скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Место тестов в изучении истории

а) строительный лес;

б) рогатый скот;

в) финики;

г) пурпурные ткани.

4. Великая Китайская стена строилась для того, чтобы:

а) предотвратить побеги рабов;

б) поддержать правопорядок в стране;

в) удержать отвоёванные у гуннов земли.

5. По верованиям древних индийцев, из стоп бога Брахмы появились:

а) брахманы;

б) знатные воины;

в) земледельцы;

г) слуги.

6. Культурно-историческими достижениями древних индийцев являются:

а) шахматы;

б) компас;

в) цифры;

г) бумага;

д) поэма «Рамаяна».

7. Система письма, используемая жителями Финикии, называлась:

а) клинопись;

б) алфавит;

в) иероглифическое письмо;

г) рисунчатое письмо.

8. В разные периоды истории столицами древневосточных стран были:

а) Вавилон;

б) Ниневия;

в) Мемфис;

г) Тир.

9. Выберите имя правителя, не являющегося царём палестины в Х в до н.э.:

а) Соломон;

б) Саул;

в) Аммурбанапал;

г) Давид.

1.3 Разработка тестов по истории с учётом принципов психодиагностики

Уже более десяти лет в нашей стране разрабатываются тестовые методы проверки знаний и умений, учащихся по конкретным школьным и вузовским дисциплинам. Критериев оценок много, содержание тестов постоянно меняется, что, впрочем, нормально. Но современная ситуация в образовании вновь ставит на повестку дня вопрос об объективности оценки учебных достижений: 2004 год - итоговый в эксперименте с единым государственным экзаменом (ЕГЭ). Нужда же в научно обоснованных критериях оценки и инструменте контроля качества обучения и воспитания, их результатов сейчас, когда реформируются и форма и содержание государственных экзаменов, стоит как никогда остро.

Изучение отечественного опыта организации контрольно - измерительных процедур в образовании показывает несоответствие возможностей применяемых измерительных инструментов (тестов) с заявленными целями государственной итоговой аттестации. Тесты учебных достижений по Отечественной истории как форма итогового контроля измеряют и оценивают преимущественно степень усвоения предметных знаний, т.е. уровень развития памяти. Подразумевается и контроль разных операций и функций мышления. Есть задания, которые заставляют испытуемого совершать определённые умственные действия, проверяют его умственные способности. Однако таких заданий либо слишком мало, либо нет разработанной методики оценки их результатов. Более того, многие тестовые задания ЕГЭ сводятся к проверке знания фактов, стандартных операций и не ориентированы на проверку самых главных результатов образования – социально значимых качеств человека[7].

В большинстве своём возможности отдельно взятого теста ограничены. Поэтому при итоговом контроле следует использовать различные их виды для наиболее полной и разносторонней оценки развития личности.

Возможности того или иного теста зависят от четырёх главных параметров: объективности, надёжности, валидности и точности психодиагностической методики. Объективность заключается в стандартизации тестовой процедуры. Надёжность достигается при устойчивости результатов тестирования, их неоднократной повторяемости. Валидность – определённость области измерения; соответствие требований, которые мы выдвигаем к измерению, содержанию и сущности самого объекта измерения, а также совпадение результатов измерения одного объекта различными методами. Говоря проще, Валидность свидетельствует о том, что мы измеряем то, что хотели измерить. Точность статистический параметр, определяющий минимальную погрешность или систематическую ошибку при диагностике.

Что интересно, из всей изученной литературы, касающейся ЕГЭ и централизованного тестирования (ЦТ), нигде не встречается анализ всех четырёх теоретических конструктов теста. В большинстве случаев речь сводится к раскрытию понятий «объективность» и «стандартизация». Между тем анализ контрольно измерительных материалов (КИМов) – это, по сути, постановка одной из главных проблем тестирования вообще, в том числе и педагогического, - проблемы валидности. Она остаётся наиболее уязвимым местом почти каждой диагностической методики. Дело здесь в том, что сама поэтапная разработка (она длится около 18 месяцев, при этом надо проводить многократные апробации на больших специально подобранных выборках учеников – 1000-1500 человек) широкому кругу читателей не представлена. Дан уже результат – тест, новый демонстрационный вариант КИМов, сборники различных заданий для подготовки к экзамену[8].

Противоречивость ЕГЭ заключается ещё и в самом подходе к построению теста, вернее, к попытке объединить два разных вида контроля: выпускной экзамен преследует цель оценить базовые предметные знания, усвоенные учащимися в школе, а вступительный – ранжировать абитуриентов по уровню развития определённых способностей и степени владения знаниями применительно к профилю вуза.

Однако на ближайшие годы тенденция в сфере организации итогового контроля вырисовывается достаточно ясно – как постепенно охват ЕГЭ всей страны. Новый министр образования и науки не отказывается от ЕГЭ, допускает параллельно с ним и другие принципы отбора абитуриентов, в частности через систему олимпиад и традиционный устный экзамен. Это означает, что ЕГЭ постепенно интегрируется в отечественную систему образования. Поэтому необходима настойчивая работа по совершенствованию этого инструмента. Одно из возможных направлений работы – использование широко известных в психодиагностике тестов интеллекта.

Тесты интеллекта отличаются от педагогических тем, что они не диагностируют конкретные знания и навыки, а проверяют умения учащихся совершать определённые умственные действия, такие, как аналогии, классификации, обобщения и другие. Между тем сегодня, для того чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тест достижений, необходимы знания конкретных фактов, дат и др. Старательный ученик, обладающий хорошей памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях теста достижений. Однако если у него плохо сформированы умения работать с понятиями, анализировать их, находить существенные признаки и т.д., то задания теста интеллекта могут вызвать значительные затруднения[9].

Спецификация теста по истории России для IX – XI классов средней школы:

Цели: диагностика уровня развития абстрактно-логического мышления; проверка знаний по курсу истории России.

Тест диагностирует:

- умение устанавливать логические связи;

- умение анализировать;

- умение образовывать аналогии;

- умение обобщать;

- умение использовать понятия;

- умение систематизировать знания по отечественной истории (термины, даты и факты).

Структура теста: тест включает в себя задания, содержание которых охватывает в самом общем виде курс отечественной истории с древнейших времён до начала XXI века. Он состоит из пяти тестовых заданий (ТЗ).

1ТЗ – на образование сложных аналогий; рабочий материал задания включает в себя 20 пар, отношения которых нужно определить.

2ТЗ – содержит ряды, построенные по определённой логике, уяснив которую, испытуемые должны продолжить каждый ряд двумя элементами. Всего дано 10 рядов.

3ТЗ – на обобщение; состоит также из рядов, где один содержательный элемент лишний, а остальные 3-4 элемента имеют общее основание, которое и нужно определить.

4ТЗ – заключает в себе операции сравнения, анализа и синтеза мышления. Рабочий материал состоит из 10 пар, для каждой из которых нужно установить сначала существенное сходство, а затем различие.

5ТЗ – на проверку способности абстрагироваться. Задание включает 10 рядов. Нужно выявить и подчеркнуть два общих признака, которые существенно характеризуют главное понятие.

На выполнение всего теста должно отводиться 40 минут.


Глава 2. ЕГЭ как разновидность тестов

2.1 Централизованное тестирование по истории

С 2001 года в Российской Федерации проходит эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) в форме стандартизированной процедуры – так называемого тестирования. 19 января Госдума приняла во втором чтении законопроект о едином государственном экзамене (ЕГЭ). С 2009 года ЕГЭ станет единым способом проверки знаний у выпускников школ и абитуриентов вузов[10]. За 10 лет до начала этого эксперимента тестирование стало внедряться в практику контроля знаний учащихся различными организациями, в частности Центром тестирования в Москве, получившим в 2000 году статус Центра тестирования Министерства образования Российской Федерации. Центр тестирования Министерства образования Российской Федерации (ЦТ) ежегодно осуществляет централизованное тестирование по основным дисциплинам, в том числе по истории России.

Централизованное тестирование осуществляется в следующем порядке. В один день, установленный ЦТ заранее по всей России предъявляются одни и те же варианты тестов по одному образовательному предмету, например по истории России. Тесты выполняются учащимися на специально разработанных бумажных бланках. Все заполненные бланки ответов обрабатываются и проверяются ЦТ по единой технологии с помощью компьютера практически без участия человека. Чтобы получить высокие результаты в тестировании, необходимо приобрести опыт выполнения этой процедуры. Для этого учителям необходимо овладеть определёнными приёмами использования тестов в текущем, рубежном и итоговом контроле знаний и умений учащихся. Глубокое понимание особенностей тестов как формы контроля знаний и умений учащихся позволит преподавателям сформировать психологическую устойчивость к выполнению заданий у школьников[11].

Существуют два подхода к составлению таких тестов: критериально - ориентированный; нормативно – ориентированный.

Критериально – ориентированный подход позволяет определить, какие разделы содержания ученик освоил, а какие нет, соответствуют ли знания и умения конкретного учащегося критериям и требованиям образовательного стандарта. Такой подход необходим при создании тестов для текущего и рубежного контроля[12]. Например, в тесте из 50 заданий критерий может быть таким:

Оценка 2 3 4 5
Баллы 0-12 13-28 29-44 45-50

При такой системе оценивания каждому ученику и родителю ясно, за что получена та или иная оценка.

При нормативно – ориентированном подходе происходит сравнение учебных достижений каждого учащегося страны с уровнем знаний всех остальных выпускников данного учебного года. Это достигается путём сопоставления результата каждого учащегося с результатами всех других, выполнявших тот же самый тест. Этот подход позволяет выставить баллы уже не по четырёх бальной шкале, а по сто бальной. Результат выполнения теста зависит от разности между уровнем подготовленности тестируемого и уровнем трудности задания.


2.2 ЕГЭ по истории России

При подготовке к единому экзамену по истории от выпускника требуется привести исторические факты, термины, даты в систему. То есть выпускнику необходимы умения и навыки по работе с исторической информацией. Тестовые задания ЕГЭ проверяют именно сформированность умений и навыков, а не просто знание дат, имен, памятников культуры и т.п. В связи с этим необходима новая система проведения уроков истории, способная подготовить выпускника к ЕГЭ[13]. На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3, 5 часа (210 минут). Работа состоит из трёх частей, включающих 50 заданий. В экзаменационную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Они располагаются по принципу нарастания от простых в части 1 (А) к сложным в части 3 (С).

Рассмотрим демонстрационный вариант ЕГЭ по истории 2007 год, часть 1, она состоит из 32 заданий (А1-А32). К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, только один из которых верный:

А1. Какие из перечисленных дат относятся к монголо-татарскому нашествию на Русь?

882-980 гг.

980-1025 гг.

1113-1125 гг.

1237-1240 гг.

А2. Кто из названных исторических деятелей были современниками?

Иван Калита и Ярослав Мудрый

Андрей Рублёв и Александр Невский

Дмитрий Донской и Мамай

Владимир Мономах и хан Ахмат

А3. В XVI – начале XVIII в. приказами называли

рассылаемые царём указы

органы центрального управления

решение Земского собора

распоряжения Боярской думы

А4. Что из названного было одним из итогов военной реформы середины XVI в.?

создание регулярной армии

введение рекрутчины

создание стрелецкого войска

появление «полков иноземного строя»

А5. К какому веку относится провозглашение России империей?

XVI в.

XVII в.

XVIII в.

XIX в.

А6. Историческое полотно В.И.Сурикова «Меншиков в Березове» воссоздаёт события, связанные

с дворцовыми переворотами

с Северной войной

со стрелецкими бунтами

с крестьянским восстанием под руководством Кондратия Булавина

А7. Какие из перечисленных понятий, терминов возникли в ходе государственных преобразований Петра I?

Судебник

коллегии

Избранная рада

Табель о рангах

Новоторговый устав

Духовный регламент

Укажите верный ответ.

АВГ 2) АГД 3) БГЕ 4) ВГД

А8. Какое из положений содержалось в Соборном уложении 1649 г.?

введение опричнины

запрещение передавать поместья по наследству

установление «Юрьева дня»

объявление крепостного состояния крестьян наследственным

А9. Что было условием получения Анной Иоанновной российского престола?

ликвидация Верховного тайного совета, восстановление роли Сената

сосредоточение в руках императрицы командования гвардейскими полками

освобождение дворян от обязательной военной службы

совместное правление императрицы с Верховным тайным советом

А10. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, о каком церковном деятеле в нём идёт речь.

«А великодержавный князь… достохвальный и победоносный великий Дмитрий… пришёл к святому, ибо большую веру имел к старцу, чтобы спросить его, повелит ли ему выступить против безбожных, так как знал, что [он] добродетелен и обладает даром пророчества. И святой, выслушав великого князя, благословил его, вооружил молитвой и сказал: «Победишь и с великой славой живым возвратишься в своё отечество».

патриархе Филарете

патриархе Никоне

Сергии Радонежском

Иосифе Волоцком

А11. В каком году было создано III отделение Собственной канцелярии Николая I

1818 г.

1826 г.

1856 г.

1877 г.

А12. Ослабление цензурных запретов, гласное обсуждение проектов освобождения крестьян от крепостной зависимости относится к началу царствования

Николая I

Николая II

Александра II

Александра III

А13. В России в XIX в. представителей общественной мысли, отрицавших культурные, духовные ценности предшествующих поколений и современного им общества, выступавших против пережитков крепостного права, называли

диссидентами

еретиками

раскольниками

нигилистами

А14. В XVIII – XIX вв. подушной податью называлась повинность крестьян в пользу

помещика

государства

церкви

общины

А15. В результате отступления русских войск в начале Отечественной войны 1812 г.

Наполеон разбил русские армии по отдельности

французская армия захватила Киев

французская армия подошла к Санкт - Петербургу

1-й и 2-й русским армиям удалось соединиться под Смоленском

А16. Что из перечисленного ниже связано с событиями 1 марта 1881 г.?

создание «Петербургского союза борьбы за освобождение рабочего класса»

убийство Александра II

баррикадные бои в Москве

арест С.Л.Перовского

созыв Государственной думы

суд над народовольцами

Укажите верный ответ.

1) АБВ 2) АВД 3) БГЕ 4) ВГД

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.