скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Типы и виды документов

Курсовая работа: Типы и виды документов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. ДАЛЯ

Факультет языкознания журналистики и социологии

Кафедра документоведения и информационной деятельности

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТИПЫ И ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ

Выполнила:

студентка группы ЖСз – 301                                           Е.Г. Силантьева

Научный руководитель:

старший преподаватель                                                    С. Г. Шапошникова

ЛУГАНСК – 2002

ПЛАН

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Общие сведения об изографическом документе……………………...5

1.1        Понятие документа………………………………………….……5

1.2        Классификация изографического документа…………………...8

1.3        Общая характеристика изоизданий….……………….………….9

Глава 2. Плакат. Художественная репродукция. Эстамп….………………….13

2.1Плакат……………………………………………………….13

2.2. Художественная репродукция…………………………17

2.3 Эстамп………………………………………………………19

Глава 3Художественная открытка. Альбом. Прикладная графика……………………………………………………………..….21

3.1Художественная открытка……………………………….………………….21

3.2. Альбом……………………………………………………………………….23

3.3 Прикладная графика…………………………………………………………26

Заключение………………………………………………………………………29

Список использованной литературы…………………………………………..31


Введение

Оформление текстов в различные формы приводит к появлению документов, а сам процесс мы называем документализацией. Мы выделяем как минимум пять основных объектов информационного пространства, которые можно расположить последовательно на оси объектов. Это - образ, знак, концепт, текст, документ.

В данной курсовой работе исследуется изографический документ как вид документа, рассматриваются его разновидности и их особенности.

Большую часть объема изоизданий занимает изображение, т. е. вопроизведение живописного, скульптурного, графического произведения, специальной или художественной фотографии и других графических работ (чертежей, диаграмм, схем и пр.).

В изоиздании содержание выражено изобразительно-графическими средствами с кратким поясняющим текстом или без него. Основную смысловую нагрузку (информационную функцию) несет изображение реально существующих объектов.

Если в библиотеке создается фонд изографических документов (часть библиотечного фонда, состоящая из эстампов, художественных репродукций изобразительных плакатов, открыток и альбомов произведений изобразительного искусства, гравюр, фотоснимков и т.п.), то он называется фондом изоизданий.

Объект исследования – развитие изографического документа, его разновидности.

Предмет исследования можно определить, как процесс становления и развития отдельных разновидностей изографического документа.

Цель исследования – проследить становление и особенности развития изографического документа.

Из установленных объекта, предмета и цели, вытекают следующие задачи исследования:

На основе анализа документоведческой, научной и другой литературы, содержащей сведения об изографическом документе и сами изографические документы:

·    определить состояние развития и функционирования отдельных разновидностей изографического документа;

·    исследовать особенности отдельных видов и типов документов;

·    выявить отдельные этапы формирования и функционирования отдельных разновидностей изографического документа.


Глава 1. Общие сведения об изографическом документе.

1.1 Понятие документа.

В настоящее время в науке известны различные способы формализации знаний. Ведь совсем недостаточно передать разным людям одну и ту же информацию, потому что каждый из них по-разному ее интерпретирует.

"Существует два способа преодоления такой неоднозначности. Во-первых, переход от обычных повествовательных предложений к суждениям, т.е. к предложениям с жесткой и однозначной грамматической формой и с фиксированным списком терминов, из которых такие суждения могут быть образованы. Во-вторых, переход от обычных текстов к документам, т.е. к текстам, в которых:

а) фиксированы только знания о фактах некоторого вполне определенного рода (или родов);

б) эти знания организованы в виде записи вполне определенной жестко фиксированной структуры".

В этом определении "документа" делается акцент на структурированности информации, в нем содержащейся. Это существенно дополняет определения, данные специалистами социально-коммуникационных наук. Например, О.П. Коршунов определяет документ как "любой материальный носитель, на котором человеком зафиксирована (закреплена) социальная информация...".

Рассматривая проблему в историческом аспекте, Ю.Н. Столяров подчеркивает, что: "документом считается любая информация..., зафиксированная в пространстве и во времени в целях ее использования, передачи и хранения" [4,4-15]. Это определение тесно перекликается с другим, данным в широко известной монографии А.И. Михайлова, А.И. Черного и Р.С. Гиляревского "Основы информатики", где документом считается "материальный объект, содержащий закрепленную информацию, специально предназначенный для ее передачи в пространстве и времени и используемый в общественной практике" [8,5-6]. В соответствии с Международным стандартом "ИСО 5127-83 «Документация и информация» под "документом" понимается "записанная информация, которая может быть использована как единица в документационном процессе". В ДСТУ 3017-95 "документ" определен как "материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве" [4,2-6].

Сюзанна Брие пишет, что документом становится "всякое свидетельство - конкретное или символичное, закрепленное или зарегистрированное, служащее для представления, воспроизведения или доказывания определенного физического или интеллектуального явления" [4,167].

В англоязычной литературе О. Паттерсон понимал под документом "любой предмет, несущий отражение мысли с помощью букв, символов или других средств" [5,67].

Всемирно известный индийский библиотековед Ш. Ранганатан также определяет документ как "воплощенную мысль", как "запись произведения на бумаге или другом материале, для легкого физического обращения с ним, транспортировки его в пространстве и сохранения во времени"[1,152].

Есть науки, где документ определяется даже более широко, чем текст. Так, в документалистике "под документом понимается семантическая информация, выраженная на любом языке и зафиксированная любым способом на любом носителе с целью ее обращения в динамической системе"[2,6].

"В культурологии, - пишет Э.И. Ханпира, документом можно назвать всякий созданный человеком материальный объект, в котором овеществилась человеческая мысль (лист бумаги, колесо, ложка, парковый ландшафт, книга и др.), т.е. всякий материальный объект второй природы" [8,5].

В классификации, предложенной Г.Н. Швецовой-Водка, с позиций книговедения документы подразделяются на виды в зависимости от:

1.  материала носителя информации (бумажный, прозрачно-пленочный, магнитоленточный, пластиночный);

2.  формы носителя информации (ленточный, карточный, листовой, блочный, площадной);

3.     по способу записи (ручной, механический, автоматический);

4.     по предназначенности для восприятия (человековоспринимаемый, машиновоспринимаемый, машиночитаемый);

5.     по каналу восприятия человеком (визуальный, аудиальный, тактильный, аудиовизуальный, недоступный человеческому восприятию);

6.     по способу расшифровки информации человеком (читаемый, рассматриваемый, слушаемый, рассчитанный на комплексное восприятие);

7.     по характеру знаковых средств передачи информации (записанный отвлеченно-абстрактными (символическими) знаками, записанный знаками, подобными изображаемому, записанный путем изменения структуры носителя);

8.     по характеру языковой системы (вербальный, изобразительный, музыкальный, комплексный, матричный);

9.  по принадлежности знаков записи к определенным знаковым системам (письменный, изографический, картографический, нотный, технически кодированный).

Мы видим, что такая классификация во многих своих частях практически подменяет классификацию видов информации, что представляется нам неправомерным [9,80].

1.2 Классификация изографического документа.

Изографический документ содержит информацию, выраженную посредством изображения какого-либо объекта (одного или нескольких).

Изографические документы содержат информацию, отражающую действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах и, как правило, точно воспроизводящую реальность. Благодаря методам обобщения, типизации, воображению художника, изодокументы способны эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи.

Изодокументы выделяют по характеру знаковых средств фиксирования и передачи информации. По этому признаку их относят к классу иконических (иконографических) – документов, содержащих преимущественно изображение произведений изобразительного искусства, специальной или художественной фотографии. В изодокументах информация фиксируется с помощью знаков-подобий отображаемому объекту. Это – визуальные документы.

Основную часть изографических документов составляют изоиздания [6,309].

1.3 Общая характеристика изоизданий.

Общепринятой классификации изданий пока не существует. Это связано с определенными трудностями:

1.   наличие принципиально различных разновидностей изоизданий внутри вида;

2.  различные уровни сложности в технике исполнения;

3.   широкий спектр особенностей, присущих изоизданиям в целом и их разновидностям.

По способу изображения различают альбомы и атласы чертежей (научно-технические, архитектурные) и издания художественно-образного характера.

По материальной конструкции различают книжные, листовые и карточные изоиздания [2,165].

К книжным изоизданиям относятся:

·    альбомы по искусству, содержащие репродукции произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры, прикладного и народного искусства или оригинальные авторские формы (гравюры, офорты, литографии, монотипы и т.п.).

·    фотоальбомы: документальные, исторические, портретно-биографические, памятные, по кино- и театральному искусству и оригинальные видовые, репортажные, публицистические;

·    научно-технические альбомы: медицинские, естественнонаучные, рабочих чертежей и др.

·    издания неальбомного типа по изобразительному искусству, содержащие незначительный объем иллюстраций. Сюда же можно отнести и картографические атласы.

К листовым изданиям относятся плакаты, афиши, буклеты, репродукции, эстампы. Карточную форму имеют открытки, календарики, календарные стенки.

По особенностям изготовления печатной формы различают эстампы, форма для печати которых изготовляется самим художником (станковая печатная форма) и репродуцированные изоиздания, форма для которых изготовляется полиграфическим методом.

К изоизданиям относят все виды печатной прикладной графики (этикетки, колерьетки, табель-календари, марки и т.п.).

По функциональному назначению изоиздания делятся на нормативно-инструктивные, научные, производственно-практические, учебные, массово-политические, научно-популярные и рекламные.

Нормативно-инструктивные изоиздания знакомят с нормативно-правовыми документами, действующими в различных сферах человеческой деятельности. К ним относят плакаты и наглядные пособия, содержащие сведения о нормах, стандартах, правилах, регламентирующих практическую деятельность.

Научные изоиздания – это альбомные издания по искусству, комплектные издания оригинальной графики, атласы для научно-исследовательских целей. Они содержат обобщающие материалы, характеризующие уровень развития науки об искусстве.

Производственные (практические) изоиздания составляют плакаты и наглядные пособия. Их функциональное назначение – информация о наиболее рациональных формах работы в различных областях человеческой деятельности, пропаганда техники безопасности и охраны труда.

Учебные изоиздания выполняют образовательную и воспитательную функции в различных системах и на различных уровнях обучения. Сюда относятся плакаты и наглядные пособия для дошкольного, начального, среднего специальго, профессионально-технического и высшего образования.

Массово-политические изоиздания составляют плакаты, наглядные пособия, изобразительные открытки, художественные репродукции массово-политического характера.

Научно-популярные изоиздания – это основная масса художественных репродукций, эстампов, изобразительных открыток и альбомов.

Рекламные изоиздания – это плакаты, буклеты, альбомы, афиши, назначение которых привлечь внимание потребителя (покупателя, зрителя) к новым видам товаров и услуг, к проведению различных зрелищных и культурно-массовых мероприятий.

Различно читательское назначение изоизданий. Они рассчитаны на:

·  массового потребителя, располагающего элементарной начальной подготовкой в восприятии изображений;

·  относительно подготовленного потребителя, обладающего определенным набором сведений, необходимых для восприятия изоизданий, более сложных по функциональному и читательскому назначению;

·  потребителя-специалиста, профессионально связанного с производством и распространением (хранением) изоизданий. Это художники, коллекционеры, специалисты в области информации, библиотекари, библиографы, музейные работники и т.д.

Изоиздания печатаются всеми способами печати (высокая, офсетная, глубокая) с использованием одной-двух красок (в изданиях высшего класса до четырех-шести красок) с применением тиснения, торшонирования, прессовки пленки и других способов повышения качества изданий [6,310-312].


Глава 2. Плакат. Художественная репродукция. Эстамп.

2.1 Плакат.

Плакат (лат. placatum – объявление, афиша) – листовое изоиздание, содержащее рисунок, фотографию, монтаж или какое-нибудь специальное изображение с небольшим пояснительным текстом. Выпускается в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, отпечатано с одной или обеих сторон листа, предназначено для экспонирования.

Плакат в современных формах сложился в XIX в. как вид театральной и торговой рекламы. До второй половины XIX в. его называли агитационным. Рекламный плакат возник в западной Европе во второй половине XIX в., а в начале XX в. появились рекламные плакаты. Зачатки политических плакатов прослеживаются в графике времен революции 1905-1907 годов («Шершень» и др.). В годы гражданской войны появились первые печатные политические плакаты, рисованные от руки и размножаемые при помощи трафаретов: «Окна УкРоста» в Харькове, «Окна ЮгРоста» в Одессе и др.

В 1920-1930 годах плакат был популярным средством пропаганды техники безопасности в промышленности и строительстве. В 1960-1970-е годы широкое распространение получил плакат кинорекламный, театральный, выставочный, санитарно-просветительский, плакаты по охране труда, 1980-1990-е годы торговые плакаты, по охране окружающей среды и т.п.

Кроме рисунка, плакат использует приемы фотомонтажа, применяемые также в книге и журнале. Плакат – разновидность графики, произведение искусства, лаконичное, броское (цветное) изображение с кратким текстом, на большом листе бумаги. Современный плакат является обычно полиграфическим или компьютерным воспроизведением созданного художником оригинала.

По функциональному назначению плакаты делятся на следующие разновидности: массово-политические (агитплакаты, освещающие важнейшие события политической, экономической, культурной жизни страны); нормативно-инструктивные, к которым относятся:

а) плакаты, содержащие разъяснения стандартов, технических условий, нормативов;

б) плакаты по охране труда и технике безопасности; производственно-практические (пропагандирующие прогрессивные методы труда в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, образования, культуры); научно-популярные (посвящены истории, экономике, предназначены для лекционной работы, в помощь пропагандистам, библиотечным, музейным работникам и т.д.); учебные (выполняют функции учебно-наглядных пособий на всех ступенях обучения);

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.