Курсовая работа: Резервы снижения себестоимости и стабилизации тарифов на жилищно–коммунальные услуги
Курсовая работа: Резервы снижения себестоимости и стабилизации тарифов на жилищно–коммунальные услуги
Тема: Резервы снижения себестоимости и стабилизации тарифов на жилищно–коммунальные услуги
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМА РЕФОРМИРОВАНИЯ
ЖИЛИЩНО–КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
1.1 Современное состояние комплекса
1.2 Концепция реформирования жилищно-коммунального
хозяйства
2. СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬТНЫЕ УСЛУГИ
3 ПРОЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
3.1 Аналитико-исследовательская часть
3.2 Проектная модель
3.3 Управление проектом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность В настоящее время ситуацию, сложившуюся в России в сфере нерыночного сектора экономики, можно охарактеризовать как весьма сложную. Основными причинами такого положения являются трудности доступа к финансовым ресурсам, постоянный рост стоимости сырья, энергоресурсов и др.
Реформе ЖКХ уже 13 лет, стереотипы «дореформенной» - трехуровневой - централизованной системы управления отраслью, подкрепленной централизованным финансированием, разрушены, а создать новую систему управления в условиях, когда потребителями и бюджетами всех уровней оплачивается менее 100% предоставленных услуг, не удается.
Большинство предприятий находятся в состоянии близком к банкротству.
В счет погашения задолженности за тепловую и электрическую энергию, газ, воду предприятия вынуждены передавать часть своих основных средств. Возникают значительные обязательства перед бюджетами различных уровней. В результате предприятия не в состоянии не только проводить осмысленную и эффективную инвестиционную политику, но даже финансировать текущие мероприятия по поддержанию технического состояния находящихся на балансе инженерных сетей и сооружений.
Стабилизация и дальнейшее развитие отрасли во многом определяются объемом финансовых ресурсов. Актуальной является и задача привлечения внебюджетных источников и создание рыночной среды.
Степень научной разработки проблемы реформирования жилищно –коммунального хозяйства можно признать достаточной. В современной методологической базе имеются исследования, в которых проводился бы анализ всего комплекса мероприятий по реформированию жилищно – коммунального хозяйства.
Цель работы – разработка проекта поиска резервов снижения себестоимости и стабилизации тарифов на жилищно–коммунальные услуги.
Задачи исследования:
- рассмотреть проблемы реформирования жилищно – коммунального хозяйства;
- изучить состав и структуру стратегии городского хозяйства;
- проанализировать целевые ориентиры, основные направления и важнейшие мероприятия стратегии.
Объект исследования – жилищно–коммунальное хозяйство.
Предмет исследования – стратегические направления реформирования жилищно–коммунального хозяйства.
Методологическую базу исследования составляют труды авторов в области экономики городского хозяйства, официальные статистические данные о работе отрасли жилищно – коммунального хозяйства.
Объект исследования – организации, структуры, органы управления, жилищно – коммунального хозяйства.
Предмет исследования организация и содержание социальной работы с многодетными семьями.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней предложения по оптимизации работы предприятий, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги.
1. ПРОБЛЕМА РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО –КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
1.1 Современное состояние комплекса
Жилищно-коммунальное хозяйство является многоотраслевым комплексом, который по существующему законодательству относится к компетенции органов местного самоуправления.
Жилищный фонд России составляет 2,6 млрд м² общей площади. В среднем на одного россиянина приходится 18,4 м² общей площади. Около 20 % городского жилищного фонда неблагоустроенно, а в малых городах каждый второй дом не имеет инженерного обеспечения. Более 290 млн м² (11 %) жилищного фонда, нуждаются в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир в отдельные, 250 млн м² (9 %) – в реконструкции. Из года, в год увеличивается подлежащий сносу ветхий и аварийный фонд с износом более 60 % . Только за последние 5 лет по ветхости выбыло около 40 млн м²
Таблица 1.1 - Распределение жилых зданий по проценту износа
млн. единиц | % | |
0 до 30% | 7,3 | 38,4 |
31 до 65% | 10,6 | 55,8 |
65% | 1,1 | 5,8 |
В жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) заняты 4 млн. человек, которые в 2006 году оказали услуг на 234 млрд рублей. ЖКХ - это более 52 тыс. предприятий, каждое пятое из них – государственное или муниципальное.
Стоимость основных фондов отрасли – 580 млрд. рублей (т.е. четверть основных фондов страны). Их износ достиг в среднем по России 48 %. Сегодня бесспорно одно: система жилищно-коммунального хозяйства, сложившаяся при плановой экономике, крайне не эффективна и запрограммирована на затратность, а значит на дотирование.
Прежде всего, значительно ухудшилось состояние основных фондов ЖКХ. Не улучшилось и обслуживание населения, хотя платежи за содержание жилья и коммунальные услуги увеличились в 20 раз.
Даже 100 %-ая оплата населением жилищно-коммунальных услуг не сможет вывести отрасль из глубокого кризиса.
Только приведя основные фонды в порядок, можно вывести отрасль из глубочайшего кризиса, в котором она находится. В противном случае на инженерных сетях начнётся цепная реакция аварий и катастроф по всей территории страны.
При сложившемся нормативно-затратном подходе ЖКХ требуется 153 млрд. рублей в год, что равно примерно 18 % среднего дохода семей, пользующихся основным набором жилищно-коммунальных услуг в государственном, муниципальном и многоквартирном частном жилищном фонде.
В настоящее время ЖКХ продолжает оставаться самым убыточным сектором нашей экономики. Ежегодно на дотации этой отрасли уходит от 40 до 80 % местных бюджетов. Правительство России выделило в 2005 году на нужды ЖКХ всего 20,5 млрд. руб. но этого мало. При таком малом финансировании для того, чтобы модернизировать систему ЖКХ потребуется много лет. Бюджетное дотирование этой сферы привело к тому, что строить жильё городам стало невыгодно, поскольку каждый введённый в эксплуатацию жилой дом или социальный объект ложится дополнительной нагрузкой на местный бюджет, в свою очередь, требуя дотаций. Дотации способствуют обострению бюджетного кризиса [36, c. 110].
Наиболее надёжным поставщиком денег в сферу является население, хотя около 40 %граждан числятся в должниках. Местные бюджеты, как правило, перечисляют лишь около половины положенного, а задолженность в лучшем случае покрывают взаимозачётами. Особенно плохо обстоят дела с финансированием ведомственного жилья.
У предприятий нет средств, чтобы содержать его даже на том уровне, на котором поддерживается муниципальное жильё. В 2005 г. недофинансирование в жилищно-коммунальном хозяйстве составило более 59 млрд. рублей, или около 20 % от объёма необходимых средств.
Объём дебиторской задолженности предприятий ЖКХ составил на конец 2005 г. 168,1 млрд рублей, в то же время объём кредиторской задолженности предприятий достиг 245,1 млрд. рублей. Износ коммунальной инфраструктуры составляет более 60 %. Количество аварий выросло примерно в 5 раз и составило в 2004 году 70 аварий на 100 км сетей водоснабжения и 200 аварий на 100 км сетей теплоснабжения.
Положение в жилищно-коммунальной сфере усугублялось также из-за обилия льготных категорий граждан – 43 категории затрагивают 63 % населения. Законодательство освобождает их (полностью или частично) от оплаты жилищно-коммунальных услуг, а приходящихся на них расходы ЖКХ не компенсируются ни федеральными властями, ни ведомствами. Оцениваются такие льготы в 23 млрд. рублей в год. Причём наравне с ветеранами войны и другими льготниками скидками на оплату жилья пользуются члены их семей, в то время как треть граждан, в основном сельские жители, имеющие собственные дома, никогда не имели подобных льгот.
Социально-экономическое состояние России продолжает оказывать негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры. Договоры на коммунальное обслуживание заключаются формально и не обеспечивают стандартов качества обслуживания. Не создан реальный механизм стимулирования ресурсосбережения. Продолжает нарастать износ основных фондов, снижаются надёжность и устойчивость систем инженерного обеспечения.
Эти проблемы предопределяют стратегию проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства, как в масштабах всей страны, так и на уровне субъектов Федерации с учётом экономических, природно-климатических и иных особенностей регионов.
1.2 Концепция реформирования жилищно - коммунального хозяйства
На уровне правительства принята специальная подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации», которая является составной частью федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года. Правительство также приняло ряд документов, направленных на финансовое оздоровление и дальнейшее реформирование отрасли.
Сформированная законодательная, правовая и нормативно- методическая база определила основные направления реформы жилищно-коммунального хозяйства на основе взвешенного перехода этой сферы экономики на рыночные принципы хозяйствования, усиления мер социальной поддержки низкодоходных категорий граждан при гарантированном обеспечении стандартов качества проживания.
К настоящему времени население оплачивает около 70 % стоимости жилищно-коммунальных услуг, исходя из установленных ставок и тарифов, а с учётом начисления льгот и субсидий фактически лишь около 40 %. В 2005 году недофинансирование составило более 59 млрд. рублей, или около 20 % от объёма необходимых средств.
Из-за недофинансирования большинство предприятий отрасли являются банкротами.
В самое ближайшее время необходимо обеспечить переход на реальные договорные отношения в ЖКХ и обеспечить их выполнение. Незамедлительно должны быть проведены мероприятия по выявлению нерациональных затрат в структуре тарифов жилищно-коммунальных предприятий в рамках проведения экспертизы аудита тарифов. Только в этом случае можно будет в будущем не допустить наращивание новых долгов.
Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации предусматривает, что при сохранении за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления права определять основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг размеры финансовой помощи, оказывают субъектами Российской Федерации из средств федерального бюджета, рассчитываются на основании ежегодно определяемых следующих стандартов.
Система оплаты ЖКУ будет устанавливаться по каждому субъекту Федерации и стандарт уровня оплаты ЖКУ будет сбалансирован с новыми условиями предоставления льгот населению. В свою очередь, эти льготы должны быть переведены в разряд компенсаций (субсидий), предоставляемых в пределах социальной нормы площади жилья и в зависимости от дохода семьи с учётом федерального стандарта. Только таким образом будет возможно дальнейшее осуществление адресной поддержки низкодоходных семей из федерального бюджета.
Продолжает формироваться реальный слой собственников жилья, как социальная основа жилищной реформы. В результате проводимой политике бесплатной приватизации жилья гражданами произошли изменения в структуре собственности жилищного фонда, сформировался рынок жилья. В собственность граждан передано свыше 12 млн. квартир общей площадью более 600 млн. кв. метров, или 36,8 % от всего государственного и муниципального жилищного фонда России, подлежащие приватизации.
Сформированный таким образом рынок жилья и созданная на федеральном уровне правовая база позволили внедрить на местах следующие механизмы улучшения жилищных условий граждан: расселение коммунальных квартир; выплату гражданам субсидий на приобретение и строительство жилья; предоставление жилищных кредитов (включая ипотечные); привлечение средств банков и других коммерческих структур к финансированию жилищного строительства.
Новые подходы в жилищной политике, связанные со снятием ограничений инициативы населения в строительстве и приобретении жилья, позволили увеличить средний показатель обеспеченности жильём по России.
Таким образом, правительство предпринимает необходимые меры как по созданию организационно-экономических предпосылок улучшения жилищных условий и социальной защиты низкодоходных категорий населения при повышении оплаты ЖКУ, так и по прямому инвестированию и созданию финансовых механизмов привлечения средств, в ЖКХ России. Осуществить это во всех городах без углубления реформы ЖКХ невозможно. Экономика России, а тем более экономика ЖКХ, не выдержит переноса сроков перехода к полной оплате населением ЖКУ до 2008 г.
Поэтому политикам и специалистам необходимо разграничить для себя две проблемы:
а) состояние ЖКХ и меры по его развитию;
б) социальная защита населения. Решать эти проблемы необходимо по правовым, экономическим и техническим правилам, иначе мы окончательно разрушим систему жизнеобеспечения городов России.
2. СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРЯИТИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬТНЫЕ УСЛУГИ
В качестве целей разработки стратегии обычно называют следующие:
- выработка общего понимания происходящих в экономике изменений и единой позиции по отношению к ним;
- определение направления развития экономики города;
- выяснение в результате обсуждений и обмена информацией наиболее вероятного поведения государственных, общественных и частных организаций, действующих в сфере экономической политики;
- создание общих рамок для совместной работы по укреплению экономического потенциала жителей города, локальных общин по месту жительства и предприятий;
- содействие субъектам экономической политики в принятии ими конкретных решений, позволяющих повысить целенаправленность и скоординированность действий.
Среди мотивов формулирования стратегии доминирует потребность в лучшей координации и нацеленности действий различных субъектов, работающих в сфере экономической политики.
Основные цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства и способы достижения целей:
- обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;
- снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
- смягчение для населения, процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим без убыточного функционирования.
Основные цели стратегии развития городского хозяйства можно представить в виде «дерева целей» на рисунке 2.1
Рисунок 2.1 - Дерево целей развития жилищно – коммунального хозяйства
3 ПРОЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ПРЕДПРЯИТИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
3.1 Аналитико-исследовательская часть
Основной целью развития жилищно-коммунального хозяйства региона является перевод жилищно-коммунального хозяйства в режим безубыточного функционирования при обеспечении стандартов качества предоставления жилищно-коммунальных услуг и условий проживания граждан.
Нормальное функционирование жилищно-коммунального комплекса - одна из важнейших задач администрации региона. Надежная и устойчивая работа жилищно-коммунального хозяйства - необходимое условие социального благополучия жителей.
Основные направления развития ЖКХ региона представлены в виде системы программных мероприятий, разделенных на четыре группы: