скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Внешний государственный долг

Курсовая работа: Внешний государственный долг

Содержание

Введение. 2

Глава 1. Определение и значение внешней задолженности. 4

1.1 Определение государственного долга. 4

1.2 Влияние внешней задолженности на российскую экономику. 5

Глава 2.Формирование внешнего долга России. 9

2.1 Внешняя задолженность СССР. 9

2.2 Внешняя задолженность России. 10

2.3 Государственный внешний долг РФ на 2007 год. 12

Глава 3. Кредиторы Российской Федерации. 13

3.1 Парижский клуб. 13

3.2 Лондонский клуб. 15

3.3 Международный валютный фонд. 17

3.4 Коммерческие кредиторы.. 18

3.5 Всемирный Банк. 20

Глава 4. Обслуживание и урегулирование внешнего долга России. 22

Заключение. 24

Использованная литература. 25

Приложение №1. 27

Приложение №2. 29

Приложение №3. 31


Введение

В любой стране существуют проблемы и трудности, которые необходимо решить и преодолеть, чтобы занять достойное место в мире. Это проблемы экономического, социального, политического, духовного характера, которые очень важны, взаимосвязаны и требуют решения. Однако меня, как будущего экономиста, интересуют больше проблемы экономического характера. Они достаточно разнообразны: проблема занятости, устойчивости экономического роста, поддержания спроса, развития всех сегментов финансового рынка, проблемы платежного баланса, проблема накопленных Россией долгов в результате внешних и внутренних займов и т.д. Я хочу заострить свое внимание на проблеме государственного внешнего долга России, ведь она является одной из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения данной проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, характер поведения всех сегментов финансового рынка.

Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Экономические события последних лет показали, что вопрос управления государственным долгом переходит в разряд первостепенных, также можно с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться важнейшим предметом для обсуждения и в ближайшей перспективе.

Таким образом, цель моей курсовой работы - показать проблематику внешней задолженности России, ее зависимость от этого долга и перспективы развития ситуации.


Глава 1. Определение и значение внешней задолженности

1.1 Определение государственного долга

Для начала, чтобы понять, что такое государственный долг, рассмотрим, что такое бюджетный дефицит, так как эти понятия связаны между собой. Бюджетный дефицит - это величина, на которую государственные расходы превосходят доходы в конкретном году. Государственный долг — это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Государственный долг регламентируется ст.97 Бюджетного Кодекса РФ от 20 августа 2004г., из которого следует, что государственным долгом считают долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая, обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Государственный долг России может быть в форме [1]:

кредитных отношений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России;

договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;

соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет.

Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте. Внешний долг регулируется постановлением правительства от 16 апреля 2003г. N 221 "Об утверждении Правил погашения задолженности перед федеральным бюджетом, выраженной в иностранной валюте, государственными ценными бумагами и правами требования по обязательствам Российской Федерации, составляющим государственный внешний долг Российской Федерации". Внешний долг включает в себя обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и суммы основного долга по кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

1.2 Влияние внешней задолженности на российскую экономику

Внешний долг, то есть накопленная задолженность субъектов хозяйствования и органов власти перед нерезидентами, - ключевой фактор экономического развития России в XXIв. Данная ситуация соответствует современным тенденциям, которые свидетельствуют о том, что мировая экономика дефицитна и имеет ярко выраженные долговые черты. Большинство государств испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для осуществления внутренних платежей, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономической политики и выполнения обязательств по уже осуществлённым внешним заимствованиям. В разных странах соотношение привлечённых и предоставленных средств происходит по-разному, однако практически везде, в том числе и в России, сложилась экономическая система, основанная на внешних заимствованиях.

Итак, обозначим причины возникновения государственного долга:

Войны - какая-то часть государственного долга может стать результатом дефицитного финансирования военных действий;

Спады - в периоды, когда национальный доход сокращается, налоговые поступления автоматически уменьшаются, образуется бюджетный дефицит;

Снижение налогов – это может привести к структурному дефициту федерального бюджета, то есть такому дефициту, при котором бюджет не будет сбалансированным;

Недостаток политической воли – хотя политики выступают против бюджетного дефицита, но конкретные предложения сократить расход или повысить налоги обычно встречают больше сопротивления, чем поддержки.

Также необходимо рассмотреть характер взаимодействия внешнего государственного долга с соответствующими сферами экономики страны. Прежде всего, важен характер опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета в кредитном цикле (привлечение, использование, погашение) неблагоприятные последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего долга.

У платежного баланса аналогичный характер взаимодействия с долговым циклом: на смену желанным дополнительным валютным поступлениям приходит период расплаты по долгу. Здесь высокая степень взаимодействия, поскольку именно сальдо по текущим статьям платежного баланса может выступать основным ограничителем во внешних заимствованиях и управлении инвалютным долгом, а при определенных обстоятельствах - даже диктовать необходимость отсрочки долговых платежей. В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости.

Финансовая неустойчивость мировой экономики приобретает системный характер, что способствует поиску новых экономических моделей, обеспечивающих необходимый баланс между реализацией национальных интересов и прагматичным участием в международных экономических отношениях. Составной частью такой экономической модели является система управления государственным долгом. До 2001г. внешняя задолженность России оказывала негативное воздействие на развитие национальной экономики России, так как:

усиливалась зависимость РФ от иностранных государств, предоставлявших кредиты, при принятии решений в области экономической политики;

происходило сокращение объёма средств, которые могли быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивало экономический рост;

ослаблялась мотивация к достижению наилучших макроэкономических показателей, которые повлекли бы за собой требования о своевременном погашении долга в полном объёме;

сокращался объём средств, которые могли быть направлены на развитие социальной сферы, усиливалась социальная напряженность;

дестабилизировалась денежно-кредитная ситуация;

происходило ослабление позиций России на мировых рынках товаров и капиталов.

Совокупность этих качественных показателей дала основания характеризовать экономическую систему страны в начале нового тысячелетия как долговую, что значит, что принятие большинства экономических решений на государственном уровне зависело от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Именно поэтому построение правильной, научно обоснованной стратегии управления внешней задолженностью и их увязка с другими направлениями экономической политики государства являлось на современном этапе задачей исключительной важности.

Для принятия решения о внешнем займе должны быть учтены следующие факторы:

финансовые возможности страны по погашению взятых кредитов в будущем;

возможные потери от невыполнения или неполного выполнения тех задач, для которых привлекаются средства из заграницы;

цена внешних финансовых ресурсов;

степень зависимости от внешних кредиторов при принятии решений в дальнейшем.


Глава 2.Формирование внешнего долга России.

Хочу повторить, что проблема внешней задолженности требует постоянного контроля, поскольку может оказывать очень серьезное негативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе. Например, глубокий более чем десятилетний кризис в Латинской Америке, сопровождавшийся длительным спадом производства и исключительно высокой инфляцией, был спровоцирован именно крупными внешними долгами.

2.1 Внешняя задолженность СССР

Причинами образования внешнего долга России послужили как ее займы после 1991г., так и задолжность СССР, которую взяла на себя правительство России.

Сумму задолженности СССР точно установить трудно. СССР в послевоенные годы был образцовым заемщиком, своевременно и в полном объеме выполнявшим свои долговые обязательства. Однако в 1984г. произошел резкий скачок задолженности. На внешнем рынке заняли более $15 млрд. (внешний долг составил уже 5% ВНП). В 1986г. сумма внешних займов превысила $30 млрд. (50% экспорта), а в 1989г. внешний долг достиг $50 млрд. (8% ВНП). Факторами, способствующими нарастанию задолженности, являются:

нарастание кризисных тенденций в экономике страны;

сокращение темпов добычи сырья и его стоимости на мировых рынках;

либерализация внешнеэкономической деятельности;

применение плавающих процентных ставок по кредитам;

привлечение в больших объемах кредитов в то время.

Еще $30 млрд. задолженности было накоплено Союзом в период с 1988 – 1991гг., - когда западные государства предоставили СССР ряд много миллиардных кредитов. Следует напомнить, что перед руководством СССР не ставилась задача провести радикальные экономические реформы в СССР, что сегодня называется настоящей причиной предоставления этих кредитов. Договор «О правопреемстве в отношении внешнего долга и активов СССР» был подписан бывшими союзными республиками 4 декабря 1991г. Предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу, а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР, однако 7 стран бывшего СССР не поставили свои подписи под Договором.

По официальным данным, признанный Россией советский долг составил в 1991г. $95,1 млрд. Долг иностранным правительствам составлял $57,2 млрд. Половина внешней задолжности бывшего СССР приходилась на кредиты, 20,5% были обусловлены расчетами за поставку товаров в рамках СЭВ.

На краткосрочную задолжность приходилось около 20% всей суммы долга. Именно с расчетами со странами СЭВ связаны значительные расхождения, поскольку цены на экспортируемые российские товары были занижены, в то время как цены на продукцию стран Восточной Европы завышались. Заимствования с 1991 – 2000гг. оцениваются на уровне $60 млрд. Из всей суммы долга только 33% задолжности переоформлены в долговые инструменты, которыми легко управлять. Остальная часть представлена межгосударственными обязательствами, в отношении которых ведутся трудные переговоры.

2.2 Внешняя задолженность России

В результате принятия на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению внешнего долга СССР, внешний долг России, составлявший на начало 1992г. $57 млрд. достиг в начале 1993г. $96.6 млрд. и сравнялся со всем годовым ВНП страны. К концу 1993г. обязательства России составили уже более $110 млрд., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на $15 млрд. (в первую очередь за счет привлечения займов международных финансовых организаций). Причинами стремительного роста задолженности стали:

дефицитность государственного бюджета;

заметное ухудшение ценовых условий внешней торговли;

сокращение экспорта и т.д.

Несмотря на это, в 1993г. соотношение внешнего долга к ВНП сократилось до 65%. Для оценки остроты долговой проблемы существуют 2 базовых критерия, основанных на сопоставлении:

задолженности и долговых платежей с экспортом – от экспорта зависит поступление валюты в страну, а значит и возможности по обслуживанию кредитов, номинированных в иностранной валюте. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза (15-20%), повышенной опасности - в 3 раза (25-30%);

задолженности и долговых платежей с ВВП - основной показатель финансовой устойчивости государства.

По официальным данным Минфина на 31 декабря 1997г. внешний долг России составлял $123.5 млрд., из которых $91,4 млрд. - составляли долги, доставшиеся в наследство от Советского Союза. Однако в 1998г. вновь были сделаны масштабные заимствования. К 1 июля 1998г. внешний долг вырос до $129 млрд. (рост задолженности был связан, в первую очередь, с попытками предотвратить дефолт по внутреннему долгу). Во второй половине 1998г. произошла конвертация части внутреннего долга во внешний - объем задолженности на конец 1998г. составил уже - $156,6 млрд., а в 1999г. достиг своего исторического пика - $167 млрд. (более 90% ВНП в долларовом исчислении). В 1997 – 1998гг. затраты на обслуживание долга составляли половину бюджетных расходов.

С 2000г. благодаря политике по обслуживанию внешних обязательств без осуществления новых заимствований происходит постепенное (до $10 млрд. в год) сокращение внешнего долга России.

2.3 Государственный внешний долг РФ на 2007 год


Глава 3. Кредиторы Российской Федерации

За последние годы инвесторы стали намного выше оценивать надежность России как заемщика благодаря улучшению всех долговых показателей страны, чему способствовали высокие цены на нефть.

Однако основой уверенности кредиторов в способности России исправно обслуживать внешний долг является постоянное увеличение Стабилизационного фонда.

3.1 Парижский клуб

Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956г. для обсуждения и урегулирования проблем задолженности развивающихся стран по государственным или имеющим государственную гарантию кредитам.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.