скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Преимущества и недостатки рыночного механизма

Курсовая работа: Преимущества и недостатки рыночного механизма

Российский Новый Университет

(РосНОУ)

Курсовая работа

На тему: «Преимущества и недостатки рыночного механизма»

Студентки I курса финансы и кредит факультета

Заочной формы обучения

Колпаковой Юлии Николаевны

Руководитель:______________________

(ученая степень, ученое звание)

_________________________

Ф.И.О.

г. Москва 2006 г.


Оглавление

Введение

1. Рынок как саморегулирующий механизм

1.1 Множественность механизмов рыночного саморегулирования

1.2 Рынок: лучший регулятор для саморегуляторов

1.3 Роль развития системы саморегулирования во всех областях экономики

2. Модели частичного и общего равновесия

2.1 Теория частичного равновесия А. Маршалла

2.2 Модель общего равновесия

3. Общественное благосостояние и эффективность

3.1 Парето эффективность и общее равновесие

3.3 Критерии общественного благосостояния

3.2 Общее Конкурентное равновесие и Парето-Эффективность

3.4 Кривая возможных полезностей и функция общественного благосостояния

4. Проблемы фиаско (провалов) рынка

4.1 Внешние эффекты

4.2Общественные блага

4.3 Монополия

4.4 Другие разновидности фиаско рынка

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

Рынок можно рассматривать по географическому положению (местный, региональный, национальный, мировой), по характеру и объему продажи (розничная, оптовая торговля), по товарному ассортименту (рыбный, мясной, рынок одежды, обуви, жилья) и по ряду других признаков.

Рыночный механизм – механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса и цены.

Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложения. В частности спрос находится в обратной зависимости от цены: с повышением цены товара спрос на него, как правило, сокращается и наоборот.

Рыночная экономика это система определенного порядка. В ней действует отработанный механизм координации действий людей и фирмы через систему цен. Рыночный механизм показывает, что основные решения по ценам, а значит, и распределению ресурсов и продуктов принимаются на рынке.

Рыночный механизм, отшлифованный тысячелетним опытом человечества, является той общечеловеческой ценностью, что стоит вне времени и политическими или идеологическими вкусами. Этот механизм не идеален, имеет свои отрицательные стороны, в частности, социальное расслоение, безработица, кризисы, банкротства и тому подобное. Но весь мировой опыт показывает, что недостатки рыночной экономики значительно покрываются ее преимуществами. К тому же современное общество научилось исправлять эти недостатки, используя позитивные стороны рынка и нейтрализовать негативные.

Цель курсовой работы – на основе сущности, значении рыночного механизма выявить преимущества, недостатки, проблемы.

Объектом данной курсовой является рассмотрение рыночного механизма.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

- рассмотрен основной механизм рынка;

- представлены модели равновесия, эффективность, общественное благосостояние;

- изучены провалы рынка;

Структурно работа состоит из введения, в котором отражены основные направления курсовой работы.

В п.1 «Рынок как саморегулирующийся механизм» рассмотрены множественные механизм саморегулирования рынка.

В п.2 « Модели частичного и общего равновесия» рассмотрена теория и методология разработки и выявление модели.

В п.3 «Общественное благосостояние и эффективность» изучает оптимальное распределение благ между людьми и производственных ресурсов между отраслями.

В п.4 «Проблемы фиаско (провалов) рынка» изучены пути, приведшие к провалу.

Заключение содержит основные выводы по исследуемой проблеме.

 


1. Рынок как саморегулирующий механизм

 

1.1 Множественность механизмов рыночного саморегулирования

К саморегулированию относят различные формы неценового регулирования вертикальных рынков (отраслей) – когда участники рынка заключают контракты, предусматривающие выполнение ограничений на их деятельность, или накладывают на себя такие ограничения в добровольном порядке.

Это нередкий случай на рынке, когда организации подчиняются не только своим владельцам:

·        Кредитные организации и страховые компании зачастую обуславливают выдачу кредита или страхового полиса выполнением их ограничивающих требований;

·        Организации, вступая в члены саморегулируемой организации, принимают ее требования;

·        Франчайзи, заключая договор с франчайзором обязуются выполнять его требования;

·        Организации, декларировавшие для своих процессов, услуг или продуктов следование каким-то открытым стандартам в одностороннем порядке обязуются следовать этим стандартам.

Тем самым в саморегулировании существуют те же составляющие, что и в регулировании:

·        Выработка требований;

·        Надзор и контроль за их выполнением;

·        Санкции за невыполнение.

Важно помнить, что в случае саморегулирования организации накладывают на себя ограничения добровольно, по контракту. Поэтому институционально саморегулирование устроено совершенно иначе, нежели регулирование: невозможно злоупотребить властью при саморегулировании – поставщики некачественных услуг саморегулирования (некачественных требований, некачественного надзора и контроля, неадекватных санкций) быстро потеряют клиентов на свои «услуги саморегулирования» и разорятся. Этого не может произойти с государственным регулятором, ибо от его услуг нельзя отказаться, они осуществляются в силу закона, а не в силу контракта. К тому же доход государственного регулятора не зависит от качества предоставляемых им услуг. Поэтому протоколы регулирования должны содержать встроенные механизмы защиты от злоупотреблений чиновников.

О появлении какого-то значимого уровня саморегулирования в отраслях можно говорить только после значительного их дерегулирования, после того, как появляется конкуренция и кооперация участников рынка и необходимость ее нормировать. В условиях государственного регулирования большинство аспектов поведения предприятий по выпуску товаров и услуг определяются прихотями государственного регулятора, поэтому эффект от саморегулирования минимален. Действительно, зачем связанному государством по рукам и ногам предприятию накладывать на себя дополнительные узы? Но если эти предприятия освободить, то у них появятся стимулы ограничивать свое поведение, нормировать конкуренцию.

 

1.2 Рынок: лучший регулятор для саморегуляторов

Лучший регулятор в мире – это свободный (конкурентный) рынок, поэтому единственным средством противостоять опасности самозарегулирования отрасли является конкуренция регулирующих организаций. Этот способ организации регулирования иначе известен как «контрактная юрисдикция». Каждый участник рынка волен сам себе выбрать на нем конкурирующего за своих «подданных» регулятора или нескольких, и связать себя с ними добровольным контрактом. Ключевым тут является слово «добровольным» - обычно государственное регулирование или государственное саморегулирование не предполагают никакой добровольности в выборе регулятора.

В таком случае каждый поставщик сервиса регулирования предлагает рынку свои способы и процедуры выработки и коррекции стандартов и требований, свою инфраструктуру и назначает свою цену за сервисы. Участник рынка выбирает регулятора и связывает себя с ним контрактом. В случае нарушения контракта работает третейский суд, а далее вступает в действие государственная машина принуждения.

Собственно, во многих случаях не соблюдающие рыночные стандарты и требования наказывают себя сами, если рынок считает стандарты правильными, а предлагающиеся отклонения от стандарта неправильными. С другой стороны, вполне хватает общегражданских механизмов ответственности для тех мошенников, которые указывают соблюдение стандарта, но на деле его не соблюдают. Никакого особого законодательства для организации подобной системы не нужно.

Важно отметить, что подобного сорта «контрактные юрисдикции» вполне возможны при одном условии: государство не будет как-то выделять ни одну из них ни для каких целей. Максимум, что возможно (в качестве промежуточной меры) – это указывать, (открытые) стандарты и требования (обычно поддерживаемые какими-то организациями), которые могут быть использованы при организации государственных закупок. Но это ни в коей мере не означает регуляторной преференции данному саморегулятору-разработчику стандартов и требований, это закупочная преференция для присоединившихся к нему участников. Если какой-либо участник такого рынка не планирует торговать свои услуги и продукты государству, он вполне может выбрать себе и другого саморегулятора на том же рынке.

А мошенничества на рынке преследуются очень просто: обманутые потребители обращаются в суды, результаты этих исков становятся гласными.

 


1.3 Роль развития системы саморегулирования во всех областях

экономики

Роль Развитие системы саморегулирования во всех областях экономики является одним из приоритетных направлений административной реформы. В настоящее время саморегулирование на финансовом рынке уже прошло несколько этапов в своем развитии , имеет определенное законодательное оформление , приобрело устойчивые черты и заняло определенную нишу в общей системе регулирования финансового рынка . Саморегулирование как инструмент выстраивания государственно -общественных отношений является важным институтом гражданского общества , способствующим укреплению рыночной дисциплины, совершенствованию и развитию профессиональной деятельности на финансовом рынке.

Необходимо также отметить, что развитие институтов саморегулирования позволяет более эффективно функционировать органам государственного надзора , освобождая их от части рутинных операций и нагрузок , а также снижает коррупционную нагрузку на бизнес.

Для более эффективного вовлечения СРО в процессы регулирования на финансовом рынке необходимо ускорить принятие закона «О саморегулируемых организациях ».


2. Модели частичного и общего равновесия

При анализе равновесия на рынке одного товара положение равновесия определялось спросом и предложением данного товара, при этом совершенно не учитывалась ситуация на рынке других товаров. Ведь спрос на товар зависит не только от его цены, но и от цен всех заменяющих и дополняющих его товаров. Точно так же и предложение товара зависит от цен на все эти товары, а также на производственные ресурсы. Очевидно, что нарушение равновесия на рынке одного товара окажет влияние на множество других рынков, а это в свою очередь может вызвать ответное воздействие на рынок данного товара. Вопрос лишь в силе таких влияний. Иногда они настолько малы, что ими можно пренебречь без серьезного ущерба для результатов анализа, иногда же учет их обязателен.

Существует два подхода к проблеме экономического равновесия. Один из них - с позиций частичного равновесия, когда рассматриваются один, два, три и т. д. рынка, взятых изолированно от остальной экономики. Другой - с позиций общего равновесия, когда рассматривается вся экономическая система в целом со всеми ее внутренними связями и взаимными влияниями. Выбор метода анализа в каждом случае зависит от цели исследования и конкретной рыночной ситуации.

2.1 Теория частичного равновесия А. Маршалла

Теория частичного равновесия А. Маршалла (1842-1924 гг.), профессора Кембриджского университета, означает становление неоклассического направления в экономической теории. Работа А. Маршалла “Принципы политэкономии (1890 г.) являлась основой экономического образования до 40-х годов 20- го столетия. Она была компромиссным объединением различных экономических концепций.

Маршалл разработал теорию цены, представляющую симбиоз издержек производства, предельной полезности, спроса и предложения. Он ввел в экономическую теорию понятие “цена спроса”, “цена предложения”. Цена спроса, считал Маршалл, определяется полезностью товара. Полезность рассматривал как максимальную цену, которую готов уплатить за товар покупатель. Функция спроса на товар зависит от предельной полезности, а цена спроса не что иное как денежная оценка желания. Он ввел понятие эластичность спроса (функциональная зависимость спроса от изменения цен). Эластичность спроса разделил на три вида: высокая эластичность; единичная эластичность и низкая эластичность.

Цену предложения Маршалл определил исключительно затратами. При чем затраты определяются не реальными затратами, а суммой страданий, которые вызываются трудом и воздержанием от непроизводительного потребления капитала. Цена предложения должна обеспечить компенсацию всех отрицательных ощущений: заработная плата - компенсация за усталость, процент - компенсация за ожидание, предпринимательский доход - плата за риск. В этом суть методологического подхода Маршалла. При данном подходе хотя кривая возрастающих цен предложения и определяется ростом издержек, последние представляют собой субъективные переживания производителей. В то же время, рассматривая механизм динамики затрат на уровне фирмы, Маршалл вводит в свой анализ изменение объема производства, рассматривая случаи постоянной, возрастающей и убывающей отдачи. Во втором и третьем вариантах Маршалл цену предложения связывает с объемом производства и определяет издержками производства.

Дав определение цене спроса и цене предложения, Маршалл определяет цену равновесия, которая представляет точку пересечения кривых спроса и предложения. В общей теории цены динамика спроса определяется предельной полезностью, а динамика предложения - возрастающими затратами. В рамках анализа Маршалла вопрос, что является конечным основанием цен - полезность или затраты снимается. Оба фактора одинаково значимы и спор поэтому поводу аналогичен спору какое лезвие ножницы разрезает бумагу”. Тем не менее, если вводить в анализ цены равновесия фактор времени (Маршалл первый ввел его) и анализировать ситуацию мгновенного краткосрочного и долгосрочного равновесия, то воздействие спроса и предложения на цену равновесия не будет одинаковым. Маршалл подробно проанализировал эти ситуации, придя к выводу, что в условиях мгновенного равновесия на цену оказывает исключительное влияние спрос., в условиях же долгосрочного равновесия - цена регулируется издержками. Иными словами, чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в анализе влияние спроса на цену, а чем этот период продолжительнее, тем большее влияние на цену оказывает затраты.

Ситуации мгновенного и краткосрочного равновесия - фирма получает дополнительный доход, который Маршалл назвал квазирентой, носят временной характер, так как высокий дополнительный доход привлекает новых производителей, в силу чего предложения возрастает, цена уменьшается и в долгосрочном периоде квазирента исчезает.

Теория Маршалла - это теория цен в конкурентных условиях. Маршалл ввел понятие рента потребителя - избыток общей полезности покупаемых товаров над фактическим заплаченной за них суммой денег, т.е. разницей между тем, что готовы заплатить покупатели, и фактической ценой товара.

Работы Маршалла внесли значительный вклад в разработку теории процента, прибыли, ренты.

2.2 Модель общего равновесия

Вальрас сделал попытку создания замкнутой математической модели общего экономического равновесия на базе принципа субъективной полезности и посылки, что все экономические субъекты производства делятся на две группы: владельцев производственных услуг (земли, труда и капитала) и предпринимателей. Экономические связи между ними Вальрас выразил через систему взаимосвязанных уравнений В ней производство и потребления оказываются связанными посредством двух взаимодействующих рынков: рынков производительных услуг (факторов производства) и потребительских продуктов.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.