скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Направления единой государственной денежно-кредитной политики

Во-первых, рассмотрена ситуация, когда внешнеэкономические условия для России в 2004 году окажутся значительно хуже, чем это ожидается в рамках консервативного (первого) варианта прогноза, и среднегодовая цена на нефть будет соответствовать уровню 1994- 1995 годов (15-16 долларов США за баррель). В этом случае стоимостные объемы экспорта снизятся примерно на 26 млрд. долларов США по сравнению с 2003 годом. Сальдо счета текущих операций платежного баланса существенно уменьшится до 3-4 млрд. долларов США. В сочетании с высокими процентными ставками на мировых финансовых рынках резкое сокращение выручки от экспорта существенно ухудшит перспективы экономического роста. Сокращение доходов предприятий-экспортеров и удорожание заимствований может привести к снижению инвестиционной активности и замедлению темпов роста инвестиций в основной капитал. Кроме того, снижение темпов роста доходов населения негативно скажется на динамике совокупного спроса в экономике.

Доходы бюджета могут существенно уменьшиться относительно варианта, принятого в расчетах к бюджету, за счет сокращения поступлений налога на добычу полезных ископаемых, налога на прибыль и снижения поступлений от экспортных пошлин. В этих условиях расходы бюджета могут значительно превысить его доходы. Возникающие проблемы с исполнением федерального бюджета приведут к увеличению внутренних заимствований и, соответственно, росту ставок на рынке государственного долга, что снизит привлекательность инвестиций в сектор нефинансовых предприятий. Вследствие снижения поступления иностранной валюты как по счету текущих операций, так и по счету операций с капиталом и финансовыми инструментами усилится негативное давление на валютный курс, возрастут инфляционные ожидания. Высокие процентные ставки на мировых финансовых рынках наряду с ожиданиями обесценения рубля могут привести к усилению оттока капитала из страны. Для сдерживания возможного резкого ослабления валютного курса, которое негативно отражается на динамике потребительских цен и формировании инфляционных ожиданий, Банк России может продать часть официальных золотовалютных резервов. В целом за год по этому сценарию возможно уменьшение золотовалютных резервов примерно на 8 млрд. долларов США, что не является критическим с точки зрения состояния платежного баланса.

Далее также рассмотрена ситуация, когда, напротив, мировые цены на нефть сложатся на более высоком уровне, чем это ожидается в рамках оптимистического варианта прогноза (свыше 26 долларов за баррель), а мировые процентные ставки сохранятся на низком уровне. Это будет способствовать более интенсивному росту доходов секторов экономики и расширению внутренних и внешних источников финансирования инвестиций, прежде всего за счет роста доходов предприятий топливных отраслей и притока иностранного капитала. Рост доходов населения будет способствовать росту инвестиционной активности в жилищном строительстве и сфере рыночных услуг. В условиях увеличения доходов расширятся возможности роста потребления. Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура позволит сохранить значительное по величине положительное сальдо текущего счета платежного баланса. Увеличение экспорта наряду с притоком иностранного капитала будет оказывать давление в сторону более существенного укрепления рубля. В целом за 2004 год по этому сценарию можно ожидать прироста золотовалютных резервов примерно на 18 млрд. долларов США, то есть немногим более ожидаемого в текущем году.

Изменение параметров денежной программы и порядок использования инструментов денежно-кредитной политики при реализации денежно-кредитной политики Банком России в рамках этих вариантов рассмотрены ниже.

III.2. ОЦЕНКА СПРОСА НА ДЕНЬГИ В 2004 ГОДУ

Сложность количественной оценки спроса на деньги в последние годы в значительной степени обусловливается неустойчивостью формирующихся в настоящее время тенденций в развитии как российской, так и мировой экономики. В первую очередь сюда относятся неопределенность состояния внешнеэкономической конъюнктуры на основные товары российского экспорта и движения обменных курсов валют на мировых рынках, отсутствие стабильных соотношений в структуре денежной массы, неустойчивость предпочтений в отношении форм сбережений, сохраняющееся пока определенное недоверие к проводимой экономической политике и ряд других. Тем не менее анализ состояния ряда макроэкономических индикаторов в послекризисные годы с определенной степенью вероятности позволяет выделить основополагающие факторы, влияние которых на формирование спроса на деньги было более или менее устойчивым. Факторами, способствующими увеличению спроса на деньги в последние годы, были рост российской экономики и процесс ее монетизации, снижение инфляции и инфляционных ожиданий, увеличение склонности домашних хозяйств к сбережению в национальной валюте, рост доверия к банковской системе.

На протяжении последних двух лет наблюдался процесс повышения степени монетизации расчетов. Однако в этот период доля расчетов денежными средствами в объеме всей оплаченной продукции приблизилась к естественному пределу - нормальному с точки зрения мировой практики уровню, что свидетельствует о снижении влияния этого фактора на спрос на деньги. Интенсивный рост доходов домашних хозяйств, снижение инфляции и инфляционных ожиданий способствовали увеличению организованных сбережений населения на длинные сроки (максимальный прирост за январь-сентябрь текущего года пришелся на вклады населения сроком свыше года). Рост удельного веса "длинных денег" в структуре денежной массы способствовал снижению скорости обращения. Есть все основания предполагать, что действие этой тенденции в 2004 году в целом продолжится, хотя интенсивность снижения скорости обращения будет различной в зависимости от сценария.

Увеличение организованных сбережений населения также зависит от динамики обменного курса рубля и его покупательной способности. Постепенное укрепление рубля способствует росту привлекательности активов, номинированных в рублях, причем чем дольше наблюдается эта объективная тенденция, тем быстрее растут депозиты в национальной валюте и их срочность. Оба сценария, рассмотренные для 2004 года, предполагают сохранение тенденции к укреплению рубля в реальном выражении. Поэтому можно ожидать дальнейшего роста доли организованных сбережений, номинированных в рублях. В целом, в 2004 году можно ожидать продолжения тенденции снижения скорости обращения денег, как и в предыдущие годы.

С учетом анализа влияния всех вышеуказанных факторов и тенденций в соответствии с макроэкономическими целями и прогнозами, по оценкам Банка России, наиболее вероятный интервал увеличения спроса на деньги (по агрегату М2) с учетом планируемой инфляции в 2004 году может составить 19 - 25%.


IV. ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2004 ГОДУ

 

IV.1. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2004 ГОДУ

Банк России, исходя из предварительных расчетов состояния платежного баланса страны и проекта бюджета на 2004 год, считает возможным принять в качестве цели денежно-кредитной политики на 2004 год ограничение прироста потребительских цен в пределах 8 - 10% в расчете декабрь 2004 года к декабрю 2003 года.

Поставленной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует уровень базовой инфляции 7-8%. На формирование общего уровня инфляции окажет влияние динамика тарифов на услуги населению, включая услуги жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи, параметры регулирования по которым устанавливаются на федеральном и региональном уровнях.

Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2004 год будут регулироваться в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2003 года N 516 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию".

Для контроля за соответствием проводимой денежно-кредитной политики поставленной цели по уровню инфляции Банк России разрабатывает денежную программу.

 

IV.2. ДЕНЕЖНАЯ ПРОГРАММА НА 2004 ГОД

Денежная программа разрабатывается в увязке с проектом федерального бюджета и прогнозом платежного баланса страны на предстоящий год исходя из ожидаемых темпов роста ВВП и целевого показателя инфляции.

Во взаимосвязанную систему проектируемых индикаторов, представленных в денежной программе, входят показатели денежной базы, оцененной в соответствии с прогнозируемой динамикой спроса на деньги, и основные источники ее формирования:

- чистые международные резервы органов денежно-кредитного регулирования;

- чистые внутренние активы органов денежно-кредитного регулирования, включая чистый кредит расширенному правительству и чистый кредит банкам.

Показатели проекта денежной программы на 2004 год представлены в двух вариантах, составленных исходя из основных сценариев социально-экономического развития Российской Федерации, рассмотренных выше. Вариантный прогноз платежного баланса разработан с учетом прогнозируемой динамики цен на мировых товарных рынках, объемов иностранных инвестиций, потоков частного капитала и динамики обменного курса российского рубля по отношению к доллару. Параметры денежной программы в части кредита федеральному правительству приняты с учетом проекта федерального бюджета на 2004 год, подготовленного Минфином России.


ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИНФЛЯЦИИ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ (%)

  Сентябрь 2002 года к сентябрю 2001 года   Декабрь 2002 года к декабрю 2001 года  Сентябрь 2003 года к сентябрю 2002 года   Декабрь 2003 года к декабрю 2002 года  Декабрь 2004 года к декабрю 2003 года 
отчет  оценка  прогноз 
Прирост потребительских цен  14,9   15,1   13,3   12   8-10  
В том числе :           
- прирост цен и тарифов на товары и услуги, входящие в расчет БИПЦ  10,6    10,2    10,7    10,3 - 10,9   7-8   
- прирост цен и тарифов на товары и услуги, не входящие в расчет БИПЦ  35,4    38,0    24,2       
В том числе:           
- прирост цен на плодоовощную продукцию  27,7   33,3   11,5      
- прирост регулируемых цен и тарифов на платные услуги*  39,3    40,6    29,0       

* Оценка Банка России.

Как показывают расчеты, основными факторами, влияющими на формирование базовой инфляции в российской экономике в современных условиях, являются динамика денежно-кредитных показателей и валютного курса. При этом реальное укрепление валютного курса рубля оказывает сдерживающее влияние на рост потребительских цен, позволяя отчасти нивелировать влияние роста денежного предложения.

Несмотря на ожидаемое дальнейшее укрепление рубля в реальном выражении, для достижения целей по инфляции потребуется определенное ужесточение денежно-кредитной политики. Предварительные расчеты показывают, что для достижения цели по инфляции на 2004 год на уровне 8-10% (декабрь к декабрю) годовые темпы прироста денежной базы в узком определении должны составить 18-23% в зависимости от сценарных вариантов.

В первом варианте денежной программы источниками роста денежного предложения со стороны органов денежно-кредитного регулирования являются увеличение чистых международных резервов на 131 млрд. рублей и чистых внутренних активов на 103 млрд. рублей. Основные характеристики проекта федерального бюджета на 2004 год, соответствующие первому варианту, оценены исходя из предположения о том, что при среднегодовой цене нефти марки "Юралс" 20 долларов за баррель достигается сбалансированность доходов и расходов федерального бюджета. Это означает, что при учитываемой в первом сценарии цене 18,5 доллара за баррель федеральный бюджет может быть сведен с дефицитом, величина которого оценивается Банком России в 0,5% ВВП. Исходя из этого в проекте денежной программы по данному варианту предусмотрено сокращение остатков средств федерального правительства на счетах в Банке России на сумму порядка 80 млрд. рублей. Оставшаяся часть прироста чистых внутренних активов обеспечивается операциями Банка России. Часть прироста денежного предложения связана с интервенциями Банка России на внутреннем валютном рынке.

Условия первого варианта определяют сокращение темпов роста денежного предложения, что может привести к снижению уровня банковской ликвидности. При возникновении потребности в ликвидности предусмотрено, что банки могут использовать средства, которые сформировались в 2003 году за счет депозитных операций и аукционов биржевого модифицированного РЕПО. Кроме того, Банк России готов проводить операции по рефинансированию банков по рыночным ставкам (объем которого может составить порядка 20 - 25 млрд. рублей).


ПОКАЗАТЕЛИ ДЕНЕЖНОЙ ПРОГРАММЫ НА 2004 ГОД (МЛРД. РУБЛЕЙ)*

  1.01.04  1.01.05 
оценка  I вариант  II вариант 
Денежная база (узкое определение)  1320  1554  1624 
- наличные деньги в обращении (вне Банка России)  1142   1335   1393  
- обязательные резервы  178  219  230 
Чистые международные резервы  1894  2025  2349 
- валовые международные резервные активы Банка России и Правительства Российской Федерации  2044    2127    2451   
- международные резервные обязательства Правительства Российской Федерации  150    102    102   
Чистые внутренние активы  -574  -471  -726 
Чистый кредит расширенному правительству  -41   13   -191  
- чистый кредит федеральному правительству  19   53   -131  
- остатки средств на счетах субъектов Российской Федерации, местных органов власти и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации  -60      -40      -60     
Чистый кредит банкам  -271  -216  -254 
- валовый кредит банкам  20  43  32 
- корреспондентские счета кредитных организаций, депозиты банков в Банке России и другие инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности  -291      -259      -286     
Прочие чистые неклассифицированные активы  -262   -268   -281  

* Показатели программы, рассчитываемые по фиксированному обменному курсу, определены исходя из официального курса рубля на начало 2003 года.

Во втором варианте денежной программы основным источником денежного предложения станет рост чистых международных резервов на 455 млрд. рублей, что с учетом ожидаемой динамики чистых внутренних активов будет в основном соответствовать формирующимся тенденциям со стороны спроса на деньги. Как показывает прогноз спроса на деньги, существенных усилий со стороны органов денежно-кредитного регулирования по дополнительной стерилизации ликвидности для достижения поставленных целей в рамках этого варианта не потребуется.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.