Курсовая работа: Проектирование АРМ сотрудника отдела автоматизации информационного обеспечения Ивановского филиала ФОМС
Полное название проектируемой системы «Автоматизированное рабочее место специалиста отдела автоматизации информационного обеспечения Ивановского отделения Фонда обязательного медицинского страхования».
Цель проектирования данного АРМ – создание системы контроля счетов, поступающих в отдел АИО ФОМС из лечебных учреждений города и области, для обеспечения достоверности единой информационной базы застрахованных лиц.
Главной особенностью данного проекта является то, что все базы данных, поступающие от лечебных учреждений, не проходят первичный контроль правильности исходной информации непосредственно на месте ее создания как было бы при классическом способе формирования БД. В данном случае такой контроль производится в центральном филиале ФОМС, куда стекаются вся исходная информация. Такой способ обработки данных на первый взгляд крайне не логичен и отличается повышенными финансовыми затратами, но на его использование есть ряд весомых причин. К ним можно отнести следующие:
1. Физическая неспособность ВСЕХ лечебных учреждений проводить такой контроль, как, собственно, и любую другую задачу, требующую большой производительности. Так, например, если запустить программный код разрабатываемой системы на компьютере типа DELL-386AT (основная техническая база), то программа успешно выполнит все действия спустя 3 дня с момента запуска при условии бесперебойной работы компьютера в автоматическом режиме без вмешательства пользователя-контролера.
2. Проведение фондом единой организационной политики, при которой каждый элемент Российской системы медицинского страхования выполняет исключительно те функции, которые были назначены ему первоначально.
3. Проведение политики информационно безопасности. Контроль доступа к единой информационной базе застрахованных лиц.
Поэтому внедрение АРМ позволит значительно сократить финансовые затраты подконтрольных учреждений, а также будет способствовать повышению производительности работы всей системы ФОМС в целом.
Следует заметить, что проект в силу своей специфики предъявляет высокие требования как к аппаратному, так и к программному обеспечению компьютеров, рекомендуемая конфигурация которых будет такой:
Процессор – с тактовой частотой не ниже 2 ГГц, например
AMD ATHLON XP 2500+ или Intel Pentium 2.3 ГГц
Оперативная память – 512 Mb
Видео система– Монитор SVGA 15’’ и совместимая видеокарта.
Например платы от компании NVidea – GeForce-4 MX-440
Модем – любой современный USB или PCI модем, например ZyXEL.
Устройство чтения компакт-дисков CD-ROM – только при начальной установке программного обеспечения и отладке системы
Также обязателен источник бесперебойного питания UPS.
Согласно требованию приведем перечень автоматизируемых функций, а также схему информационных взаимосвязей и схему технологического процесса обработки информации.
Перечень автоматизируемых функций:
Контроль наличия входной информации – Код 0101
Первичная подготовка таблиц исходных данных – Код 0201
Проверка сводного счета по коду ЛПУ и номеру счета – Код 0301
Проверка о взаиморасчетах между территориями – Код 0302
Контроль поводов посещения и услуг ЛПУ – Код 0303
Поиск и устранение записей дубликатов – Код 0401
Проверка иногородних пациентов – Код 0501
Контроль по срокам предоставления счетов к оплате – Код 0502
Формирование выходных документов – Код 0601
Для наглядности, представим данный перечень в виде таблицы:
Таблица 1
Перечень автоматизируемых функций
Код функции | Наименование | Входная информация | Выходная информация | Получатель |
0101 | Контроль наличия входной информации | Код ЛПУ, Дата, Номер счета, Серия полиса, Номер полиса, ФИО, Дата рождения, Адрес, Место работы, Телефон … | Код ЛПУ, Дата, Номер счета, Серия полиса, Номер полиса, ФИО, Дата рождения, Адрес, Место работы, Телефон … | 0201 |
0201 | Первичная подготовка таблиц исходных данных | См. 0101 | См. 0101 |
0301 0302 0303 |
0301 | Проверка сводного счета по коду ЛПУ и номеру счета | См. 0101 | См. 0101 |
0201 0401 |
0302 | Проверка о взаиморасчетах между территориями | См. 0101 | См. 0101 |
0201 0401 |
0303 | Контроль поводов посещения и услуг ЛПУ | См. 0101 | См. 0101 |
0201 0401 |
0401 | Поиск и устранение записей дубликатов | См. 0101 | См. 0101 |
0501 0502 |
0501 | Проверка иногородних пациентов | См. 0101 | См. 0101 | 0601 |
0502 | Контроль по срокам предоставления счетов к оплате | См. 0101 | См. 0101 | 0601 |
0601 | Формирование выходных документов | См. 0101 | - | Передача в единую базу по модему |
Также представим схему информационных взаимосвязей и схему технологического процесса обработки информации:
2.2 Постановка и алгоритм решения комплекса задач
2.2.1 Характеристика комплекса задач
Отметим цели создания комплекса задач:
- повышение оперативности реализации запросов;
- снижение трудоемкости обработки информации;
- обеспечение возможности быстрого поиска и обработки необходимой информации;
- повышение качества контроля входной и выходной информации;
- автоматизация проведения расчетов.
Достижение поставленных целей возможно только при решении следующих задач:
1) разработка, создание и ведение базы данных;
- формирование запросов к базе данных;
- разработка и отладка программных модулей комплекса задач АРМ;
- оценка проектных решений АРМ по критериям эффективности, быстродействия, надёжности и стоимости;
2) оснащение филиалов ТФОМС (отдела автоматизации информационного обеспечения) вычислительными программно-техническими комплексами (в данном случае – обновление и дополнение уже существующих комплексов) с развитой периферией;
3) разработка комплекса прикладных программ сопровождения, полностью покрывающих данную задачу (и в последствии – другие задачи);
4) автоматизировать формирование выходных документов;
6) информационное объединение всех служб ТФОМС и обеспечение возможности доступа к любой из них.
Особыми требованиями к организации вычислительного процесса является то, что информационная система ТФОМС является многопользовательской, следовательно, здесь актуальны вопросы обеспечения безопасности данных. В соответствии с решаемыми задачами необходимо определить группы пользователей со специфическими привилегиями разделяемого доступа. Механизмы безопасности, используемые в СУБД, должны стать барьером на пути неавторизованного использования информации и в то же время не снижать эффективности системы в целом.
Естественно, что в данном случае предъявляются особо жесткие требования к техническому и программному обеспечению.
2.2.2 Выходная информация
В рамках АРМ выходные сообщения могут выдаваться как в виде документов-отчетов работы, так и в виде отдельных файлов – массивов данных.
На бумажный носитель (при необходимости) переносится следующая информация:
1. Отчет о текущем состояний центральной базы данных.
2. Отчет о наличие ошибок в исходных базах данных в разрезе каждого этапа технологии обработки информации.
3. Информация служебного назначения: - отчеты о текущих характеристиках каналов связи, технических средств и т.п.
В качестве выходных массивов данных выступают:
1. Единая информационная база застрахованных лиц по Ивановской области.
2. Перечень некорректных записей во входных базах данных, представленный в виде БД корректур.
Выходная информацию представлена ниже в таблице 2.
Таблица 2
Описание выходных сообщений
Наименование выходного сообщения | Идентифи-катор | Форма представления | Период выдачи | Срок выдачи | Получатель | Макс. число строк |
Отчет о текущем состоянии Центральной БД | Д060101 | Документ | Ежене-дельно | В начале рабочей недели | Центральное Управление ФОМС | 100 |
Отчет наличия ошибок в БД | Д060102 | Документ | Ежене-дельно | В начале рабочей недели | Центральное Управление ФОМС | 1 000 |
Служебная информация | Д060103 | Документ | Ежедне-вно | При необходимости | Главный программист | 100 |
Единая БД граждан | М060104 | Массив | Ежене-дельно | В начале рабочей недели | Центральное Управление ФОМС | 1 500 000 |
Перечень некорр записей в БД | М060105 | Массив | Ежене-дельно | В начале рабочей недели | Центральное Управление ФОМС | 1 000 |
Описание составных единиц информации в выходных сообщениях приведено ниже в таблице 3. Следует отметить, что во всех представленных документах общее количество СЕИ превышает 200, и рассмотреть их все не представляется возможным. Поэтому ниже представлены описания только основных реквизитов документов.
Таблица 3
Описание структурных единиц информации выходных сообщений
Наименование единиц информации | Обозначение | Идентификатор | Длина в знаках | Диапазон изменения |
Код ЛПУ | KOD_LPU | Д060102, М060104, М060105 | 9(3) | 1-999 |
Дата передачи счета | DAT_SC | М060104, М060105 | 9(8) | - |
Номер счета | N_CH | М060104, М060105 | 9(10) | 1-9999999999 |
Серия полиса | SER_POL | М060104, М060105 | 9(6) | 1-999999 |
Номер полиса | NOM_POL | М060104, М060105 | 9(10) | 1-9999999999 |
Фамилия | FAMIL | Д060102, М060104, М060105 | A(25) | - |
Имя | IMYA | Д060102, М060104, М060105 | A(20) | - |
Отчество | ОТ | Д060102, М060104, М060105 | A(20) | - |
Дата рождения | D_R | М060104, М060105 | 9(8) | - |
Время рождения | TIME_R | М060104, М060105 | А(5) | - |
Масса | VES | М060104, М060105 | 9(4) | 1-9999 |
Район | RAION | М060104, М060105 | 9(3) | 1-999 |
Населенный пункт | NAS_P | М060104, М060105 | 9(4) | 1-9999 |
Категория работающего | KATEGOR | Д060102, М060104, М060105 | 9(1) | 1-9 |
Место работы | MES_R | Д060102, М060104, М060105 | А(80) | - |
Профиль отделения | OTD | М060104, М060105 | А(2) | - |
Профиль койки | PROFIL | М060104, М060105 | А(3) | - |
Номер истории болезни или карты | N_KART | М060104, М060105 | А(8) | - |
Диагноз направившего учреждения | DIA_NAPR | М060104, М060105 | А(6) | - |
Диагноз основной | DIA_O | М060104, М060105 | А(6) | - |
Диагноз сопутствующий | DIA_S | М060104, М060105 | А(6) | - |
Диагноз осложнений | OSL | М060104, М060105 | А(6) | - |
Продолжите льность лечения |
DL_LEC |
Д060102, М060104, М060105 |
9(3) | 1-999 |
Исход лечения | ISH_LEC |
Д060102, М060104, М060105 |
9(2) | - |
Стоимость лечения | STOIM |
Д060102, М060104, М060105 |
9(10),2 | - |
Дата поступления в стационар | DAT_VV | М060104, М060105 | 9(8) | - |
Время поступления в стационар | VR_VV | М060104, М060105 | А(6) | - |
Дата выписки | DAT_PR | Д060102, М060104, М060105 | 9(8) | - |
Время смерти | TIME_SM | Д060102, М060104, М060105 | А(5) | - |
Принадлежность к инвалидности | OS_PRIZ | М060104, М060105 | 9(2) | 1-99 |
Направившее учреждение | NAP_LPU | М060104, М060105 | 9(4) | 1-9999 |
Уровень качества лечения | UKL | Д060102, М060104, М060105 | 9(4),2 | - |
Вид оплаты | IV | Д060102, М060104, М060105 | 9(2) | - |
Признак страхования | PR_STR | Д060102, М060104, М060105 | 9(1) | 1-2 |
Серия паспорта | SER_DOK | М060104, М060105 | А(10) | |
Номер паспорта | NOM_DOK | М060104, М060105 | 9(4) | 1-9999 |