скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Малый бизнес

Курсовая работа: Малый бизнес

Содержание

Введение…………………………………………………………..…...…………..3

Глава 1.

1. Понятие малого бизнеса и его исторические аспекты……….…….…….......4

1.1. Критерии выделение малых предприятий…………….…..….….…..…....4

1.2. Понятие малого бизнеса………………………………..……………….….5

1.3. Исторические аспекты развития малого бизнеса………….…………......5

Глава 2

2. Особенности малых предприятий…………………………...……….…….…9

2.1. Виды малых предприятий……………………………………..……….……9

2.2. Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью……………………………………..…………………….…...9

2.3. Правовые основы малого бизнеса……………………………..………..…12

2.4. Значение и функции малого бизнеса в рыночной экономике…..............13

2.5. Проблемы становления малого бизнеса в России………………...……...16

Глава 3.

3.1. Сравнительный анализ состояния Малого предпринимательства…........19

Глава 4.

4.1. Структурные характеристики малого бизнеса……………………………18

Глава 5.

5. Малый бизнес в Москве……………………………………………………..20

Глава 6.

6. Программы поддержки малого бизнеса…………………………………..…24

6.1. Государственные программы развития Малого бизнеса…….......………24

6.2. Формы поддержки малого бизнеса……………………………………..…24

6.3. Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы……………………………………………………….……….…..........26

Заключение………………………………………………………………....…...28

Список использованной литературы…………………………………..…….…30


Введение

Малое предпринимательство - значительное и сложное явление социально-экономической жизни города Москвы. Оно присутствует практически во всех отраслях экономики города. В деятельность малых

предприятий вовлечены все социальные группы москвичей. Развитие малого бизнеса в городе является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики города, и наоборот, свертывание малых предприятий может иметь серьезнейшие негативные последствия как экономического, так и социального характера. В силу указанных причин поддержка малого бизнеса рассматривается в качестве одного из приоритетов политики Правительства Москвы, решающей двуединую социально-экономическую задачу.

Развитие малого предпринимательства в социальном аспекте это - занятость и качество жизни москвичей, обеспечение горожан необходимыми им товарами и услугами, формирование среднего класса и демократических институтов гражданского общества, реализация общегородских социальных программ.

 Экономический эффект от деятельности малого бизнеса оценивается с точки зрения его вклада в валовой региональный продукт, повышения качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, уровня диверсификации деятельности субъектов малого предпринимательства, роста торгового баланса города с регионами РФ и зарубежными странами, а также вклада в реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развития агропромышленного комплекса.

 Все возрастающее значение малого бизнеса в социально-экономическое развитие страны ставит на повестку дня вопрос о признании его общенациональным проектом. Развитие малого бизнеса в Москве осуществляется на основе программно-целевых методов. В 2006 году заканчивается реализация пятой городской программы развития и поддержки малого предпринимательства. Комплексная целевая программа развития и поддержки малого предпринимательства в города Москве на 2007 - 2009гг.

1.Понятие малого бизнеса и его исторические аспекты

1.1 Критерии выделения малых предприятий

Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.

Например, во Франции очень малыми предприятиями считаются производства с числом занятых до 10 человек, малыми от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия составляют около 99% численности всех предприятий и на них трудится примерно 67% всех занятых.

В Японии к категории малых и средних предприятий относятся юридически самостоятельные компании с числом занятых до 300 человек или объемом основного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) в розничной торговле и сфере услуг. Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа и на них трудится свыше 80% всех занятых. В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:  в промышленности, строительстве и на транспорте 100 человек;  в оптовой торговле 50;  в розничной торговле и бытовом обслуживании 30;  в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности 50 человек.  Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев также, очевидно.

Видимо универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.  


1.2 Понятие малого предприятия и малого бизнесса.

Малые предприятия — это не организационно-правовая форма, термин «малое» характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%. Численность работающих на малом предприятии определяется по среднесписочной численности основного производственного персонала и сотрудников, работающих по договорам и совместительству. К малому бизнесу относятся предприятия с численностью работающих не более 200 человек: в промышленности, транспорте и строительстве - до 100 человек , в науке и научном обслуживании, и сельском хозяйстве - до 60 человек, в оптовой торговле – до 50, в розничном и бытовом обслуживании – 30,50 человек — в других отраслях производственной сферы, до 15 человек — в непроизводственной сфере.


1.3 Исторические аспекты развития малого бизнеса.

У малого предпринимательства новой России не слишком счастливая судьба, хотя за последние полтора десятилетия было принято немало решений, направленных на его поддержку и развитие. Для малых предприятий в производстве ВВП, по оценки Росстата, в 2000 г. Составляла 8,7%, удельный вес работающих на них в общей численности занятого населения – 12 %. Как известно, это на порядок ниже, чем в европейских странах и США. Пытаясь ответить на вопрос. Почему развитие отечественного малого предпринимательства буксует, стоит наряду с другими подходами применить и исторический.

Прообразом современного предпринимательства можно считать торговлю и промыслы, процветавшие в Киевской Руси. Наибольшую поддержку торговцы и купцы стали получать в годы правления Петра 1, когда по всей стране создавались мануфактуры, бурно развивалась горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность.

Прорубая «окно в Европу» руками русских мужиков, Петр зазывал в страну заморских мастеров на выгодных условиях, а свих посылал в соседние государства на выучку. Торгово-промышленную политику проводил жестоко: императорскими указами предписывалось строительство новых фабрик, образование компаний с назначением пайщиков. Даже петровская приватизация – передаче казенных фабрик в частые руки – проходила в приказном порядке. Так, в 1712 г. велено было казной завести суконные фабрики и отдать торговым людям, собрав компанию, «а буде волею не похотят, хотя в неволю».

Известнейшей династией предпринимателей была семья Демидовых (ее родоначальник Никита Антуфьев-Демидов родился в 1656 г.). Весь пореформенный период их нижнетагильское хозяйство было самым крупным среди горнозаводских округов Урала. Род Демидовых 215 лет владел уральскими заводами (1702-1917). Династия пользовалась большой известностью благодаря выдающимся заслугам в развитии отечественной горнозаводской промышленности, огромным богатствам и общественной благотворительностью.

Крепостное право крайне негативно сказывалось на развитие предпринимательства вообще и малого в особенности. Новые возможности для предпринимателей открылись после реформы 1861 г. В 1895г. в горном округе Демидовых работало около 17 тысяч человек. Тагильский завод производил 1 млн. 157 тыс. пудов чугуна, около 600 тыс.пудов стали и железа ежегодно. Беспощадная эксплуатация людей и низкая оплата труда позволяли Демидовым выдерживать конкуренцию, наращивая производство рельсов и рельсовых креплений, столь необходимых в строительстве железных дорог, которое началось в конце XIX в.

Немалую роль в развитии российской промышленности сыграл иностранный капитал, который устремлялся главным образом в крупное производство.

С отменой крепостной зависимости стали формироваться рынок рабочей силы, акционерно-паевое предпринимательство, банковская система, частные акционерные банки (коммерческие, земельные и др.). характерно, что к началу XX в. В российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось на акционерных, паевых и других предприятиях, то есть преобладали коллективные формы предпринимательской деятельности. Тенденция к монополизации производства способствовала образованию крупнейших компаний – «Продмет», «Продвагон», «Продуголь». Высокие доходы приносили капиталовложения в хлопчатобумажное производство, торговлю и кредит. Малое предпринимательство развивалось без особых взлетов и падений, то есть естественно.

Революция 1917 г. привела к ликвидации рыночных отношений. Были национализированы все крупные заводы и фабрики, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей. Всплеск предпринимательской активности, связанный с нэпом, был очень недолгим – 1921-1926 гг.

«Частники» сохранились, можно сказать, лишь в рудиментарной форме. Это были портные (и портнихи), которые шили «на дому» по индивидуальным заказам, сапожники, ремонтировавшие или изготавливающие нестандартную обувь и т.п. В любом случае, они работали полулегально, скрывая свои занятия от соседей и налоговых инспекторов. Скрытно действовали и перекупщики дефицитных товаров, которых называли спекулянтами и фарцовщиками: оживление в этой сфере началось в 60-х годах. Кстати, именно из числа этих «теневиков» (снабжавших рядовых покупателей джинсами, кроссовками и т.п.) вышли первые крупные российские предприниматели «нового времени». И хотя такие формы бизнеса в ССр не поощрялись, они существовали. Безусловно. 70 лет запретительской политики в отношении предпринимательства не могли не сказаться на накоплении хозяйственных навыков, на социально-психологическом настрое населения. При том что на Западе оно развивалось поступательно на протяжении веков…

Возрождение отечественного малого бизнеса началось с середины 80-х годов.

Для первого его этапа (1985-1987гг.) характерны появления центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов, распространение бригадных подрядов. Вместе с тем в это «движение» было вовлечено относительно малое количество участников, оно носило экспериментальный характер.

В 1987-1988 гг. сфера функционирования малого бизнеса расширяется, увеличивается число участвующих в нем. Этот период обычно называют этапом «кооперативного движения». Он послужил акселератором процесса накопления и перераспределения капиталов, позволил многим людям обрести начальные знания и навыки предпринимательства.

1989-1990 гг. связаны с принятием законодательных актов , направленных на поддержку малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. В октябре 1990 был принят Закон « О собственности в РФСФР», в декабря 1990 г. – Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в своих правах, что облегчало создание и развитее акционерных обществ, товариществ и других форм хозяйственно-коммерческой деятельности.

В начале 1990 г. предприятия малого бизнеса образовывались чаще всего путем отделения от государственных предприятий-учредителей. В начале 1991 г. многие коллективы реорганизовывались в малые предприятия, основанные на частной долевой собственности.

1991- год начала системных рыночных преобразований, характеризовался самым высокими с середины 80-х годов темпами роста числа МП ( в 2,1 раза) и количества занятых на них. Происходило становление нормальной конкурентной среды, малые предприятия боролись за выживание, повышая качество своих продуктов, расширяя спектр предлагаемых товаров и услуг и т.д. Радикально изменилось отношение государства к развитию предпринимательства. 1993-1994 гг. – период широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного проникновения малого бизнеса в сферу торговли, услуг, общественного питания и др.

Уловив неудовлетворенный спрос на потребительские товары, малые предприниматели расширяли ввоз импорта. Изделия не были качественными, но у российского общества, обслуживая как небогатых массовых потребителей, так и высокообеспеченных граждан. Наряду с торговыми палатками стали возникать элитные бутики, владельцы которых нередко начинали с «челночества».

К 1995 г. возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности оказались практически исчерпанными, поэтому многие из МП либо прекратили существование, либо диверсифицировались. Обозначился очередной этап качественных изменений в структуре малого бизнеса. К сожалению, он сопровождался резким замедлением темпов роста (около 1%) числа МП и занятых в них.

Чем это можно объяснить? Представляется, что развитие любой формы предпринимательства зависит от двух условий : экономическая ситуация (в стране, регионах) и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В силу масштабов деятельности малый бизнес гораздо более чувствителен к этим условиям, нежели крупный: у него меньше средств для маневра в случае рискованных ситуаций. И потому для него так важна государственная поддержки. А ее все еще недостаточно.

По состоянию на 1 сентября 2004 года – 946тыс ( в Москве)[1] . в России насчитывалось МП ( 2002 г. – 834;1997 г. – 841,7; 1998 г. – 861,1; 1999 г.- 868; 2000 г. – 890,6; 2001 г. – 879,3 ). В 2001 г. ими произведено продукции (работ, услуг) на сумму 852,7 млдр.руб; численность занятых

6483,5 тыс. человек. Как видим, в течение нескольких лет количество МП немного возросло, но затем вернулось к уровню 1997 г. Абсолютное и относительное увеличение произошло лишь в торговле в общественном питании (рост за 1997-2002 гг. с 359,3 до 388,1 тыс., или с 42,7 до 46%)

Вместе с тем в промышленности наблюдается абсолютное и относительное снижение числа МП (со 131,9 до 125,1 тыс., или с 16,4 до 14,5%). Те же процессы наблюдаются в науке и научном обслуживании (уменьшение числа МП с 46,7 до 28,5 тыс., или 5,5 до 3,4%) и в сфере финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения (соответственно с 10,8 до 5,6 тыс., или 1,3 до 0,7%)

Государством предприняты определенные шаги по созданию нормативно-правовой базы. Утверждены федеральная и региональные программы поддержки малого предпринимательства, налаживаются межрегиональные и международные контакты в этой сфере. Усилена координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также местного самоуправления, общественных организаций и объединений предпринимателей.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.