Курсовая работа: Особенности инфляции в странах мира
С обретением Украиной независимости и стремительным ростом инфляции возникла острая необходимость организации расчетов ИПЦ в нашей стране. В короткие сроки статистическими органами была проведена довольно сложная методическая и организационная работа, определенную помощь оказали нам и эксперты МВФ.
ИПЦ рассчитывается практически во всех странах мира, включая даже Бурунди и Соломоновы острова. Общие требования к нему определяются статьей 12 Конвенции Международной организации труда № 160 за 1985 год «О статистике труда» и более детально — еще двумя документами МОТ. В целом наши национальные ИПЦ в основном соответствуют требованиям этих международных рекомендаций.
Сводная таблица индексов цен на Украине
янв | фев | мар | апр | май | июн | июл | авг | сент | окт | ноя | дек | За год | ||||||||
2000 | 104,6 | 103,3 | 102 | 101,7 | 102,1 | 103,7 | 99,9 | 100 | 102,6 | 101,4 | 100,4 | 101,6 | 125,8 | |||||||
2001 | 101,5 | 100,6 | 100,6 | 101,5 | 100,4 | 100,6 | 98,3 | 99,8 | 100,4 | 100,2 | 100,5 | 101,6 | 106,1 | |||||||
2002 | 101 | 98,6 | 99,3 | 101,4 | 99,7 | 98,2 | 98,5 | 99,8 | 100,2 | 100,7 | 100,7 | 101,4 | 99,4 | |||||||
2003 | 101,5 | 101,1 | 101,1 | 100,7 | 100 | 100,1 | 99,9 | 98,3 | 100,6 | 101,3 | 101,9 | 101,5 | 108,2 | |||||||
2004 | 101,4 | 100,4 | 100,4 | 100,7 | 100,7 | 100,7 | 100 | 99,9 | 101,3 | 102,2 | 101,6 | 102,4 | 112,3 | |||||||
2005 | 101,7 | 101 | 101,6 | 100,7 | 100,6 | 100,6 | 100,3 | 100 | 100,4 | 100,9 | 101,2 | 100,9 | 110,3 | |||||||
2006 | 101,2 | 101,8 | 99,7 | 99,6 | 100,5 | 100,1 | 100,9 | 100 | 102 | 102,6 | 101,8 | 100,9 | 111,6 | |||||||
2007 | 100,5 | 100,6 | 100,2 | 100 | 100,6 | 102,2 | 101,4 | 100,6 | 102,2 | 102,9 | 102,2 | 102,1 | 116,6 | |||||||
2008 | 102,9 | 102,7 | 103,8 | |||||||||||||||||
В отличие от России в Украине инфляция носит галопирующий характер. И объясняется это следующими факторами:
- не взвешенная первичная эмиссия;
- структурные перекосы в материальном производстве и ценовой политике;
- затрачиваемость экономики и непродуктивные расходы отдельных производств;
- значительная разрушительность товаропродуктовой сферы и неэффективность безналичной системы расчетов;
- отрицательное сальдо внешней торговли и не контролированный экспорт;
- долларизация экономики.
Быстрое углубление инфляции от скрытой до гиперинфляции в течение 1991-1993гг., было обусловлено, с одной стороны, очень неудовлетворительной структурой производства, его низкой эффективностью, падением темпов роста, а потом и абсолютных объемов производства, а с другого наращиванием дефицита государственного бюджета с уменьшением поступления доходов и сохранением на предыдущем уровне или росте государственных расходов.
Бесспорно, вышеупомянутые растущий спрос и затраты производства являются факторами инфляции в Украине. Просто интересно посмотреть каким именно образом и на каких часовых промежутках влияли они на развитие инфляционных процессов. Наиболее высокие темпы инфляции в Украине приходятся на 1993 г., когда цены выросли за год в 102,6 раз при среднемесячном равные инфляции 47,1% (типовая гиперинфляция).
Нужно сразу же отметить, что взгляды различных экономистов на проблему развития и причин инфляции в Украине не однозначные. Одни основной причиной инфляционных процессов 1991-93 гг. называют действие внешних факторов, в частности резкий рост цен на энергоносителе (с 1991 по 1994 гг. цены на нефть выросли в 146 тыс. раз, на газ - в 64,2 тыс. раза. Внутренние украинские цены на уголь за этот период выросли в 90,7 тыс. раз).
Соответственно они считают начальной для нашей экономики была инфляция расходов, ибо периодическое опережающее повышение цен на энергоносителе было импульсом для общего роста цен и инфляции. Повышение предприятиями цен на собственную продукцию с целью покрытия растущих расходов давало толчок для дальнейшего развития инфляционных процессов. Невзирая на растущую денежную эмиссию, возникла нехватка оборотных средств предприятий для расчетов со своими поставщиками («кризис неплатежей»- по данным СБРР за 1992 г. неплатежи в Украине составляли 40% общего ВВП) по выдачи заработной платы. Сложилась типовая кумулятивная инфляционная спираль «зарплаты-цены»: рост цен ведет к увеличению расходов, которое требовало увеличения денежной массы и нового витка роста цен. Таким образом, прослеживается переплетение инфляции расходов и спроса.[22]
В странах с переходной экономикой инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычная, специфическая черта инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию в этих странах. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).
За последний год темпы инфляции в Украине снизились – в 2005 г. потребительские товары подорожали на 12% (в 2004 г. прирост цен составлял 45,2%). Столь низкой ценовой динамики никто не ожидал. Ее темпы оказались в два раза меньше запланированных. Учитывая укрепление гривны, может вообще сложиться впечатление о безупречности монетарных методов ценового регулирования. Но причины инфляции вряд ли можно объяснить исключительно монетарной политикой. К не монетарным причинам инфляции можно отнести низкий уровень конкуренции в экономике, нерентабельное потребление материалов, энергии, рабочей силы.
Нельзя снижать темп инфляции только монетарными методами. Ужесточение монетарной политики в лучшем случае может лишь вскрыть очаги проблемы.
Терапия же требует иных инструментов.
Для снижения инфляции в стране правительство Украины должно избегать двух крайностей. Во-первых, замораживания достигнутого уровня инфляции, вследствие спекуляций на институциональных проблемах и всяческого нежелания их преодолевать. Во-вторых, резкого сжатия денежной массы при низких возможностях ее неэмиссионного роста.
Стратегия же долгосрочного снижения инфляции связана преимущественно с развитием немонетарных инструментов – повышением мобильности рабочей силы, расширением сети центров профессиональной переподготовки, упрощением процедур входа предприятий на рынки и выхода из них, развитием институтов страхования и гарантий и т.д. Их становление поможет со временем оздоровить и отечественный бюджет, снизив остроту его потребности в ежегодных кредитах и отложенных долговых платежах.
Замедлению роста цен также способствует оперативное перераспределение финансовых ресурсов в пользу выпуска продукции, пользующейся повышенным спросом.
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА АНТИИНФЛЯЦИОННЫХ МЕР
Каковы бы ни были якобы «позитивные» функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, она оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных, негативных влияний.
Инфляция сужает мотивы к трудовой деятельности, ибо она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков. Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения. Негативная функция инфляции состоит также в том, что она сужает возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются, частично принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону потребления. Выпуск ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо оказывается не в состоянии «связать» деньги у населения.
Инфляция ослабляет позиции властных структур. Стремление государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях увеличения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий. Снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке, в производстве принимает нередко довольно острые формы.
Последовательное развитие и смена теоретических предпосылок антиинфляционной политики в развитых странах отражают не только меняющиеся характеристики мировой экономики и тенденции в развитии экономической мысли, но прежде всего противоречивость и недостаточную эффективность предлагаемых мер по борьбе с инфляцией. Понятно, что новый виток в развитии инфляционных процессов вызовет появление новых вариантов антиинфляционной теории. Однако уже на данном этапе у мирового сообщества сформировалось определенное отношение к обоснованию антиинфляционной политики. Эксперты ОЭСР указывают, что, разрабатывая антиинфляционную политику, нельзя базировать ее на излишне упрощенной механистической модели инфляции. В соответствии с этой точкой зрения желательно ориентироваться на многовариантный подход в определении методов борьбы с инфляцией.
Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. Чаще всего проявляется следующая закономерность - чем кризиснее ситуация, тем насущнее прямые методы воздействия правительства и Центрального банка на экономику и денежную массу, как ее составляющую.