Курсовая работа: Механизмы управления рисками фирмы с помощью маркетинговых инструментов
Курсовая работа: Механизмы управления рисками фирмы с помощью маркетинговых инструментов
Министерство образования РФ.
Пермский Государственный Технический Университет.
Кафедра менеджмента и маркетинга.
Курсовая работа
на тему:
Механизмы управления рисками фирмы с
помощью маркетинговых инструментов.
Исполнитель:
студентка гр. МК-03
Кузьминых О.И.
Научный руководитель:
Пойлова Н.В.
Пермь - 2005 г.
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование рисков.
1.1.Сущность рисков
1.2.Анализ внешних и внутренних рисков фирмы
1.3. Набор маркетинговых инструментов управления рисками
Глава 2. Практическое применение механизмов управления рисками.
2.1. SWOT-анализ
2.2. SWOT-анализ машиностроительного предприятия
2.3. Расчёт оптимального ассортимента при случайном спросе
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Риск существует везде, где есть неопределённость в отношении перемен. Во все века перемены образа жизни людей вели к появлению новых и изменению ранее известных рисков. В этом смысле никакой новой фатальности новый век не несёт. Просто люди новых поколений живут в новых условиях. На протяжении веков философы, математики и экономисты пытались понять, как жить в условиях неопределённых перемен, как правильно делать выборы в жизни вообще и в бизнесе в частности.
В мире вообще, а на постсоциалистическом пространстве в частности наступило время глубоко разобраться в существе и правилах «взрослой» рыночной жизни, когда каждый сам принимает решения и сам, а не государство, отвечает за их последствия. «Сам» в данном случае относится и к человеку и к организации любого уровня. Слишком много ошибок, потерь, обмана, банкротств проистекает из непонимания простых и , как часто кажется, всем известных идей об осторожности, о чёрном дне, о дождливой погоде, о болезнях, о старости, о смерти , наконец. Знания о такой практической идее, как риск, так же невелики, как наши знания о таких высоких философских материях, как время и детерминизм. А решения приходится принимать не просто в изменяющейся обстановке, а в обстановке изменяющихся правил. И никто не может позволить себе игнорировать риск. Риск - это проявление фундаментального свойства природы.
Все люди и фирмы управляют риском, хотя многие не осознают этого. Каждый день по ходу жизни мы принимаем рискованные решения. И у каждого свой ответ. Отношение к риску у каждого своё, зависящее от его уникальных сегодняшних обстоятельств и планов на будущее.Это отношение зависит от бизнеса фирмы, характера личности её руководителя и даже страны. Управление риском - это идея не XXI и даже не XIX в.в. Пророки и гадатели Древнего Рима и Древнего Китая глубоко и подробно разработали методики управления риском на основе гадания. Можно иронизировать по этому повод, но мы не знаем этих методик, хотя многие из них сыграли свою роль в историческом развитии человечества и оказали влияние на принятие чрезвычайно важных решений. Революционное осознание того, что будущее зависит не только от Бога, не так уж старо - это произошло около 350 лет назад. С тех пор инструменты прогнозирования вроде различных видов гадания, жертвоприношения, танцев змей, полётов птиц и т. д. стали отходить в прошлое. Со временем появились более современные инструменты организации и интерпретации информации. И сейчас практически все инструменты управления рисками коренятся в столетии между 1654 и 1754 г.г.
Начиная примерно с 1980 г. интерес к проблематике опасности и риска стал быстро расти и принимать очертания особой науки. Идеи, открытия и разработки немногих талантливых теоретиков этой науки позволили другим, может быть, менее талантливым, но более практичным и смелым людям развивать многие стороны жизни, принимая на себя больше рисков, чем это было бы, не будь хорошо обоснованных теорий. Теория рисков продолжает быстро развиваться. Развитие теоретических исследований риска вместе с практическими потребностями и предпринимательской изобретательностью привело к развитию целой рыночной инфраструктуры услуг по манипулированию рисками.
Потребность в повышении эффективности управления фирмами требует развития представлений о рисках организаций. Сами риски представляют собой многомерный и многоаспектный объект. И внешние, и внутренние источники могут производить серьёзнейший риск неспособности руководства фирмы выполнять принятую общую стратегию.
Любая фирма живёт до тех пор, пока она развивается. Сознательное или бессознательное развитие фирмы ведёт к изменению её рискового профиля. Управление рисками так или иначе сопровождает это развитие. Управление рисками должно обеспечить условия для выполнения решений, обеспечивая целесообразную границу между внутренней и внешней средой фирмы.
Без знаний о риске многие достижения современной рыночной цивилизации просто невозможны. Иначе говоря, без понимания возможностей влияния на будущее и без практической реализации этих возможностей бизнес и даже вся индустриальная цивилизация вряд ли были бы возможны.
Успех фирмы сильно зависит от обладания информацией. В современном индустриальном обществе информация становится фактором силы, а в управлении рисками - даже функцией выживания.
Цель курсовой работы - выявить возможные механизмы защиты и управления рисками.
Задачи курсовой работы - обосновать определение риска, раскрыть суть рисков, описать маркетинговые инструменты управления рисками, показать пример их применение на практике.
Объектом исследования является маркетинговая информационная среда фирмы.
Предметом исследования - риски маркетинговой информационной среды , управление и защита от них.
Методы исследования - анализ учебной и периодической литературы, статистический, нормативный.
При написании курсовой работы была использована учебная и периодическая литература. Использованная литература появилась в печати сравнительно недавно. К сожалению, количество публикаций о рисках на русском языке исчисляется лишь штуками в год , а периодика ограничивается парой журналов. Наука об управлении рисками появилась в России не так давно, но многие уже осознали её важность, т. к. в последние пару лет разговоры вокруг управления риском в России постоянно активизируются.
1. Теоретическое обоснование рисков
1.1 Сущность рисков
В рамках функции управления маркетингом особое место занимает проблема управления рисками. В условиях рыночных отношений, конкуренции и возникновения непредсказуемых ситуаций в производственно-коммерческой деятельности невозможно обойтись без рисков.
Задача маркетинговой службы предприятия состоит в том, чтобы в рамках основной хозяйственной деятельности минимизировать предпринимательские риски, вести дела в таких стратегических хозяйственных зонах, с такими товарами и такими методами, которые позволяют получать определенные гарантии от коммерческих просчетов и провалов за счет грамотного, профессионального управления предприятием или путем разумного страхования от возможных рисков в системах государственного страхования предпринимательской деятельности.
Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества.
Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток), нулевой, положительный (выигрыш, выгода, прибыль).
Риском можно управлять, т.е. использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.
Эффективность организации управления риском во многом определяется классификацией риска.
Под классификацией риска следует понимать распределение риска на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей.[1,с.66]
Научно обоснованная классификация риска позволяет четко определить место каждого риска в их общей системе. Она создает возможности для эффективного применения соответствующих методов и приемов управления риском. Каждому риску соответствует своя система приемов управления риском.
В зависимости от возможного результата (рискового события) риски можно разделить на две большие группы: чистые и спекулятивные.
Чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. К этим рискам относятся: природно-естественные, геологические, политические, транспортные и часть коммерческих рисков (имущественные, производственные, торговые).
К природно-естественным рискам относятся риски, связанные с проявлениями стихийных сил природы: землетрясение, наводнение, буря, пожар, эпидемия и т.п.
Экологические риски — это риски, связанные с загрязнением окружающей среды.
Политические риски связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства. Политические риски возникают при нарушении условий производственно-торгового процесса по причинам, непосредственно не зависящим от хозяйственного субъекта.
К политическим рискам относятся:
* невозможность осуществления хозяйственной деятельности вследствие военных действий, революции, обострения внутриполитической ситуации в стране, национализации, отказа нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства и т.п.;
* введение отсрочки (моратория) на внешние платежи на определенный срок ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств (забастовка, война и т.п.);
* неблагоприятное изменение налогового законодательства;
* запрет или ограничение конверсии национальной валюты в валюту платежа. В этом случае обязательство перед экспертами может быть выполнено в национальной валюте, имеющей ограниченную сферу применения.
Транспортные риски - это риски, связанные с перевозками грузов транспортом: автомобильным, морским, речным, железнодорожным, самолетами и др.
Коммерческие риски представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Они означают неопределенность результатов от данной коммерческой сделки. По структурному признаку коммерческие риски делятся на имущественные, производственные, торговые, финансовые.
Имущественные риски - это риски, связанные с вероятностью потерь имущества предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и технологической систем и т.п.
Производственные риски - риски, связанные с убытком от остановки производства вследствие воздействия различных факторов и прежде всего с гибелью или повреждением основных и оборотных фондов (оборудование, сырье, транспорт и т.п.), а также риски, связанные с внедрением в производство новой техники и технологии.
Торговые риски представляют собой риски, связанные с убытком по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, непоставки товара и т.п.
Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата. К этим рискам относятся финансовые риски, являющиеся частью коммерческих рисков.[1,с.68]
Финансовые риски связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов (т.е. денежных средств).
Финансовые риски подразделяются на два вида: риски, связанные с покупательной способностью денег, и риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски).
К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся инфляционные, валютные и дефляционные риски, риски ликвидности.
Инфляция означает обесценение денег и, естественно, рост цен. Дефляция - это процесс, обратный инфляции, выражается в снижении цен и соответственно в увеличении покупательной способности денег.
Инфляционный риск - это риск того, что при росте инфляции получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной способности быстрее, чем растут. В таких условиях предприниматель несет реальные потери.
Дефляционный риск - - это риск того, что при росте дефляции происходит падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение доходов.
Валютные риски представляют собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций.
Риски ликвидности - это риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости.
Инвестиционные риски включают в себя следующие подвиды рисков: риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риск финансовых потерь.
Риск упущенной выгоды - это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (например, страхования, хеджирования, инвестирования и т.п.).
Риск снижения доходности может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, вкладам и кредитам.
Портфельные инвестиции связаны с формированием инвестиционного портфеля и представляют собой приобретение ценных бумаг и других активов. Термин "портфельный" происходит от итальянского "portofogio" и означает совокупность ценных бумаг, которые имеются у инвестора.
Риск снижения доходности включает следующие разновидности: процентные риски и кредитные риски.
К процентным рискам относится опасность потерь комическими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными институтами, селинговыми компаниями в результате повышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлечённым средствам, над ставками по представленным кредитам. К процентным рискам относятся также риски потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок на рынке по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам.
Рост рыночной ставки процента ведет к понижению курсовой стоимости ценных бумаг, особенно облигаций с фиксированным процентом. При повышении процента может начаться также массовый сброс ценных бумаг, эмитированных под более низкие фиксированные проценты и по условиям выпуска досрочно принимаемых обратно эмитентом. Процентный риск несет инвестор, вложивший средства в среднесрочные ценные бумаги с фиксированным процентом при текущем повышении среднерыночного процента в сравнении с фиксированным уровнем. Иными словами, инвестор мог бы получить прирост доходов за счет повышения процента, но не может высвободить свои средства, вложенные на указанных выше условиях.
Процентный риск несет эмитент, выпускающий в обращение среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги с фиксированным процентом при текущем понижении среднерыночного процента в сравнении с фиксированным уровнем. Иначе говоря, эмитент мог бы привлекать средства с рынка под более низкий процент.
Этот вид риска при быстром росте процентных ставок в условиях инфляции имеет значение и для краткосрочных ценных бумаг.
Кредитный риск - опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору. К кредитному риску относится также риск такого события, при котором эмитент, выпустивший долговые ценные бумаги, окажется не в состоянии выплачивать проценты по ним или основную сумму долга.
Кредитный риск может быть также разновидностью ри сков прямых финансовых потерь.
Риски прямых финансовых потерь включают следующие разновидности: биржевой риск, селективный риск, риск банкротства, а также кредитный риск.
Биржевые риски представляют собой опасность потерь от биржевых сделок. К этим рискам относятся риск неплатежа по коммерческим сделкам, риск неплатежа комиссионного вознаграждения брокерской фирмы и т.п.
Селективные риски (лат. selektio - - выбор, отбор) -это риск неправильного выбора видов вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля.
Риск банкротства представляет собой опасность в результате неправильного выбора вложения капитала, полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособности его рассчитываться по взятым на себя обязательствам.[1,с.70]
Темпы и направления технологического процесса создают для людей и организаций и новые возможности, и новые угрозы риск. Скорость технологических перемен в разные отраслях разная. В электронике, например, она довольно стабильна и высока, но относительно редкие колебания довольно сильны. В мебельной промышленности всё спокойнее и медленнее. Но какими бы они ни были, новые технологии могут осчастливить одних и обездолить других. Здесь же важно лишь отметить, что просмотреть назревший технологический переход в своей отрасли это не риск, это катастрофа и для малого бизнеса, и для огромного.