуренцию так: «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо».

В литературе, посвященной данной проблеме, присутствует три подхода к определению конкуренции.

Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы.

o     состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;

o     соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров;

o     соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей; и т.д.

Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории.

Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. «Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования». Отсюда конкуренция - механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.

Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка [6 c.7].

1.1.1 Функции конкуренции

Рассмотрев сущность конкуренции, перейдём к характеристике её роли на рынке.

Во-первых, конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. “Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остроконкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов” [7 c.530].

Во-вторых, конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. Макконнелл отмечает, что “ в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются”. Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.

В-третьих, конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит уравнительницей цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.

В-четвёртых, при противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка [7 с.528].

1.1.2 Виды конкуренции

Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет пытаться работать, следует учесть, что конкуренция бывает трех видов.

·          Функциональная конкуренция

Данный тип возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить очень различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.

·          Видовая конкуренция

Возникает вследствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром.

·          Предметная конкуренция

Является результатом того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь ввиду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции.

·          Эффективная конкуренция.

По поводу понятия эффективной конкуренции существуют различные мнения. Й.Шумпетер считает, что эффективная конкуренция возможна лишь в условиях динамичной экономики, где непрерывный поток нововведений трансформирует статическую ситуацию. Динамическую конкуренцию, стимулируемую стремлением к получению сверхприбылей за счет преимущества в издержках и качестве самого продукта, Шумпетер и называл эффективной конкуренцией. Таким образом, с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации [10 с.91].

В экономике также принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости). А также в зависимости от степени цивилизованности: строгая, по заранее определенным правилам; по прецедентам; без правил (недобросовестная) [10 с.89-91].

Экономисты выделяют четыре основные рыночные структуры (модели). Эти модели различаются по числу фирм в отрасли, по типу продукции и входным барьерам. Основные характеристики этих структур вкратце можно описать следующим образом:

1)         Совершенная конкуренция. К данному типу рынка относятся многие рынки сельскохозяйственной продукции, рынки валют и т.д. Чистая конкуренция служит отправной точкой для изучения остальных типов рынков, своеобразный стандарт оценки с которым можно сравнивать функционирование экономики. Характерными чертами чистой конкуренции являются следующие признаки.

a.         большое число фирм,

b.         стандартизированный продукт,

c.         невозможность влиять на цену,

d.         свободное вступление в отрасль и выход из нее [7 с.525].

2)         Несовершенная конкуренция. Это рынки, на которых либо покупатель, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену. Тремя основными типами рынков несовершенной конкуренции являются:

a.         Монополия. Этот тип характеризуется наличием одного-единственного продавца конкретного товара или вида услуг на рынке.

b.         Монополистическая конкуренция. Данный тип рынка характеризуется дифференциацией продукции тогда, когда покупатели рассматривают продукты как близкие, но не полностью взаимозаменяемые.

c.         Олигополия. Это ситуация на рынке при которой при которой большая часть выпускаемой продукции производиться горсткой крупных фирм [8 с.315].

1.2 Монополия. Виды монопольной власти. Функции и значения монополий

Впервые термин монополия появился в Римском праве и английском законодательстве, где выделялись такие признаки, как обладание властью, исключительным правом, преимуществом, привилегиями, позволяющими получать сверхприбыль. Так, в Кодексе Наполеона монополия определена как право на преимущество, поскольку единоличное обладание исключительным преимуществом или привилегией возникало в любой сфере деятельности, чаще всего - в торговле [6.с.12].

В английском законодательстве понятие "монополия" применялось только в тех случаях, когда имели место королевские привилегии, предоставляемые отдельным лицам на осуществление сделок или на продажу определенного вида товара (услуги).

В Римском праве монополия (от гр. monopolium – (один продаю), единственный продавец) трактуется как исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащее одному лицу, группе лиц, организации или государству. В данном случае монополия как привилегия выступает в виде закона, поскольку различные преимущества обусловлены либо абсолютным преобладанием субъекта (группы субъектов) в производстве, либо уникальностью продукта, либо особыми привилегиями, предоставленными государством [там же].

Подходы ученых к определению самого понятия "монополия" весьма разнообразны. Они базируются на выделении ее различных признаков:

·          Эксклюзивное право на какой-то вид деятельности

·          Обладание преимуществами и привилегиями

·          Наличие возможности контролировать определенный вид деятельности и т.д.

Большинство западных экономистов определяют монополию как правовое понятие и как модель рынка: “Монополия характеризуется наличием одного единственного продавца конкретного товара или услуги на рынке”, - С. Фишер.

Отечественные в свою очередь - как форму организации производства:

“Под термином монополия понимается исключительное право производства, торговли и т.д., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству”. [9]

Если обратиться к причинам возникновения монополии, то можно заметить, что даже здесь ученые не пришли к общему мнению. Первоначально "монополия" и "монополизм" считались чисто рыночными категориями, а их проявление представлялось как рыночные отношения, присущие только сфере обращения. Позднее классики марксизма обосновали идею о том, что "отношения в производстве составляют глубинную основу господства монополии и в рыночной сфере, где монополизм принимает свое окончательное завершение". Так, причиной (предпосылкой) монополизации называли субъективную психологическую склонность к объединению (наличие гильдейского духа), контроль над сырьем и др. По мнению Э. Чемберлина, основой, или причиной монополии, являлась дифференциация продукта, которой он отводил решающую роль в возникновении монополии. Под "дифференциацией продукта" Э. Чемберлин понимал любые индивидуальные особенности, как самого товара, так и продавца (вплоть до его личных достоинств и репутации). Однако на ряду с политическими, географическими причинами существовали также социально-экономические, которые были исследованы учеными марксистко-ленинского направления. Они доказали, что накопление капитала в условиях рыночной экономики являлось исходным мотивом образования крупномасштабного производства. Конкуренция порождала тенденцию капитала к концентрации его в руках немногих, а концентрация на определенной ступени развития вела к монополии. К. Маркс доказал, что предпосылками процесса возникновения монополии явились: во-первых, конкуренция (взаимосвязана с монополией), во-вторых, концентрация производства, так как свободная конкуренция порождает стремление капитала концентрироваться в руках немногих. "В практической жизни, отмечал он, - мы находим не только конкуренцию, монополию и их антагонизм, но также и их синтез. Монополия может держаться лишь благодаря тому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу. Монополия производит конкуренцию, конкуренция производит монополию. Монополисты конкурируют между собой, конкуренты становятся монополистами" [6. с 14].

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.