скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Основы потребительской кооперации в РФ

Курсовая работа: Основы потребительской кооперации в РФ

Содержание

Введение. 2

Глава 1. Цель и основные направления программы стабилизации и развития потребительской кооперации РФ до 2010 года. 4

Глава 2. Направления развития новой системы кооперативного управления  8

Глава 3. Организационная структура потребительской кооперации и ее совершенствование. 16

3.1 Понятие о «хозяйственной единице» в потребительской кооперации. 16

3.2 Новый орган управления в потребительской кооперации совет. 20

3.3 Роль правления в деятельности предприятий потребительской кооперации  24

Заключение. 26

Библиографический список. 28


Введение

Длительное время (1917-1991 гг.) российская кооперация развивалась в условиях действия административно-командной модели управления. Для нее было характерным ограниченная самостоятельность кооперативов и установление важнейших плановых заданий их развития из центра, на государственном уровне. В 1992-1996 гг. после принятия Закона о потребительской кооперации 1992 г. в российской потребительской кооперации была опробована либеральная модель управления, в соответствии с которой потребительские общества получили практически ничем, кроме Закона, неограниченную самостоятельность в своей деятельности. Опыт показал, что для России не подходит ни административно-командная, ни либеральная модель управления. Поэтому в 1997 году был принят новый Закон о потребительской кооперации, в соответствии с которым формируется модель кооперативного управления, основанного на сочетании самоуправления потребительских обществ с регулирующим воздействием на их развитие кооперативных центров, т.е. союзов.

Наиболее глобальной проблемой является обеспечение целостности и управляемости потребительской кооперации как системы. От этого зависит ее экономическая мощь и авторитет в обществе. На пути решения данной задачи имеются как несомненные достижения в процессах консолидации потребительских обществ вокруг союзов и в укреплении их экономики, так и неудачи, проявляющиеся в сепаратистских тенденциях, в использовании кооперативной собственности и кооперативного имиджа в частных интересах.

В данной курсовой работе рассматривается вопросы совершенствования организационной структуры управления потребительской кооперации в соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».


Глава 1. Цель и основные направления программы стабилизации и развития потребительской кооперации РФ до 2010 года

В соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» и уставами потребительских обществ укомплектовать организации всех уровней управления кадрами руководителей и специалистов, компетентными в экономике, финансах, менеджменте (управлении), для которых интересы потребительской кооперации являются приоритетными.

Принимать меры, в соответствии с уставом потребительского общества, к освобождению руководителей организаций, длительное время работающих убыточно. При назначении председателей, членов правления, руководителей организаций и предприятий внедрять контрактную систему.

Объемы отраслей хозяйственной деятельности увеличивать до размеров, обеспечивающих безубыточную деятельность учитывая, что стабилизация и развитие потребительской кооперации зависят, в первую очередь, от взаимодействия заготовок, производства и торговли, создания заготовительно - производственно - торгового комплекса.

Систематически проводить работу по сокращению числа юридических лиц (организаций и предприятий на самостоятельном балансе), что позволит уменьшить издержки обращения, налоговые выплат, сконцентрировать для хозяйственной деятельности материальные, финансовые и трудовые ресурсы. Внедрять внутренний хозрасчет для усиления контроля за результатами труда, повышения материальной заинтересованности в увеличении объемов и улучшение качественных параметров деятельности.

Совершенствовать управление финансами (финансовый менеджмент), соблюдать режим экономии как главную задачу по преодолению убытков, сокращать кредиторскую задолженность, в первую очередь внутрисистемную, принять меры по ускорению оборачиваемости товаров, систематически отслеживать ликвидность, платежеспособность, финансовую устойчивость предприятия, осуществлять расчеты по минимизации налогов и максимизации прибыли. Увеличивать собственный оборотный капитал, использовать возможности фонда развития потребительской кооперации, привлекать на взаимовыгодных условиях средства пайщиков и некооперированного населения. [5,с.55]

Сосредоточить свободные собственные и заемные средства на уровне потребсоюзов с целью более эффективного их использования.

Развивать отрасли и виды деятельности, способные принести дополнительные доходы (торговля медикаментами, комиссионная торговля непродовольственными товарами, сельскохозяйственное производство, переработка рыбы и рыбопродуктов, мукомольное производство, бытовые и производственные услуги).

Укреплять сотрудничество с органами местного самоуправления, банками, страховыми обществами, налоговыми службами, пенсионным фондом, почтовыми отделениями на договорной основе, защищая экономические интересы потребительской кооперации.

Совершенствовать механизм товарного кредитования пайщиков (отпуск товаров под запись в амбарных книгах), применять другой механизм поддержки пайщиков: выдачу товаров на договорной основе с указанием в договоре, какие товары сдаст пайщик, по какой цене, на какую сумму; на какую сумму кооператив выдаст ему продукты питания и другие товары; в какие сроки будет производиться сверка взаимных расчетов.

Разработать и осуществить программу социального управления, предусмотреть в ней меры повышения экономического участия пайщиков, увеличения их численности, формы кооперативных выплат, механизм отслеживания покупок пайщикам (паевая книжка, ведомость учета покупок и т.д.).

Внедрить экспертизу правомерности отчуждения объектов собственности для их возврата системе, определить перечень объектов недвижимого неделимого имущества, имеющего решающее значение для обеспечения стабильности организации, которое не может быть реализовано без решения общего собрания пайщиков, разработать механизм повышения эффективности использования материально -технической базы.

В областных (краевых, республиканских) потребсоюзах создать юридические консультационные отделы, которые могли бы функционировать на внутреннем хозрасчете, оказывая платные услуги на сторону в дополнение к консультационным услугам в системе. Оснастить такие отделы компьютерами, иметь современные программы, отслеживающие все изменения в нормативных актах, касающиеся отраслей деятельности потребительской кооперации.

По такому же принципу самостоятельно или в составе юридического консультационного отдела (или финансово - экономического управления) можно иметь специалиста по налогам и налогообложению для отслеживания всех изменений и своевременного принудительного оповещения потребсоюзов и потребительских обществ о всех изменениях налогов и налогообложения, о технологии их отражения в учете и отчетности, о возможностях уменьшения налогооблагаемой базы и т.д. Эта служба могла бы существовать на внутреннем хозрасчете, иметь возможность стимулировать своих работников и приносить доход потребительскому союзу.

Целесообразно иметь в областных (краевых, республиканских) потребсоюзах аудиторскую службу, ориентированную и на систему, и на сторонних клиентов. Основная функция такой службы - аудиторские проверки организаций потребительской кооперации в соответствии со статьей 26.2 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ». Аудиторская служба могла бы функционировать на внутреннем хозрасчете, обеспечивая оплату своих работников и доходы потребсоюзу, ее учредившему.

Одним из направлений является развитие и внедрение маркетинга. Он включает в себя совокупность методов и приемов, используя которые организация удовлетворяет нужды потребителей и получает доходы. В новых условиях конкуренции эффективность работы любой организации определяется активностью и опытностью в изучении рынка и использовании его результатов.

Маркетинговая деятельность в потребительской кооперации должна обеспечить изучение спроса на товары и услуги; формирование потребностей; проведение активной товарной политики; активизацию сбыта товаров и услуг; рекламу и стимулирование продажи товаров [3,с.89].


Глава 2. Направления развития новой системы кооперативного управления

Новая модель кооперативного управления ориентирует на усиление управленческого (регулирующего) воздействия союзов на развитие потребительских обществ. Недостаточно сводить это воздействие только к контролю и административным мерам. Союзы по отношению к потребительским обществам должны осуществлять программирующую, координирующую, консолидирующую, инициирующую, консультирующую и контролирующую функции. Для реализации этих функций целесообразно создать при каждом областном, краевом, республиканском союзе общественный совет (или группу) консультантов из преподавателей кооперативных вузов (их филиалов), техникумов и других образовательных учреждений.

К настоящему времени в России созданы основы новой системы кооперативного управления. Разработана Программа стабилизации и развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2010 года.

Реформируется организационная структура в направлении обеспечения большей управляемости, устойчивости и усиления конкурентоспособности потребительских обществ. Развиваются горизонтальные (договорные) и вертикальные (иерархические) связи между потребительскими обществами и союзами. Созданы представительные органы самоуправления пайщиков советы потребительских обществ и их союзов. Укрепляются органы профессионального управления — правления. Меняется структура аппарата управления, особенно в союзах, где повышается доля специалистов по информационным технологиям, маркетингу, налоговому планированию, аудиту, управлению недвижимостью, работников юридической службы. [6,с.20]

Все это позитивные тенденции. Однако имеются и негативные изменения. К ним относятся неоправданный отказ от планирования, свертывание организационно-кооперативной работы, ликвидация в ряде потребсоюзов ревизионных служб.

Благодаря инициативе Центросоюза в управлении потребительской кооперации России за последние годы повысилась роль научного консультирования. Преподавателями Московского, Белгородского и Сибирского университетов потребительской кооперации обследована и проанализирована деятельность нескольких десятков кооперативных организаций, разработаны рекомендации по совершенствованию их деятельности, проведена учеба специалистов и руководителей по антикризисному управлению. Внедряется стратегический подход в управлении. Создан стратегический альянс потребительской кооперации с другими видами кооперации (АКОР). Меняется система мотивации кадров управления, их труд начинает увязываться с конкретными доходами, получаемыми кооперативными организациями и предприятиями.

Новая система кооперативного управления дает положительные результаты, но они пока проявились не во всех, а лишь в отдельных кооперативных организациях. Поэтому необходимо продолжить развитие системы управления в следующих направлениях:

реструктуризации кооперативных организаций и предприятий, перевода их на единый баланс, укрепления их финансовой устойчивости;

распространения элементов рыночных отношений на отношения внутри кооперативных организаций путем расширения практики внутрихозяйственного расчета и внедрения внутрисистемных хозяйственных договоров;

уточнения разграничения функций и полномочий советов и правлений, совершенствования их взаимодействия;

усиления регулирующего управленческого воздействия союзов на деятельность потребительских обществ;

формирования профессионального аппарата управления кооперативными организациями, включающего специалистов по планированию, маркетингу, производству, заготовкам, коммерции, финансам, информационным технологиям, праву, связям с пайщиками, общественностью, местными и федеральными органами власти;

осуществления мер по антикризисному управлению в целях обеспечения финансовой устойчивости кооперативных организаций и предприятий и предупреждения их банкротства;

повышения ответственности и мотивации работников потребительской кооперации в направлении более тесной увязки результатов их труда с доходами, получаемыми кооперативными организациями и предприятиями [2,с.8].

Суть развития организационных форм и моделей потребительского кооператива состоит в том, что в сельскохозяйственном производстве разные механические, биологические и экономические процессы и операции имеют свои оптимальные режимы и размеры. Например, оптимальный размер потребительского кооператива совсем не должен соответствовать сбытовому или перерабатывающему кооперативу, оптимум которого зависит от разных факторов, в том числе и от степени транспортабельности разных видов сырья. Оптимум следует искать не в масштабах производства, а там, где имеет место минимальный уровень себестоимости единицы продукции, то есть где на единицу затрат получают максимум продукции. В этом и заключается социально-экономический смысл развития организационных форм потребительской кооперации. Он находит свое отражение в организационно-правовой форме предприятия, так как организационно-правовая форма выступает своеобразным посредником при передаче санкционированных государством «правил экономической игры» к его самоуправленческим началам, определенных уровнем развития производства. В то же время организационно-правовая форма - это не только способ организации и деятельности предприятия, но и мера ответственности его участников. По обязательствам предприятия - это способ обобществления средств труда, предметов труда и его результатов, это - комбинация факторов производства и механизмов управления ими. Поэтому в каждом конкретном случае построения организационных форм нужно найти оптимальный уровень кооперативных взаимоотношений между участниками кооператива и показать, как нарушение или изменение условий сотрудничества в рамках кооперации может сказаться на эффективности хозяйствования любого из участников.

Также успех организационной формы кооператива во многом зависит от того, насколько эффективно взаимодействуют три его управленческих элемента: члены кооператива - пайщики; избираемые членами кооператива демократические органы управления и их объединения (союзы); наемные работники в лице менеджеров и других сотрудников, работающие на постоянной или временной основе. Именно в таких условиях начинают максимально проявляться реальные интересы, как каждого члена кооператива, так и кооперативного объединения в целом. По нашему мнению, организационные формы потребительской кооперации выступают своеобразным механизмом согласования социально-экономических интересов пайщиков, менеджмента потребительского кооператива и его союзного формирования и экономических интересов государства. При этом социально-экономические интересы пайщиков представлены потребностью в механизмах защиты объектов кооперативной собственности и в справедливых формах распределения результатов экономической деятельности кооператива, интересы менеджмента - в возможности и наличии механизмов эффективного управления, а интересы государства — правовыми регламентациями включения системы потребительской кооперации в экономическое пространство с его налоговыми, бюджетными и другими финансовыми обязательствами. Поэтому организационная форма конкретного потребительского общества сочетает в себе два бытия - экономическое и правовое, частное и публичное, гражданское и государственное, где первые выражают сущность данного вида собственности, а вторые определяют правовые возможности и ограничения управления организованной собственностью. В этой связи принципиальный вопрос восстановления статуса первичного звена - потребительского кооператива - также важен для совершенствования организационного построения всей системы потребительской кооперации и ее управленческой структуры.

Если в других странах кооператив сразу выходит на свой национальный союз, то в России из-за огромных расстояний и множества административных единиц организационное построение потребкооперации иное, чем на Западе (рис. 1).

Рис. 1. Схема организационного построения потребительской кооперации Российской Федерации.

Под реформой предприятий потребительской кооперации в настоящей концепции понимается изменение принципов действия коммерческих организаций, направленных на их реструктуризацию, способствующую улучшению управления предприятиями, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой и реализуемой продукции, производительности труда, снижения издержек, улучшению финансово-экономических результатов деятельности, а также мер по государственной поддержке указанных изменений.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.