скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Малый бизнес в России

Курсовая работа: Малый бизнес в России

Введение

Малый бизнес в России вопрос не мелкий.

Нельзя давать “малышей” в обиду.

Из выступления Президента России В. В. Путина

на Всероссийской конференции представителей малого бизнеса.

Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.

Значимость изучения проблематики малого предпринимательства усиливается тем, что именно малому бизнесу, пожалуй, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, чреватый многочисленными народнохозяйственными негативами, усугублением кризиса российской экономики в целом.

Без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.

Потенциал малых предприятий остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности. Все большее количество малых предприятий вынуждены из-за несовершенства российского законодательства "уходить в тень". По некоторым экспертным оценкам, к теневой экономике в той или иной степени причастны до 90% малых предприятий.

Сложившееся положение открывает безграничные возможности для коррупции, наиболее массовой жертвой которой на местном уровне является представитель малого бизнеса.

Государство не желает видеть в секторе малого предпринимательства равноправного субъекта экономических отношений, наиболее активного и подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий собственник не имеет каких-либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитии бизнеса, действует в необычайно сложных для выживания условиях. Для представителя малого предпринимательства становится невыгодной какая - либо предпринимательская деятельность в сфере производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торговле и посредничестве, а ведь именно перелив капитала из сферы обращения в сферу производства так необходим сейчас для российской экономики.

А в то же время в малый бизнес вовлекается все большее количество граждан. Занятие собственным делом как естественная форма проявления способностей человека и реализация его гражданских прав формируют условия создания и самоорганизации самостоятельного общественного слоя предпринимателей, составляющих социально-политическую базу демократических преобразований общества и в наибольшей степени заинтересованных в продолжении и развитии курса рыночных реформ.

Сущность и критерии определения субъекта малого предпринимательства

Как явствует из самого определения, малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях, конституирующих сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником. Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих. В Европейском сообществе с 1 января 1995 г. к малым предприятиям при непревышении ими уровней следующих показателей: количество занятых работников до 50 человек; годовой оборот менее 4 млн экю; сумма баланса менее 2 млн экю. К средним предприятиям в ЕС относятся предприятия, не превышающие в результате своей деятельности следующие уровни показателей: количество занятых работников от 50 до 250 человек; годовой оборот менее 16 млн экю; сумма баланса менее 8 млн экю. При определении мер поддержки к субъектам предпринимательства на уровне ЕС могут применяться и другие показатели при отнесении предприятий к малым. Предложенные Комиссией ЕС (КЕС) критерии отнесения фирм к малым являются следующие: число занятых работников не должно превышать 100 человек; размер собственного основного капитала должен быть менее 75 экю при условии, что доля более крупных компаний в уставном капитале фирмы не превышает одну треть. КЕС выделяет микрофирмы с численностью занятых до 10 человек (в подавляющем большинстве это индивидуальные и семейные предприятия и фермерские хозяйства) и мелкие фирмы, численность занятых работников на которых колеблется от 10 до 99 человек.

Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек – как «малые», от 100 до 499 человек – как «крупные».

В российской практике малое предпринимательство было разрешено еще в 1998 г. По началу к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятыми в августе 1990 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности – 200 человек, в науке и научном обслуживании – 100, в других отраслях производственной сферы – 50, в отраслях непроизводственной сферы - 25, в розничной торговле – 15 человек. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определения количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-43 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек;

в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;

в оптовой торговле – 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Средняя за отчетный период численность работников малого предпринимательства определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правого характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников правительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

В случаях превышения малым предприятием вышеназванной численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.

В Российской Федерации как по федеральному, так и по Закону Москвы к субъектам малого предпринимательства относятся и индивидуальные предприниматели, т. е. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Критерии определения субъекта малого предпринимательства в Москве

В законе г. Москвы “Об основах малого предпринимательства в г. Москве” установлено, что к субъектам малого предпринимательства, имеющим право на получение поддержки со стороны органов власти Москвы, относятся индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии со следующими критериями:

район их непосредственной деятельности должен быть ограничен пределами Москвы и Московской области, т. е. субъекты малого предпринимателства (юридические лица) не должны иметь филиалов, находящихся вне границ Московской области, хотя рынок для производимой продукции (услуг, работ) может выходить за указаннные границы;

они не должны оноситься к категории дочерних или или зависимых хозяйственных обществ, фондовых бирж, брокерских и дилерских фирм, банков и других кредитно-финансовых организаций;

среднесписочная численность работающих (с учетом работающих по договорам подряда и совместительству) должна быть;

в прмышленности и строительстве – 200 человек и меньше;

в других отраслях сферы материального производства- 100 человек и меньше;

в отраслях непроизводственной сферы – 60 чееловек и меньше.

Юридические лица, отнесенные к субъектам малого предпринимательства Москвы, внесенные в Реестр малого предпринимательства, имеют право на поддержку, оказываемую органами власти г. Москвы, однако невключение субъектов малого предпринимательства в Реестр не может служить основанием для непредоставления ему льгот и пеимуществ на условиях, предусмотренных федеральными законодательными и нормативными актами.

Реестр субъектов малого предпринимательства создается для:

регистрации обращений субъектов малого предпринимательства с просьбой об оказании им помощи;

принятия решений о предоставлении субъектам малого предпринимательства дополнительных льгот и преимуществ, установленных для них законодательными и нормативными актами Москвы;

хранения и актуализации информации о субъектах Реестра и обеспечения оперативного доступа к ней;

решения аналитических задач по выявлению тенденций развития малого предпринимательства в Москве;

проведения выборочных и полномасштабных опросов субъектов малого предпринимательства Москвы;

сбора и анализа информации о формировании рынка сбыта продукции (услу, работ), производимых субъектами малого предпринимательства.

Реестр включает комплекты документов по обращениям субъектов малого предпринимательства с просьбой о внесении их в Реестр или оказания им помощи в той или иной форме, а также иные необходимые данные, содержащие информацию о субъектах малого предпринимательства и решениях, принятых по их заявлениям.

Держателем Реестра является Департамент поддержки и развития малого предпринимательства правительства г. Москвы. Ведение Реестра осуществляется в соответствии с Положением о Реестре субъектов малого предпринимательства Москвы”, утвержденным распоряжением мэра Москвы от 7 мая 1997 г. № 367-РМ.

Преимущества и недостатки малого предпринимательства

Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, даже развитых, так как ему свойствены определенные преимущества.

Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование свих потребностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Эти положением установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства.

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.

Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда более высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предприятия лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большому числу наемных работников. Малые предприятия способствуют занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по их числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

В то же время субъектами малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высок уровень риска, поэтому высока степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительных к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др. Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.

В регулярно проводимых опросах в среде малых бизнесменов США главными причинами неудач их деятельности чаще всего называют:

некомпетентность;

несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.