скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Взаимосвязь потребительской и промысловой кооперации в России

Курсовая работа: Взаимосвязь потребительской и промысловой кооперации в России

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра «Гуманитарные дисциплины»

Курсовая работа

по дисциплине «Теория и практика кооперации»

на тему: «Взаимосвязь потребительской и промысловой кооперации в России»

Выполнила студентка

2 курса группа 1712

специальности 080109

Султанбекова Л.Н.

Научный руководитель

канд. фил. н. доцент

Сидорова Г.П.

Поступила на кафедру

Возвращена на доработку

Допущена к защите

Оценка

Казань 2009


Содержание

Ведение

1. Развитие потребкооперации в России

1.1 Развитие кооперации в 21 веке

1.2 Деятельность районных потребительских обществ России

1.3 Деятельность потребительских обществ Республики Татарстан

1.4 Современные проблемы развития потребкооперации

2.Развитие промысловой кооперации ее современное назначение,  ее формы и виды

2.1 Развитие промысловой кооперации

2.2 Современное развитие промысловой кооперации в России

2.3 Формы и виды промысловых кооперативов

2.4 Организационные и экономические основы деятельности Промысловых (кустарно-ремесленных) кооперативов

3. Взаимосвязь потребительской и промысловой кооперации

3.1 Взаимосвязь потребительской и промысловой кооперации в современных экономических условиях

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Взаимосвязь потребительских и промысловых обществ – в следующем: отличие промысловой кооперации от кооперации потребительской, в которой теперь делается ставка на первичные объединения. Задача промысловой кооперации - собрать продукцию кустарей для продажи на крупном рынке. Было бы совершенно ненормально, чтобы каждое низовое объединение само искало рынок сбыта в России или за границей. Поэтому в промысловой кооперации крупные кооперативные объединения играют достаточно большую роль, так как через них происходит сбыт продукции кустарно-ремесленной промышленности на широком рынке. В современной России, где бедность населения становится хроническим явлением, роль потребитель­ских обществ и их союзов, выполняющих свою социальную миссию по защите и поддержке населения значительно возрастает. Перед промысловой кооперацией стоит задача организовать кустарную промышленность в кооперативы.

Потребительская кооперации России за время своего существования доказала делом свою значимость, полезность и эффективность. Она развивалась и совершенствовалась одновременно с развитием общества, всегда чувствительно реагируя на запросы пайщиков, расширяя и совершенствуя свои многогранные функции и спектр услуг. В настоящее время потребительская кооперация России работает стабильно, уверенно, имея четкую перспективу, сформулированную в Программе стабилизации и развития потребительской кооперации Российской Федерации на предстоящие годы.

Федеральные и местные органы власти России признают благородную миссию российской потребительской кооперации в решении крупных социальных программ, способствующих сокращению безработицы, повышению занятости населения.

Освоение новых видов деятельности и услуг позволяет по­требительской кооперации создавать дополнительные рабочие места. Потребительская кооперация в каждом регионе выступает надежным союзником местных органов власти в реализации программ социальной защиты населения. Она пополняет местный бюджет налоговыми отчислениями по результатам деятельности кооперативных предприятий и организаций.

Целью данной курсовой работы является изучение взаимосвязи потребительской и промысловой кооперации в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

•           рассмотреть этапы развития потребительской кооперации в России;

•           изучить проблемы современной потребительской кооперации.

•           анализировать развитие промысловой кооперации.


1. Развитие потребкооперации в России

1.1 Развитие кооперации в 20-21 веке

По числу кооперативов и их членов Россия занимает первое место в мире. Столь стремительного роста не знала ни одна страна.

Кооперативное движение России - на 80 процентов крестьянское - приобрел небывалый размах. Особенно быстро росли сельскохозяйственные кооперативы. Их количество за первые 15 лет XX века увеличилось в 44 раза. Феноменальный взлет российской кооперации как раз свидетельствует о том, что таким образом происходил поиск российским народом наиболее удобной для него формы приспособления к рыночной экономике, формы в наибольшей степени соответствующей российским условиям и традициям, нашим социокультурным ценностям.

Были сокращены личные подсобные хозяйства, почти ликвидирован частный скот, укрупнены колхозы. Мелкие предприятия промысловой кооперации не могли вписаться в создаваемую на таких основах производственную структуру. И в середине 1960 года промысловую кооперацию полностью ликвидировали, а ее предприятия передали в ведение государственных органов.

70-е годы XX века характеризовались широкой международной дея­тельностью потребительской кооперации. Являясь членом Международного кооперативного альянса, Центросоюз последовательно выступал за единство кооператоров всех стран в борьбе за мир, социальный прогресс, за расшире­ние деловых и культурных связей с кооператорами всех стран.18

Кризис первых лет перестройки, связанный с распадом СССР, больно ударил по кооперации. Особенно большой урон нанесла коммерциализация экономики. Центросоюзом РФ предпринимается ряд серьезных мер по выходу из кризиса. Именно в этот период была определена стратегия развития потребительской кооперации, связанная с реализацией социальной миссии.

Таким образом, от всей богатой «палитры» дореволюционных кооперативных форм сумела сохраниться только система потребительской кооперации.3

К началу 2006 года потребкооперация оказалась единственной из всех существовавших кооперативных форм, которая сформировалась как сложная хозяйственная единая структура. Максимально используя местные ресурсы, она ориентируется преимущественно на обслуживание интересов сельского населения18.

В 2006 году потребкооперация обслуживала 50 процентов населения страны, членами ее были около 70 миллионов сельских жителей. На ее долю приходилось четверть розничного товарооборота, около половины заготовок картофеля, треть закупок овощей, более трети выпечки хлеба. В то же время надо иметь в виду огромные резервы продовольствия и других товаров народного потребления, которые кооперация не производила, но могла бы производить.18

В 2006 году создана Ассоциация «Лига национальных (республиканских) кооперативных организаций потребительской кооперации стран СНГ».18

1.2 Деятельность районных потребительских обществ России

Российская потребкооперация стало одной из массовых и сильных в мире, получило теперь новые перспективы и стимулы развития.

Отметим, что лидирующей кооперативной системой, как и прежде, является родоначальница российского кооперативного движения потребительская кооперация. Потребкооперация сегодня это 7,5 миллиона пайщиков, объединенных в 3,5 потребительских обществ, действующих на территории в 12,3 млн. квадратных километров, осуществляющих торговое бытовое обслуживание, заготовительную деятельность более чем в 90 тысячах населенных пунктах страны. Вместе с тем российскую кооперацию представляют производственные и потребительские сельскохозяйственные кооперативы, сбытовые и заготовительные, перерабатывающие и снабженческие, кредитные и страховые.5

Развиваются ипотечные и жилищные кооперативы, кооперативы по обслуживанию подворных животноводческих хозяйств, а также действующие в сфере медицинского обслуживания, садоводческие, дачно-строительные и гаражные, транспортные и ремонтно-строительные. Всего различными видами кооперации в России охвачено 60 миллионов человек.

Также потребительская кооперация организует досуг населения, оказывает поддержку и помощь малоимущим и инвалидам, обеспечивает население лекарственными и ветеринарными препаратами

На данный момент потребительская кооперация снабжает жителей сельской глубинки всем необходимым, продает по ценам ниже рыночных, в результате чего жители села фактически получают социальную поддержку в размере до 1,5 млрд. рублей в год3.

Но потребительская кооперация - не только инструмент социальной защиты интересов населения на основе потребительской выгоды, но и инструмент экономической защиты. Поэтому главная задача потребительской кооперации на селе – создание и поддержание хорошо функционирующей, общедоступной и экономически оправданной социальной инфраструктуры, содействие эффективной занятости сельского населения через восстановление сельской экономики.

Создавая рабочие места, потребительская кооперация дает возможность жителям села, и в первую очередь сельской молодежи, реализовать свой личный экономический интерес, иметь заработок и достойные условия для творческого развития.

За последние восемь лет потребительская кооперация фактически заново возродила на селе бытовое обслуживание. Начав в 2001 году с открытия отдельных пунктов по оказанию бытовых услуг, она сегодня имеет комплексную систему бытового обслуживания: кооперативные дома быта, комплексные приемные пункты в райцентрах, стационарные мастерские и цехи в крупных селах, пункты приема заказов в мелких населенных пунктах5.

1.3 Деятельность потребительских обществ Республики Татарстан

На сегодняшний день кооперативные организации республики в два раза увеличили закупки в хозяйствах населения молока, на 20 процентов - мяса, возросли объемы плодоовощной продукции. За семь лет у населения закуплено 613 тысяч тонн мяса, 1 млн. 11 тысяч тонн молока, 770 тысяч тонн картофеля. На кооперативных промышленных предприятиях выработано около 7 млн. тонн хлеба и хлебобулочных изделий, 21 тысячи тонн колбасных, 312 тысяч тонн кондитерских изделий, 510 муб. консервов и 54 млн. декалитров безалкогольных напитков. В 2006 году потребительская кооперация по собственной инициативе включилась в реализацию приоритетных национальных проектов, и в первую очередь проекта развития сельского хозяйства. Наращивание производства, заготовок, переработки и реализации мяса, молока, другой продукции, развитие инфраструктуры - эти задачи ставит перед собой потребкооперация, реализуя национальный проект «Развитие АПК». Однако в числе участников национального проекта по развитию АПК потребительская кооперация не включена и, таким образом, лишена возможности получения в рамках проекта кредитов, на закупку перерабатывающего, холодильного оборудования, транспорта, скотовозов и молоковозов и другого нужного оборудования. В проекте федерального бюджета на 2007 год организациям потребительской кооперации предоставлено право наравне с предприятиями агропромышленного комплекса получать возмещение из федерального бюджета по кредитам, взятым не только на закупку сельскохозяйственного сырья для промышленной, но и первичной переработки20.


1.4 Проблемы развития потребительской кооперации

В развитии кооперативных форм хозяйствования, доказавших гибкость и жизнеспособность, сегодня есть ряд нерешенных проблем.

Первая связана с правовым регулированием отношений кооперативной собственности. В российском законодательстве (даже в Конституции) нет нормы, закрепляющей кооперативную форму собственности, отсутствует само понятие «кооперативная форма собственности». На практике это приводит к очень большим негативным последствиям.

Во-вторых, гражданское законодательство отдельных кооперативов относит к разному типу организаций: производственные - к коммерческим, потребительские - к некоммерческим. Однако правоприменительная практика норм налогового, земельного, алкогольного законодательств пошла таким путем, что к потребительским кооперативам применяются нормы, установленные как к коммерческим организациям. То есть не учитывается, что потребительский кооператив по сути своей является некоммерческой организацией и создается для удовлетворения потребностей его членов.

В-третьих, задача превращения кооперации в значимый сектор экономики ставит проблему подготовки кадров для кооперации. Подготовленность кадров, их возрастной состав - серьезная проблема. Молодые работники предпочитают работать на престижной, требующей высокой квалификации, должности, чего требует современное состояние экономики России. Потребительской кооперации нужны не просто работники той или иной профессии, а специалисты с кооперативным сознанием, которые исповедуют идеологию и принципы потребительской кооперации6.

Сегодня перед потребительской кооперацией стоят масштабные, серьезные задачи, которые под силу, прежде всего, высококлассным специалистам, знающим специфику потребительской кооперации, обладающими современными методами экономического анализа и управления.

Волнует и тот факт, что профессионально подготовленные работники потребительской кооперации, не всегда могут устроиться на такую должность, которая соответствует их квалификации, в результате чего соглашаются на любую работу. Это говорит о том, что потенциал трудового ресурса остается невостребованным. Но следует заметить, что на сегодняшний день эта проблема имеет решение, так как на фоне обсуждения реформирования системы профессионального образования возникла идея создания образовательных кластеров. Система работы образовательных кластеров заключается в том, что базовые предприятия передают в отраслевое министерство данные о своей потребности в кадрах и через систему госзаказа формируется заявка в кластер. Иными словами, кластер - это цивилизованная форма рыночных отношений между образовательными учреждениями и работодателями. Основной целью кластера является достижение устойчивого экономического развития и повышения конкурентоспособности отрасли торговли и сервиса за счет развития технологий, внедрение инноваций, а также повышение, как эффективности текущего использования ресурсов, так и уровня профессионализма работников19.

В четвертых, существует проблема в заготовительной деятельности организаций Республики Татарстан19.

Многие организации в системе потребительской кооперации являются либо убыточными, либо их прибыль составляет незначительную долю. Потребительская кооперация все более уступает развивающемуся частному бизнесу. В связи с этим Татпотребсоюз стал внедрять элементы предприни­мательства в свою деятельность...

Таким образом, несмотря на возникшие проблемы, потребительская кооперация, имея существенный потенциал, может и должна приложить все усилия к стабилизации экономики и выхода на траекторию устойчивого экономического роста6.

2. Развитие промысловой кооперации ее современное назначение

2.1 Развитие промысловой кооперации

Промысловая кооперация – это вид кооперации, объединяющей мелких производителей (кустарей и ремесленников) для совместно производства товаров и оказания услуг. Первые промысловые кооперативы возникли во Франции и Германии в середине 19 в.; они получили распространение в др. капиталистических странах в конце 19 начале 20 вв.

Однако в современных условиях промысловая кооперация имеет в капиталистических странах значительно меньшее распространение, чем кооперация потребительская, кредитная,

В России до Великой Октябрьской социалистической революции целый ряд предметов широкого потребления производился кустарно-ремесленной промышленностью.

Кустарями и ремесленниками изготовлялась подавляющая часть продукции ряда отраслей, таких, как обувная, шубная, рукавичная, бондарная, валяльно-войлочная, портняжная, а также предметов роскоши и др.

В промысловых кооперативах обобществлялись только основные средства производства, необходимые для ведения промысла. Оплата производилась в зависимости от количества и качества затраченного труда на основе действующей в промышленности тарифной системы.

Руководили деятельностью артелей союзы промысловой кооперации, объединявшие артели по производственному или территориальному признаку; союзы входили в промысловые советы, а во главе стоял Центральный совет промысловой кооперации (Центропромсовет)7.

Промысловая кооперация коренным образом преобразовала мелкую кустарно-ремесленную промышленность. Она выросла в широко развитую во всех республиках систему кооперативно-промышленного производства.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.