скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Правовое воспитание детей с противоправным поведением

Курсовая работа: Правовое воспитание детей с противоправным поведением

Содержание

Введение

Глава 1. Противоправное поведение школьников как социально- педагогическая проблема школьников

1.1.Понятие, виды противоправного поведения школьников

1.2. Мотивы противоправного поведения несовершеннолетних

1.3. Правовое воспитание школьников как средство коррекции

Глава 2. Формирование правосознания у подростков - правонарушителей

2.1Социально психологические проблемы формирования правосознания  у подростков

2.2.Правовое воспитание в школе

   Заключение

Литература

Приложение


Введение

В последние годы наблюдается рост и ужесточение преступности среди детей. Дети становятся реальной угрозой здоровью, безопасности, жизни людей.

Все мы согласны с тем, что детская пре­ступность — одна из острейших проблем се­годняшнего дня. Уверенно идет процесс омо­ложения правонарушителей. Растет среди них число девочек, увеличивается количество тяжких преступлений. Мы согласны с тем, что необходимо что-то делать. Надо только решить, что именно.

Федеральное правительство и местные власти, школы, милиция, общественность стараются принять меры, способные повли­ять на решение этой проблемы. На разных ступенях государственной и общественной лестниц идут дебаты по поводу детской пре­ступности.

В настоящее время в Российской педагогической науке содержание правового образо­вания школьников определяет­ся с учетом тех коренных изменений, которые происходят в России.

Данный подход, детерминирован­ный новыми социальными и социаль­но-педагогическими условиями в Рос­сии и в российском образовании, опре­деляет особую значимость решения за­дачи, развития, системы правового об­разования населения, условия станов­ления правовой культуры граждан. Ре­шение этой насущной социально-педа­гогической задачи следует начинать со школьного возраста, создавая в школе целостную систему правового образо­вания и нравственного правового вос­питания, которое охватывало бы все возрастные группы учащихся.

Школьники с противоправным поведением имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно-право­вой культуры

Круг же вопросов, связанных с право­вым образованием подростков с противоправным поведением, необходимость построения особого пространства сферы в рамках специальных образовательных учреждений практически в исследова­тельских и научно-методических рабо­тах  изучены недостаточно.

В то же время объективно существу­ет определенное противоречие между растущей общественной потребностью и недостаточной изученностью содер­жания и технологии правового воспита­ния в системе специального образова­ния лиц с отклонениями в поведении.

В целях разрешения данного проти­воречия необходимо создание педаго­гических условий, обеспечивающих преобразование правового простран­ства развития личности учащихся в школах для формирова­ния их правосознания с учетом по­требности социально-экономического развития современного российского общества и реализации личностного подхода в формировании гражданина правового государства.

Таким образом, возрастающая акту­альность, теоретическая и практичес­кая значимость, недостаточная разра­ботанность указанного педагогическо­го направления и наличие в нем проти­воречий определили выбор темы и на­правления нашего исследования.

Цель: правовое воспитание детей с противоправным поведением.

Задачи нашего исследования :

проанализировать научно-педаго­гическую и методическую литературу по проблемам правового воспитания школьников,

выявить спе­цифику правового воспитания учащих­ся несовершеннолетних с противоправным поведением;

определить и экспериментально обосновать социально - педагогические условия по­вышения эффективности правового воспитания подростков с отклонением в поведении;

на основе результатов исследования разработать научно-практические ре­комендации по совершенствованию правового воспитания старших школь­ников с противоправным поведением.

Предмет исследования подростки с противоправным поведением.

Объект – методы правого воспитания несовершеннолетних.

Гипотеза исследования заключается в том, что многие преступления подростки совершают неосознанно, а если они будут знать какие последствия могут после этого наступить, то навряд ли захотят сделать какое – нибудь правонарушение Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способ­ствуют развитию социальной активности граждан, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, опре­делять грань между дозволенным и запрещенным, выби­рать законные пути и средства защиты личных прав и интересов.

К настоящему времени в науке на­коплен значительный материал, создаю­щий теоретическую базу для изучения процесса правового воспитания уча­щихся. Так, социально-педагогическая проблема становления правовой культу­ры проанализирована в работах М.И.Бо­бневой,   С.И, Григорьева, и других; реализация правового образова­ния и воспитания в учебно-воспитатель­ной практике рассматривалась в иссле­дованиях Е.В.Змановской Л.Т. Дулиновой; формирование со­циально-правового опыта в целостном педагогическом процессе отражено в работах В.М.Обуховой.

Для выявления основных факторов правового воспитания как педагогичес­кого процесса большое значение имеют теоретические положения и выводы, со­держащиеся в работах  А.С. Бланкова Б.С. Гершунского, В.Н. Гурова.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1. Противоправное поведение школьников как социально- педагогическая проблема школьников

1.1.Понятие, виды, и мотивы  противоправного поведения школьников

Как сказано в юридической энциклопедии, право — это совокупность установленных или сан­кционированных государством общеобязательных пра­вил поведения (норм), соблюдение которых обеспечива­ется мерами государственного воздействия[21,121].

А в учебнике Конституционного права говорится, что   современном обществе сфера действия права охва­тывает, прежде всего, область производства и распреде­ления материальных и культурных благ; право закреп­ляет существующие отношения собственности и высту­пает как регулятор меры и форм распределения труда и продуктов между членами общества. Право закрепляет также формы государственного устройства, регламенти­рует организацию и деятельность государственного ме­ханизма, определяет правовое положение граждан. На­конец, право устанавливает меры борьбы против посяга­тельств на государственный строй и существующие об­щественные отношения.

Наличие в обществе права означает, что весьма об­ширный круг общественных отношений принял харак­тер правоотношений, т. е. таких отношений, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей. При этом нормы права являются идеаль­ными прообразами тех общих правил поведения людей, которые утверждаются законодательством того или ино­го государства в качестве должных и наиболее целесообразных для нормального функционирования данного об­щества и его членов[22, 163].

 В УК РФ сказано, что противоправные действия детей до 14 лет не влекут за собой для них уголовную ответственность. Отвечают за детей родители или воспитатели. В период от 14 до 18 лет школьники судебно наказуются только за тяжелые пре­ступления, причем меры пресечения к ним применяются существенно менее строгие, чем по отношению к взрос­лым. Противоправное поведение школьников чаще всего выражается в агрессивности и присвоении чужого.

Агрессивность может проявляться уже в дошкольном возрасте в драках детей из-за игрушек. Некоторые млад­шие школьники пускают в ход кулаки, когда им не хва­тает логических доказательств в споре. Во всех этих слу­чаях повышенная агрессивность отмечается редко. Поэто­му, естественно, такие действия не представляют собой серьезной социальной угрозы, хотя воспитатель должен стремиться их не допускать. Агрессия как проявление не­приспособленности к социальной среде отчетливо прояв­ляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, ли­шенных родительской защиты учащихся.

В старшем школьном возрасте агрессивность отме­чается в основном у юношей, у девушек — значительно реже. Агрессия у юношей обычно проявляется в следу­ющих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым или старикам; в конфликтах между отдель­ными молодежными группами; при регуляции отноше­ний внутри молодежной группы с помощью физичес­кой силы.

Агрессивность по отношению к младшим обычно вы­ражается в насмешках над ними, толчках, подзатыльни­ках, иногда в отбирании мелких личных вещей и денег. Особенно она может проявляться против детей, не имею­щих сильного защитника. Агрессивность в подобных слу­чаях является средством насмешливой или снисходительной демонстрации своего возрастного превосходства и физической силы. А.С. Макаренко предложил эффек­тивный способ борьбы с этим злом — шефство старшего воспитанника над конкретным младшим. Это позволяло юноше самоутвердиться, а подшефному получить защит­ника и опекуна.

Агрессия старших подростков и юношей по отноше­нию к взрослым часто имеет целью определение границ дозволенного в поведении и носит демонстративный ха­рактер. Она может проявиться в нарочитом нарушении тишины, возражениях старшим (нередко в вызываю­щей и обидной форме), стычках на местах наибольшего скопления взрослой публики, порче общественного иму­щества. При этом молодые люди внимательно наблюда­ют за поведением взрослых и немедленно на него реаги­руют. Значительное обострение обстановки наступает, когда старшие раздраженно требуют призвать хулига­нов к порядку или боязливо отстраняются от конфлик­та. Старшему подростку нравится дразнить таких взрос­лых. Причем даже возможное впоследствии наказание он расценивает как несправедливое, т. к. сам подрос­ток заранее не знал, куда его заведет этот «экспери­мент». Поэтому подростки в таких случаях во всем ви­нят взрослых. Правильным в таких обстоятельствах будет поведение взрослых, которые поведут с молоды­ми людьми спокойный, неторопливый и доброжелатель­ный разговор, аргументированно доказывая неправиль­ность их поведения и твердо пресекая возможность обо­стрения ситуации.

Агрессия некоторых подростков и юношей нередко бывает направлена на отдельного взрослого. Чаще это от­мечается при криминальном поведении, осуществляемом целой молодежной группой. Непосредственный толчок к нему обычно дают сильные эмоции, захватившие всю ком­панию молодых людей. Нередко такие эмоции возника­ют на фоне алкогольного опьянения. В таком состоянии у школьников усиливается стремление совершить какое - то необычное, «храброе» действие. Выход оно может най­ти в нападении на физически слабого, пьяного или пре­старелого человека.

Рассмотрим такое негативное явление, как присвое­ние детьми и подростками чужих вещей. Оно отмечается уже у некоторых дошкольников и младших школьников и вызывается их недостаточной этической воспитаннос­тью или большой избалованностью.

В среднем школьном возрасте воруют педагогически запущенные подростки. У них своя «философия» на этот счет: красть у своих — нельзя, у чужих — можно. Надо отметить, что присвоение вещей другого человека у по­давляющего большинства правонарушителей подрос­тков не связано с направленностью на личное обогащение. Обычно «отчуждения» бывают мелкие. Их часто соверша­ют в драке, хулиганском нападении на другого человека. Отобранные в таких обстоятельствах деньги и вещи — это «трофеи победителя». Они могут раздариваться товари­щам и знакомым, свидетельствуя о «подвигах» дарителя. Поэтому такие подростки не считают себя ворами и при задержании не испытывают стыда и унижения. Для них вор — это «жадина», действующий исключительно ради корыстной выгоды. Последнее подростками обычно пре­зирается. Присваивающие таким способом чужие вещи и деньги подростки часто считают себя храбрецами, мя­тежными и романтическими нарушителями спокойствия, но ни в коем случае не правонарушителями.

Весьма распространенным явлением бывает присвое­ние чужого подростками в деятельности игрового типа или по мотиву шалости. Так, с незапамятных времен из­вестны многочисленные случаи нашествия подростков на соседские сады, хотя яблок и других фруктов у них самих растет не меньше, и они вовсе в них не нуждают­ся. Это связано с повышенной потребностью подростков испытать и закалить себя в трудных и рискованных де­лах, почувствовать себя действенным членом компании сверстников и получить их одобрение.

Свои особенности имеет поведение школьниц, совер­шающих кражи. Некоторые девочки похищают чужие иг­рушки и привлекательные для них предметы, чтобы иг­рать ими наедине. Это происходит в тех семьях, где роди­тели лишают детей этих вещей. Девушки могут присваи­вать модные и красивые предметы женского туалета из желания хорошо одеваться и зависти к состоятельным под­ругам. Понятно, что в таких случаях обнаруживается, как правило, невысокий уровень культурного развития школь­ницы. Отмечаются также кражи при совместном прожива­нии в общежитии, в процессе обмена личными вещами. Значительно реже бывает соучастие в краже подруги, ко­торая желает получше одеться, или молодого человека, который хочет сделать ей «подарок»[4,89] (В. Г. Степанов).

Более серьезные, сознательно организованные напа­дения разбойного типа (с целью овладения имуществом) в предшествующие десятилетия отмечались у подрост­ков и старшеклассников значительно реже. В последние годы они, к большому сожалению, заметно возросли.

1.2. Мотивы противоправного поведения несовершеннолетних

Изучение и профилактика  преступно­сти среди учащихся общеобразовательных школ, а так же правовое воспитание  не может успешно осуществляться без исследования мотивов преступного поведения, поскольку как отметила В.А. Березина,  «мотив непосредст­венно связан с личностью и ее особенно­стями, склонностями, влечениями и ин­тересами. В мотивах выражается не какая-то отдельная черта личности, а в опреде­ленном смысле весь человек, все харак­терные для него свойства и особенности. Именно мотив цементирует мысль и волю, сознание и действие и служит той основной пружиной, которая направляет волевой процесс, придавая ему опреде­ленное содержание»[3,67].

В мотиве опредмечиваются потребно­сти и интересы, он формируется под вли­янием влечений и эмоций, установок и идеалов. По мере их удовлетворения мо­тивы могут изменяться и обогащаться. Поведение человека полимотивировано, т.е. определяется рядом мотивов, но они неравнозначны. Одни являются ведущи­ми, основными, другие выступают в роли дополнительных. Личность больше всего отражена в мотиве, а поэтому справедли­во утверждение, считает Ю.М. Антонян, что она такова, каков мотив ее поведе­ния[1, 90].

Выявление и изучение мотивов пре­ступного поведения несовершеннолетних важно и для верного выбора методов вос­питательного воздействия на отдельных преступников, правильной квалификации преступлений, для решения более общих задач профилактики подростковой пре­ступности.

Поэтому серьезное внимание следует уделять мотивам пре­ступлений школьников: основной их про­цент связан с тяжелым материальным по­ложением, стремлением удовлетворить неотложные жизненно важные потребно­сти.

Как это ни прискорбно, для все боль­шего числа российских подростков, молодых людей проблемой становится не только их будущее (получение профессии, карьера), а элементарное существование на уровне прожиточного минимума. Дает о себе знать и «эффект относительной материальной нужды», создающийся у не­совершеннолетних преступников. Он воз­никает, с одной стороны, из-за малых воз­можностей семей этой категории подрост­ков удовлетворения потребностей и инте­ресов, присущих детям данного возраста. Так, изучение мотивов, которыми руковод­ствуются подростки при совершении пре­ступлений, показывает, что в основе боль­шинства из них лежит стремление раздо­быть средства для удовлетворения своих возрастных или групповых интересов. С дру­гой стороны, для правонарушителей школьного возраста характерно наличие интересов и потребностей, не присущих их ровесникам с правомерным поведением.

Потребности первых существенно за­вышены и не всегда соответствуют реаль­ным возможностям их удовлетворения (стремление иметь вещи с высокими по­требительскими свойствами под влияни­ем моды, групповых норм и др.). Боль­шинство из них не имеют собственных средств существования. Родители также не всегда могут обеспечить повышенные запросы подростков. Между тем у неко­торой наиболее обеспеченной части школьников есть вещи, которые хотелось бы иметь другим подросткам, и это об­стоятельство в сочетании с неспособнос­тью противостоять соблазнам (волевой фактор) способно в ряде случаев подтолк­нуть подростка к преступлению. При изу­чении мотивов совершения корыстных преступлений у большинства подростков неизменно отмечается стремление к удов­летворению своих материальных потреб­ностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.