Курсовая работа: Разработка системы межпредментых связей при подготовке учащихся к семейной жизни
Курсовая работа: Разработка системы межпредментых связей при подготовке учащихся к семейной жизни
Оглавление
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Дидактические игры: теория и практика................................................6
1.1. Особенности применения игр при подготовке учащихся к семейной жизни........................................................................................................................6
1.2. Учет возрастных особенностей учащихся при использовании дидактических игр в ходе подготовки их к семейной жизни...........................15
Глава 2. Разработка и апробация дидактических игр при подготовке учащихся к семейной жизни................................................................................24
2.1. Роль и место раздела «Домашняя экономика» в образовательной области «Технология», 8 класс...........................................................................................24
2.2. Тематическое планирование раздела «Домашняя экономика» с использованием дидактических игр, 8 класс.....................................................26
2.3. Разработка план – конспекта уроков раздела «Домашняя экономика» с использованием дидактических игр, 8 класс......................................................31
Заключение.............................................................................................................45
Список литературы................................................................................................46
Приложения
Введение
В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности всё более широкое распространение получают различного рода игры.
С чем же связан повышенный интерес педагогов к применению игровых методов в обучающем процессе?
В первую очередь, внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.
Необходимость повышения уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.
Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения школьников.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для школьника – не просто интересное времяпровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребёнок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Учащиеся с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый мир приключений.
«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и прочее»,- писала Н.К.Крупская. Там же она указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождение детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.
В игре школьник делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у учащихся необходимо использовать и направлять в целях решения определённых образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребёнка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Естественно, подготовка и внедрение игровых методик в учебный процесс требует от педагога больших усилий. В процессе подготовки учебной (дидактической) игры учитель сталкивается с проблемами не всегда и не столь зависящими от его личных качеств как педагога, сколько от внешних ограничений. Это и нехватка дидактического игрового материала, недостаток урочного времени на проведение игр с детьми. Часто среди учителей бытует мнение: «Если мы с детьми будем играть во время уроков, когда же мы будем учить правила?». Однако, нам кажется, что проблемы эти по большей части происходят от недопонимания значимости игры как средства обучения, отношения к игре как к методу разгрузки, а не стимулирования сознания школьников.
Объект исследования – процесс обучения старших школьников.
Предмет исследования – возможности использования дидактической игры при подготовке учащихся к семейной жизни.
Цель исследования – изучение влияния дидактической игры на эффективность подготовки учащихся к семейной жизни.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого - педагогическую литературу по данной теме.
2. Изучить и подобрать соответствующие целям и задачам игры для подготовки учащихся к семейной жизни.
Методы исследования:
– анализ теоретических источников по теме исследования;
– обобщение передового опыта ученых-педагогов;
– наблюдение;
– беседа;
– анкетирование;
– поиск решения педагогических ситуаций;
– анализ работы детей.
Глава 1. Дидактические игры: теория и практика
1.1. Особенности применения игр при подготовке учащихся к семейной жизни
Прошедшие несколько лет – первых в педагогической жизни нового курса «Этика и психология семейной жизни» - отчётливо показали как необходимость этой дисциплины, так и весьма большие трудности в её преподавании. Не вдаваясь в подробный анализ всех этих трудностей, хотелось бы указать только на одну, по сути и являющуюся предметом рассмотрения данной работы : отсутствие соответствующего методического инструментария, который позволил бы без назидания или проповеди прописных истин открыть перед старшеклассниками сложные реалии их будущей семейной жизни. К сожалению (или к счастью), такой в полном смысле слова судьбоносный предмет, как супружеское и семейное счастье, невозможно объяснить ни на словах, ни тем более «на пальцах», а апелляция учителя к собственному, не всегда удачному опыту построения семейной жизни часто ставит его в просто неловкое положение, поскольку юноши и девушки в большинстве своем абсолютно уверены в том, что действительно чему-то научить может только тот, кто сам имеет семью. Добавим к этому, что усвоение азов семейных отношений – далеких и абстрактных в этом возрасте – требует совершенно особого уровня включенности в материал, той самой включенности, которая так легко достигается в других предметах за счет грозных напоминаний об аттестате и отметках в нем. Увы, оценки за успеваемость в науке семейного счастья выставляет не школа, а жизнь – та самая «настоящая» жизнь, которая кажется старшеклассникам и манящей, и весьма - весьма отдаленной.
Итак, эта работа посвящена изложению психологических методов в подготовке молодежи к семейной жизни.
Важный момент, обусловивший подбор методик, - это фактор времени. Работа с большинством профессиональных психодиагностических методик требует значительных временных затрат. Так, например, заполнение обычного опросника занимает 40-45 минут – и это только заполнение, а ведь есть еще интерпретация! – в то время как урок ограничен. В связи с этим мы сознательно ограничились методиками, требующими не более 25 минут на заполнение и обработку, причем обработку, которую могут (и должны, как это будет объяснено далее) совершать сами старшеклассники, тогда как направления общей интерпретации и результатов предъявляются учителем так, чтобы каждый из учеников опять-таки индивидуально мог оценить себя.
Однако практика нашего преподавания показала, что и 25 минут – это часто слишком много в масштабах урока, который в этом случае может быть сведен только лишь к коллективному обсуждению результатов психодиагностики. И все-таки это необходимо делать за счет применения так называемых тестов – шуток или психологических игр, которые появляются на страницах популярных газет и журналов, названных в работе любительскими тестами. Они необходимы для объективации, выявления и выражения отдельных слагаемых личности будущего семьянина, предоставления так необходимой старшеклассникам сторонней и непредвзятой информации к размышлению о себе и, наконец, для создания двух важнейших составляющих эффективного преподавания – необходимого эмоционального тонуса и должной мотивации учащихся.
Скажу несколько слов об активных методах социально-психологической подготовки. Здесь я также остановилась на апробированных в педагогической практике относительно простых и безотказных вариантов ситуационно-ролевых игр и групповых дискуссий, с большой осторожностью отбирая конкретные приемы, техники и элементы социально-психологического тренинга.
Двое друг с другом. Не будем уподобляться страусам: интимные отношения часто возникают между юношами и девушками. Случается это, конечно, не всегда и не везде, и сами они не воспринимают эти отношения столь трагически, как делаем это мы, взрослые (что поделать: они подчас смотрят на это куда проще, чем мы) поэтому обойти стороной взаимоотношения юношей и девушек, закрыть глаза на крепнущую влюбленность и пробуждающуюся чувственность нам, взрослым, просто нельзя, но только не с точки зрения «кабы чего не вышло» - необходимо здесь совсем другое: с высоты накопленной нами (если накопленной) жизненной мудрости помочь молодым разобраться в своих чувствах и отношениях. И это тем более важно, что отношения эти вполне могут стать не только прообразом, но и началом будущей семьи. По данным литовских исследователей, первая любовь ныне кончается браком примерно в каждом третьем случае, а поскольку молодежь не любит ждать, браки эти начинают заключаться все раньше, и не случайно то, что несколько лет назад в США состоялся первый всемирный конгресс по проблеме подростковых браков!
Групповая дискуссия. Предметом ее должны стать наиболее животрепещущие для старшеклассников темы: любовь, взаимоотношения двоих, их отношения с родственниками и друзьями, будущее, которое ожидает влюбленных, и т. д. В то же время цель этой дискуссии должна быть достаточно локальна, хотя в своей локальности и довольно широка, чтобы добиться определенного изменения представлений и ожиданий участников о предмете дискуссии. Обычно цель эта достигается почти автоматически, ибо одним из эффектов групповой дискуссии является феномен так называемой «групповой поляризации» - как бы сдвиг мнений группы к одному полюсу, как правило, сопровождающийся сближением мнений участников. Происходит это и в случае конструктивного диалога, и в ситуации спора, но в том и в другом случае для получения усредненного группового мнения дискуссией следует управлять, и здесь педагогу как основному ее руководителю (но не единственному – по мере развития группы руководители дискуссии должны все больше делегироваться из старшеклассников) рекомендуется использовать следующую разработанную психологами схему:
Задачи и средства руководителя на каждом из этапов дискуссии
Задача | Средства |
1 этап: ориентация |
|
По отношению к проблеме |
|
1. Сформулировать цель и тему дискуссии. | 1. Объяснить, что обсуждается, зачем нужна дискуссия в данной ситуации,в какой степени следует решить проблему. |
2. Установить время дискуссии. | 2. Объявить участникам о времени, отведенном для дискуссии. |
3. Заинтересовать участников, создать необходимую мотивацию. | 3. Изложить проблему в виде некоторого противоречия. Указать, в чем значимость проблемы, какие результаты может дать ее решение. |
4. Добиться однозначного понимания проблемы всеми участниками. | 4. Попросить задать вопросы. Можно предложить контрольные вопросы. |
5. Начать обмен мнениями (по возможности без оценок). | 5. Предоставить слово желающим или предложить высказаться конкретным участникам. Руководителю не рекомендуется брать слово первым. |
По отношению к группе |
|
1. Познакомить участников дискуссии, если они не знакомы. | 1. Попросить представиться, например, по кругу. |
2. Ориентировать на коллективное решение. | 2. Можно сообщить о преимуществах группового решения. |
3. Создать доброжелательную, деловую атмосферу, установить положительный эмоциональный фон. | 3. Доброжелательное отношение ко всем участникам – доброжелательные обращения, жесты, мимика, улыбка. |
По отношению к каждому участнику |
|
1. Добиться того, чтобы в дискуссии принимали участие все члены группы. | 1. Модно, например, установить порядок выступления по кругу, если возникает затруднение с включением всех участников. |
2. Активизировать пассивных. | 2. Например, обратиться к молчащему с вопросом, просьбой помочь. |
3. Оказывать помощь выступающим. | 3. Внимательно выслушивать каждого, лучше не перебивать. Порекомендовать без боязни высказать свои мнения, поскольку важно учесть их все. |
2 этап: оценка |
|
По отношению к проблеме |
|
1. Собрать максимум предложений. Постараться ответить аспекты проблемы. | 1. Выслушать каждого. Выступать со своими предложениями только после того, как выслушаны мнения всех участников. |
2. Провести анализ собранных мнений. | 2. Подводить частичные итоги, выделять основные положения, делать предварительные выводы. |
3. Держаться в «русле» проблемы, не допускать отклонений от темы и повторов. | 3. Тактично останавливать отклонившихся от темы, напомнить о целях и задачах дискуссии. |
По отношению к группе |
|
1. Поддерживать высокий уровень активности всей группы. | 1. Всем поочерёдно предоставлять слово. Не допускать затянувшихся диалогов и монологов, чрезмерной активности одних за счёт других. |
2. Поддерживать деловую атмосферу. | 2. Требовать ясного изложения мыслей, уточнять неясные положения. Руководителю больше спрашивать и слушать. Самому стараться говорить меньше, но по существу. |
3. Не допускать личной конфронтации участников. | 3. Устранять недоразумения между участниками дискуссии. Пресекать оценочные суждения, направленные на личные качества оппонента. |
4. Поддерживать теплую, дружескую атмосферу. | 4. Например, использовать улыбку, поощрительные высказывания типа: «Хорошо, мы продвигаемся». |
По отношению к каждому участнику |
|
1. Уделять максимум внимания мнению каждого участника. | 1. Внимательно выслушивать каждого. Преждевременно не прерывать говорящего. |
2. Требовать ясной аргументации. | 2. Уточнять неясные положения, просить объяснить свою точку зрения. |
3. Активизировать пассивных. | 3. Обратиться к «молчуну» с вопросом. Любезно попросить его высказать свою точку зрения. |
4. По возможности сохранять беспристрастность. | 4. Уделять равное внимание, оказывать поддержку всем участникам |
3 этап: контроль |
|
По отношению к проблеме |
|
1. Чёткое и внятное подведение итогов. | 1. Формулировка вывода, решения или спектра решений. |
2. Сравнить итог с поставленной целью. | 2. Напомнить цель, сопоставить с ней результаты дискуссии. |
3. Если тема не исчерпана, стимулировать продолжение дискуссии. | 3. Предложить группе продолжить дискуссию в следующий раз. |
По отношению к группе |
|
1. Принятое решение должно быть групповым. | 1. При подведении итогов учитывать по возможности мнения всех членов группы. Каждый должен высказывать сво мнение по поводу группового решения. |
2. Помочь группе прийти к согласованному мнению. | 2. Умелая постановка вопросов, обобщение полученных результатов. |
3. Сохранить деловую, доброжелательную атмосферу, несмотря на возможную конфронтацию мнений. | 3. Подчеркнуть важность разнообразия предложений и подходов в дискуссии для нахождения оптимальной альтернативы. |
По отношению к каждому участнику |
|
1. Добиваться того, чтобы у каждого или, по крайней мере, у большинства осталось чувство удовлетворения от участия в дискуссии. | 1. Подчеркнуть вклад каждого в общий итог. Не жалеть заслуженных похвал. Поблагодарить всех членов группы за участие в дискуссии. |