скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Разработка системы межпредментых связей при подготовке учащихся к семейной жизни

Курсовая работа: Разработка системы межпредментых связей при подготовке учащихся к семейной жизни

Оглавление

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Дидактические игры: теория и практика................................................6

1.1. Особенности применения игр при подготовке учащихся к семейной жизни........................................................................................................................6

1.2. Учет возрастных особенностей учащихся при использовании дидактических игр в ходе подготовки их к семейной жизни...........................15

Глава 2. Разработка и апробация дидактических игр при подготовке учащихся к семейной жизни................................................................................24

2.1. Роль и место раздела «Домашняя экономика» в образовательной области «Технология», 8 класс...........................................................................................24

2.2. Тематическое планирование раздела «Домашняя экономика» с использованием дидактических игр, 8 класс.....................................................26

2.3. Разработка план – конспекта уроков раздела «Домашняя экономика» с использованием дидактических игр, 8 класс......................................................31

Заключение.............................................................................................................45

Список литературы................................................................................................46

Приложения


Введение

В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности всё более широкое распространение получают различного рода игры.

С чем же связан повышенный интерес педагогов к применению игровых методов в обучающем процессе?

В первую очередь, внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.

Необходимость повышения уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения школьников.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для школьника – не просто интересное времяпровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребёнок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Учащиеся с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый мир приключений.

«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и прочее»,- писала Н.К.Крупская. Там же она указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождение детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.

В игре школьник делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у учащихся необходимо использовать и направлять в целях решения определённых образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребёнка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Естественно, подготовка и внедрение игровых методик в учебный процесс требует от педагога больших усилий. В процессе подготовки учебной (дидактической) игры учитель сталкивается с проблемами не всегда и не столь зависящими от его личных качеств как педагога, сколько от внешних ограничений. Это и нехватка дидактического игрового материала, недостаток урочного времени на проведение игр с детьми. Часто среди учителей бытует мнение: «Если мы с детьми будем играть во время уроков, когда же мы будем учить правила?». Однако, нам кажется, что проблемы эти по большей части происходят от недопонимания значимости игры как средства обучения, отношения к игре как к методу разгрузки, а не стимулирования сознания школьников.

Объект исследования – процесс обучения старших школьников.

Предмет исследования – возможности использования дидактической игры при подготовке учащихся к семейной жизни.

Цель исследования – изучение влияния дидактической игры на эффективность подготовки учащихся к семейной жизни.

Задачи исследования:

1.         Проанализировать психолого - педагогическую литературу по данной теме.

2.         Изучить и подобрать соответствующие целям и задачам игры для подготовки учащихся к семейной жизни.

 Методы исследования:

– анализ теоретических источников по теме исследования;

– обобщение передового опыта ученых-педагогов;

– наблюдение;

– беседа;

– анкетирование;

– поиск решения педагогических ситуаций;

– анализ работы детей.


Глава 1. Дидактические игры: теория и практика

1.1. Особенности применения игр при подготовке учащихся к семейной жизни

Прошедшие несколько лет – первых в педагогической жизни нового курса «Этика и психология семейной жизни» - отчётливо показали как необходимость этой дисциплины, так и весьма большие трудности в её преподавании. Не вдаваясь в подробный анализ всех этих трудностей, хотелось бы указать только на одну, по сути и являющуюся предметом рассмотрения данной работы : отсутствие соответствующего методического инструментария, который позволил бы без назидания или проповеди прописных истин открыть перед старшеклассниками сложные реалии их будущей семейной жизни. К сожалению (или к счастью), такой в полном смысле слова судьбоносный предмет, как супружеское и семейное счастье, невозможно объяснить ни на словах, ни тем более «на пальцах», а апелляция учителя к собственному, не всегда удачному опыту построения семейной жизни часто ставит его в просто неловкое положение, поскольку юноши и девушки в большинстве своем абсолютно уверены в том, что действительно чему-то научить может только тот, кто сам имеет семью. Добавим к этому, что усвоение азов семейных отношений – далеких и абстрактных в этом возрасте – требует совершенно особого уровня включенности в материал, той самой включенности, которая так легко достигается в других предметах за счет грозных напоминаний об аттестате и отметках в нем. Увы, оценки за успеваемость в науке семейного счастья выставляет не школа, а жизнь – та самая «настоящая» жизнь, которая кажется старшеклассникам и манящей, и весьма - весьма отдаленной.

Итак, эта работа посвящена изложению психологических методов в подготовке молодежи к семейной жизни.

Важный момент, обусловивший подбор методик, - это фактор времени. Работа с большинством профессиональных психодиагностических методик требует значительных временных затрат. Так, например, заполнение обычного опросника занимает 40-45 минут – и это только заполнение, а ведь есть еще интерпретация! – в то время как урок ограничен. В связи с этим мы сознательно ограничились методиками, требующими не более 25 минут на заполнение и обработку, причем обработку, которую могут (и должны, как это будет объяснено далее) совершать сами старшеклассники, тогда как направления общей интерпретации и результатов предъявляются учителем так, чтобы каждый из учеников опять-таки индивидуально мог оценить себя.

Однако практика нашего преподавания показала, что и 25 минут – это часто слишком много в масштабах урока, который в этом случае может быть сведен только лишь к коллективному обсуждению результатов психодиагностики. И все-таки это необходимо делать за счет применения так называемых тестов – шуток или психологических игр, которые появляются на страницах популярных газет и журналов, названных в работе любительскими тестами. Они необходимы для объективации, выявления и выражения отдельных слагаемых личности будущего семьянина, предоставления так необходимой старшеклассникам сторонней и непредвзятой информации к размышлению о себе и, наконец, для создания двух важнейших составляющих эффективного преподавания – необходимого эмоционального тонуса и должной мотивации учащихся.

Скажу несколько слов об активных методах социально-психологической подготовки. Здесь я также остановилась на апробированных в педагогической практике относительно простых и безотказных вариантов ситуационно-ролевых игр и групповых дискуссий, с большой осторожностью отбирая конкретные приемы, техники и элементы социально-психологического тренинга.

Двое друг с другом. Не будем уподобляться страусам: интимные отношения часто возникают между юношами и девушками. Случается это, конечно, не всегда и не везде, и сами они не воспринимают эти отношения столь трагически, как делаем это мы, взрослые (что поделать: они подчас смотрят на это куда проще, чем мы) поэтому обойти стороной взаимоотношения юношей и девушек, закрыть глаза на крепнущую влюбленность и пробуждающуюся чувственность нам, взрослым, просто нельзя, но только не с точки зрения «кабы чего не вышло» - необходимо здесь совсем другое: с высоты накопленной нами (если накопленной) жизненной мудрости помочь молодым разобраться в своих чувствах и отношениях. И это тем более важно, что отношения эти вполне могут стать не только прообразом, но и началом будущей семьи. По данным литовских исследователей, первая любовь ныне кончается браком примерно в каждом третьем случае, а поскольку молодежь не любит ждать, браки эти начинают заключаться все раньше, и не случайно то, что несколько лет назад в США состоялся первый всемирный конгресс по проблеме подростковых браков!

Групповая дискуссия. Предметом ее должны стать наиболее животрепещущие для старшеклассников темы: любовь, взаимоотношения двоих, их отношения с родственниками и друзьями, будущее, которое ожидает влюбленных, и т. д. В то же время цель этой дискуссии должна быть достаточно локальна, хотя в своей локальности и довольно широка, чтобы добиться определенного изменения представлений и ожиданий участников о предмете дискуссии. Обычно цель эта достигается почти автоматически, ибо одним из эффектов групповой дискуссии является феномен так называемой «групповой поляризации» - как бы сдвиг мнений группы к одному полюсу, как правило, сопровождающийся сближением мнений участников. Происходит это и в случае конструктивного диалога, и в ситуации спора, но в том и в другом случае для получения усредненного группового мнения дискуссией следует управлять, и здесь педагогу как основному ее руководителю (но не единственному – по мере развития группы руководители дискуссии должны все больше делегироваться из старшеклассников) рекомендуется использовать следующую разработанную психологами схему:

Задачи и средства руководителя на каждом из этапов дискуссии

Задача Средства

1 этап: ориентация

По отношению к проблеме

1. Сформулировать цель и тему дискуссии. 1. Объяснить, что обсуждается, зачем нужна дискуссия в данной ситуации,в какой степени следует решить проблему.
2. Установить время дискуссии. 2. Объявить участникам о времени, отведенном для дискуссии.
3. Заинтересовать участников, создать необходимую мотивацию. 3. Изложить проблему в виде некоторого противоречия. Указать, в чем значимость проблемы, какие результаты может дать ее решение.
4. Добиться однозначного понимания проблемы всеми участниками. 4. Попросить задать вопросы. Можно предложить контрольные вопросы.
5. Начать обмен мнениями (по возможности без оценок). 5. Предоставить слово желающим или предложить высказаться конкретным участникам. Руководителю не рекомендуется брать слово первым.

По отношению к группе

1. Познакомить участников дискуссии, если они не знакомы. 1. Попросить представиться, например, по кругу.
2. Ориентировать на коллективное решение. 2. Можно сообщить о преимуществах группового решения.
3. Создать доброжелательную, деловую атмосферу, установить положительный эмоциональный фон. 3. Доброжелательное отношение ко всем участникам – доброжелательные обращения, жесты, мимика, улыбка.

По отношению к каждому участнику

1. Добиться того, чтобы в дискуссии принимали участие все члены группы. 1. Модно, например, установить порядок выступления по кругу, если возникает затруднение с включением всех участников.
2. Активизировать пассивных. 2. Например, обратиться к молчащему с вопросом, просьбой помочь.
3. Оказывать помощь выступающим. 3. Внимательно выслушивать каждого, лучше не перебивать. Порекомендовать без боязни высказать свои мнения, поскольку важно учесть их все.

2 этап: оценка

По отношению к проблеме

1. Собрать максимум предложений. Постараться ответить аспекты проблемы. 1. Выслушать каждого. Выступать со своими предложениями только после того, как выслушаны мнения всех участников.
2. Провести анализ собранных мнений. 2. Подводить частичные итоги, выделять основные положения, делать предварительные выводы.
3. Держаться в «русле» проблемы, не допускать отклонений от темы и повторов. 3. Тактично останавливать отклонившихся от темы, напомнить о целях и задачах дискуссии.

По отношению к группе

1. Поддерживать высокий уровень активности всей группы. 1. Всем поочерёдно предоставлять слово. Не допускать затянувшихся диалогов и монологов, чрезмерной активности одних за счёт других.
2. Поддерживать деловую атмосферу. 2. Требовать ясного изложения мыслей, уточнять неясные положения. Руководителю больше спрашивать и слушать. Самому стараться говорить меньше, но по существу.
3. Не допускать личной конфронтации участников. 3. Устранять недоразумения между участниками дискуссии. Пресекать оценочные суждения, направленные на личные качества оппонента.
4. Поддерживать теплую, дружескую атмосферу. 4. Например, использовать улыбку, поощрительные высказывания типа: «Хорошо, мы продвигаемся».

По отношению к каждому участнику

1. Уделять максимум внимания мнению каждого участника. 1. Внимательно выслушивать каждого. Преждевременно не прерывать говорящего.
2. Требовать ясной аргументации. 2. Уточнять неясные положения, просить объяснить свою точку зрения.
3. Активизировать пассивных. 3. Обратиться к «молчуну» с вопросом. Любезно попросить его высказать свою точку зрения.
4. По возможности сохранять беспристрастность. 4. Уделять равное внимание, оказывать поддержку всем участникам

3 этап: контроль

По отношению к проблеме

1. Чёткое и внятное подведение итогов. 1. Формулировка вывода, решения или спектра решений.
2. Сравнить итог с поставленной целью. 2. Напомнить цель, сопоставить с ней результаты дискуссии.
3. Если тема не исчерпана, стимулировать продолжение дискуссии. 3. Предложить группе продолжить дискуссию в следующий раз.

По отношению к группе

1. Принятое решение должно быть групповым. 1. При подведении итогов учитывать по возможности мнения всех членов группы. Каждый должен высказывать сво мнение по поводу группового решения.
2. Помочь группе прийти к согласованному мнению. 2. Умелая постановка вопросов, обобщение полученных результатов.
3. Сохранить деловую, доброжелательную атмосферу, несмотря на возможную конфронтацию мнений. 3. Подчеркнуть важность разнообразия предложений и подходов в дискуссии для нахождения оптимальной альтернативы.

По отношению к каждому участнику

1. Добиваться того, чтобы у каждого или, по крайней мере, у большинства осталось чувство удовлетворения от участия в дискуссии. 1. Подчеркнуть вклад каждого в общий итог. Не жалеть заслуженных похвал. Поблагодарить всех членов группы за участие в дискуссии.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.