скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Лидерство в неформальных группах молодежи

4. Информационная власть. Она возникает в тех  условиях,  когда  лидер

имеет доступ к информации, неизвестной членам группы, причем такой, которая является  значимой  для   оценки   ситуации   и   коррекции   поведения.   В организованных молодежных группах этот вид власти выражается в  дозированном распределении информации  между  членами  группы,  в  то  время  как  полной информацией обладает только сам лидер.

6. Нормативная власть. Речь идет  о  нормах,  согласно  которым  лидер имеет право контролировать соблюдение определенных  правил  поведения  и,  в случае необходимости настаивать на  них.  К  одному  из  основных  признаков неформальной организации относится наличие устава  в  виде  неформальных  норм поведения, традиций, законов, санкций за их нарушение.

      Подводя итоги, можно сделать  краткий  вывод  по  данному  подразделу: власть лидера в неформальной молодежной группе - явление многоаспектное  и

в  зависимости  от  структуры  группы,  уровня  ее   развития,   сложившихся межличностных отношений, источники власти могут варьироваться и  смешиваться постольку,  поскольку  это  необходимо  для  осуществления  целей  и   задач группы, но зачастую, в молодежных неформальных группах  высшего уровня лидером  используются  все  источники  в  их совокупности, для осуществления  всеобъемлющего и  эффективного  руководства. Говоря  о  руководстве,  необходимо отметить, что  нормальное  функционирование  молодежной неформальной группы  обусловлено выполнением лидером ряда  социально-психологических  функций.

2.3 Функции лидера молодежной неформальной группы

Нормальное функционирование молодежной неформальной группы обусловлено  выполнением лидером ряда важных, необходимых группе  социально-психологических  функций.

В литературе выделяется пять основных функций лидера молодежной неформальной группы:

·     Организаторская функция лидера заключается  в  том,  что  он  создает, организует и руководит деятельностью всей группы. 

·     Информационная функция - тесно взаимосвязана  с  организационной.  Без информации  существование  неформальной  группы является довольно проблематичным.  Лидер  организует поступление необходимой  информации,  анализирует  ее  и  в  нужных  случаях передает ее другим членам группы. Собирая лидер получает как информацию извне,  так  и  сведения  о  внутренней  жизни самой  группы   (настроения,   отношения   между   членами   группы   т.д.). Информационная  функция  всегда  позволяет  лидеру  владеть  обстановкой   и контролировать действия группы.

·     Стратегическая функция - выражается в том, что группа живет идеями и мыслями лидера, осуществляет его планы. Лидер  лучше  других  видит задачи и возможности  группы,  прогнозирует  вероятные  трудности,  обладает необходимой информацией о выгодных направлениях  деятельности  и возможных путях провала.

·     Нормативно-ценностная функция - эта  функция  имеет  важное  значение. Лидер определяет допустимые границы и нормы поведения в  неформальной  группе, устанавливает  запреты,  за  нарушение  которых  применяет   соответствующие санкции. Личность лидера, его убеждения  и  поступки  -  пример  для  других членов группы, идеал, к которому многие  из  них  стремятся.  Лидер  активно участвует в формировании единства взглядов и  позиций  у  членов  неформальной группы, что обеспечивает группе единство действий и  поступков  в  ситуациях не планируемых, внезапных, связанных с риском и опасностью.

·     Дисциплинарная функция - взаимосвязана с нормативно-ценностной.  Члены молодежной неформальной группы, нарушающие принятые правила поведения, подлежат  суровому наказанию. Лидер  сам  определяет  вид  наказания,  способ   его   осуществления, исполнителя. На нем также лежит обязанность разрешать  различные  конфликты, которые возникают внутри неформальной  группы.  Лидер  обычно  берет  на  себя определение правых” и  “виноватых”  в  конфликте  и  применяет  к  виновным соответствующие санкции.

         Таким образом, современный лидер молодежной неформальной группы,  по мнению многих авторов, при организации руководства деятельностью неформальной группы выполняет ряд важных, необходимых группе функций. Эти функции  не могут быть рассмотрены отдельно  друг  от  друга,  они  взаимообусловлены  и переплетены. Выполняя эти, а также другие функции  лидер  группы обеспечивает дальнейшее ее развитие,  а  равно  повышает  свой  авторитет  в глазах  других  членов  группы.

2.4  Взаимоотношения  лидера   с   другими   членами   молодежной неформальной группы

В процессе функционирования внутри молодежной неформальной группы происходит формирование  психологической  и  функциональной  структуры.  Чем выше уровень развития группы, тем более отчетливее выступает  ее  внутренняя психологическая  структура.  Закономерностью  развития   неформальной молодежной   группы является  тенденция  к  постепенной  взаимосвязи  эмоциональных  отношений  между участниками преступной группы с чисто деловыми,  функциональными,  основанными на   совместной   деятельности.   

      При психологическом анализе  неформальной  группы  очень  важно  уяснить способ передачи информации между ее членами.  Существуют  следующие  способы передачи информации:

1.   Полная структура - при таком  виде  коммуникативных  связей  каждый член группы может установить связь с каждым.

2.   Круговая структура - движение информации либо в одном, либо в  двух направлениях по кругу.

3.   Комбинированная структура - для передачи информации  членам  группы лидер пользуется двумя или более видами связи.

4.   Сложная структура - лидер руководит двумя  или  более  подгруппами, которые, в свою очередь, имеют коммуникативную структуру.

Лидер имеет  связь  только  с  руководителями  основных  направлений. Эти руководители, в свою  очередь, устанавливают ту или иную коммуникативную структуру, как правило,  используя посредников, которые уже имеют непосредственные связи с исполнителями.

О межличностных отношениях в  неформальной  группе  ярче  всего  говорит наличие конфликтных ситуаций между ее членами. Основная причина  конфликтных ситуаций, возникающих в группе  -  психологические  мотивы.

Возникающие противоречия приводят к конфликтам  в  неформальной  группе, когда  затрагивают,  прежде  всего,  интересы  членов  группы,  их  престиж, достоинство личности.

Конфликты можно разделить на 3 группы:

1.   внутриличностные, возникающие, когда в процессе участия в молодежной неформальной группе у человека формируются определенные  нормы  и  ценности,  в  том числе принятые традиции, законы и нормы неформальной группы;

2.   межличностные, к которым приводит в основном  разделение  функций  в группе;

3.   межгрупповые, происходящие из-за раздела  территории, сфер влияния.

Остановимся подробнее на межличностных конфликтах.  Как  только  лидер становится менее  полезен  для  группы,  неизбежна  его смена.  Это  лежит  в  основе  конфликтов  между  организатором  и   членами молодежной неформальной  группы.  Конфликты  такого  рода  могут  возникать   по   многим причинам:  а)  недостатки в организации деятельности группы, ее неэффективность.   Рядовые   члены   могут   тяготиться   своей   постоянной зависимостью от лидера, не считающегося с их мнением при решении важных  для деятельности  группы  вопросов;  б)  недовольство  рядовых   членов   группы лидером;  в)  отсутствие  надлежащей дисциплины у членов неформальной группы; г) оскорбительное отношение лидера  к другим членам группы. Зачастую лидер и приближенные  к  нему  лица  унижают, оскорбляют рядовых членов. Если неформальная группа потерпела  какую-либо неудачу  и  то  усиливаются  тенденции  к  возникновению  межличностных конфликтов  и разъединению группы.

Также выделяются конфликты между лидером и оппозиционером, т.е.  лицом из  числа  приближенных  к  лидеру,  которые  возникают  из-за   того,   что оппозиционер тайно имеет намерение  захватить  власть.  Как  правило,  такой конфликт протекает скрытно и очень часто приводит к расколу группы.


2.5. Классификация лидеров  по стилям руководства

   

  В литературе выделяются следующие, наиболее часто  встречающиеся  типы

лидеров-неформалов:

1.   Лидер-вдохновитель  -  такой  тип  лидеров,  как  правило,  предлагает неформальной группе свою программу действий, определяет нормы поведения

2.   внутри группы, цели и задачи деятельности. Деятельность таких  лидеров  заключается  в основном на решении организационных вопросов функционирования группы.

3.   Лидер-организатор - является  центральной  фигурой неформального молодежного формирования. Зачастую – это тип личности, характеризующийся высокой степенью общественной направленности.  Этот  тип  в отличие от предыдущего лично организует  и  руководит  групповой  деятельностью, осуществляет программу, ранее выработанную  всей  группой. 

4.   Лидер смешанного типа  -  этот  тип  соответственно  сочетает  в  себе элементы   лидера-вдохновителя   и   лидера-организатора,   то    есть    онразрабатывает план,  задает программы и одновременно организует и  руководит ее  выполнением.  В  литературе  удалось  выявить  следующие   разновидности лидеров  смешанного  типа:  1)  лидеры,  последовательно  или   одновременно выполняющие функции вдохновителя,  инициатора  и  организатора;  2)  лидеры, выполняющие роль инициатора-организатора; 3)  организаторы-руководители;  4) руководители-исполнители.

5.   Авторитарные лидеры  -  используют  в  своей  деятельности авторитарные, жесткие методы управления группой. Этот тип лидера решает  все вопросы  жизни  и  деятельности  неформальной молодежной группы,  поддерживает   жесткую дисциплину и следит за неукоснительным соблюдением  и  выполнением  принятых группой  норм. Такие руководители не терпят возражений и советов, принимают все решения  сами,  а остальные  выполняют их волю, за непослушание следует суровое возмездие.

6.   Демократические лидеры - используют в руководстве  неформальной  группой демократический стиль управления. Склонны  учитывать  мнение  других  членов молодежной неформальной группы, могут советоваться с ними, хотя  последнее  слово  всегда остается за лидером. В целях обеспечения морально поддержки в  группе  такой лидер часто выдает свои решения за решения всей группы.

7.   Лидеры смешанного типа - используют в  руководстве  как  авторитарные, так и демократические методы управления.

8.   Ситуативный лидер - проявляет свои организаторские качества  только  в определенных ситуациях.

9.   Универсальный лидер - в отличие от  предыдущего,  постоянно  проявляет

10.            свои качества и выполняет функции лидера.


 3. Социометрические исследования относительно неформального лидерства в коллективе

         Проблема неформального лидерства в молодежном коллективе на сегодня является достаточно актуальной, так, весной 2000 г. в учебной группе Российского Университета Дружбы Народов был проведен социометрический анализ, который ставил своей целью выявление неформальных лидеров в студенческом коллективе. Проведенный социометрический анализ представляет собой вторичную обработку данных, полученных в ходе исследования, проведенного среди студентов учебной группы ГСБ–32 факультета гуманитарных и социальных наук РУДН. Данный коллектив представляют 17 человек, каждому из которых в ходе исследования был присвоен номер от 1 до 17 для удобства обработки данных и обеспечения анонимности.  

В результате оценки основных социометрических характеристик членов изучаемого коллектива (социометрического статуса, эмоциональной экспансивности, индексов объема, интенсивности и концентрации взаимодействия), а также анализа обобщенной концентрической социограммы, подчеркивающей иерархичность структуры взаимоотношений в группе, были сделаны выводы относительно неформального лидерства в коллективе. В ходе исследования выявилось, что в изучаемой группе нет лидеров, объединяющих весь коллектив или большую его часть. Исследуемая группа представлена несколькими небольшими подгруппами, в которых были выявлены 7 неформальных лидеров: №№ 5, 7, 8, 11, 13, 15 и 16.

Также стоит отметить, что неформальные лидеры оказывают неодинаковое по характеру влияние на коллектив. Так, 4 студента (№№ 7, 8, 11, 13) являются положительными лидерами и тяготеют к благоприятной ситуации в структуре группы. 3 человека (№№ 5, 15, 16) идентифицированы как отрицательные лидеры, ведущие коллектив к разобщению и установлению конфликтной ситуации.

Степень влияния как положительных, так и отрицательных лидеров также различна. Среди положительных лидеров явно выделяются №№ 7 и 8. Эти члены группы имеют близкий к максимальному объем взаимодействия (0,94), что свидетельствует о их связи практически со всеми членами группы. Они способны сосредотачивать на себе основные потоки психологической информации. При этом показатели отношения группы к лидерам как к объекту коммуникации и отношения последних к коллективу как субъекту коммуникации являются наивысшими среди членов группы. Также следует отметить, что позиция, которую группа приписывает лидерам №№ 7 и 8 равнозначна позиции, которую они желают занять (индекс социометрического статуса равен индексу эмоциональной экспансивности).

Лидеры №№ 11 и 13 оказывают меньшее влияние на группу, чем их коллеги №№ 7 и 8. При этом связь между лидером №13 и двумя последними достаточно тесная, в отличие от лидера 11, который связан постоянными положительными отношениями только с одним из лидеров (№7). Еще один факт указывает на более высокую позицию лидера №13 в структуре группы:  его потребность в общении и взаимодействии с окружающими очень высока (индекс эмоциональной экспансивности равен 0,63), в отличие от лидера №11, стремление к общению которого ниже, чем это оценивает группа. Также концентрация взаимодействия лидера №13 выше, чем №11, что указывает на более значимую позицию первого в структуре группы.

Отрицательных лидеров также можно разделить по степени влияния на коллектив. Влияние лидера №5 не так велико, как лидеров №№15 и 16, которые тесно взаимодействуют между собой и представляют единую группу, что и ведет к увеличению их влияния на коллектив в целом. 

Что касается связи положительных и отрицательных лидеров, то положительное взаимодействие, хоть и достаточно слабое, имеет место только между отрицательными лидерами и лидером 8. У лидера №11 такой связи практически нет. Лидеры №№ 7 и 13 очень слабо, но отрицательно взаимодействуют практически со всеми отрицательными лидерами.

В коллективе 4 человека имеют положительный индекс влияния на группу (№№ 4, 9, 10, 2). При этом №№ 4, 10 являются влияющими на группу независимо от других, в отличие от №№ 2 и 9, статус которых в группе возрастает за счет тесной связи с лидерами №№ 8 и 13 соответственно.

Шесть человек в группе практически не оказывают влияния на коллектив в целом (№№ 1, 3, 6, 12, 14, 17): их связь с окружающими непостоянна и слаба. Двое из этих 6 человек – студенты, редко посещающие занятия. Возможно, этим объясняется их низкая степень влияния на коллектив. Однако о какой-либо закономерности в данном случае говорить не стоит. Наименьшее влияние на группу из всех ее членов оказывают студенты №№ 12, 17. Тем не менее, эти люди имеют хоть и очень слабую, но положительную связь с группой.

Аутсайдеры, т.е. люди, не имеющие никакой связи с другими членами коллектива, в группе в ходе исследования выявлены не были. Этот факт следует оценивать как положительный, т.к. легче переориентировать на сотрудничество отрицательные связи между людьми, нежели равнодушие со стороны какого-либо члена группы или коллектива.

Используя результаты социометрического анализа учебной группы, исследователями была предпринята попытка организовать деятельность членов изучаемого коллектива с учетом их социально-психологических особенностей и структуры неформального лидерства при разработке сценариев различных деловых игр.


Заключение

В качестве заключения резюмируем основные положения курсовой работы. Так, мы можем констатировать, что проблема лидерства – это традиционная проблема социальной философии от античности до наших дней. Только если прежде в центре исследования были великие исторические личности, то сейчас проблема лидерства исследуется главным образом в малых группах. Лидер – это человек, способный объединить людей для достижения определенной цели. Тип лидерства связан с природой общественного строя, характером группы и конкретной ситуацией. В рамках исследования лидерства в малых группах различают формальное и неформальное лидерство. Формальный лидер назначается или избирается, приобретая таким путем статус руководителя. Неформальный лидер – это член группы, который способен объединить группу на основе личного влияния. Отношения при формальном и неформальном лидерстве выстраиваются по двум типам : руководитель - подчиненные или лидер последователи. Эти типы лидерства либо дополняют друг друга ( в лице авторитетного руководителя), либо вступают в противоречие, ведя к снижению эффективности организации. По стилю различают авторитарное лидерство, предполагающее единоличное управление деятельностью группы, демократическое, вовлекающее в управление членов группы, и анархическое, когда группа предоставлена самой себе. В разных типах организации различные типы лидерства могут оказаться эффективными в разной степени.


Список использованной литературы

1.   Бойетт Дж.Г., Бойетт Дж.Т. Путиводитель по царству мудрости: лучшие идеи мастеров управления. Москва: ЗАО "Олимп-Бизнес",  2001, 416 с.

2.   Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. Санкт-Петербург: Питер,  2002, 416 с.

3.   Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. Москва: Финансы и статистика,  2001, 192 с.

4.   Бункина М.К., Семенов В.А. Экономика и психология. На перекрестке наук. Москва: "Дело и сервис",  1998, 400 с.

5.   Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. Москва: Гарадрики,  2000, 512 с.

6.   Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Санкт-Петербург: Питер,  2001, 720 с.

7.   Милованов В.П. Н Синергетика и самоорганизиция. Москва: Эдиториал УРСС,  2001, 264 с.

8.   Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК,  2002, 656 с.

9.   Щёкин Г.В. Как эффективно управлять людьми. М.: МАУП,  1999, 400 с.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.