Курсовая работа: Статистические методы изучения затрат на рубль товарной продукции
где z — затраты на рубль товарной продукции;
p — цена реализации единицы продукции;
s — себестоимость единицы продукции.
Этот показатель применяется для планирования и анализа динамики себестоимости в условиях быстрого и постоянного обновления ассортимента продукции (работ, услуг). В практическом аспекте этот показатель будет рассмотрен в задании 4 расчетной части.
При изучении динамики затрат на рубль однородной продукции по совокупности предприятий используются индексы структуры. Исходя из формулы 1.16 можно построить следующие индексы.
1) индекс затрат фиксированного состава:
(1.17)
Это индекс характеризует изменение уровня затрат на рубль товарной продукции по группе предприятий за счет изменения себестоимости изделия на каждом предприятии отдельно;
2) индекс влияния структурных сдвигов:
(1.18)
Этот индекс характеризует изменение уровня затрат на рубль товарной продукции в результате изменения структуры производства (доли выпуска продукции каждого предприятия в общем выпуске по группе);
3) индекс затрат переменного состава:
(1.19)
Этот индекс показывает изменение уровня затрат под влиянием обоих факторов.
Таким образом, в данной главе курсовой работы были исследованы статистические методы анализа затрат на рубль товарной продукции. В результате проделанной работы были изучены различные статистические методы в преломлении к изучению состава, структуры и динамики затрат на рубль товарной продукции. В следующей главе курсовой работы будут рассмотрены данные методы в практическом аспекте.
2 Задание 1 расчетной части
Имеются следующие выборочные данные по предприятиям одной их отраслей промышленности региона в отчетном году (выборка 20%-ная механическая), млн. руб.
Таблица 1 Исходные данные к задаче
№ предприятия п/п | Затраты на производство продукции | Выпуск продукции | № предприятия п/п | Затраты на производство продукции | Выпуск продукции |
1. | 30,255 | 36,45 | 16. | 31,026 | 36,936 |
2. | 20,124 | 23,4 | 17. | 42,714 | 53,392 |
3. | 38,163 | 46,54 | 18. | 33,62 | 41,0 |
4. | 47,204 | 59,752 | 19. | 43,987 | 55,680 |
5. | 33,546 | 41,415 | 20. | 15,652 | 18,2 |
6. | 22,831 | 26,86 | 21. | 26,394 | 31,8 |
7. | 60,984 | 79,2 | 22. | 32,539 | 39,204 |
8. | 43,776 | 54,72 | 23. | 45,702 | 57,128 |
9. | 33,148 | 40,424 | 24. | 23,89 | 28,44 |
10. | 25,376 | 30,21 | 25. | 35,542 | 43,344 |
11. | 34,359 | 42,418 | 26. | 54,454 | 70,720 |
12. | 51,014 | 64,575 | 27. | 34,302 | 41,832 |
13. | 41,806 | 51,612 | 28. | 54,089 | 69,345 |
14. | 29,753 | 35,42 | 29. | 30,159 | 35,903 |
15. | 12528 | 14,4 | 30. | 40,678 | 50,220 |
По исходным данным:
1. Постройте статистический ряд распределения организаций по затратам на рубль товарной продукции (определите как отношение денежных затрат к стоимости выпуска продукции), образовав пять групп с равными интервалами.
2. Постройте графики полученного ряда распределения. Графически определите значения моды и медианы.
3. Рассчитайте характеристики интервального ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.
4. Вычислите среднюю арифметическую по исходным данным, сравните ее с аналогичным показателем, рассчитанным в п.3 для интервального ряда распределения. Объясните причину их расхождения.
Сделайте выводы по результатам выполнения задания.
Решение
1. Для того, чтобы построить статистический ряд распределения организаций по затратам на рубль продукции, образовав пять групп с равными интервалами воспользуемся методом группировки.
В таблице 2 определим затраты на рубль продукции как отношение затрат на производство к выпуску продукции.
Таблица 2 Определение затрат на рубль продукции, руб.
№ предприятия п/п | Затраты на производство продукции | Выпуск продукции | Затраты на рубль продукции |
1 | 30,255 | 36,45 | 0,83 |
2 | 20,124 | 23,4 | 0,86 |
3 | 38,163 | 46,54 | 0,82 |
4 | 47,204 | 59,752 | 0,79 |
5 | 33,546 | 41,415 | 0,81 |
6 | 22,831 | 26,86 | 0,85 |
7 | 60,984 | 79,2 | 0,77 |
8 | 43,776 | 54,72 | 0,80 |
9 | 33,148 | 40,424 | 0,82 |
10 | 25,376 | 30,21 | 0,84 |
11 | 34,359 | 42,418 | 0,81 |
12 | 51,014 | 64,575 | 0,79 |
13 | 41,806 | 51,612 | 0,81 |
14 | 29,753 | 35,42 | 0,84 |
15 | 12,528 | 14,4 | 0,87 |
16 | 31,026 | 36,936 | 0,84 |
17 | 42,714 | 53,392 | 0,80 |
18 | 33,62 | 41,0 | 0,82 |
19 | 43,987 | 55,680 | 0,79 |
20 | 15,652 | 18,2 | 0,86 |
21 | 26,394 | 31,8 | 0,83 |
22 | 32,539 | 39,204 | 0,83 |
23 | 45,702 | 57,128 | 0,80 |
24 | 23,89 | 28,44 | 0,84 |
25 | 35,542 | 43,344 | 0,82 |
26 | 54,454 | 70,720 | 0,77 |
27 | 34,302 | 41,832 | 0,82 |
28 | 54,089 | 69,345 | 0,78 |
29 | 30,159 | 35,903 | 0,84 |
30 | 40,678 | 50,220 | 0,81 |
Чтобы сгруппировать предприятия по затратам на рубль продукции, найдем интервал группировки.
,
где хmax — максимальное значение ряда;
хmin — минимальное значение ряда;
n — количество групп (n = 5).
Максимальное и минимальное значение ряда определим с помощью MS Excel. Расчет данных представлен на дискете.
.
Исходя из минимального значения и интервала группировки, определяем, что I группа будет находиться в пределах (0,77; 0,77 + 0,02) или (0,77 – 0,79 включительно) руб.
II группа будет находиться в пределах (0,79 – 0,81) руб.
III группа будет находиться в пределах (0,81 – 0,83) руб.
IV группа будет находиться в пределах (0,83 – 0,85) руб.
V группа будет находиться в пределах (0,85 – 0,87) руб.
Группировочная таблица представлена ниже (таблица 3).
Таблица 3 Группировка предприятий
Группы предприятий по затратам на рубль продукции, руб. | № предприятий | Затраты на рубль продукции, руб. |
I (0,77-0,79) | 4,7,12,19,26,28 | |
Всего | 6 | 4,69 |
В среднем по группе | 0,782 | |
II (0,79 – 0,81) | 5,8,17,23,30 | |
Всего | 5 | 4,02 |
В среднем по группе | 0,804 | |
III (0,81 – 0,83) | 3,9,11,13,18,22,25,27 | |
Всего | 8 | 6,55 |
В среднем по группе | 0,819 | |
IV (0,83 – 0,85) | 1,10,14,16,21,24,29 | |
Всего | 7 | 5,86 |
В среднем по группе | 0,837 | |
V (0,85-0,87) | 2,6,15,20 | |
Всего | 4 | 3,44 |
В среднем по группе | 0,860 |
Таким образом, статистический ряд распределения имеет следующий вид (таблица 4).