скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Суггестивность тропов и фигур в рекламных слоганах

Курсовая работа: Суггестивность тропов и фигур в рекламных слоганах

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические предпосылки исследования

1. Как определить место рекламы среди других функциональных стилей?

2. Психологическая нацеленность рекламы

3. Определение слоганов

 4. Стилистические средства языковой выразительности

5. Критерии суггестивной силы слогана

Глава II. Анализ суггестивного потенциала стилистических средств, используемых в рекламных слоганах

1.         Гипербола

2.         Прием воздействия звукосочетаниями. Аллитерация и ассонанс

3.         Рифма

4.         Приёмы повтора

5.         Эпитеты

6.         Олицетворение

7.         Каламбур, игра слов (омонимия, полисемия)

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


Введение

О рекламе в последние годы говорят и пишут очень много, и это не случайно: значимость рекламы в современной жизни чрезвычайно возросла, реклама окружает нас повсюду, просто «берет в кольцо», убеждая (а порой даже гипнотизируя!): совершите покупку, идите именно к нам, наша продукция лучшая, и без нее вы просто не сможете обойтись!

Слово реклама произошло от латинского reclamare – выкрикивать. И это неудивительно, ведь задача рекламы в первую очередь – привлечь внимание. Но привлечь внимание - это полдела, не менее важно – «поддерживать внимание адресата, способствовать последующему запоминанию сообщения и побуждать к определенному действию»[1] (и это действие понятно какое). Следовательно, от всякой другой информации рекламу отличает особая заинтересованность в результате.

Каким же образом рекламный текст (то есть набор языковых знаков) позволяет добиться решения прагматических задач убеждения и склонения к покупке? Это серьезная проблема, которая обсуждается сегодня учеными-филологами, психологами и специалистами по маркетингу. И решение названной проблемы предполагает проведение сложного и разнонаправленного анализа.

Конечно, мы в рамках данной научной работы не беремся дать исчерпывающего комментария данной темы – это, наверное, дело докторской диссертации (и не одной!). Наша задача будет более скромной и достаточно конкретной – рассмотреть, как изобразительно-выразительные средства языка (тропы и фигуры) становятся в рекламном слогане средством эффективного психологического воздействия на аудиторию и определить, какое из этих средств является наиболее эффективным в данной функции.

Итак, объект нашего исследования – рекламные слоганы (девизы), а предмет – средства языковой выразительности в их воздействующей функции. Таким образом, наше исследование проводится на стыке двух наук лингвистики и психологии (по-другому говоря – в русле психолингвистики). Картотека насчитывает больше 500 слоганов.

Обращение к исследованию воздействующих на сознание и подсознание механизмов рекламы представляется чрезвычайно актуальным, ведь роль рекламы в жизни нашего общества возрастает с каждым годом. Кроме того, феномен рекламы не так давно стал объектом лингвистического изучения, и до сих пор языковой (вербальный) компонент рекламных текстов не является вполне изученным, что определяет научную новизну исследований в данной области. Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее результатов и наблюдений в деятельности рекламных копирайтеров.

Прежде чем перейти к анализу текстов рекламных слоганов, остановимся на некоторых теоретических вопросах, которые принципиально важны для нашей темы. Это вопрос о месте рекламных текстов среди других языковых текстов, вопрос о связи рекламы и психологии, а также понятие рекламного слогана и обзор средств художественной выразительности.


Глава I. Теоретические предпосылки исследования

1.Как определить место рекламы среди других функциональных стилей

Одни ученые характеризуют рекламу как отдельную функциональную разновидность языка[2]. Другие исследователи считают, что рекламный текст – это смешение разных стилей и жанров[3], т.е. своего рода «гибридное» стилистическое явление. Мы в этой работе придерживаемся именно такой точки зрения: с одной стороны, реклама не представляет собой отдельного функционального стиля, с другой стороны - она не «поглощается» никаким другим стилей.

Таким образом, реклама объединяет в себе разностилевые средства (то публицистические, то разговорные, то художественные и др.), выбирая в каждом конкретном случае те, которые отвечают образу рекламируемого товара и вкусам (в том числе и языковым) потребителей этого товара. Так, реклама «жвачки», шоколадных батончиков, прохладительных напитков выдержана, как правило, в более-менее «демократичной» стилистике (иногда даже с вкраплениями жаргонных словечек), а реклама авто класса «люкс», апеллирующая к VIP-аудитории, написана иным, более изысканным языком, с безукоризненным соблюдением литературной нормы.

Итак, стилевые черты в рекламе смешиваются, но, наверное, следует признать, что больше всего реклама тяготеет к публицистическому и художественному стилям. И доказательство этому прежде всего – в обилии изобразительно-выразительных средств.


2. Психологическая нацеленность рекламы

Эффективная, по-настоящему «работающая» реклама не просто описывает товар и его свойства, а «формирует у потенциального покупателя представления о его собственных потребностях и о функциях товара, которые им соответствуют, связывает его с товаром его надежды и мечты» [4].

Реклама внушает нам: покупая вещи, вы покупаете исполнение ваших желаний и решение ваших проблем. В одних случаях рекламное сообщение построено на аргументированном убеждении, в других – на внушении, воздействии на подсознание людей, т.е. на суггестии (от англ. suggest – внушать).

Суть внушения состоит в воздействии на чувства, а через них – на его волю и разум. Реклама «играет» на желаниях человека быть здоровым и благополучным, использует в своих целях склонность людей к тщеславию, стремление сохранить и повысить свой социальный и финансовый статус[5].

Суггестия реализуется через образность, яркость ключевых слов, которые словно «врезаются» в память, через речевую динамику и даже воздействие звукосочетаниями. Итак, хотите вы этого, или нет, приемы рекламы действуют на нас, и это воздействие тем сильнее, чем менее оно нами осознается и отслеживается.

Реклама берет на вооружение техники, которые широко используются в психотерапии, в гипнозе. Так, создатели рекламных текстов применяют техники эриксоновского гипноза, нейролингвистического программирования и др. способы манипуляции сознанием потребителя.

Суггестия строится на косвенном воздействии: при этом практически не отдают прямых приказов, просто что-то комментируют, о чем-то спрашивают, словно советуются с партнером по общению. Для чего это нужно? Дело в том, что у многих людей со временем вырабатывается устойчивость, невосприимчивость к прямым командам. Суггестия имеет в своем арсенале техники нейтрализации этого сопротивления к внушению[6].

Суггестивной силой может обладать, в принципе, любой компонент рекламного текста, и многие исследователи останавливались на этой проблеме, оценивая, напр., тембр голоса, звучащего за кадром, или роль невербальных средств. Мы же решили изучить суггестивные возможности рекламных слоганов, потому что, во-первых, этот вопрос, насколько нам известно, еще не рассматривался учеными, а во-вторых, обратиться к нему нам кажется интересным, ведь слоган – это самый «сильный» элемент рекламы. Итак, дадим определение слогану.

3. Определение слоганов

К базовым элементам компании относятся имя рекламируемого товара, фирменный знак и слоган – т.е. ее девиз. Слоган создает имидж рекламируемого товара и корпорации. Как указывает Е.В. Медведева, «первоначальное значение слова – «боевой клич» - очень точно и образно передает сущность этого понятия: именно слогану придана цель «пленить» покупателя и «уничтожить» конкурентов»[7]. Слоган – это важнейшая часть рекламного текста, ведь хороший слоган запоминают и повторяют слово в слово. Подсчитано, что людей, читающих слоган, в 5 раз больше, чем тех, кто прочитывает весь рекламный текст[8].

Итак, слоган – это краткое резюме рекламной идеи, «рекламная фраза, в сжатом виде излагающая основное рекламное предложение»[9]. Обычно слоганы очень выразительные и звучные, потому что в них присутствуют средства художественной выразительности.


4. Стилистические средства языковой выразительности, к которым относятся тропы и фигуры речи, хорошо известны

Их знает любой школьник, изучающий русский язык, поэтому считаем, что не стоит давать им характеристику в вводной части работы. А вот в практической части нашего исследования мы остановимся на анализе употребления эпитетов, сравнений, метафор, антитез и т.п. достаточно подробно.

Итак, рискнем выдвинуть гипотезу: если реклама по своей природе и установкам пронизана суггестией, а слоган – это самая важная часть рекламы, то, следовательно, слоган не может не обладать суггестивностью. Далее. Если слоганы, как правило, строятся на использовании тропов и фигур, то значит, логично предположить: именно тропы и стилистические фигуры наделяют слоган силой внушения (т.е. суггестией).

Теперь перейдем к рассмотрению тех языковых средств, благодаря которым слоган получается ярким и запоминающимся. Мы выявим те тропы и фигуры речи, которые наделяют слоган максимально выраженной суггестивной силой.

5. Критерии суггестивной силы слогана

Но для начала остановимся на критериях (факторах) суггестивной силы слогана. Эти факторы были установлены нами по личным наблюдениям за особенностями рекламных девизов, а также по результатам анкетирования школьников и обобщению всей прочитанной литературе по рекламе и психологии.

При установлении списка этих факторов мы исходили из наиболее удачных (с нашей точки зрения) определений слоганов (а ведь известно, что в научном определении нет ни одного «лишнего» или «случайного» слова) и из законов психологии манипуляции (см. выше). Напр., определение К. Бове и В. Аренса утверждает: «Слоган суммирует преимущества продукта для создания краткого сообщения, которое легко бы запоминалось»[10].

Выделение ключевых слов из этого, а также из других определений слоганов (см. часть 3 гл. I) позволяет акцентировать такие важнейшие критерии точных и хорошо составленных рекламных слоганов, как запоминаемость (1), лаконичность (2), подчеркивание уникальности товара (уникального товарного предложения – (3). Кроме запоминаемости самого слогана, важным является такой показатель, как усвоение потребителем названия брэнда (4), а также (это уже из области психологии воздействия) создание позитивно, «мажорно» окрашенных ассоциаций, связанных с конкретным рекламным предложением (5).

Помимо этого немаловажную роль играет фактор «преимущества»: рекламный слоган данного товара (если он удачно придуман) должен «вытеснить из памяти» потребителя слоганы других компаний, попросту «врезаться» в сознание и «зацепиться» в подсознании. А для этого реклама должна отвечать критериям яркости (броскости) (6), свежести и новизны формы (оригинальности - 7), универсальности (возможность использования того или иного приема для рекламы любой продукции – от подгузников до авто VIP-класса) – (8), а также строиться по законам суггестии (воздействие тем сильнее, чем меньше оно осознается), осуществляя хитроумную манипуляцию сознанием (9).

В результате проведенной аналитической работы, включающей не только обобщение теоретической литературы, но анализ проведенного анкетирования (это был вспомогательный метод), мы выявили 9 факторов, на основании которых будет строиться дальнейшая оценка суггестивной эффективности различных стилистических средств и приемов, используемых в слоганах. Перечислим их:

•        запоминаемость слогана

•        «вдалбливание» названия брэнда в голову

•        полнота раскрытия УТП (уникального товарного предложения)

•        оригинальность (неизбитость формы)

•        универсальность (возможность использования того или иного приема для рекламы любой продукции от подгузников до авто VIP-класса)

•        изысканность (не грубое воздействие «в лоб», а хитроумная манипуляция сознанием)

•        позитивность (веселый, мажорный настрой)

•        броскость

•        лаконичность

Анализируя слоганы, а точнее средства языковой выразительности, представленные в них, мы учитывали, насколько они соответствуют данным требованиям (факторам) и давали им оценки по 10-балльной шкале: 9 факторов (по баллу за каждый) и один дополнительный балл («поощрительный») – за особый «блеск» и неординарность.

Итак, перейдем к анализу. Мы начнем с менее удачных рекламных техник, а затем постепенно перейдем к самым действенным, на наш взгляд, средствам. Ввиду ограниченности объема работы, представим лишь ее часть[11].


Глава II. Анализ суггестивного потенциала тропов, используемых в рекламных слоганах

1. Гипербола

Гипербола – самое распространенное средство в рекламе. Однако оно отнюдь не самое эффективное. В рекламе к гиперболе прибегают, чтобы подчеркнуть исключительность товара. Напр.: /кукурузные хлопья/ Gold. Король хлопьев. Мы видим, что копирайтер ожидает некритичного восприятия слогана, то есть данный слоган – попытка суггестивного воздействия. Необходимо также заметить, что гипербола здесь совмещается с олицетворением.

Ту же ситуацию наблюдаем в рекламе пива: /пиво/ Bitburger. Немецкий гений. Данный слоган представляется неудачным, поскольку гипербола здесь не подкрепляется наименованием категории товара и без визуального сопровождения не ясно, о чём идёт речь.

Лучшими по сравнению с предыдущими представляются слоганы, в которых используется прием умолчания:

/мобильный телефон/ Nokia. Весь мир в твоём телефоне.

/шампунь/ Head & Shoulders. Есть только один № 1.

Минус употребления гиперболы – слишком грубое внушение покупателю: наш товар лучший! «Знающие» люди на такое не «попадутся»! /моющее средство/ Sorti. Суперкачество по суперцене. /лекарственное средство/ Пенталгин – Н. В 5 раз сильнее боли. А кто проверял, что именно в 5 раз? Утверждение «наш товар лучший!» не ново и неоригинально, поэтому мы присуждаем ей 7 баллов «четверку с минусом».

Следующие техники заслуживают более высокой оценки. Почему? Обратимся к анализу.


2.Прием воздействия звукосочетаниями. Аллитерация и ассонанс

Исследователями подчёркивается эффективность воздействия звукосочетаниями на человека, его эмоциональную сферу. Некоторые из звукосочетаний не только способны вызывать определенные эмоции, но и подсознательно воспринимаются как некие образы.

Приём аллитерации и ассонанса успешно используется в рекламных текстах, ведь он помогает более точно описать объект рекламы и центральную рекламную идею.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.