скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Проблема отцовства в современной тувинской семьи

Курсовая работа: Проблема отцовства в современной тувинской семьи


Психология

Проблема отцовства в современной тувинской семьи


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Проблема изучения отцовства в психологии

1.1.  Специфика современного отцовства в свете проблемы развития личности

1.2. Методы изучения феномена отцовства и факторов оптимизации развития личности

Глава 2. Проблемы отцовства в современной семьи

2.1. Проблема определения отцовства

2.2. Проблема отцовства в современной тувинской семьи.

Глава 3. Методы исследования отцовства в психологической практике

3.1. Экспериментальное исследование структуры отцовства

3.2. Экспериментальное исследование влияния отцовства на развитие личности

Заключение

Библиографический список


Введение

Актуальность темы: Психология отцовства — одна из наиболее интересных и в то же время наименее исследованных областей психологии родительства. В современной психологической науке изучение родительства занимает особую нишу. С одной стороны, достоверно существует оформившийся в последние десятилетия социальный заказ на изучение проблем семьи и семейного взаимодействия, связанный с изменением традиционных семейных установок в современном обществе, когда в условиях профессиональной и экономической эмансипации женщин, либерализации брачных отношений акцентируется внимание на роли, функциях и требованиях к родителям.

В настоящее время отцы проводят со своими детьми значительно меньше времени, чем матери, причем лишь незначительная часть этого времени расходуется непосредственно на уход и общение с детьми. Но мужчины никогда сами не выхаживали детей. Современные отцы в этом смысле не только не уступают прежним поколениям, но даже превосходят их тем, что, особенно в нетрадиционных семьях, основанных на принципе равенства полов, берут на себя гораздо больший круг таких обязанностей, которые раньше считались исключительно женскими. Например, при выравненных социальных факторах, таких, как количество внерабочего времени, отцы проводят с детьми столько же времени, что и матери.

В современной городской семье эти традиции ослабели из-за женского равноправия, вовлечения женщин в профессиональную работу и пространственной разобщенности труда и быта. В патриархальной семье дети, особенно мальчики, проводили много времени, работая с отцом и под его руководством. В городе дети не видят, как работает отец, а количество и значимость его внутрисемейных обязанностей значительно меньше, чем у матери.

Проблемы современного общества, семьи, системы воспитания имеют социальные причины. Участие отца в воспитании ребенка необходимо для нормального формирования личности, и возможно, целый ряд современных социальных проблем связаны именно с отстранением мужчин от воспитания молодого поколения.

Цель- изучение проблемы отцовства.

Задачи исследования:

- рассмотреть проблему изучения отцовства в психологии;

- изучить проблему определения отцовства;

- выявить методы изучения феномена отцовства и факторов оптимизации развития личности;

-провести экспериментальное исследование в структуры отцовства.

Объектом данного исследования является проблема отцовства.

Предметом современная тувинская семья.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.


Глава 1. Проблема изучения отцовства в психологии

1.1. Специфика современного отцовства в свете проблемы развития личности

Биологические и исторические предпосылки играют важнейшую роль в формировании личности современного человека, что касается формирования способов, особенностей и характеристик выполнения отцовской функции конкретным мужчиной. Биологические и социальные факторы тесно взаимосвязаны, однако, по мнению И.С. Кона и В.В. Бочарова, если биологическое определяет психофизиологическую готовность к отцовству, то социальные факторы достаточно жестко регламентируют реализацию этой готовности. У человека различие отцовства и материнства и специфический стиль отцовства зависят от множества социокультурных особенностей и условий и существенно варьируются. Социум не только предъявляет определенные требования к возрастному, экономическому, профессиональному, социальному статусу отца, ной регламентирует поведение человека, обладающего определенным статусом в системе социальных ролей. Связанная с практикой разводов современная тенденция к воспитанию детей одним родителем, в подавляющем большинстве случаев матерью, приводит, как было отмечено еще в начале XX в. П.П. Блонским и Л.С. Выготским, к обеднению самого процесса воспитания, разрушению связей между поколениями, проблемам личностного становления молодого поколения, росту социальных проблем.

Исследования в рамках первого направления говорят о значительном влиянии отца на развитие ребенка еще до его рождения, когда отец оказывает влияние на его развитие через обеспечение благоприятных условий. По мнению W.E. Fthenakis, взаимодействие с отцом положительно влияет на когнитивное развитие детей. Кроме того, как полагает S. Barth (Barth S., 1999), отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм, дисциплинирует детей, ставя определенные рамки поведения, одобряя за одни поступки и наказывая за другие, т.е. является проводником общественных норм и ценностей. Доказано также и влияние отца на развитие различных личностных характеристик ребенка, в том числе на его полоролевую идентификацию.

Отцовство как совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающих все уровни жизнедеятельности человека, связано и с объективными характеристиками личности, такими, как потребности, влечения, желания, установки, и с субъективными характеристиками личности - ценностными ориентациями, мировоззрением, а также с образом Я (реальным, идеальным, социальным), Я-концепцией личности и самооценкой. Для мужчины - это проблема личностного разdития, проблема принятия своих чувств и их самоконтроля. Подрастающий ребенок становится продолжением мужчины, удовлетворяет потребность в ученике, в собственной значимости[1].

Отцовство тесно связано с такими понятиями, как социальная роль отца, различающаяся в зависимости от общественной системы, социальной, экономической и политической сфер общества, статуса мужчины в данном социуме, а также социальные стереотипы, предписывающие определенные правила выполнения этой роли, в том числе и тендерные стереотипы, а также с такими личностными образованиями, как эмоциональная, мотивационная и ценностно-смысловая сферы, самооценка, самосознание, Я-концепция, удовлетворенность жизнью и стиль жизни. Многое зависит оттого, насколько данная роль принята мужчиной. Речь идет даже не столько об операциональном аспекте реализации роли, сколько о личностном принятии, интернализации роли отца конкретным мужчиной. Кроме того, важнейшим фактором отношения к ребенку являются отношения с собственным отцом, перенятие паттернов его поведения, стереотипа мужественности, что также не всегда способствует проявлению чувств мужчинами.


1.2. Методы изучения феномена отцовства и факторов оптимизации развития личности

В возрастной психологии взрослых в настоящее время сложилось два подхода к изучению личности: возрастной и индивидуально-психологический, или личностный. Первый из подходов отличается оперированием количественными показателями, по которым прослеживается возрастная изменчивость в процессах, функциях, интеллекте личности. Массовый экспериментальный материал, полученный при работе с большим количеством испытуемых, подвергается статистической обработке, в результате которой получают средний показатель развития определенной функции или процесса. Показатели индивидуально-психологических особенностей личности необходимы для выявления закономерностей развития, вместе с тем путь индивидуального развития может быть глубже понят на основе сравнения с общими закономерностями возрастного развития. Данный подход был взят в качестве методической базы нашего исследования.

Второй подход с применением лонгитюдного метода характеризуется изучением изменений индивидуально-психологических особенностей человека на протяжении определенного периода его жизни.

Группу эмпирических методов составляет набор методов и методик добывания научных фактов, среди которых наиболее распространенными являются наблюдение, эксперимент, тесты, беседа, анкетирование, изучение продуктов деятельности, каждый из которых может быть применим для изучения особенностей отцовства. Анкетирование и другие опросные методы позволяют определить представления испытуемых, касающиеся различных вопросов, связанных с родительством, в частности с отцовством.

Третью группу методов составляют методы обработки данных, полученных с помощью эмпирических методов. Обнаруженные в исследовании факты подвергаются качественной и количественной обработке. Качественная обработка используется при обработке единичных феноменологических фактов, для получения групповых показателей акцент делается на количественных методах обработки, в том числе и в сочетании с качественными. Применение методов статистической обработки зависит от целей и задач исследования: при задаче проследить динамику изменений достаточно средних показателей и выявления степени достоверности различий, при изучении структурных изменений применяют корреляционный и факторный анализы.

Полученные факты могут служить аргументом для научных выводов только при достоверной интерпретации. Выявление причинно-следственных связей, вычленение существенного в различных фактах и установление на этой основе общих закономерностей в изучаемых явлениях, обнаружение тенденций развития относятся к завершающему этапу исследования, составляющему четвертую группу методов интерпретационных, которые составляют: генетический и структурный методы. В исследовании родительства выбор интерпретационного метода зависит от позиции или подхода исследователя к данной проблеме. Можно выделить два основных подхода к изучению родительства в зависимости от того, кто считается отправной точкой изучения — ребенок или родитель. Первый, наиболее распространенный, рассматривает родительство применительно к развитию ребенка рассматривается выполнение родительской роли через призму личности родителя. Здесь исследуются самореализация личности в родительстве, вводятся понятия «социальная роль», «статус», «социальные нормы», «стереотипы и требования», исследуется феномен так называемого родительского «инстинкта» (материнского и отцовского), чувства, образы — Я, Я-концепция и другие личностные характеристики, так или иначе связанные и изменяющиеся с родительством[2].

В исследованиях отцовства в основном используется генетический метод в связи с тем, что большинство исследователей изучают отцовство через призму его влияния на ребенка. В нашем исследовании мы придерживались как генетического подхода в интерпретации результатов, так и структурного при разработке структурной модели феномена отцовства.

Родительство, в том числе и отцовство, является важнейшим аспектом развития личности в период взрослости. Актуальность, связь со всеми социальными, социально-психологическими процессами и с психологией личности, и с экзистенциальной психологией, и с социальной психологией, и с психологией развития, а также малая изученность, с одной стороны, и сложность исследования вопросов данной проблематики, неразработанность и отсутствие одной сколько-нибудь определенной точки зрения или подхода к данной проблеме, с другой стороны, обусловливают специфику исследования данной области в отечественной и зарубежной психологической науке.

Родительство — достаточно значимый аспект жизни каждого индивида, поэтому существует большое количество исследований и теоретических обобщений по данной теме, но в то же время, если материнская роль, статус, особенности формирования чувства материнства, изменения, происходящие во время беременности, изучаются  то проблемами формирования отцовского чувства и роли отца, если и занимаются, то в основном в теоретическом аспекте. Таким образом, психологических исследований данной темы мало, в основном это теоретический анализ частных аспектов проблемы. В последнее время возрастающий интерес к этой проблеме выражается в появлении новых теоретических исследований. Например, исследование И.М. Марковской, изучавшей специфику представлений о семейных тендерных ролях у различных поколений, работа Н.А. Коркиной, изучавшей отцовство в современной семье. Изучается влияние отношений с собственным отцом на мотивационно-ценностные аспекты родительства у мужчин, имеющих детей, специфика психологического сопровождения родительства, стереотипы современного отцовства, влияние родительской семьи на психологическую готовность юношей к отцовств, зависимость ориентировки супругой в конфликте от образов родителей, сформированных в детстве, проблемы эмоционального состояния детей в неполных семьях, социально-психологические особенности формирования личности ребенка в неполной семье, проблемы детско-родительских отношений, вопросы психологической готовности к отцовству проблема семейных отношений в период ожидания ребенка, особенности патернальной деривации в условиях семейного восприятия становления тендерной идентичности ребенка в семье.

Таким образом, феномен отцовства, как и проблема оптимизации развития личности, исследуется в широком спектре проблем и вопросов, особенно за рубежом, однако сложность и многогранность данной проблемы, трудности в построении экспериментальных исследований, необходимость теоретического, социально-культурного и философского осмысления феномена отцовства, а также глубина и связь данного феномена с вопросами социологии, социальной психологии, психологии развития, психологии личности, антропологии, истории, культурологи, генетики, педагогики и многих других наук обусловливает малую изученность многих аспектов данной проблемы.


Глава 2. Проблемы отцовства в современной семьи

2.1. Проблема определения отцовства

Анализ литературы, посвященной проблемам семейной психологии, показал, что, несмотря на то, что проблема широко исследуется, единого мнения относительно структуры феномена отцовства не существует. Нет даже четкого определения, т.к. данный феномен не исчерпывается такими понятиями, как «роль», «статус», «чувства», «мотивация», «ценностно-мотивационная» или «потребностная сфера» или «самооценка».

Однако изучение феномена отцовства неразрывно связано с понятием «родительство», достаточно сложно определяемым, но в то же время более широким, чем понятие «отцовство».

И.С. Кон определяет родительство как систему взаимосвязанных явлений, включающих: а) родительские чувства, любовь, привязанность к детям; б) специфические родительские роли и нормативные предписания культуры; в) обусловленное тем и другим реальное поведение, отношение родителей к детям, стиль воспитания.

Р.В. Овчарова считает, что родительство - это социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства.

Российский социолог Т.А. Гурко обращает внимание, что в англоязычной литературе существует два термина, определяющих родительство: термин «parenthood» используется в анализе институциональных характеристик родительства, термин «parenting* — для раскрытия родительских ролей, одобряемых конкретной культурой моделей обращения с детьми.

Само же отцовство определяется в основном через введение общих научных терминов, которые позволяют выделять сложность изучаемого феномена.

Р.В. Овчарова подчеркивает, что отцовство является системным образованием, имеющим свою структуру и функции. Т.В. Архирева считает, что отцовство — открытая система, имеющая свою достаточно устойчивую структуру, компоненты, связи и уровни, а также осуществляющая взаимосвязь с окружающей средой, в результате чего возможно развитие данной системы[3].

Для дальнейшего изучения отцовства необходимо четкое определение данного феномена, не основывающееся на отдельных понятиях, таких, как «чувство», «инстинкт», и в то же время конкретно определяющее специфические особенности явления.

Мы полагаем, что «отцовство» можно определить, как категорию психология личности, отражающую основные этапы развития личности, характеризующую комплекс интегральных, социальных и индивидуальных характеристик личности, проявляющихся на всех уровнях жизнедеятельности человека: эмотивно-аксеологическом, когнитивном и операциональном; включающую в себя оценочный компонент и необходимость выполнения следующих функций: защитной как кормилец и защитник; презентативной - как персонификация власти, воспитатель и высший дисциплинизатор; ментальной - как пример для подражания; социализирующей — как наставник во вне семейной общественной деятельности и отношениях, транслятор социальных норм, фигура, обеспечивающая связь поколений.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.