скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Особенности домашних заданий по физическому воспитанию для учащихся общеобразовательных школ

Курсовая работа: Особенности домашних заданий по физическому воспитанию для учащихся общеобразовательных школ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Обзор литературы

1.1 Общие понятия о заданиях на дом по физическому воспитанию

1.2 Значение и особенности домашних заданий по физической культуре.

1.2.1 Особенности подготовки домашних заданий по бегу

1.3 Самоконтроль

1.3.1 Кровообращение

1.3.2 Дыхание

2 Задачи и методы исследования

3 Результаты исследования

Выводы

Перечень литературы


ВВЕДЕНИЕ

Не все дети дружат со спортом, многие ограничиваются только школьными, а затем вузовскими занятиями физкультурой. А ведь таких занятий недостаточно для достижения нормального физического развития, для воспитания таких жизненно важных качеств, как быстрота, сила, выносливость. Что можно посоветовать таким юношам и девушкам? Только одно - самостоятельные дополнительные занятия по физкультуре дома.

Затрачивая в день 30—35 мин на подготовку домашнего урока, ребята в течение года занимаются физкультурой на 180—200 ч больше, чем положено по программе.

Широкое внедрение домашних заданий в практику физического воспитания в дошкольных учреждениях, школ и вузах позволит значительно улучшить овладение государственными учебными программами, нормативными требованиями комплекса ГТО.

К сожалению, от учителей физкультуры средних школ часто приходится слышать нарекания в адрес дошкольных детских учреждений по поводу низкой физической подготовки мальчиков и девочек, поступающих в первые классы. Дети умеют хорошо читать, петь, танцевать, а вот бегать, прыгать, подтягиваться на руках, плавать их не научили.

Если бы воспитатели детсадов в содружестве с родителями уделяли физкультуре такое же внимание, как остальным предметам, то в школы приходили бы дети, имеющие значительно лучшую физическую подготовку.

Домашние задания по физкультуре считаются очень полезными. Они приносят нам бодрость, улучшают самочувствие, укрепляют здоровье. И не только это. Физические упражнения позволяют отдохнуть от умственного труда и повышают дальнейшую работоспособность.


1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ЗАДАНИЯХ НА ДОМ ПО

ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Физическое воспитание детей нельзя полностью осуществить только на уроках, так как два часа занятий в неделю не обеспечивают прочного усвоения знаний, умений и навыков в физических упражнениях.

Чтобы достичь больших успехов в овладении учебным материалом, необходима и самостоятельная работа учащихся. Одним из видов такой деятельности будет выполнение заданий дома.

Задания на дом способствуют прочному усвоению пройденного материала, содействуют воспитанию у учащихся привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями и положительно влияют на их здоровье и физическое развитие.

Кроме того, выполнение советов учителя имеет большое значение для воспитания у учащихся навыков самостоятельной работы, что очень нужно им и после окончания школы. Рекомендации могут быть общими и индивидуальными, которые даются отдельным ученикам в соответствии с их индивидуальными особенностями.

Для самостоятельных занятий можно рекомендовать: общеразвивающие упражнения, упражнения с короткой скакалкой (особенно для мальчиков, которые, как правило, хуже владеют скакалкой, чем девочки), прыжки с высоты и в высоту, метание на дальность и в цель, упражнения в лазанье и равновесии, с мячами, упражнения типа заданий, игровые упражнения и др.

Примерные задания на дом:

а) знать и уметь выполнять два первых упражнения зарядки;

б) упражняться в прыжках вдвоем с короткой скакалкой;

в) научиться отдавать рапорт;

г) научиться бросать и ловить мяч левой (правой) рукой;

д) упражняться в лазанье по канату в три приема.

Задания должны быть доступными, безопасными и посильными, но вместе с тем и в меру трудными.

Каждое задание продумывается учителем заранее, при составлении плана. Предлагается оно во время проведения урока (в связи с изучением упражнений), а в конце замятия учащимся напоминается о нем. В процессе урока задание на дом может быть изменено.

Чтобы учащиеся ясно представляли содержание задания и технику выполнения, оно должно быть подробно разъяснено. Одновременно указывается порядок и место выполнения (дома, на спортивной площадке и т. п.).

Практика заданий на дом может оправдать себя только в том случае, если учитель требует их выполнения, проводит проверку, ставит оценки. При этих условиях задания на дом станут важным фактором в успешной работе по физическому воспитанию учащихся [1-4].

1.2 ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПО

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Забота об укреплении здоровья детей — дело большой государственной важности. Вся полнота ответственности за гармоническое воспитание подрастающего поколения ложится на семью и школу. От того, как относятся к физическому воспитанию родители и школа, во многом зависит и отношение к этому предмету детей.

Если родители сами не занимались и не занимаются физкультурой и спортом, да к тому же скептически относятся к ним, им не воспитать сильного, ловкого, разносторонне физически развитого человека. Как бы хорошо ни была организована в школе работа по физическому воспитанию учащихся, без поддержки родителей она не приведет к желаемым результатам.

К сожалению, некоторые родители считают физкультуру второстепенным предметом. Порой они даже стараются под различными предлогами добиться освобождения своих детей от уроков физкультуры без достаточных к тому оснований. Одни запрещают своим детям много двигаться: можно, дескать, испортить сердце, вспотеть, простудиться. Другие в погоне за мышечной массой перекармливают детей. Такой образ жизни (малоподвижный, с усиленным питанием) влечет за собой многие заболевания. Так некоторые родители, сами того не сознавая, наносят своим детям большой вред — и не только в физическом, но и в моральном отношении.

Подрастая, дети болезненно переносят свое отставание в физическом развитии. А ведь умело используя разнообразные физические упражнения, можно не только развивать здоровых, но и лечить больных детей.

Как-то мы решили понаблюдать за детьми нашего двора, освобожденными от физкультуры в школе. Спрашиваем девочку: «А разве можно тебе так много бегать и прыгать?» За нее отвечает раскрасневшийся, со взмокшим чубом и с мячом в руках ее одноклассник, тоже освобожденный от школьных занятий по физкультуре: «Что вы! Ведь мы же не на уроке физкультуры бегаем, а играем во дворе!» [5]

А посмотрите, как ведут себя многие освобожденные от фоков физкультуры на школьных переменах. Никогда не скажете, что это дети, нуждающиеся в щадящем режиме. И слабое их здоровье в будущем — на совести тех, кто необоснованно лишает школьников обязательных укрепляющих занятий.

Мы высказали свои замечания в адрес родителей, которые недооценивают значение физической культуры. Но в том, что значительная масса учеников заканчивает среднюю школу, не получив должного физического развития, есть и вина школы. Многие руководители школ и учителя физкультуры пытаются объяснить недостатки в преподавании этого важного предмета отсутствием надлежащих спортивных баз и несовершенством школьной программы. Что касается спортивных баз, то их отсутствие действительно не может не сказаться на физической подготовленности детей. Ну, а что нужно для выработки у школьника правильной осанки? Для того, чтобы научить человека правильно ходить и четко поворачиваться в строю? Или чтобы научить девушек отжиматься 10—12 раз от гимнастической скамейки, а юношей — столько же раз подтянуться на турнике? Эти задачи посильны в самом скромном спортивном зале и даже в домашней обстановке. Но обязательны еще два важных условия: энтузиазм, творческий подход к делу преподавателей физкультуры и помощь родителей. Школьная программа по физкультуре действительно обширна, а времени на нее отводится мало — всего 70 ч в год. К тому же одному преподавателю-специалисту организовать на высоком уровне 45-минутный урок с 30—35 учениками класса очень трудно.

Поэтому для увеличения физической нагрузки школьников следует обратиться к давно проверенной и узаконенной в преподавании других предметов системе домашних заданий.

В самом деле: коль скоро домашние задания даются по всем предметам, отчего же не давать их по физкультуре? Вопрос, однако, ставится в иной плоскости: как сделать домашние задания по физкультуре системой, обязательной формой воспитания? Как ввести их в повседневную жизнь школы?

Домашние задания по физкультуре способствуют воспитанию выносливости, силы, ловкости и улучшению осанки детей. Кроме того, они благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности школьников.

Постепенно домашние задания по физкультуре прочно вошли в учебный процесс школы. Выполнение домашних заданий проверяется не выборочно, как по другим предметам, а у всех учеников. Годовые итоги по домашним заданиям подводятся на первенстве школы.

Такие соревнования проводятся в два этапа. Первый – сдача контрольных нормативов в каждом классе. Ее проводят на уроках физкультуры. Второй этап — лично командное первенство школы. Проводится оно в конце третьей четверти. Соревнования, как правило, проходят интересно, в присутствии зрителей, среди которых можно увидеть не только школьников, но и родителей [6-7].

Очень важно было подобрать упражнения, доступные для всех учеников 4—10 классов. Они должны быть простыми, не требовать значительной траты времени и специальных снарядов для выполнения. В результате поиска было выбрано 5 упражнений. Для их выполнения требуется достаточно мышечных усилий, координация движений, выдержка, выносливость. Простота упражнений дает возможность ученикам тренироваться в их выполнении в домашних условиях (с таким расчетом и подбирались упражнения).

Вот эти упражнения (приводим также оценки в баллах за их выполнение).

1. Угол в висе. Упражнение выполняется на гимнастической стенке. Из виса ученик должен поднять прямые но до прямого угла или выше.

Оценка: за каждый раз — 2 балла. Пауза между пробами — не более 1 с. Пример: за 20 раз 40 баллов.

2. Упражнение со скакалкой. Участники по сигналу судьи выполняют перескоки через скакалку в течение 30с.

Оценка: каждый перескок—0,5 балла. После 80 перескоков за каждый раз насчитывается уже 2 балла.

3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа между двумя параллельно поставленными гимнастическими скамейками, ноги на возвышенности. При сгибании рук грудь опускается ниже верхнего края скамеек.

Оценка: за каждое отжимание-1,5 балла.

Девушки выполняют это упражнение в упоре лежа на полу.

4. Подтягивание на перекладине, хватом сверху. Подтянуться надо до перехода подбородка линии перекладины и опуститься на вытянутые руки.

Оценка: за каждый раз-4 балла.

5. Прыжок в длину с места. Участник выполняет три попытки, в зачет идет лучшая.

Оценка: для юношей до 8-го класса включительно-показанный результат минус 180 см., а для юношей 9-10-х классов- минус 190 см.

Для учениц 4-10-х классов оценкой является показанный результат минус учебный норматив с оценкой «удовлетворительно» для данного класса.

Преподаватель на уроках физкультуры проверяет, как учащиеся готовят домашние задания. Выставляя текущую оценку, учитель учитывает не количество повторений того или иного упражнения, а прирост результата в сравнении с показанным в предыдущем опросе-соревновании. Это позволяет всем без исключения учащимся, даже физически слабо развитым, получать хорошую оценку. Кроме того, выставление оценки за увеличение результата стимулирует ежедневные занятия тем или иным упражнением дома. Как свидетельствует опрос, большинство учащихся дома совершенствуются в подтягивании, прыжках со скакалкой, сгибании и разгибании рук в упоре лежа.

В начале третьей четверти в классах проводятся отборочные соревнования по пятиборью в целях комплектования сборной команды для участия в соревнованиях на первенство школы. Шести лучшим многоборцам предоставляется право защищать честь своего класса. Соревнования проводятся на протяжении полутора — двух часов. Победители в отдельных видах пятиборья награждаются грамотами, абсолютный чемпион — ценным подарком, а класс переходящим кубком и большим пирогом, испеченным специально по этому случаю в школьной столовой. Впоследствии силами учеников выпускается фотомонтаж, иллюстрирующий ход соревнований [8].

Большое внимание уделяется в школе ученикам с ослабленным здоровьем Они, как правило, находятся под контролем врача и преподавателей физкультуры, регулярно получают задания на дом по физкультуре. В конце учебного года многие из них не только становятся физически здоровыми, но и порой занимают призовые места на школьных соревнованиях.

Домашние задания по физкультуре способствуют организованности детей, их занятости. Дети проявляют интерес к физическому воспитанию, а это ведет к укреплению их здоровья. Кроме того, заметно повышается интерес школьников к изучению других предметов.

Домашние задания по физкультуре подразумевают безусловное участие в этом процессе родителей.

Учителя стремятся, чтобы те упражнения, которые можно выполнять дома, выполнялись именно дома, а не на уроках физкультуры. Урок физкультуры длится 45 мин, таких уроков всего два в неделю. И целесообразно давать на уроке те упражнения, которые ребенок не в состоянии выполнить дома. Девиз учителей физической культуры: «Твой стадион — это твоя квартира, твой тренер — это твоя мама, твой папа (на начальной стадии). Домашние задания по физкультуре повышают двигательную активность учащихся, развивают физические качества (силу скорость, выносливость, прыгучесть), укрепляют организм, позволяют повторить и закрепить изучаемые упражнения». Теперь родители на собраниях в школе говорят, что благодаря своим детям сами стали заниматься физкультурой дома. Уже немало родителей выполняют вместе с детьми домашние задания по физкультуре.

В домашние задания по ОФП входят следующие упражнения:

1) подтягивание на перекладине (только мальчики);

2) отжимание от пола (только мальчики);

3) отжимание от гимнастической скамейки (только девочки);

4) поднимание ног лежа на спине;

5) приседание на правой и левой ноге;

6) прыжки со скакалкой.

Эти упражнения вовлекают основные группы мышц и отлично способствуют развитию силы, выносливости, прыгучести. Их задают абсолютно всем учащимся 1—10-х классов, и проверка выполнения домашних заданий производится ежемесячно, причем дважды в год (в декабре и мае)—в виде больших спортивных праздников, проводимых в торжественной обстановке (парад, музыка, подъем флага, выступление ветеранов спорта, директора школы). Победители соревнований, которые проводятся отдельно для каждой параллели классов, награждаются грамотами. Классы выступают в спортивной единой форме, готовят эмблемы и транспаранты. Все соревнования в школе судят только учащиеся, которые проходят соответствующий инструктаж. Судьи работают в парадной ученической форме. По школе издается приказ о проведении спортивного праздника.

Оценки за домашние задания по ОФП в общеобразовательных школах выставляются строго индивидуально, в зависимости от физического развития ученика. Главный критерий повышение результатов по сравнению с предыдущим месяцем. При демонстрации домашних заданий на уроках ученики стараются выполнить упражнения на отличную оценку и не стремятся к максимальному результату. Однако на спортивных праздниках каждому хочется показать наивысший результат, и показатели победителей иногда выглядят очень внушительно.

Как правило, у школьников нет однобокого подхода к домашнему заданию по ОФП, то есть они не стремятся к высоким результатам в одном каком-либо упражнении, а добиваются хороших показателей во всем комплексе домашних заданий.

Учителям школы установлен предел в каждом упражнении, после которого рост результатов не требуется. Вот эти пределы:

Девочки: Сгибание рук лежа в упоре на гимнастической скамейке — 40 раз. Приседание на одной ноге — 30 раз. Угол на гимнастической стенке — 30 раз. Прыжки со скакалкой — 600 раз.

Юноши: Подтягивание — 20 раз. Приседание на одной ноге — 40 раз. Угол на гимнастической стенке — 40 раз. Прыжки со скакалкой—1000 раз. Сгибание рук в упоре лежа на гимнастической скамейке — 50 раз.

О необходимости выполнения домашних заданий говорится на родительских лекториях, где выступают директор школы и учителя физкультуры. С родителями и учениками ведутся индивидуальные беседы, о чем делается запись в журнале. Фотографии чемпионов по домашним заданиям помещены на стенде в школьном музее. Тут же имеются стенды «Советы родителям», «Стадион на дому», «Чемпионы растут дома».

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.