скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Товарные биржи: сущность и тенденции развития

• публикует информацию по вопросам деятельности товарных бирж и субъектов товарного биржевого рынка, за исключением сведений, составляющих коммерческую или иную, охраняемую законом тайну;

• осуществляет взаимодействие с зарубежными товарными биржами по обмену опытом, подготовки специалистов и другим вопросам, представляющим взаимный интерес.

Уполномоченному органу, его должностным лицам и служащим запрещается разглашать информацию о деятельности товарных бирж и участниках биржевой торговли, содержащую коммерческую или иную, охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

Деятельность товарных бирж подлежит лицензированию уполномоченным органом. Условия и порядок выдачи лицензий для осуществления деятельности товарных бирж устанавливаются настоящим Законом и нормативными правовыми актами уполномоченного органа.

Документы, представленные для получения лицензии, рассматриваются уполномоченным органом при соответствии заявителя и представленных им документов требованиям настоящего Закона и иного законодательства Республики Казахстан.

Не допускается вмешательство органов государственной власти и управления в деятельность товарной биржи, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

Органы государственного управления, а также их должностные лица, действия которых повлекли за собой неисполнение биржевых сделок или нанесение ущерба участникам биржевых сделок, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) и ликвидация товарной биржи осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан с учётом особенностей, установленных законодательными актами Республики Казахстан для некоммерческих организаций.

Решение о реорганизации, ликвидации товарной биржи принимается высшим органом управления биржи в порядке, установленном уставом биржи, и в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

В случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, принудительная реорганизация и прекращение деятельности товарной биржи может быть осуществлено судом.

Изменение состава учредителей не является реорганизацией товарной биржи и не влечет перерегистрации юридического лица.

Товарная биржа - организованная форма регулярно функционирующего оптового рынка товарами, допущенными к обращению на бирже. Организационно-правовая форма юридического лица – товарная биржа. Наименование юридического лица, не зарегистрированного в организационно-правовой форме товарная биржа в соответствии с настоящим Законом, не может включать в себя слова «товарная биржа» или производные от них слова в любых сочетаниях.

Товарная биржа может быть создана путём образования нового юридического лица, а также в результате реорганизации существующего юридического лица в порядке, установленном настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

Правоспособность товарной биржи возникает с момента получения лицензии. Биржа имеет право создавать на территории Республики Казахстан и за е пределами свои филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, на деятельность которых распространяется соответственно действие законодательства Республики Казахстан и законодательство страны нахождения филиала, представительства, подразделения.

По форме организации биржевых торгов товарные биржи подразделяются на:

• закрытые товарные биржи, участниками торгов которых являются только члены биржи в соответствии с её уставом;

• открытые товарные биржи, которые допускают к участию в биржевых торгах разовых посетителей;

• смешанные товарные биржи, участниками которых являются как члены биржи, так и разовые посетители.

По специализации товарные биржи могут быть:

• универсальными, на которых совершаются сделки по широкой номенклатуре биржевых товаров;

• специализированными, на которых объектами торговли являются отдельные товары или их группы.

 

3.2 Проблемы и перспективы развития биржевой торговли в РК

Стратегические цели развития торгово-экономических отношений Республики Казахстан, как известно, направлены на интеграцию в мировое хозяйственное пространство, в ближайшее время решаются вопросы вступления в ВТО. Определяя свое будущее в мировом экономическом пространстве, экономической стратегией Республика Казахстан провозгласила дальнейшую интенсификацию роста производства конкурентоспособных товаров и услуг, выбирает цивилизованные способы торгового партнерства, развитие институциональной основы торговых отношений – биржевых торгов. Деятельность товарных бирж в Республике Казахстан определялась Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона «О товарных биржах» и утвержденным Правительством Республики Казахстан Перечнем биржевых товаров.

Как отмечают биржевые компании, первоначальный перечень биржевых товаров содержал практически весь спектр стратегических товаров, производимых отечественными товаропроизводителями. Их обращение на товарных биржах позволяло устанавливать справедливую цену спроса и предложения, препятствовало реализации этих товаров по демпинговым ценам, особенно при экспортных поставках. Прозрачность ценообразования, доступность всех хозяйствующих субъектов к результатам торгов, предоставление широкой информации о конъюнктуре рынка – все это способствовало становлению цивилизованного рынка биржевой торговли.

Однако, в настоящее время биржи фактически отстранены от участия в экономических процессах страны, их деятельность практически свернута. Из 12 товарных бирж – членов Биржевого союза Казахстана, членами которых являются:

1.         Международная Казахстанская агропромышленная биржа

2.         "АКТАУ"

3.         Агропромышленная биржа «СолУcтИк дала

4.         Костанайская универсальная биржа « Астык»

5.         Южно-Казахстанская универсальная товарная биржа «Жибек-Жолы»

6.         Южно-Казахстанская нефтяная биржа

7.         Западно-Казахстанская универсальная товарная биржа "Жаик"

8.         Актюбинская агропромышленная товарно-сырьевая биржа "Кокжар"

9.         Универсальная товарная биржа «Окжетпес»

10.       Биржевой центр «Орлан»

11.       Центрально-Казахстанская товарная биржа «Кен Дала»

12.       Жесказганская межрегиоиальная товарная биржа «Сары-Арка»

Пока еще действуют 2-3 товарные биржи. В результате резкого снижения объемов выставляемой на торги продукции (за 10 лет Правительством Республики Казахстан перечень биржевых товаров сокращен более чем на 60 процентов от первоначального) в настоящее время действующие биржевые площадки не создают достаточной концентрации участников рынка обеспечения реальной рыночной картины.

Определенный всплеск биржевой торговли был связан с проведением государственных закупок некоторых товаров. Для примера следует отметить, что только на Международной Казахстанской агропромышленной бирже при осуществлении государственных закупок в 2003-2004 годах условная экономия бюджетных средств составила более 182 млн.тенге., а с учетом данных других товарных бирж – более 350 млн.тенге.

Согласно пункту 3 статьи 3 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 07 апреля 1995 года № 2170 «О товарных биржах», перечень биржевых товаров и минимальный размер представляемых партий, подлежащих реализации только через открытые товарные биржи, утверждаются Правительством Республики Казахстан.

В настоящее время в перечне остались зерновые культуры, кожевенное сырье, хлопок - волокно, отходы хлопка, шерсть, масло подсолнечное хлопковое, живые животные и т.п. (Приложение)

Экономическими предпосылками развития товарных бирж, осуществляющих организационную и регулирующую деятельность по проведению биржевых торгов массовыми, стандартизированными товарами и контрактами является, прежде всего, высокая концентрация спроса и предложения на данный товар, а также заинтересованность хозяйствующих субъектов в осуществлении торговых операций на товарной бирже.

В настоящее время в республике товарами массового производства являются зерно, металл, нефтепродукты и уголь, особых проблем с приобретением и реализацией которых по причине наличия годами налаженной схемы не наблюдается.

Вместе с тем можно констатировать отсутствие открытого рыночного ценообразования на данные товары (неоправданное повышение цен ввиду наблюдаемых сговоров хозяйствующих субъектов, наличия большого количества посредников и т.д.), что, в свою очередь, оказывает негативный мультипликационный эффект на всю экономику.

Относительно вопроса об установлении биржевых цен при совершении сделок - купли-продажи сообщаем, что Правилами биржевой торговли устанавливаются порядок котировки биржевых товаров, порядок информирования участников биржевой торговли о ценах биржевых сделок и о котировке цен биржевых товаров, меры по контролю над процессом ценообразования на бирже. Бирже запрещается устанавливать уровни и пределы на биржевой товар.

Учитывая отсутствие единых концептуальных подходов по основополагающим вопросам функционирования и дальнейшего развития деятельности товарных бирж в Казахстане (обязательность перечня биржевых товаров, лицензирования деятельности товарных бирж и др.), Министерство индустрии и торговли (далее - Министерство) обратилось с просьбой об исключении законопроекта из плана, которая была одобрена на 61 заседании Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности.

Министерством создается рабочая группа из числа заинтересованных государственных органов и представителей Биржевого союза в целях выработки предложений по развитию деятельности товарных бирж и совершенствования законодательства, регулирующего деятельность товарных бирж в Республике Казахстан.

В соответствии с данным проектом распоряжения Рабочей группе поручено выработать предложения по развитию деятельности товарных бирж в Республике Казахстан.

По итогам предварительных совещаний с заинтересованными государственными органами и представителями Биржевого союза Казахстана выработаны предварительные предложения по развитию деятельности товарных бирж, которые будут учтены при формировании Концепции и проекта Закона Республики Казахстан «О товарных биржах» и подлежат рассмотрению в рамках заседаний Рабочей группы; участие государства в создании клиринговой палаты (капитализация которой должна быть на уровне средних банков второго уровня) совместно с другими заинтересованными сторонами для перехода от торговли наличным товаром к фьючерсному рынку, как к апробированному инструменту стабилизации цен на товарных рынках;

- введение лицензирования деятельности товарных бирж, учитывая ее специфичность, а также необходимость разработки ведомственного нормативного акта, предусматривающего квалификационные требования к осуществлению деятельности товарных бирж как на спотовом, так и на фьючерсном рынке;

- введение квалификационных требований к биржевым брокерам, дилерам.

Кроме того, в целях привлечения предпринимателей к торговле через товарные биржи и стимулированию постепенного перехода товарных бирж к организации торговли производными биржевыми инструментами (фьючерсами, опционами и т.д.), предлагается:

1. создание государственного реестра товарных бирж, соответствующих квалификационным требованиям, для осуществления государственного закупа через указанные биржи;

2. разработка номенклатуры товаров, закупаемых для нужд государства и подпадающих под определение «биржевой товар»;

3. введение обязательной регистрации фьючерсных сделок с товарами, включенными в номенклатуру товаров, закупаемых для нужд государства.

В целях оказания технической помощи Казахстану в рамках процесса вступления в ВТО в виде международной экспертизы, привлекаются такие международные организации, как Японское Агентство Международного Сотрудничества (JIСА), Конференция по торговле и развитию (UNCTAD) и Агентство США по международному развитию (USAID).

Таким образом, выработка коллегиального решения на заседаниях рабочей группы, утверждение Концепции Советом по экономической политике, и последующее принятие Закона Республики Казахстан «О товарных биржах» позволит преодолеть кризис товарной биржевой деятельности и определить основные направления развития деятельности товарных бирж в республике.


Заключение

В учебнике Макконелла биржа упоминается "как высокоразвитый рынок, на котором покупатели и продавцы... акций, облигаций и сельскохозяйственной продукции со всего мира устанавливают контакт друг с другом ". Биржа есть чисто конкурентный рынок, т.е. такой механизм, на котором можно наблюдать действие рынка и его законов. При разработке капиталистической идеологии Макконелл одним из 6 принципов и институтов опирается на пример функционирования биржи. Система цен или рыночная система наиболее выпукло проявляет себя именно здесь, на бирже. Не будь этого примера, сей принцип потерял бы большую часть своей убедительности.

Биржа в классическом понимании это:

1) место, где регулярно в одно и тоже время проводят торги по определенным товарам;

2) объединение торговцев и биржевых посредников, которые сообща оплачивают расходы по организации торгов, устанавливают правила торговли, определяют санкции за их нарушение; абсолютное большинство бирж - это не прибыльные организации, члены биржи получают выгоду не от ее функционирования, а от своего участия в торгах.

Развитие бирж шло вместе с развитием национальных экономик европейских государств. В числе своих предков биржа может отыскать торговые площади, уличные рынки, городские торговые ряды, базары (мы к этому сейчас возвратились), множество ярмарок.

По мере развития экономических отношений появилась необходимость упорядочить, организовать на постоянно действующей основе рыночные механизмы, заключенные в добиржевых формах экономических отношений.

Роль биржевой торговли в мировой экономике и в народных хозяйствах отдельных стран нельзя переоценить. Некоторые западные экономисты считают возникновение современной товарной биржи, не как рынка, осуществляющего сбыт товаров, а как финансового института, облегчающего ведение торговли и удешевляющего ее, равно по значению промышленной революции конца XVIII века, и видят в ней организующую и планирующую силу, способную придать динамизм всей экономике.

В современной экономической литературе товарная биржа рассматривается, во-первых, как экономическая категория, отражающая составную часть рынка, спецификой которого является особая оптовая форма торговли товарами с определенными характеристиками: массовость, стандартности, взаимозаменяемость. Во-вторых, это хозяйственное объединение (общество) продавцов, покупателей и торговцев-посредников с целью создания условий для торговли, облегчения, ускорения и удешевление торговых соглашений и операций. Такие объединения организовываются для улучшения торговли, быстрого обеспечения товаропроизводителей необходимыми товарами, ускорения оборота капитала. Члены биржи выигрывают не от ее функционирования, а от своего участия в торгах. Члены товарной биржи, которыми могут быть как посреднические (брокерские, торговые и т.п.), производственные фирмы, так и банковские учреждения, инвестиционные компании, отдельные граждане, в соответствии с установленными биржевыми правилами заключают соглашения купли-продажи товаров по ценам, складывающимся непосредственно в ходе торговли в зависимости от соотношения спроса и их предложения. Это свидетельствует о том, что биржа представляет собой особый ценообразующий механизм. В свободном ценообразовании также заключается цель биржи.


Список использованной литературы

1.   Иващенко А.А. Товарная биржа.- М., Международные отношения,1991.

2.   Васильев Г.А., Каменева Н.Г. Товарные биржи. - М., "Высшая школа",1991.

3.   Филиппов А. “Товарные биржи: от забвения к возрождению”, М.: “Деньги и кредит”, 1990.

4.   Толковый словарь рыночной экономики. Второе, дополненное издание.- М.,"Глория",1993.

5.   Рыночная экономика: Учебник: В 3 т. Т.2, ч.2. Основы бизнеса. - М.,"СОМИНТЭК",1992.

6.   Биржевой портфель (Книга биржевика, Книга биржевого коммерсанта, Книга брокера)/ Отв. ред. Рубин Ю.Б., Солдаткин В.И. М.: СОМИНТЕК, 1992. С. 35.

7.   Васильев Г.А., Каменева Н.Г. Товарные биржи. М., Высшая школа, 1991.

8.   Иванов К.В. Товарные биржи - вчера и сегодня. М.: Златоцвет, 1992.

9.   Портфель делового человека. Биржевой портфель. М.: Соминтэк, 1993.

10.            Сборник информационных материалов по товарным биржам. М.: Просвещение, 1990.

11.            Столяров А. Товарная биржа - важнейший элемент саморегулирования рынка. М.: Соминтэк, 1991.

12.            Фролова А. Игра по правилам выгодна всем. М.: Экономика и жизнь. 1996/

13.            Яковлев А.А. К становлению советских товарных бирж. Экономические науки. 1991.

14.            Поплавский В.Д. “Биржа - атрибут рыночной экономики” М.: “Деньги и кредит”, 1991.

15.            Корнеев В., Кузьменко М., Киселев В. Товарные биржи: новые “снабы” или инструменты рынка, Экономические науки, 1991, №4

16.            Официальный сайт Агентства Республики Казахстан по статистике www.stat.kz


Приложение

Перечень биржевых товаров

Наименование товара Код ТН ВЭД Минимальный размер партии
1. Зерно, сельскохозяйственная продукция, продукты их переработки
Пшеница (всех видов) 1001 1 вагон
Рожь 100200000 1 вагон
Ячмень 1003 00 1 вагон
Овес 1004 00 000 1 вагон
Кукуруза 1005 1 вагон
Рис-зерно, рис-крупа 1006 00 1 вагон
Сорго 1007 00 1 вагон
Гречиха, просо и семена канареечника 1008 1 вагон
Крупы 1103 - 1105 20т
Соевые бобы, дробленые или недробленые 1201 00 1 вагон
Семена рапса дробленые или недробленые 1205 00 1 вагон
Семена подсолнечника дробленые или недробленые 1206 1 вагон
Хлопковый линт 1404 20 000
Масло подсолнечное, хлопковое для пищевых целей 1512 1 т
Шкуры КРС или семейства лошадиных 4101 50 шт.
Шкуры МРС (овец или ягнят) 4102 500 шт.
Прочие виды кожевенного сырья, включая шкуры коз и козлят 4103 500 шт.
Кожа из козьих шкур 4106 4000 кв. дм
Кожа из шкур прочих животных (включая свиные) 4107 1000 кв. дм
Замша (включая из шкур овец, ягнят и других животных) 4108 00 1000 кв. дм
Каракуль 4301 30 000 1000 кв. дм
Натуральный мех и изделия из него 4301 - 4303 10 шкурок
Шерсть тонкая (мериносовая, немериносовая, мытая и немытая), полутонкая, полугрубая, грубая 5101 1 т
Тонкая шерсть ангорского кролика, верблюда, коз ангорских 5102 20кг
Хлопок-волокно 5201 00 5203 00 000 5т.
Отходы хлопка 5202
Лошади 0101 10 гол.
Крупный рогатый скот 0102 10 гол.
Свиньи 0103 50 гол.
Овцы и козы 0104 50 гол.
Черева бараньи 0504 00 000

Составлено на основе данных взятых с официального сайта Агентства Республики Казахстан по статистике [16]


Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.