скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Теневая экономика в России: причины и масштабы явления

Курсовая работа: Теневая экономика в России: причины и масштабы явления

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Хабаровский Государственный Технический Университет»

Кафедра: «Экономической теории и национальной экономики»


Курсовая работа

по экономической теории

«Теневая экономика в России: причины и масштабы явления»


Хабаровск 2004


Содержание

Введение

1. Причины появления теневой экономики

2. История развития теневой экономики в России

2.1 Теневая экономика в СССР

2.2 Теневая экономика в постсоветской России 1989-1997г.

3. Сущность и типы теневой экономики

3.1 Сущность теневой экономики

3.2 Типы теневой экономики

4. Анализ теневой доли в современной экономике

4.1 Способы измерения теневой экономики

4.2 Размеры теневой экономики в современной России. Их влияние на социально-экономическое развитие

5. Методы борьбы с теневой экономикой

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

Я не случайно выбрала данную тему, ведь сегодня невозможно найти человека, который не слышал бы о теневой экономике. Разумеется, не каждый сумеет внятно определить это явление, однако то, что мы постоянно соприкасаемся с ним в повседневной жизни, - неоспоримый факт. Нелегальное производство товаров и услуг, сокрытие доходов от государства, оборот неучтенной наличности, отмывание «грязных» денег, взятки и злоупотребления служебным положением – эти и другие проявления теневой деятельности, постоянно у всех на слуху.

Во всех странах с рыночной структурой экономики была, есть и, по-видимому, будет существовать теневая экономика. Масштабы ее могут различаться, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Это все равно, что преступность, масштабы явления можно уменьшить, но ликвидировать вовсе – практически невозможно. Теневая экономика имеет много названий – незаконная, нелегальная, скрытая – но суть этого явления не меняется. Теневая экономика - это сокрытие доходов, неуплата налогов, контрабанда, наркобизнес, фиктивные финансовые операции. Доходы от этих видов деятельности поистине грандиозны, они исчисляются десятками миллиардов долларов, однако, те действия, которые пресекаются правоохранительными органами, являются лишь вершиной гигантского айсберга, определить размеры которого никому не под силу. Поэтому возникает необходимость концептуально разобраться в том, что собой представляет сегодня так называемая теневая экономика, каково ее происхождение, насколько она сильна, что ей противостоит, а что ее, напротив, стимулирует, возможно ли ее вытеснение или хотя бы ослабление и сужение сфер ее распространения, каковы пути, формы и средства этого процесса.

Конфликт между реальной экономической практикой и действующим законом приобрёл системный (и систематический) характер и стал едва ли не самым существенным явлением современной отечественной истории. Многие даже полагают, что сегодня «теневая составляющая» обязательно присутствует не только в деловых отношениях, но и в обыденной жизни каждого человека на работе, в больнице, учебном заведении, общественном транспорте везде происходят нелегальные экономические обмены, охватывая самые разные социальные и профессиональные группы российских граждан. Поэтому можно утверждать: от того, как эта сфера отношений будет развиваться в значительной степени, зависит судьба России.

На мой взгляд, проблема «теневой экономики» всегда будет актуальна в России: опять по Карамзину, «воруют все, воруют». Перед этой проблемой капитулировали все российские политические режимы, в том числе и самые тиранические, обозначенные именами Ивана Грозного, Петра Великого, Иосифа Сталина. И если оглядываться, как на образец, на их опыт построения «Великой России», создания «сильного государства», и осуществления «диктатуры закона», то в нём можно обнаружить всё что угодно, но только не успехи решения этой воспроизводящейся из века в век проблемы. В данном случае опыт прошлого может пригодиться нам лишь как опыт бесславных поражений.


1. Причины появления теневой экономики

Россия (в том числе и советская) издавна утверждала себя как могучая военная держава. На приобретение  и поддержание этого статуса она расходовала огромные средства, создавая тем самым  непосильные тяготы для населения. Платой за державное величие была бедность народного большинства – в этом своеобразие российской истории и, возможно, одно из главных проявлений её самобытности. Сюда и уходят корни отечественной коррупции. Бедность большинства сопровождалась трудностями пополнения казны. Тощая казна создавала сложности с оплатой труда многочисленного бюрократического аппарата, бывшего несущей конструкцией власти. Чиновников приходилось или посылать на «кормление», или закрывать глаза на то, то малость своих государственных доходов они компенсируют как могут. Российская державность и российская коррупция – две стороны одного исторического явления.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что теневая экономика — отнюдь не порождение перестройки. Она издавна существовала  в нашем государстве. Однако теневая деятельность претерпела серьезные метаморфозы. Прежде всего, заметно возросли ее масштабы. И хотя трудно получить сопоставимые и достоверные данные, большинство экспертов в этом отношении солидарны.

Международный опыт подсказывает ряд "классических" причин роста теневой экономики, а именно:

возникновение структурного и экономического кризиса, осложняющего ситуацию на рынке труда, которая, и свою очередь, порождает всплески малого предпринимательства и самостоятельной занятости и становится питательной средой для буйного роста теневых отношений;

массовая иммиграция из стран "третьего мира", дополняемая внутренней миграцией из сел в крупные города и вынужденной внутренней миграцией из депрессивных регионов и "горячих точек". Именно поселения мигрантов часто становятся анклавами теневой экономики;

3) характер государственного вмешательства в экономику. Предполагается, что сравнительная доля неофициальной экономики находится в прямой зависимости от трех параметров: степени регулятивного вмешательства, уровня налогообложения и масштабов коррупции;

4) открытие внешних рынков и обострение конкурентной борьбы, прежде всего с производителями стран "третьего мира", побуждающее снижать издержки всеми легальными и нелегальными способами;

5) эволюция трудовых отношений в сторону их большей неформальности и гибкости как реакция на их значительную институционализацию и регламентацию в предшествующие десятилетия, что в первую очередь характерно для развитых западных стран.

Все перечисленные причины, хотя и в разной степени, пригодны для объяснения российской ситуации последнего десятилетия. Так, наблюдаемая в течение 90-х годов длительная экономическая депрессия с периодическими обострениями в виде кризисов, безусловно, повлияла на усиление теневой составляющей российской экономики.

Что касается характера государственного регулирования, то по всем указанным параметрам (степень регулятивного вмешательства, уровень налогообложения и масштабы коррупции) Россия сегодня отличается от большинства прочих стран отнюдь не в лучшую сторону. И осуществленная в последнее десятилетие либерализация российской экономики стала дополнительным сильным толчком к расширению теневых сфер, ибо она ослабила эффективный, вертикальный контроль за хозяйственной деятельностью при сохранении высоких административных барьеров и трансакционных издержек по входу на рынок, значительном налоговом бремени и недостаточной защищенности хозяйствующих агентов.

Важную роль играет, по-видимому, и миграция во всех своих видах: въезд в страну из государств ближнего и дальнего зарубежья, приток беженцев из "горячих точек", сезонная миграция работников из бывших союзных республик (Украины, Молдовы и др.)

В отношении внешней конкуренции следует сказать, что не приток товаров из Турции и Китая, Саудовской Аравии и Польши порождает неформализацию отношений. Связь скорее обратная: неформальная экономика на своих плечах принесла поток этих товаров в Россию трудами сотен тысяч "челноков". До осеннего кризиса 1998 г. "челноки" обеспечивали около 20-25% российского импорта, а по отдельным видам потребительских товаров эта доля достигала 60-75%.

Наконец, можно говорить и об изменениях в трудовых отношениях - от присущей советским государственным учреждениям формальной зарегулированности кадровых вопросов к большей гибкости отношений найма.

Произошли сдвиги по отдельным элементам теневой деятельности. Так, в советское время основная масса теневых операций совершалась в рамках зарегистрированных предприятий. При этом она носила регулярный, но не организованный характер. Популярны рассказы о подпольных производствах "цеховиков", но последние следует признать скорее экзотической формой, эти производства редко принимали крупномасштабный характер. К. тому же, как правило, они располагались поблизости или даже внутри формальных государственных предприятий. В постсоветское время существование незарегистрированных предприятий становится нормой хозяйственной жизни. Например, в ходе кампаний по борьбе с нелегальным производством алкогольной продукции такие предприятия обнаруживаются на регулярной ежемесячной основе. На месте теневого кустарничества развивается подлинное теневое предпринимательство.

Серьезным образом пересматриваются контуры криминальных сегментов рынка. С официальной точки зрения в советский период практически любое производство продуктов и услуг "в целях частного обогащения" считалось криминалом. С наших сегодняшних позиций масштабы собственно преступной деятельности в то время были весьма невелики. Расширение криминальной активности в постсоветской экономике идет прежде всего за счет "новых производств" заведомо криминального свойства - изготовления и распространения наркотиков, оружия, крупной контрабанды, рэкета, проституции. В скромных дозах все эти операции существовали и в советскую эпоху. Но настоящими отраслями организованной профессиональной деятельности они стали лишь в последнее десятилетие.


2. История развития теневой экономики в России

 

2.1 Теневая экономика в СССР

Советская власть попыталась, прибегнув к жесточайшему диктату и подчинив мирную жизнь нормам военного времени, сохранить и упрочить державность и при этом подавить коррупцию, но эта попытка успехом не увенчалась. Именно в этот период возникли неформальные составляющие официальной экономики. К ним относится, например, пресловутая система привилегии для представителей органов власти. Она не была нелегальной и не нарушала никаких законов, ибо на этот счет просто не существовало законодательных норм. Привилегии были предметом негласной регламентации. Они всячески культивировались властью, но обсуждать их в публичной сфере, было не принято. Советская теневая экономика была основана прежде всего на прямом использовании государственных ресурсов для частных нужд, иными словами, на регулярном приворовывании у государства.

Советское приворовывание у государства осуществлялось в первую очередь на рабочем месте (stealing on the job). Характер и масштабы воровства определялись формальным статусом работника, его местом в той или иной государственной корпорации. Это не просто воровство, а воровство "по чину", негласная привилегия, обеспечиваемая самим рабочим местом. Официальное включение человека в советский механизм производства общественных благ обеспечивало ему физический доступ к государственным ресурсам и оставляло дозированные возможности для приватизации прав на их использование путем выноса этих ресурсов за ворота предприятия, их утилизации для работы "налево", "использования служебного положения" для получения взяток и т.п. Известно, что не уровень формальной заработной платы определял материальные аспекты привлекательности той или иной работы, а доступ к распределению дефицитных ресурсов.

Также экономику СССР можно справедливо охарактеризовать как «экономику дефицита», которая подпитывалась вынужденными сбережениями граждан, готовых платить за дефицит более высокую цену. И часть теневых потоков, скажем контрабандный импорт потребительских товаров, способствовала сглаживанию скрытого инфляционного навеса. Советский теневик, таким образом, работал на заполнение рыночных пустот.

Подавление прав частной собственности и превращение всех граждан  в государственных служащих создавало для коррупции и теневой экономики такую благоприятную среду, какой не было за всю прежнюю историю России. Время показало, что теневые экономические отношения оказались настолько жизнеспособны, что подавить их не смогли ни насилие, ни всеобщий страх. Репрессированные частные интересы пришлось реабилитировать ради самосохранения Системы. Но и это её не спасло. Коммунистический режим не мог с прежним успехом подавлять частные интересы, и они устремились в теневую сферу. Это был не просто кризис коммунистической системы, приведший к её распаду. Это было свидетельство окончательной исчерпанности прежней модели великодержавия, воспроизводившейся в различных формах со времён Московской Руси.

 

2.2 Теневая экономика в постсоветской России 1989-1997 гг.

Бум теневой экономики  в России, вне всякого сомнения, сопряжён с рядом развёрнутых в этот период реформационных процессов. Главные из них: приватизация, приведшая к захвату собственности узким (элитным) слоем граждан; дестимулирующая по отношению к отечественному производству экономическая политика, радикальное изменение условий, определяющих уровень и динамику материального благосостояния основной массы населения.

Дестимулирующий механизм сложился в ходе реализации модели экономического реформирования, включающей в себя: массовую форсированную приватизацию, одномандатную либерализацию цен, разовое «открытие» отечественной экономики внешнему миру, рестриктивную денежно-кредитную политику, жёсткий налоговый прессинг производителей.

Сдвиг от дефицита к относительному изобилию находит непосредственное выражение в связке «качество – цена». Продукция советской теневой экономики обладает более высоким качеством по сравнению с основной массой товаров и услуг. Предлагается то, что «нельзя купить в магазине» - будь то недоступный импорт или продукты домашнего производства. Соответственно, и цены на теневые блага, как правило, выше. В них включается надбавка за качество, а также надбавка за риск, который в те годы был весьма высок - можно было, не отделавшись штрафом, пойти по этапу (по статье Уголовного кодекса). Добавлю, что произошли сдвиги по отдельным элементам теневой деятельности. Так, в советское время основная масса теневых операций совершалась в рамках зарегистрированных предприятий. При этом она носила регулярный, но не организованный характер. Популярны рассказы о подпольных производствах "цеховиков", но последние следует признать скорее экзотической формой, эти производства редко принимали крупномасштабный характер. К. тому же, как правило, они располагались поблизости или даже внутри формальных государственных предприятий. В постсоветское время существование незарегистрированных предприятий становится нормой хозяйственной жизни. Например, в ходе кампаний по борьбе с нелегальным производством алкогольной продукции такие предприятия обнаруживаются на регулярной ежемесячной основе. На месте теневого кустарничества развивается подлинное теневое предпринимательство.

Расширилась "тень" и по другим направлениям. Как и прежде, скрываются хозяйственные операции, но масштабы, видимо, возросли. Так, по данным опросов московских руководителей малых предприятий, устойчиво в течение последних двух лет около одной трети их работ не оформляются договорами.

Начнем с поведения населения. По официальным данным, более двух третей российских граждан, которые должны были подать декларации о доходах в налоговые инспекции в 1996г., не сделали этого. На подобном фоне несвоевременная уплата коммунальных платежей населением выглядит вполне логичным элементом общей картины - это лишь другой способ не рассчитываться с государством.

Еще более распространен уход от налогов в предпринимательской деятельности. По данным нашего опроса предпринимателей в 1997г., 84% респондентов указали на него как на основное нарушение законодательных норм, 10% отметили прочие финансовые нарушения, которые, видимо, также связаны с уходом от налогообложения. По оценкам Рабочего центра экономических реформ при правительстве РФ, только 1,5% российских предприятий уплачивают все своевременно и до копейки. Примерно две трети скрывают часть своих доходов. А около трети предприятий вообще уклоняются от уплаты налогов.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.