Курсовая работа: Развитие памяти дошкольников
В соответствии с поставленными задачами в апреле 2004 года на базе МДОУ «Детский сад N 244 комбинированного вида ЦАО гор Омска» была проведена экспериментальная часть данной работы. В подготовительной группе 25 детей.
В эксперименте принимало участие 10 детей в возрасте от 6 до 7 лет. Отбор испытуемых проводился методом случайной выборки. Характеристика по полу следующая 50% мальчиков и 50% девочек.
Обработка первичных экспериментальных данных
Для расчётов возможно использование компьютерных программ обработки данных Microsoft Excel, Statistical. Однако, в данных условиях, при столь незначительных объёмах данных, можно было рассчитать с использованием четырёх действий арифметики.
Протоколы тестирования представляли собой рабочие тетради, с предназначенными «пустографками» в табличной форме, в которых в течение экспериментов заносились данные.
См. пример протокола в приложении.
Обработка результатов исследования развития образной памяти
Обработка результатов исследования А свелась к следующим подсчётам. За верный ответ, т.е. в том случае, если ребенок показал идентичное изображение, его память оценивалась максимальным баллом – 3 балла. В том случае, если ребенок показал изображение, отличающееся деталью, его память оценивалась в 2 балла. В том случае, если ребенок показал изображение схожее лишь силуэтом и назначением, его память оценивалась в 1 балл. За неверный ответ, т.е. в том случае, если ребенок показал другое изображение, оценка его памяти минимальна – 0 баллов. Результаты экспериментатор заносил в протокол.
Теоретически, в рамках данного эксперимента, память ребёнка может быть оценена от минимума в 0 баллов до максимума в 30 баллов. Было принято, что при результате в 15 баллов и ниже у ребёнка наличествует низкий уровень памяти; при результате в 16 баллов и до 20 баллов у ребёнка – средний уровень памяти; при результате в 21 балл и выше у ребёнка – высокий уровень памяти.
Анализ результатов показал, достаточно большой разброс результатов. Один ребенок из 10 обнаружил низкий уровень развития образной памяти, четверо детей показали средний уровень, и пять детей, раскрыли высокий уровень развития образной памяти (см. приложение табл. 1).
При обработке результатов тестирования В было подсчитано число воспроизведенного материала по всем сериям эксперимента, результаты заносим в таблицу и подсчитываем итоговые результаты. Тестирование детей привело к следующим результатам.
Первое задание. Дети при воспроизведении геометрических фигур следующие результаты: 6 правильных ответов нарисовал 1 ребёнок, от 4 до 5 правильных ответов у шести детей, и три ребёнка смогли дать лишь по 2 или 3 правильных ответа (см. приложение табл. 2).
Второе задание. При воспроизведении изображения предметов дети пока-зали следующие результаты: шестеро детей назвали по 6 правильных ответов, а четверо смогли дать лишь 5 правильных ответов (см. приложение табл. 3).
Теоретически, по данным экспериментам, объём памяти ребёнка может быть оценена от 0 до 6 правильных ответов. Примем, что результату 3 и ниже правильных ответов при воспроизведении соответствует низкий объем произвольной памяти; при результате 4 и 5 – средний объем памяти; при результате 6 правильных ответов – высокий объем памяти. В ходе эксперимента дети шестилетнего возраста обнаружили среднюю продуктивность при воспроизведении геометрических фигур и заметно более высокую продуктивность при воспроизведении предметных картинок.
В результате проведенных экспериментов А делаем вывод о том, что образная память является достаточно развитой у детей шестилетнего возраста. Следует сделать вывод о том, что характеристики памяти у детей дошкольников значительно зависят от индивидуальных особенностей.
На основании проведенного тестирования В можно прийти к выводу, что у детей шестилетнего возраста образная память является преобладающим видом памяти, ее продуктивность зависит от содержания запоминаемого материала.
В апреле 2004 года на базе подготовительной группы МДОУ «Детский сад N 244 комбинированного вида ЦАО гор. Омска» был проведено исследование, в котором принимало участие десять детей шестилетнего возраста.
В
соответствии с поставленными задачами было проведено исследование - по
определению уровня развития образной памяти; и
- по изучению
зависимости объема произвольной памяти от содержания запоминаемого материала и
раскрытию индивидуальных особенностей образной памяти у детей дошкольников.
Исследование состояло из определения уровня развития образной памяти у дошкольников и оценки воспроизведения детьми геометрических фигур и изображения предметов.
В эксперименте принимало участие 10 детей в возрасте от 6 до 7 лет. Анализ результатов показал, достаточно большой разброс результатов.
На основании проведенных экспериментов сформирован вывод, что у детей шестилетнего возраста образная память является преобладающим видом памяти, ее продуктивность зависит от содержания запоминаемого материала и индивидуальных особенностей развития у ребенка приемов запоминания.
Таблица 1. Результаты изучения уровня развития произвольной памяти
Имя ребенка |
Возраст |
Количество баллов |
Аня | 6,5 | 17 |
Дима | 6,8 | 21 |
Илья | 6,1 |
15 |
Инна | 6,9 |
22 |
Лёва | 6,3 | 19 |
Матвей | 6,9 |
22 |
Маша | 6,4 | 20 |
Наташа | 6,2 | 18 |
Полина | 6,4 |
21 |
Эдгар | 6,5 |
21 |
Показатели по группе |
6,5 |
20 |
Таблица 2. Результаты изучения объема произвольной памяти в тестировании при воспроизведении геометрических фигур
Имя ребенка |
Возраст |
Круг |
Треугольник |
Квадрат |
Прямоугольник |
Звезда |
Крест |
Резуль-тат |
Аня | 6,5 | + | + | + | + | 4 | ||
Дима | 6,8 | + | + | + | + | 4 | ||
Илья | 6,1 | + | + | + |
3 |
|||
Инна | 6,9 | + | + | + | + | + | 5 | |
Лёва | 6,3 | + | + | + | + | 4 | ||
Матвей | 6,9 | + | + | + | + | + | + |
6 |
Маша | 6,4 | + | + | + | + | 4 | ||
Наташа | 6,2 | + | + | + |
3 |
|||
Полина | 6,4 | + | + | + | + | 4 | ||
Эдгар | 6,5 | + | + |
2 |
||||
Таблица 3. Результаты изучения объема произвольной памяти в тестировании при воспроизведении изображения предметов
Имя ребенка |
Возраст |
Машина |
Птица |
Рыбка |
Собака |
Кошка |
Кровать |
Резуль-тат |
Аня | 6,5 | + | + | + | + | + | + |
6 |
Дима | 6,8 | + | + | + | + | + | + |
6 |
Илья | 6,1 | + | + | + | + | + | 5 | |
Инна | 6,9 | + | + | + | + | + | + |
6 |
Лёва | 6,3 | + | + | + | + | + | 5 | |
Матвей | 6,9 | + | + | + | + | + | + |
6 |
Маша | 6,4 | + | + | + | + | + | + |
6 |
Наташа | 6,2 | + | + | + | + | + | 5 | |
Полина | 6,4 | + | + | + | + | + | + |
6 |
Эдгар | 6,5 | + | + | + | + | + | 5 | |
Пример 1. Протокол изучения уровня развития произвольной памяти
Имя ребенка |
Вопрос N 1 |
Количество баллов |
Аня | 1 | |
Дима | 2 | |
Илья |
0 |
|
Инна |
3 |
|
Лёва | 1 | |
Матвей |
3 |
|
Маша | 2 | |
Наташа | 1 | |
Полина |
2 |
|
Этгар |
1 |
|
Пример 2. Прототипы используемых изображений в исследовании
Изображения часов, ножниц, телефона, карандаша, самолёта и письма.
@ E F Q I J
Изображения машины, птицы, рыбки, собаки, кошки и кровати
óôõöã
Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, звезда, крест lsn zH:
1. Блонский П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих. произв. – М.: Просв., 1964.
2. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. – М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. – 1008с.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Основы психологии. – М.: 1988, 156с.
4. Зинц Р. Обучение и память: Под ред. Б.А. Бенедиктова. – Мн.: 1989.
5. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2, – М.: 1981
6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464с.
7. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Издательский центр Академия, 1997.
8. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн.2: Психология образования – 608с.
9. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, – 448с.
Список дополнительной литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001.
2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения/ Под. ред. Ю.М. Забродина. – М.: Прогресс, 1980.
3. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие в процессе обучения. - М.: Л., 1935.
4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: 3-е изд. – М.: 1999, – 373с.
5. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. – М.: мир, 1992.
6. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1995
7. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М.: Изд. АПН РСФСР. – М.: 1961.
8. Крылов А.А., Маничева С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. – СПб.: Питер, 2000, – 289с.
9. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М.: 1994.
10. Макселон Юзеф. Психология. – М.: Просвещение, 1998, – 425с.
11. Немов Р.С. Общие основы психологии: Кн.1. – М.: Просвещение,1994, 235с.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1998.
13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: 1995.
14. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М.: Просвещение, 1966.
15. Ясперс Карл. Общая психопатология. – М.: Практика, 1997, – 218с.
Официальный сайт факультета психологии МГУ: http://www.psy.msu.ru
Неофициальный сайт факультета психологии МГУ: http://www.flogiston.ru
Портал «Psychology.ru»: http://www.psychology.ru
Электронная библиотека портала Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru
А
Амнезия младенчества.... 12
Б
Быстрота запоминания...... 5
В
Вербальная память........... 11
Вкусовая память.................. 8
Г
Готовность к воспроизведению 6
Д
Двигательная память......... 7
Длительность запоминания 6
Долговременная память 8, 15
З
Заинтересованность ребёнка 20
Запоминание........................ 9
Запоминание непроизвольное 12
Зрительная память............. 8
К
Конкретная задача............... 7
Кратковременная память.. 8
Л
Лабораторный эксперимент..... 18
Личности свойства.............. 6
Логическая память.............. 8
М
Мгновенная память............. 8
Мнемические действия... 19
Мнемотехника.................... 20
Н
Непроизвольная память 5, 7
О
Обобщенное воспоминание..... 15
Обонятельная память......... 8
Образная память................. 7
Обучение запоминанию.. 19
Объём памяти...................... 5
Оперативная память.... 8, 15
Осязательная память......... 8
П
Память.................................... 5
Перцептивные действия. 14
Приемы запоминания. 17
Приёмы классификации. 21
Припоминания впечатлений 13
Продуктивность запоминания 14, 19
Произвольная память........ 7
Р
Развитие памяти............... 14
С
Словесно-логическая память 8
Слуховая память................. 8
Т
Точность запоминания....... 6
У
Улучшение памяти............ 18
Ф
Формирование смысловых группировок 21
Э
Эйдетическая память....... 13
Эмоциональная память..... 7
[1] Немов Р.С., Кн. 1, с. 150
[2] Макселон Юзеф, с. 124
[3] Немов Р.С., Кн. 1, с. 184
[4] Гамезо М.В., Домашенко И.А., с. 161
[5] Гамезо М.В., Домашенко И.А., с. 160
[6] Немов Р.С., Кн. 1, с. 194
[7] Гамезо М.В., Домашенко И.А., с. 159
[8] Макселон Юзеф, с. 125
[9] Ясперс Карл, с. 218-219
[10] Макселон Юзеф, с. 126
[11] Крылов А.А., Маничева С.А., с. 89
[12] Гамезо М.В., Домашенко И.А., с. 159
[13] Макселон Юзеф, с. 126
[14] Ясперс Карл, с. 218-219
[15] Выготский Л.С. , с. 126
[16] Блонский П.П., с. 218-219
[17] Немов Р.С., Кн. 2, с. 106
[18] Немов Р.С., Кн. 1, с. 195.
[19] Истомина З.М., ч. 2, с. 162
[20] Выготский Л.С., с. 26
[21] Выготский Л.С., с. 26
[22] Немов Р.С., с. 332
[23] Немов Р.С., Кн. 2, с. 333
[24] Немов Р.С., Кн. 2, с. 334
[25] Блонский П.П.
[26] Немов Р.С., Кн. 2, с. 336