скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Системная структура, экономическая роль и функции рынка в процессе общественного воспроизводства

Курсовая работа: Системная структура, экономическая роль и функции рынка в процессе общественного воспроизводства

Министерство образования и науки Украины

Донецкий национальный университет экономики и торговли

имени Михаила Туган-Барановского

Кафедра экономической теории

Курсовая работа

Тема: «Системная структура, экономическая роль и функции рынка в процессе общественного воспроизводства»


Выполнил:

студент группы ЭП-06-Г

Белоус Дмитрий Олегович

Руководитель:

к.э.н., профессор

Дмитриченко Лиана Анатольевна

Донецк – 2007


Содержание

Введение

1.  Особенности рыночной экономики

1.1 Характеристика рыночной экономики. Рынок

1.2 Условия возникновения рынка

1.3 Субъекты и объекты рыночных отношений. Их специфика

1.4 Сущность рынка. Общность черт

2.  Функции рынка и их экономическая роль в процессе общественного воспроизводства

2.1 Функции рынка

2.2 Рыночный механизм

2.3 Преимущества рыночного механизма

2.4 Экономическая роль рынка в процессе общественного воспроизводства

3.  Системная структура рынка

Заключение

Список литературы


Введение

Труд есть отец и активнейший

принцип богатства, а земля –

его мать.

Уильям Петти

Рынок – достижение всего человечества. Рыночное хозяйство является средой, в рамках и с помощью которой происходят и властвуют отношения товарного производства. Именно они и являются той «рабочей одеждой», в которой действуют экономические законы товарного общественного производства. Исторически слово «рынок» характеризовало определённое место, где продавались и покупались товары. Как правило, это была торговая площадь в центре города или специально оснащённое помещение, где встречались продавцы (владельцы товара) и покупатели (собственники денег). Здесь в результате договорённости устанавливались цены на товар, который в обмен на деньги переходил в руки покупателя.

Вследствие развития средств связи необходимость в определённом месте встречи для взаимодействия продавцов становится несущественной. Участники товарно-денежных отношений получают возможность контактировать и решать свои проблемы другим способом. Ф. Котлер в своей книге «Основы маркетинга» писал: «По наличию современных средств связи и транспорта покупатель может вечером дать рекламу товара по телевидению, собрать сотни заказов по телефону и уже на следующий день разослать товары по почте, не вступая в физический контакт с покупателем».

Именно поэтому сегодня экономисты под термином «рынок» понимают какую-либо упорядоченную структуру, которая обеспечивает нормальное взаимодействие продавцов и покупателей. Так Макконнелл в книге «Экономикс: принципы, проблемы» заключает: «Рынок – это институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг».

Это – узкое толкование категории «рынок». В широком понимании рынок означает определённый способ организации экономической жизни, характерными чертами которого являются: самостоятельность участников экономического процесса; коммерческий характер их взаимодействия; конкуренция хозяйствующих субъектов; формирование экономических пропорций под влиянием динамики цен и конкурентной борьбы; цены, которые составляются на основе спроса и предложения.

Рынок — это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественноисторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. Тот факт, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, возможно, объясняется тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть рыночные отношения, в целом, с точки зрения современных понятий рыночной экономики, опираясь при этом на основные догматы экономической теории и опыт прошлого, учитывая мнения различных учёных в данной области науки и делая свой личный обобщённый вывод из существующих на сей день знаний в области рыночной экономики. Одним словом, основываясь на знаниях провести анализ полученной информации, рассмотреть частные случаи и сделать вывод.

Первый рассмотренный вопрос является вводным и характеризует особенности рыночной экономики. Это необходимо для того, чтобы ознакомиться со средой, в которой происходят и функционируют экономические процессы и явления большинства современных развитых стран мира. В этот вопрос вошли такие пункты как условия возникновения рынка, субъекты и объекты рыночных отношений, сущность рынка и другие.

Второй вопрос посвящён функциям рынка. В этом вопросе рассмотрены разнообразные функции рынка в процессе общественного воспроизводства; их роль в рыночной экономике. Также речь пойдёт о механизме функционирования рынка, спросе предложении и рыночном равновесии.

Это сделано для того, чтобы представить взаимосвязь между компонентами и другими составляющими рынка и дать структурное представление рыночной экономики.

В третьем вопросе подробно раскрывается принцип работы системной структуры рынка, е отдельные составляющие.


1. Особенности рыночной экономики

1.1 Характеристика рыночной экономики. Рынок

Рыночная экономика – это система организации народного хозяйства, при которой хозяйственные решения принимаются каждым экономическим агентом самостоятельно, а не государством посредством плана производства и распределения результатов производства.

Общественное хозяйство, которое функционирует на принципах, характерных рынку (то есть: самостоятельность участников экономического процесса; коммерческий характер их взаимодействия; конкуренция хозяйствующих субъектов; формирование экономических пропорций под влиянием динамики цен и конкурентной борьбы; цены, которые составляются на основе спроса и предложения) называют рыночной экономикой. Е антиподом является командная экономика, в которой деятельность хозяйствующих субъектов централизовано регулируется государством, народнохозяйственные пропорции формируются на базе директивных планов, а цены устанавливаются административным путём.

Рынок является организационной формой существования товарного производства. История последнего насчитывает около 6000 лет. Приблизительно столько же существует и рынок.

С точки зрения политэкономии рыночное хозяйство является обязательным, неотъемлемым компонентом товарного производства. Следовательно, природа, экономическое содержание, функции и системная структура рыночной хозяйственной системы обусловлены товарным производством, его принципами и законами.

В современной научной литературе, в политических и законодательных документах понятие «рыночное хозяйство» нередко отождествляется с такими понятиями, как «рынок», «рыночная экономика», «рыночная организация производства». Эти понятия в целом можно использовать как тождественные для экономических систем, хозяйственная деятельность которых основывается на конкуренции.

Рыночная экономика предусматривает свои ответы на основные экономические вопросы: «Что и в каком объёме производить?», «Как производить?», «Для кого производить?», «Каков жизненный цикл произведённого товара?». На большинство этих вопросов рыночные отношения отвечают таким образом:

v   Производится то, на что есть спрос;

v   Производится столько, какова величина спроса;

v   Производится продукция для того, у кого есть деньги;

v   Производится на основе технологии, которая обуславливает уменьшение расходов и т. д.

Рыночная экономика основывается на мощном фундаменте материальных экономических интересов. Отсюда можно сделать вывод, что производитель будет производить определённые товары, даже если они вредны или их свойства противоречат общественным нормам, при условии, что это прибыльно. Естественно, это отрицательная черта свободной рыночной экономики, с которой государству полагается активно бороться. И, с другой стороны, производитель не станет производить товар (даже если он обладает положительными качествами), реализация которого не приносит прибыль. В рыночной экономике не существует и не может существовать «альтруизма» к счастью или к сожалению. Если предположить, что предприниматель решит производить свой товар, не приносящий прибыль, в силу своих убеждений, у него все равно ничего не выйдет, так как из определения рыночной экономики следует: производится то, на что есть спрос. Следовательно, против системы не пойдёшь.

Конкурентно-рыночная среда определяет наиболее жизнеспособные структуры. Рынок побуждает к рациональному хозяйствованию, умению рассчитывать расходы и доходы. Рынок стимулирует дифференциацию доходов относительно конечных результатов хозяйственной деятельности.

Известный экономист Н.Бухарин определял: «Рынок – это обратная сторона товарного производства, основы рыночного хозяйства»… «Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства...»

Существует несколько определений рынка. Среди них:

1.         Рынок – это сфера обмена, в которой осуществляются соглашения купли-продажи товаров и услуг; то есть это торговля.

2.         Рынок – это сфера обращения, то есть форма товарно-денежного обращения, которое включает не только товарный обмен, а и денежное обращение, обращение ценных бумаг и т. д.

3.         Рынок – это место, где встречаются покупатели и продавцы.

4.         Рынок – это форма организации и функционирования экономических субъектов, которые основываются на отношениях купли-продажи.

В целом рынок как экономическую категорию определяют:

v Как совокупность экономических отношений, которые возникают между субъектами экономики по поводу обмена результатами производства, товарного и денежного обращения и распределения условий производства (производственных факторов).

v Как сферу экономических интересов (потребностей) субъектов экономики, где происходят их столкновение и взаимодействие.

v Как форму объективного и саморегулируемого функционирования товарного производства.

В заключение стоит отметить, что рыночная экономика имеет свои преимущества и недостатки.

К преимуществам следует отнести следующее:

1.         способствует более эффективному использованию ресурсов;

2.         вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптировать к изменяющимся условиям производства;

3.         создает условия по оптимальному использованию НТП при создании новых товаров, внедрению современных технологий. Методов организации и управления производством;

4.         обеспечивает свободу выбора, действий потребителей и производителей;

5.         нацеливает производителей на удовлетворение потребностей и повышение качества товаров и услуг.

К недостаткам следует отнести следующее:

1.         не способствует сохранению не воспроизводимых ресурсов;

2.         не имеет экономического механизма защиты окружающей среды;

3.         не обеспечивает развития производства товаров и услуг коллективного пользования;

4.         не создает условий для развития фундаментальной науки, системы образования;

5.         не гарантирует прав на труд, отдых, доход;

6.         не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости;

7.         не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен;

8.         экономика подвержена нестабильному развитию, возникновению инфляций.

1.2 Условия возникновения рынка

Существуют три основных условия, сделавшие рынок объективно необходимым.

Первое условие – общественное разделение труда и специализация. В любом многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производительными ресурсами, всеми экономическими благами. Отдельные группы людей занимаются самыми разнообразными видами хозяйственной деятельности, т.е. специализируются на производстве тех или иных товаров и услуг. В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (например, автомобильные, тракторные заводы), подетальную (например, завод шарикоподшипников), технологическую или стадийную (например, прядильная фабрика).

Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.

История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья – возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Специализация достигла ныне такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе.

Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда.

Второе условие – экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.). Если в обществе субъекты хозяйственной деятельности не наделены правами собственности, то рынок существовать не может. «Рынки могут существовать только для продуктов, права собственности, на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться» - Хайкман Д. «Современная микроэкономика: анализ и применение», том 1.

Третье условие – разрешение проблемы трансакционных издержек – издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по изменению свойств товаров, определенную дань рэкетирам (если речь идет о России) и т.д. Если расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.

Для эффективного функционирования рынка необходимо и четвертое условие самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут производителям ориентиры наиболее эффективных направлений их деятельности.

1.3 Субъекты и объекты рыночных отношений. Их специфика

Субъекты рыночных экономических отношений – те, кто есть их носителями, то есть, кто продаёт и покупает: практически каждое физическое лицо, которое не ограничено законом в правоспособности и дееспособности, группы граждан, трудовые коллективы, юридические лица всех форм собственности, государство.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.