скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Кредитные кооперативы

Курсовая работа: Кредитные кооперативы

Содержание

Введение. 3

Глава 1 Теоретические и экономические основы кредитной кооперации  4

1.1 Развитие кредитной кооперации за рубежом и в России. 4

1.2 Банковская природа деятельности кредитных кооперативов. 7

Глава 2 Жилищные накопительные кооперативы.. 13

2.1 Порядок создания и прекращения жилищных кооперативов. 13

2.2 Привлечение средств граждан для приобретения жилья. 20

Глава 3 Сельская кредитная кооперация. 31

Заключение. 36

Список литературы.. 38


Введение

Функционирование современной экономики неразрывно связано с кредитом. В настоящее время практически любое физическое или юридическое лицо, испытывая потребность в финансовых ресурсах, прибегает к использованию кредита как к способу решения своих финансовых проблем. В России, как правило, кредитные операции осуществляют банки.

Однако, кредитные операции могут осуществлять не только юридические лица, определенные в Гражданском кодексе РФ[1] и Законе о банках, но кредитные кооперативы.

В традиционной российской банковской системе кредитные кооперативы массового распространения не получили, однако, в банковских системах зарубежных государств они занимают свою нишу.

Данная работа посвящена рассмотрению вопросов правового регулирования деятельности кредитных кооперативов.

В современных условиях рассмотрение этого вопроса представляется достаточно актуальным.

В работе будут рассмотрены теоретические и экономические основы кредитной кооперации, вопросы функционирования жилищно-накопительных кооперативов, а также вопросы правового регулирования сельской кредитной кооперации.


Глава 1 Теоретические и экономические основы кредитной кооперации

1.1 Развитие кредитной кооперации за рубежом и в России

В Российской Федерации такая разновидность кредитной организации как кредитный кооператив законом не предусмотрено. Но при этом законодательством предусмотрено существование кредитных потребительских кооперативов.

Как разновидности кредитного кооператива можно рассматривать сельскохозяйственные кооперативы и жилищно-накопительные кооперативы, которые осуществляют функцию накопления и перераспределния денежных средств, за счет чего финансируется строительство нового жилья и покупка готового жилья на принципах кредитования членов кооператива.

Одним из основных направлений развития банковской системы России является использование международного опыта. В свете вышесказанного стоит отметить, что в государствах с развитыми финансово-кредитными системами, а именно в Германии, Франции, Испании, Китае, сложилась практика регулирования деятельности кредитных кооперативов как банковским, так и специальным кооперативным законодательством.

Так, правовую основу функционирования кредитных товариществ в Германии составляют как нормативные акты, устанавливающие правовой статус юридических лиц, созданных в форме товариществ (Закон "О промысловых и хозяйственных товариществах"), так и нормативные акты, регулирующие порядок осуществления кредитной деятельности в целом, а также отдельных видов банковских операций (законы "О кредитном деле", "О векселях", "О чеках", "О потребительском кредите", "О торговле ценными бумагами")[2].

Правовое регулирование сельскохозяйственной кредитной кооперации во Франции тоже осуществляется на основании специального кооперативного законодательства и законодательства, регулирующего деятельность банковских учреждений. Так, помимо Закона "О кооперации", закрепляющего основные кооперативные принципы, статус банковских кооперативов определен в Законе "О банковских кооперативах" и Законе "О банках", который устанавливает отличия кооперативных кредитных учреждений от иных банковских учреждений[3].

В Испании деятельность кредитных кооперативов регулируется Законом "О банковском распорядительстве", а также общим Законом "О кооперативах" и Законом "О кредитных кооперативах"[4].

Правовую основу сельских кредитных кооперативов в КНР составляют принятые Сельскохозяйственным банком и Народным банком КНР Временные положения "Об управлении финансовыми средствами сельских кредитных кооперативов" и Решение Государственного Совета КНР "О реформе денежной системы в деревне", в которых определяются основные начала реформирования и функционирования системы сельской кредитной кооперации[5].

Кроме того, на сельские кредитные кооперативы распространяют свое действие Закон "О компаниях"[6] и Закон "О коммерческих банках" в части осуществления кредитными кооперативами депозитарных, кредитных и расчетных операций[7].

Одним из отличительных признаков развитой банковской системы большинства стран мира - взять, к примеру, Германию, Францию, США, Италию, Испанию, КНР, Нидерланды, Польшу - является возможность выбора организационно-правовой формы при создании кредитной организации - от акционерного общества до кредитного кооператива. Более того, в отличие от российского законодательства и законодательства большинства стран бывшего СССР Закон Украины "О банках и банковской деятельности" тоже допускает возможность создания кооперативного банка, а в Латвии кредитные кооперативы имеют статус небанковских кредитно-финансовых организаций, деятельность которых осуществляется на основании лицензий, выдаваемых Банком Латвии.


1.2 Банковская природа деятельности кредитных кооперативов

Отсутствие в законодательстве нормы о создании кредитной организации в форме потребительского кооператива не исключает возможности участия кредитных кооперативов в банковской системе.

Статья 1 Федерального закона от 02.12.90 N 395-I "О банках и банковской деятельности"[8] предусматривает, что кредитные организации могут быть образованы только в форме хозяйственного общества, то есть в четырех организационно-правовых формах:

·     акционерного общества открытого типа;

·     акционерного общества закрытого типа;

·     общества с ограниченной ответственностью;

·     общества с дополнительной ответственностью.

Совершенно очевидно, что выбор организационно-правовых форм для кредитной организации обусловлен ее особым коммерческим профилем, требующим гарантий ее финансовой устойчивости, доверия к ней вкладчиков и кредиторов, а также организационно-правового обеспечения защиты их интересов. Но вместе с тем подобные законодательные ограничения не позволяют совершенствовать и расширять сферу действия финансовых услуг, затрудняют вхождение в российскую банковскую систему специфических финансовых институтов, более того, фактически исключают подобную возможность. Представляется, что отсутствие в законодательстве нормы о создании кредитной организации в форме потребительского кооператива не исключает возможности участия кредитных кооперативов в банковской системе, в том числе и существования в России кооперативных банков. Особо отметим, что первоначальная редакция Закона о банках каких-либо ограничений в выборе организационно-правовой формы для банка не устанавливала, отмечая лишь, что банки образуются на основе любой формы собственности, в том числе с привлечением иностранного капитала, и осуществляют свою деятельность на коммерческой основе.

Возможность же создания кооперативного банка была предусмотрена Законом СССР от 26.05.88 N 8998-XI "О кооперации в СССР"[9], в соответствии со ст. 23 которого союзы (объединения) кооперативов имели право создавать хозрасчетные, отраслевые или территориальные кооперативные банки. При этом под кооперативным банком понималось кредитное учреждение, которое на демократических принципах обеспечивало денежными средствами развитие кооператива, производило расчетно-кассовое обслуживание, представляло его интересы в хозяйственных и финансовых органах. Тем не менее во исполнение п. 5.3 Федеральной целевой программы стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы*(3), предусматривающего исключение из общего банковского законодательного регулирования учреждения мелкого сельскохозяйственного кредита, основанного на кооперативных принципах, а также с внесением в Закон о банках изменений, устанавливающих ограничения на выбор организационно-правовых форм для кредитной организации, создание кооперативных банков в России стало невозможным.

Учитывая, однако, насущную необходимость в финансовых услугах, прежде всего для развития крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств граждан, малого сельского бизнеса, а кроме того, для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи граждан, нормами Федерального закона от 08.12.95 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"[10] и Федерального закона от 07.08.2001 N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан"[11] закреплена возможность создания вне банковской системы кредитных кооперативов и кредитных потребительских кооперативов граждан для кредитования и сбережения денежных средств членов таких кооперативов.

Сразу же отметим, что указание в Законе о кооперации в качестве одной из целей создания кредитного кооператива кредитования его членов юридически некорректно, ибо в соответствии со ст. 819 ГК РФ предоставление кредитов осуществляется исключительно банками или иными кредитными организациями, имеющими лицензию на осуществление банковских операций. Учитывая, что кредитные кооперативы не входят сегодня в число кредитных организаций, а деятельность по выдаче денежных средств членам таких кооперативов оформляется посредством договора займа, более правильным было бы законодательно закрепить в качестве одной из целей образования кредитного кооператива финансирование его членов либо предоставление им займов, но не кредитование.

Нуждается в уточнении и само наименование кредитного кооператива. Так, в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о кредитных кооперативах граждан наименование кредитного кооператива должно содержать словосочетание "кредитный потребительский кооператив граждан".

Правомерность такого наименования вызывает определенное сомнение, поскольку согласно ст. 7 Закона о банках ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова "банк", "кредитная организация" или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций. Использование в наименовании кредитного кооператива подобного словосочетания воспринимается, на наш взгляд, не иначе как указание на то, что такой кооператив имеет право на выдачу кредитов, то есть на осуществление одного из видов лицензируемых банковских операций, что является недопустимым.

Не был учтен данный запрет и в проекте федерального закона N 70443-3 "О кредитной кооперации", разработанном Минсельхозом России совместно с Минэкономразвития России, МАП России, Минфином России и Минюстом России и принятом 24 апреля 2002 г. Государственной Думой в первом чтении.

Очевидная неточность в терминологии нередко приводит к тому, что деятельность кредитных кооперативов зачастую ассоциируется у населения с деятельностью кредитных организаций, что недопустимо в контексте норм Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"[12], в соответствии с которым только кредитными организациями гарантируется возврат привлеченных вкладов граждан посредством их страхования. Между тем кредитные кооперативы, применяя в своих целях сходную терминологию и пользуясь юридической неграмотностью граждан, нередко вводят их в заблуждение относительно обеспечения возвратности привлеченных от населения денежных средств путем страхования, что вряд ли способствует защите прав и законных интересов граждан. Так, в частности, один из кредитных кооперативов города Новосибирска объявлял привлечение "застрахованных" вкладов под 28% годовых[13].

Тем не менее, в настоящее время на одном сегменте рынка предоставления финансовых услуг параллельно действуют две группы организаций, сходных между собой как по роду осуществляемых операций, так и по участникам этих операций (население). С одной стороны, это кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, размещение указанных средств от своего имени на условиях возвратности, платности, срочности (кредитование), с другой - финансовые посредники в форме кредитных кооперативов, которые создаются для кредитования и сбережения денежных средств членов таких кооперативов и деятельность которых не лицензируется и фактически не регулируется государством. Так, в соответствии со ст. 27 Закона о кредитных кооперативах граждан и п. 13 ст. 40.1 Закона о кооперации государственное регулирование деятельности кредитных кооперативов и их союзов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Вместе с тем до настоящего времени такой уполномоченный орган нормативно не определен, и соответственно не разработаны нормативные правовые акты, регулирующие деятельность данных кооперативов.

Необходимость и полезность кредитных кооперативов не подлежит сомнению, однако, учитывая, что кредитные организации и кредитные кооперативы работают в одной и той же нише, с одной и той же категорией клиентов - населением, полагаем, что регулирование деятельности кредитных кооперативов должно осуществляться в рамках единой банковской системы при условии обязательного лицензирования и правового регулирования как банковским, так и специальным кооперативным законодательством.

Такая необходимость вызвана и тем, что операции по кредитованию и сбережению денежных средств, осуществляемые кредитными кооперативами, оказались вне государственного контроля, вне рамок законодательства, обеспечивающего финансовую безопасность государства, и вне комплекса мероприятий по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем. Так, в соответствии с нормами Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"[14] обязательному контролю подлежат операции по предоставлению или получению кредита (займа), если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600 тыс. руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. руб., или превышает ее. В то же время кредитные кооперативы не включены Законом о противодействии легализации в перечень организаций, выявляющих операции, подлежащие обязательному контролю. Таким образом, риск отмывания денег и финансирования терроризма повышается в случае осyществления вне банковской системы большого объема операций по предоставлению кредитными кооперативами кредитов (займов) или их получению членами кредитных кооперативов, при этом контрольные органы не имеют никакого представления о совершении таких операций.

Из изложенного видно, что по своему юридическому содержанию кредитные кооперативы имеют банковскую природу.


Глава 2 Жилищные накопительные кооперативы

2.1 Порядок создания и прекращения жилищных кооперативов

Правовой режим жилищно-накопительных кооперативов регулируется Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах"[15].

Согласно статье 12 данного закона кооператив создается по инициативе не менее чем пятьдесят человек и не более чем пять тысяч человек. Государственная регистрация кооператива осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"[16].

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.